Подсказки для поиска

Какие новые жанры научно-популярных текстов о языке появились в новейшее время?

Какие новые жанры научно-популярных текстов о языке появились в новейшее время?
В коллаже использованы материалы фотобанка Pexels

В журнале «Неофилология» вышла статья филологов Ольги Ребковец и Натальи Милянчук о том, как изменилась система жанров научно-популярного изложения в связи с развитием технологий. Авторы рассматривают, какую цель преследует тот или иной текст и какие коммуникативные позиции занимают автор и адресат.

С начала XXI века объем текстов в научно-популярном стиле существенно вырос, изменился также арсенал приемов репрезентации этого стиля. Как отмечают Ольга Ребковец и Наталья Милянчук, помимо традиционных жанров, таких как книга, статья, телепрограмма, радиопрограмма и лекция, стали более востребованы интервью, заметки и колонки — эти жанры раньше были характерны для публицистического стиля.

Среди новых жанров научно-популярных текстов можно выделить опросы, тесты, топ-листы, карточки и мемы.

Филолог Татьяна Шмелева так определяет обобщенный «образ автора» научно-популярных текстов: это эксперт, обладающий знаниями и информацией, которых нет у адресата. В свою очередь адресат — неспециалист, который заинтересован в научном знании. Вместе с тем коммуникативные позиции автора и адресата могут варьироваться в зависимости от жанра.

Заметка — небольшой по объему и максимально тематически сфокусированный текст. Авторы статьи выделяют три типа заметок: «развенчание мифа», «знаете ли вы» и «как правильно». Автор заметки первого типа предполагает, что адресат уже частично знаком с рассматриваемой темой, и стремится уберечь его от заблуждений. В случае с заметкой типа «знаете ли вы» автор рассчитывает на любознательность читателя и его желание получить новые знания. Заметка же «как правильно» опирается на заинтересованность читателя в овладении языковыми нормами.

Колонка представляет субъективную трактовку автором какой-либо социальной темы или проблемы. Это оценочное полемическое рассуждение, монолог, напрямую обращенный к читателю.

Карточка рассчитана на визуальное восприятие. Такие тексты не представляют материал системно, а ориентируются на актуальность для широкой аудитории.

Нередко карточки представляют собой циклы, которые имеют единое графическое оформление и персонажей.

Эксперт общается с читателем на равных, предлагая ему помощь.

Топ-лист предусматривает структурированную подачу информации в виде списка, который организован автором по какому-либо критерию. Список может быть как ранжированным, когда элементы расположены в установленном порядке в зависимости от степени проявления заявленного критерия, так и неранжированным — тогда элементы перечислены в произвольном порядке. Автор топ-листа часто выступает как аниматор, который вступает в шутливый диалог с читателем, чтобы не только просветить его, но и развлечь.

Опрос обращен к интеллектуальному опыту адресата и направлен на получение информации от него. «В речевой практике опрос реализуется в двух формализованных последовательных и неразрывно связанных текстовых формах: текст-запрос и текст — обзор полученных ответов», — замечают авторы.

Тест направлен на проверку знаний, этот жанр эксплуатирует желание адресата анонимно подтвердить свой статус знатока — это своеобразный вызов, интеллектуальная игра.

Мем — новый элемент жанровой системы научно-популярных текстов. Он, в отличие от других форм, не выполняет просветительскую функцию — ключевую для этого стиля речи. Но при этом мем способен привлечь внимание и сформировать благоприятную атмосферу для взаимодействия автора и читателя.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Крылатые слова: какими они бывают и заменят ли их мемы

«Это нога... у того, у кого надо, нога!»

Научно-популярный стиль речи: настоящая наука для чайников

Супергерои делают научное знание доступным и привлекательным

Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты

все публикации

«Вы» с прописной буквы — правило устарело?

За подчеркнутой вежливостью может скрываться пассивная агрессия

Слово как оружие: фэнтези о тайной библиотеке и волшебной печатной машинке

В издательстве «МИФ» вышел перевод книги Карстена Хенна «Золотая печатная машинка»

Проявленность: следующий шаг после «быть собой»

В языке поп-психологии у осознанности появилась пара

«Академос» — орфографический ресурс, а не словарь новых слов

Сотрудники Института русского языка имени В. В. Виноградова рассказали о задачах онлайн-ресурса

Сигма: независимый одиночка

Как песня в исполнении двух юных девушек прославила новый тип мужчины

Лингвист Игорь Мельчук вспоминает о жизни и науке середины XX века

Ведущие подкаста «Глагольная группа» анонсировали серию разговоров со знаменитым ученым

Слоп: низкокачественный ИИ-контент

Когда нейросети засоряют интернет-пространство бессмысленными «помоями»

Федор Успенский: «Меня раздражает, когда привычные вещи, на которых я вырос, начинают меняться»

Как меняется русский язык? Лингвисты по просьбе Грамоты рассказывают о главных трендах

Ред-флаг: предупреждение об опасности

Тревожные звоночки еще можно игнорировать, а от красных флагов лучше сразу бежать

Пупупу: новое междометие

Реакция на негатив, задумчивость и принятие неизбежного

Промпт: запрос к языковой модели

С новыми технологиями в нашем активном лексиконе появляются и новые слова

Топонимические легенды предлагают яркие истории вместо этимологии

Откуда куропатки на гербе Курска и кто стрелял из лука в Великих Луках?

Подсветить: смысловое выделение

Модный глагол позволяет расставлять нужные акценты и влиять на восприятие информации

Лимб: зависнуть в неопределенности

Слово с богословскими корнями стало обозначать подвешенное состояние

Русские отчества: как вас по батюшке?

Исторически Иванов и Иванович — одно и то же

Выгорание: остался только пепел

Как редкое слово с техническим смыслом стало популярным обозначением последствий стресса

Галина Кустова: «Есть участки, где грамматика развивается быстро и даже стремительно!»

Как меняется русский язык? Лингвисты по просьбе Грамоты рассказывают о главных трендах

Имба: крутизна, которой нет равных

Как жалоба на дисбаланс превратилась в похвалу

Зумер: непонятная молодежь

Слово, которое полюбили социологи, маркетологи и рекрутеры

Брейнрот: контент, разлагающий мозг

Может ли потребление некачественного контента приводить к снижению когнитивных способностей?

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!