Миф о врожденной грамотности и правда о тех, кто пишет без ошибок
Врожденная грамотность существует или это миф? Как она проявляется и чем ее можно объяснить? Грамота опросила в соцсетях около 40 человек, которые с детства писали без ошибок. Результаты этого мини-исследования мы обсудили со Светланой Викторовной Друговейко-Должанской — старшим научным сотрудником Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, членом Филологического совета Тотального диктанта и Орфографической комиссии РАН.
Почему грамотность не может быть врожденной
Врожденная, интуитивная, абсолютная грамотность, орфографическое чутье — так называют суперспособность, которую замечают у некоторых детей в начальной школе.
Конечно, говорить о врожденной грамотности некорректно, потому что люди с ней не рождаются. Даже умение говорить не является врожденным: если его не развивать у ребенка, то оно не сформируется, и убедиться в этом помогли печальные примеры «детей-Маугли».
Ученые уже давно исследуют специализацию полушарий мозга и разделение между ними задач при обработке информации. Не исключено, что ключ к источнику абсолютной грамотности лежит именно в этой сфере, в особенностях устройства зрительной памяти, тонких различиях в восприятии текста и картинки.
Найти в мозге конкретную «зону грамотности» исследователи пока не смогли. Возможно, какие-то гипотезы появятся при изучении мозговых структур людей с дислексией и дисграфией. Ведь если есть какие-то особенности, которые мешают людям распознавать и воспроизводить текст, можно предположить, что есть и обратные примеры.
Зловредный винегрет и другие яства
Вопрос о врожденной грамотности неизменно вызывает живой отклик, поэтому о своем опыте нам охотно рассказали 40 взрослых пользователей одной из соцсетей. Так мы узнали об испытании, которое педагоги устроили второкласснице. Узнав, что девочка обычно пишет без ошибок, ей продиктовали некий сложный текст. Она сделала в нем только одну ошибку — в слове винегрет. Точно такую же историю «с винегретом» рассказала нам и Светлана Друговейко-Должанская. Она говорит о врожденной грамотности со знанием дела: не только как филолог, но и как человек, который сам обладает этой мифической способностью.
Для разоблачения врожденной грамотности советские педагоги использовали примерно такой диктант: На дощатой террасе близ конопляника вдова небезызвестного подьячего, веснушчатая Агриппина Саввична, потчевала исподтишка моллюсками, винегретом, можжевеловым вареньем и мороженым крем-брюле коллежского асессора Аполлона Филипповича под аккомпанемент аккордеона и виолончели.
Авторство этого зубодробительного предложения, в котором собраны чуть ли не все самые сложные слова русского языка, приписывают то Чехову, то Тургеневу. Диктант существует в разных вариантах: есть короткие, как этот, и более длинные, в которых еще больше малоупотребительных, устаревших и прочих сложных для написания слов. Достоверно известно, что «врожденно-грамотные» ученицы выпускного класса, успешно поступившие впоследствии на филологический факультет МГУ, делали в длинной версии этого диктанта семь и больше орфографических ошибок.
Откуда берутся грамотные
Выяснилось, что многие участники нашего опроса рано, в 2,5–4 года, научились читать и с тех пор не расстаются с книгой, причем круг чтения не всегда соответствовал возрасту. Но этот критерий работает не всегда: есть такие, кто к чтению совершенно равнодушны, но при этом получили и передали волшебную грамотность по наследству.
Как ощущается интуитивная грамотность изнутри? Часто у таких людей ошибка вызывает физический дискомфорт, как фальшивая нота у человека с музыкальным слухом. Можно себе представить, какие страдания они испытывают, когда видят многочисленные как-бы, вообщем, пишите вместо пишете или читают такой диалог:
— Собираюсь в Тулу, как там живется?
— Когда поедите, вы это узнаете.
Кроме того, участники опроса отмечали, что увиденные в детстве слова они запомнили навсегда. «Мне кажется, что грамотно писать мне помогали те же особенности зрительной памяти, благодаря которым я могла в старших классах „сфотографировать“ совершенно невнятные для меня математические формулы и воспроизвести их на доске», — рассказывает Светлана Друговейко-Должанская.
Чтобы фотографическая зрительная память помогала писать правильно, нужно читать в детстве книги, с которыми поработали редактор и корректор, — тогда эти тексты могут служить эталоном. Во время книжного бума 1990-х годов множество изданий были опубликованы без вычитки. «Я храню такие экземпляры в своей коллекции, — рассказывает эксперт. — Например, в одном романе, очень популярном, герой упал назад, но последнее слово было написано раздельно. Сейчас, чтобы развлечься, я иногда читаю „Яндекс Дзен“, там бывают невероятно смешные примеры».
Итак, наибольшие шансы быть грамотными без усилий имеют люди:
- с развитым визуальным каналом восприятия,
- с хорошей памятью,
- рано научившиеся читать и много читавшие в детстве,
- имеющие языковое чутье, способности к языкам и аналитический слух, позволяющий вычленять, например, удвоенные согласные в незнакомом слове асессор.
Но, во-первых, ни одно из этих качеств не гарантирует идеальной грамотности, а во-вторых, у каждого из наших респондентов оказался собственный «профиль грамотности». К тому же эта суперспособность может проявляться сильнее или слабее. Кто-то, мельком глянув на страницу текста, моментально укажет в нем ошибки и опечатки, а кому-то требуется написать сомнительное слово в разных вариантах, чтобы интуитивно выбрать правильный.
Интуиция + логика + практика
Как ни странно, детям с интуитивной грамотностью не так легко получить пятерку по русскому. Учитель не упускает возможности спустить грамотеев с небес на землю, в лидеры они выбиваются лишь на диктантах. Многим участникам нашего опроса было сложно запоминать правила, а фонетический разбор и вовсе превращался в пытку: приходилось не только видеть, но и записывать «неправильные» слова.
Легко ли быть грамотным?Грамотность можно измерять, развивать и извлекать из нее практическую пользу«Устный экзамен по русскому языку после восьмого класса был для меня мукой, — вспоминает Светлана Друговейко-Должанская. — Я не понимала, зачем мне учить правила, ведь они никакой практической подпоркой не служат. Любой человек должен понимать, зачем ему нужно то или иное знание. Меня очень расстраивает, что в школе теоретические знания о грамматике существуют сами по себе, они никак не связаны с практическим знанием. Эта ситуация не изменилась за десятилетия».
Чуткий педагог может свести страдания грамотного ученика к минимуму, но типовая программа и подготовка к ЕГЭ неизбежно становятся источником дискомфорта. Между тем, если увидеть в правилах орфографии логику, можно постепенно найти в них опору для своей интуиции и развить языковые компетенции.
Конечно, есть правила, в которых найти логику трудно: таковы правила слитных, раздельных и дефисных написаний, правила выбора прописной или строчной буквы. А вот в случае простых орфограмм вроде приставки рас-/раз- (раскидать, но разбросать) помогает понимание принципов орфографии, умение мысленно членить слово на морфемы.
Это умение приходит далеко не сразу, даже к человеку вполне грамотному. У нашего эксперта был такой опыт: «Будучи студенткой, которая уже прошла курс теории орфографии, я писала летом своему приятелю письмо. И споткнулась на слове гостеприимный. Букву после р я столько раз стирала и писала заново, что затерла бумагу до дырки. Хотя, конечно, должна была бы сообразить логически».
Чтобы грамотно писать, надо уметь выбирать подходящее к случаю правило орфографии и осмысленно применять его. Наш эксперт уверен, что это умение можно и нужно развивать. Об этом Чехов говорит в рассказе «Восклицательный знак» устами своего простодушного героя:
— Взять, например, хоть вас, Ефим Фомич, — обратился к Перекладину один юноша. — Вы занимаете приличное место... а какое образование вы получили?
— Никакого-с. Да у нас образование и не требуется, — кротко ответил Перекладин. — Пиши правильно, вот и все...
— Где же это вы правильно писать-то научились?
— Привык-с... За сорок лет службы можно руку набить-с... Оно, конечно, спервоначалу трудно было, делывал ошибки, но потом привык-с... и ничего...
— А знаки препинания?
— И знаки препинания ничего... Правильно ставлю.
— Гм!.. — сконфузился юноша. — Но привычка совсем не то, что образование. Мало того, что вы знаки препинания правильно ставите... мало-с! Нужно сознательно ставить! Вы ставите запятую и должны сознавать, для чего ее ставите... да-с! А это ваше бессознательное... рефлекторное правописание и гроша не стоит. Это машинное производство и больше ничего.
Факторы риска и ключи к успеху
Врожденная грамотность — не талисман, который выручит в любых обстоятельствах; она может снижаться с возрастом или при смене языковой среды. Среди факторов, которые отрицательно влияют на грамотность, быстрое поверхностное чтение, чтение текстов с ошибками и опечатками, в том числе в соцсетях и чатах, и привычка проверять написанное с помощью автокорректора. А вот изменение норм и правил, вопреки нашему предположению, на уровень грамотности не влияет, тем более что русская орфография меняется нечасто.
Реформы русской орфографииКак Петр I и большевики с буквами воевалиМасштабная реформа орфографии в России была в 1917–1918 годах, а «последние небольшие изменения, коснувшиеся отдельных слов, например таких, как снигирь, итти и розыскной, произошли в 1956 году», — говорит эксперт.
Поэтому пока не стоит опасаться, что «фотографии» слов, сохраненные в памяти, устареют и подведут. Но грамотность, как и любой навык, нуждается в тренировке. Каким образом можно ее тренировать?
- Читать медленно и вдумчиво;
- развивать устную речь, практиковаться в чтении вслух и устных ответах на вопросы;
- тренировать зрительную память, обращая внимание на трудные слова и стараясь запомнить их орфографический облик;
- тренировать моторную память, записывая «словарные слова»;
- анализировать правила орфографии, чтобы находить в них логику;
- выполнять упражнения в Учебнике Грамоты или на сайте Тотального диктанта.
Какие выводы мы можем сделать из нашего опроса и разговора с филологом? Врожденная грамотность — удобный ярлык, чтобы говорить о тех, кому легко удается писать без ошибок. Обычно это приятная особенность — результат совместного действия разнообразных факторов, от общих языковых способностей до начитанности, хорошей зрительной памяти и языкового слуха.
Но даже если человеку повезло считаться «врожденно-грамотным», ему все равно придется быть в курсе нормативных написаний, внимательно относиться к тому, что он читает, и постоянно тренироваться. Потому что если с орфографией еще можно хотя бы отчасти полагаться на интуицию, то с пунктуацией это невозможно: невыученные правила обязательно отомстят в самый неподходящий момент.
Еще на
эту тему
Проблема лишних запятых: как соотносятся правила пунктуации и привычки пишущих
Обзор ошибок участников Тотального диктанта
Проблема клатча и тоута: каким сумкам нужен дефис
Каждый месяц наша справочная служба выбирает и комментирует три вопроса пользователей
Ева Даласкина против русской орфографии
Какие типы ошибок встречаются в Тотальном диктанте чаще всего