Подсказки для поиска

Кто эффективнее в изучении языка — человек или нейросеть?

Кто эффективнее в изучении языка — человек или нейросеть?
В коллаже использованы материалы фотобанка Unsplash

Похожи ли механизмы, которые заложены в нейросеть, на работу человеческого мозга? Есть ли разница в том, как язык усваивают дети и как это делает искусственный интеллект? Что думает про машинное обучение известный американский лингвист Ноам Хомский? Об этом изданию «N + 1» рассказала доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики Наталия Слюсарь.

Язык — не набор инструкций

Невозможно обучить ребенка языку, просто перечислив ему правила, например объяснив падежи и склонения. Даже если бы лингвисты договорились о единой системе склонений, такой подход не был бы эффективен.

Обучение языку опирается на глубокие структурные принципы, которые ребенок постигает интуитивно.

Ноам Хомский в марте 2023 года опубликовал статью в New York Times, где он утверждает, что ChatGPT не может по-настоящему понимать язык: он «мыслит» гораздо более линейно, нежели человек. Нейросеть легко способна освоить «невозможный язык» — этим термином лингвист называет любой гипотетический искусственный язык, основанный на линейном порядке слов. Такой «невозможный язык» человек либо не сможет выучить совсем, либо столкнется с большими трудностями, потому что в нем нарушены универсальные принципы естественных языков.

Не существует языка, в котором порядок слов был бы на 100% линейным: мозг всегда оперирует, а не просто считывает последовательность. ИИ далеко не всегда хорошо справляется с такой задачей, когда работает с естественными языками, что приводит к ошибкам. В частности, у нейросетей часто возникают проблемы с фразами вроде John is too stubborn to talk to (‘Джон слишком упрямый, чтобы с ним говорить’) — они могут неправильно перевести ее как ‘Джон такой упрямый, что ни с кем не говорит’. 

Язык основан на иерархической структуре, где слова взаимодействуют друг с другом, а не просто следуют по порядку.

Он не подчиняется правилам вроде «поставь глагол на третье место в предложении». Например, в русском языке в предложении «Петя любит рис» глагол стоит на втором месте, а если мы скажем «Один умный мальчик, проповедующий здоровый образ жизни, любит рис», то сказуемое окажется далеко отодвинуто от начала предложения. То есть глагол занимает не вторую позицию от начала предложения, а позицию после первой синтаксической группы.

Ребенок против ИИ

По мнению Хомского, нейросеть осваивает язык иначе, чем человек: у машины отсутствуют какие-либо врожденные механизмы. Хотя наши знания о языке еще неполны, мы видим, что ребенок обучается языку в очень раннем возрасте и быстро осваивает базовую грамматику.

Для детей любые естественные языки одинаково просты, для них нет разницы между усвоением в качестве родного русского, английского, китайского или любого другого языка.

При этом если взрослый человек изучает искусственный язык, то для него, как показывает статистика, агглютинативные языки оказываются проще флективных — вне зависимости от того, на каком языке говорит сам человек. В агглютинативных языках аффикс имеет строго одно значение, а во флективных может иметь несколько: например, в слове столам окончание -ам указывает одновременно на дательный падеж и на множественное число.

Лингвисты обычно не говорят, что один естественный язык проще другого: у каждого есть свои особенности. Некоторые глобальные характеристики того или иного языка осваиваются чуть сложнее, а некоторые — проще.

Хомский уверен, что у людей есть некоторая врожденная способность к языку и огромные врожденные знания о том, какими языки бывают, а какими не бывают, — и ровно на это мы опираемся, когда осваиваем язык в детском возрасте. При том, что в нейросеть загружено гораздо большее количество данных, чем есть в голове у ребенка, человеческий мозг все равно оказывается эффективнее в вопросе изучения языка.

Неизвестно, смогут ли разработчики в будущем оптимизировать работу ИИ так, чтобы он начал работать по тем же принципам, что и наш мозг. Но исследования в этом направлении помогают ученым лучше понять, как устроен язык и человеческое сознание.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Что особенного в киргизском русском, как меняется ударение в идиомах и кто такой инфохомяк

Вышел в свет четвертый номер журнала «Русская речь» за 2025 год

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

В издательстве МИФ вышла книга о книгах

Как создавали, распространяли и запрещали книги

все публикации

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Опять запятые! Сложный пунктуационный тест

Десять цитат из русской классики, которые нужно написать без ошибок

Михаил Штудинер не спешит изгонять из языка то, что в нем еще живо

Автор «Словаря трудностей русского языка» — об объективном характере нормы и ее субъективной фиксации

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Новое образование для «нового человека»: как учили грамоте в советской школе сто лет назад

31 августа исполняется сто лет декрету о всеобщем начальном обучении в РСФСР

Язык и пространство: что находится в центре мира?

Реки, горы и стороны света могут быть встроены в языковую систему координат, объясняет Валерий Шульгинов

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

Как философы пытались создать идеальные языки

Продуманные, точные — но абсолютно непригодные для общения

Чем речовка лучше речевки? Три переменчивых неологизма XX века 

Раньше слова «речовка», «плащовка» и «мелочовка» писались по-другому

От пашни до веб-сайта: что верстает верстальщик?

В истории названия распространенной современной профессии разбиралась лингвист Ирина Фуфаева

В издательстве МИФ вышла книга о книгах

Как создавали, распространяли и запрещали книги

Андрей Кибрик о русскоязычных жителях Аляски и особенностях их диалекта

Сохранить аляскинский русский невозможно, но необходимо его документировать

Чем нас привлекает общение с языковыми моделями

Чат-бот может быть удобным собеседником, но для некоторых людей это удобство чревато проблемами

В научном сообществе исследование обсценных слов находится под запретом

Так считают авторы заметок о русском мате Анатолий Баранов и Дмитрий Добровольский

Лучшие программы-корректоры на основе ИИ

Роботы уже могут исправить большинство ошибок, но сами добавляют новые

Горячая десятка заимствований: что тут сложного?

Пользователи Грамоты часто ищут информацию об этих заимствованиях, которые еще не освоились в русском языке

Язык тела: как жесты помогают нам общаться

Они дополняют, уточняют и даже заменяют слова

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!