Подсказки для поиска

Какие новые жанры научно-популярных текстов о языке появились в новейшее время?

Какие новые жанры научно-популярных текстов о языке появились в новейшее время?
В коллаже использованы материалы фотобанка Pexels

В журнале «Неофилология» вышла статья филологов Ольги Ребковец и Натальи Милянчук о том, как изменилась система жанров научно-популярного изложения в связи с развитием технологий. Авторы рассматривают, какую цель преследует тот или иной текст и какие коммуникативные позиции занимают автор и адресат.

С начала XXI века объем текстов в научно-популярном стиле существенно вырос, изменился также арсенал приемов репрезентации этого стиля. Как отмечают Ольга Ребковец и Наталья Милянчук, помимо традиционных жанров, таких как книга, статья, телепрограмма, радиопрограмма и лекция, стали более востребованы интервью, заметки и колонки — эти жанры раньше были характерны для публицистического стиля.

Среди новых жанров научно-популярных текстов можно выделить опросы, тесты, топ-листы, карточки и мемы.

Филолог Татьяна Шмелева так определяет обобщенный «образ автора» научно-популярных текстов: это эксперт, обладающий знаниями и информацией, которых нет у адресата. В свою очередь адресат — неспециалист, который заинтересован в научном знании. Вместе с тем коммуникативные позиции автора и адресата могут варьироваться в зависимости от жанра.

Заметка — небольшой по объему и максимально тематически сфокусированный текст. Авторы статьи выделяют три типа заметок: «развенчание мифа», «знаете ли вы» и «как правильно». Автор заметки первого типа предполагает, что адресат уже частично знаком с рассматриваемой темой, и стремится уберечь его от заблуждений. В случае с заметкой типа «знаете ли вы» автор рассчитывает на любознательность читателя и его желание получить новые знания. Заметка же «как правильно» опирается на заинтересованность читателя в овладении языковыми нормами.

Колонка представляет субъективную трактовку автором какой-либо социальной темы или проблемы. Это оценочное полемическое рассуждение, монолог, напрямую обращенный к читателю.

Карточка рассчитана на визуальное восприятие. Такие тексты не представляют материал системно, а ориентируются на актуальность для широкой аудитории.

Нередко карточки представляют собой циклы, которые имеют единое графическое оформление и персонажей.

Эксперт общается с читателем на равных, предлагая ему помощь.

Топ-лист предусматривает структурированную подачу информации в виде списка, который организован автором по какому-либо критерию. Список может быть как ранжированным, когда элементы расположены в установленном порядке в зависимости от степени проявления заявленного критерия, так и неранжированным — тогда элементы перечислены в произвольном порядке. Автор топ-листа часто выступает как аниматор, который вступает в шутливый диалог с читателем, чтобы не только просветить его, но и развлечь.

Опрос обращен к интеллектуальному опыту адресата и направлен на получение информации от него. «В речевой практике опрос реализуется в двух формализованных последовательных и неразрывно связанных текстовых формах: текст-запрос и текст — обзор полученных ответов», — замечают авторы.

Тест направлен на проверку знаний, этот жанр эксплуатирует желание адресата анонимно подтвердить свой статус знатока — это своеобразный вызов, интеллектуальная игра.

Мем — новый элемент жанровой системы научно-популярных текстов. Он, в отличие от других форм, не выполняет просветительскую функцию — ключевую для этого стиля речи. Но при этом мем способен привлечь внимание и сформировать благоприятную атмосферу для взаимодействия автора и читателя.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Крылатые слова: какими они бывают и заменят ли их мемы

«Это нога... у того, у кого надо, нога!»

Научно-популярный стиль речи: настоящая наука для чайников

Супергерои делают научное знание доступным и привлекательным

Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты

все публикации

Плеоназмы со смыслом, неологизмы для мужчин и всякие штуки: вышел новый номер «Трудов ИРЯ РАН»

Кое-что о современной русской лексике в сборнике статей к 90-летию Леонида Крысина

Владимир Гиляровский, «король репортеров»

К 170-летию со дня рождения писателя и журналиста Музей Москвы показывает документы из найденного недавно архива 

Он или она? Как языки обходятся без указания на пол

Есть разные способы избежать уточнения или, наоборот, внести ясность

Могут ли нейросети написать «Войну и мир» и куда они заведут человечество

На форуме «Территория будущего. Москва 2030» рассказали о возможностях ИИ

Слова на карте: как лексика объединяет и разделяет страны

Лингвистические карты показывают родство языков и языковые контакты

Сергей Ожегов, борец за самобытность родного языка

К 125-летию со дня рождения лексикографа рассказываем о десяти фактах его биографии

Калеб Эверетт написал книгу о языковом многообразии

Научный редактор книги Валерий Шульгинов представляет ее читателям Грамоты

Как эвфемизмы в рекламе влияют на наше поведение

«Спецпредложение» звучит более заманчиво, чем «скидка»

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Опять запятые! Сложный пунктуационный тест

Десять цитат из русской классики, которые нужно написать без ошибок

Михаил Штудинер не спешит изгонять из языка то, что в нем еще живо

Автор «Словаря трудностей русского языка» — об объективном характере нормы и ее субъективной фиксации

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Новое образование для «нового человека»: как учили грамоте в советской школе сто лет назад

31 августа исполняется сто лет декрету о всеобщем начальном обучении в РСФСР

Язык и пространство: что находится в центре мира?

Реки, горы и стороны света могут быть встроены в языковую систему координат, объясняет Валерий Шульгинов

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

Как философы пытались создать идеальные языки

Продуманные, точные — но абсолютно непригодные для общения

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!