Подсказки для поиска

Кто эффективнее в изучении языка — человек или нейросеть?

Кто эффективнее в изучении языка — человек или нейросеть?
В коллаже использованы материалы фотобанка Unsplash

Похожи ли механизмы, которые заложены в нейросеть, на работу человеческого мозга? Есть ли разница в том, как язык усваивают дети и как это делает искусственный интеллект? Что думает про машинное обучение известный американский лингвист Ноам Хомский? Об этом изданию «N + 1» рассказала доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики Наталия Слюсарь.

Язык — не набор инструкций

Невозможно обучить ребенка языку, просто перечислив ему правила, например объяснив падежи и склонения. Даже если бы лингвисты договорились о единой системе склонений, такой подход не был бы эффективен.

Обучение языку опирается на глубокие структурные принципы, которые ребенок постигает интуитивно.

Ноам Хомский в марте 2023 года опубликовал статью в New York Times, где он утверждает, что ChatGPT не может по-настоящему понимать язык: он «мыслит» гораздо более линейно, нежели человек. Нейросеть легко способна освоить «невозможный язык» — этим термином лингвист называет любой гипотетический искусственный язык, основанный на линейном порядке слов. Такой «невозможный язык» человек либо не сможет выучить совсем, либо столкнется с большими трудностями, потому что в нем нарушены универсальные принципы естественных языков.

Не существует языка, в котором порядок слов был бы на 100% линейным: мозг всегда оперирует, а не просто считывает последовательность. ИИ далеко не всегда хорошо справляется с такой задачей, когда работает с естественными языками, что приводит к ошибкам. В частности, у нейросетей часто возникают проблемы с фразами вроде John is too stubborn to talk to (‘Джон слишком упрямый, чтобы с ним говорить’) — они могут неправильно перевести ее как ‘Джон такой упрямый, что ни с кем не говорит’. 

Язык основан на иерархической структуре, где слова взаимодействуют друг с другом, а не просто следуют по порядку.

Он не подчиняется правилам вроде «поставь глагол на третье место в предложении». Например, в русском языке в предложении «Петя любит рис» глагол стоит на втором месте, а если мы скажем «Один умный мальчик, проповедующий здоровый образ жизни, любит рис», то сказуемое окажется далеко отодвинуто от начала предложения. То есть глагол занимает не вторую позицию от начала предложения, а позицию после первой синтаксической группы.

Ребенок против ИИ

По мнению Хомского, нейросеть осваивает язык иначе, чем человек: у машины отсутствуют какие-либо врожденные механизмы. Хотя наши знания о языке еще неполны, мы видим, что ребенок обучается языку в очень раннем возрасте и быстро осваивает базовую грамматику.

Для детей любые естественные языки одинаково просты, для них нет разницы между усвоением в качестве родного русского, английского, китайского или любого другого языка.

При этом если взрослый человек изучает искусственный язык, то для него, как показывает статистика, агглютинативные языки оказываются проще флективных — вне зависимости от того, на каком языке говорит сам человек. В агглютинативных языках аффикс имеет строго одно значение, а во флективных может иметь несколько: например, в слове столам окончание -ам указывает одновременно на дательный падеж и на множественное число.

Лингвисты обычно не говорят, что один естественный язык проще другого: у каждого есть свои особенности. Некоторые глобальные характеристики того или иного языка осваиваются чуть сложнее, а некоторые — проще.

Хомский уверен, что у людей есть некоторая врожденная способность к языку и огромные врожденные знания о том, какими языки бывают, а какими не бывают, — и ровно на это мы опираемся, когда осваиваем язык в детском возрасте. При том, что в нейросеть загружено гораздо большее количество данных, чем есть в голове у ребенка, человеческий мозг все равно оказывается эффективнее в вопросе изучения языка.

Неизвестно, смогут ли разработчики в будущем оптимизировать работу ИИ так, чтобы он начал работать по тем же принципам, что и наш мозг. Но исследования в этом направлении помогают ученым лучше понять, как устроен язык и человеческое сознание.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Плеоназмы со смыслом, неологизмы для мужчин и всякие штуки: вышел новый номер «Трудов ИРЯ РАН»

Кое-что о современной русской лексике в сборнике статей к 90-летию Леонида Крысина

Могут ли нейросети написать «Войну и мир» и куда они заведут человечество

На форуме «Территория будущего. Москва 2030» рассказали о возможностях ИИ

Калеб Эверетт написал книгу о языковом многообразии

Научный редактор книги Валерий Шульгинов представляет ее читателям Грамоты

Филолог Владимир Новиков: «Культурный человек не гонится за речевой модой, а интересуется ею»

В издательстве «Алетейя» вышел «Слов модных полный лексикон»

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

все публикации

Плеоназмы со смыслом, неологизмы для мужчин и всякие штуки: вышел новый номер «Трудов ИРЯ РАН»

Кое-что о современной русской лексике в сборнике статей к 90-летию Леонида Крысина

Владимир Гиляровский, «король репортеров»

К 170-летию со дня рождения писателя и журналиста Музей Москвы показывает документы из найденного недавно архива 

Он или она? Как языки обходятся без указания на пол

Есть разные способы избежать уточнения или, наоборот, внести ясность

Могут ли нейросети написать «Войну и мир» и куда они заведут человечество

На форуме «Территория будущего. Москва 2030» рассказали о возможностях ИИ

Слова на карте: как лексика объединяет и разделяет страны

Лингвистические карты показывают родство языков и языковые контакты

Сергей Ожегов, борец за самобытность родного языка

К 125-летию со дня рождения лексикографа рассказываем о десяти фактах его биографии

Калеб Эверетт написал книгу о языковом многообразии

Научный редактор книги Валерий Шульгинов представляет ее читателям Грамоты

Как эвфемизмы в рекламе влияют на наше поведение

«Спецпредложение» звучит более заманчиво, чем «скидка»

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Опять запятые! Сложный пунктуационный тест

Десять цитат из русской классики, которые нужно написать без ошибок

Михаил Штудинер не спешит изгонять из языка то, что в нем еще живо

Автор «Словаря трудностей русского языка» — об объективном характере нормы и ее субъективной фиксации

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Новое образование для «нового человека»: как учили грамоте в советской школе сто лет назад

31 августа исполняется сто лет декрету о всеобщем начальном обучении в РСФСР

Язык и пространство: что находится в центре мира?

Реки, горы и стороны света могут быть встроены в языковую систему координат, объясняет Валерий Шульгинов

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

Как философы пытались создать идеальные языки

Продуманные, точные — но абсолютно непригодные для общения

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!