Какие новые жанры научно-популярных текстов о языке появились в новейшее время?

В журнале «Неофилология» вышла статья филологов Ольги Ребковец и Натальи Милянчук о том, как изменилась система жанров научно-популярного изложения в связи с развитием технологий. Авторы рассматривают, какую цель преследует тот или иной текст и какие коммуникативные позиции занимают автор и адресат.
С начала XXI века объем текстов в научно-популярном стиле существенно вырос, изменился также арсенал приемов репрезентации этого стиля. Как отмечают Ольга Ребковец и Наталья Милянчук, помимо традиционных жанров, таких как книга, статья, телепрограмма, радиопрограмма и лекция, стали более востребованы интервью, заметки и колонки — эти жанры раньше были характерны для публицистического стиля.
Среди новых жанров научно-популярных текстов можно выделить опросы, тесты, топ-листы, карточки и мемы.
Филолог Татьяна Шмелева так определяет обобщенный «образ автора» научно-популярных текстов: это эксперт, обладающий знаниями и информацией, которых нет у адресата. В свою очередь адресат — неспециалист, который заинтересован в научном знании. Вместе с тем коммуникативные позиции автора и адресата могут варьироваться в зависимости от жанра.
Заметка — небольшой по объему и максимально тематически сфокусированный текст. Авторы статьи выделяют три типа заметок: «развенчание мифа», «знаете ли вы» и «как правильно». Автор заметки первого типа предполагает, что адресат уже частично знаком с рассматриваемой темой, и стремится уберечь его от заблуждений. В случае с заметкой типа «знаете ли вы» автор рассчитывает на любознательность читателя и его желание получить новые знания. Заметка же «как правильно» опирается на заинтересованность читателя в овладении языковыми нормами.
Колонка представляет субъективную трактовку автором какой-либо социальной темы или проблемы. Это оценочное полемическое рассуждение, монолог, напрямую обращенный к читателю.
Карточка рассчитана на визуальное восприятие. Такие тексты не представляют материал системно, а ориентируются на актуальность для широкой аудитории.
Нередко карточки представляют собой циклы, которые имеют единое графическое оформление и персонажей.
Эксперт общается с читателем на равных, предлагая ему помощь.
Топ-лист предусматривает структурированную подачу информации в виде списка, который организован автором по какому-либо критерию. Список может быть как ранжированным, когда элементы расположены в установленном порядке в зависимости от степени проявления заявленного критерия, так и неранжированным — тогда элементы перечислены в произвольном порядке. Автор топ-листа часто выступает как аниматор, который вступает в шутливый диалог с читателем, чтобы не только просветить его, но и развлечь.
Опрос обращен к интеллектуальному опыту адресата и направлен на получение информации от него. «В речевой практике опрос реализуется в двух формализованных последовательных и неразрывно связанных текстовых формах: текст-запрос и текст — обзор полученных ответов», — замечают авторы.
Тест направлен на проверку знаний, этот жанр эксплуатирует желание адресата анонимно подтвердить свой статус знатока — это своеобразный вызов, интеллектуальная игра.
Мем — новый элемент жанровой системы научно-популярных текстов. Он, в отличие от других форм, не выполняет просветительскую функцию — ключевую для этого стиля речи. Но при этом мем способен привлечь внимание и сформировать благоприятную атмосферу для взаимодействия автора и читателя.
Еще на
эту тему
Крылатые слова: какими они бывают и заменят ли их мемы
«Это нога... у того, у кого надо, нога!»
Научно-популярный стиль речи: настоящая наука для чайников
Супергерои делают научное знание доступным и привлекательным
Научный стиль: точность не в ущерб понятности
Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты