Подсказки для поиска

Не только люди: с кем еще мы разговариваем по душам?

Не только люди: с кем еще мы разговариваем по душам?
Иллюстрация: Тим Яржомбек

Технологии на базе искусственного интеллекта проникли в повседневную жизнь: мы узнаем у них о погоде, поручаем им рутинные задачи и даже обсуждаем с ними личные проблемы. У современного человека появился новый тип собеседника, который может быть и помощником, и источником эмоциональной поддержки. Насколько естественно для человека вступать в диалог с неживыми объектами?

Ожившие силы природы

С древних времен люди наделяли силы природы и неодушевленные предметы человеческими качествами, эмоциями и даже способностью к общению. Это явление, известное как антропоморфизм, отражено в фольклоре, мифах и сказках разных народов. Герои сказок часто обращаются к стихиям с просьбами или вопросами, как, например, королевич Елисей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?

Особое место среди примеров персонификации занимают колыбельные песни. В их основе лежат охранительные заговоры, призванные уберечь ребенка от бессонницы. В них встречаются образы Сна, Дремы, Угомона; эти персонажи наделены чертами живых существ и способностью заботиться о ребенке.

Ходит сон по сеням,
А дрема по терему,
Ищет Валю в пологу,
Нагибком качелю.
Сон говорит:
«Надо Валю усыпить».
А дрема говорит:
«Надо Валю удремить».
Сон да дрема,
Накатитесь на глаза!

Помимо сказок и песен, мифология различных культур изобилует примерами одушевления природных объектов. Например, в ирландской мифологии существует Камень Фаль (Lia Fáil), или «Говорящий камень», который издает крик, когда на него ступает истинный король Ирландии! 

Разные воплощения «Я»

Дети, играя с куклами, кубиками или машинками, наделяют их характерами, эмоциями и даже способностью вести разговор. Однако такие игры — не просто развлечение. Они играют важную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка.

Психолингвист Лев Выготский показал, что речь изначально формируется как социальный инструмент: ребенок осваивает ее во взаимодействии с окружающими, прежде всего с родителями и взрослыми. На следующем этапе развивается эгоцентрическая речь — речь, обращенная к себе. В этот период ребенок проговаривает вслух свои мысли, комментирует действия и игры и задает вопросы, не ожидая ответа.

Эгоцентрическая речь не требует подтверждения со стороны слушателя и служит внутренней поддержкой в процессе игры и обучения.

Такая речь не исчезает с возрастом: со временем она переходит во внутреннюю речь. Этот беззвучный диалог с самим собой становится важным инструментом мышления и саморегуляции, он сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Машина, фен, ключи и другие собеседники

Взрослые могут разговаривать со своими автомобилями, особенно когда они не заводятся или, наоборот, хорошо себя ведут. Мебель, бытовая техника, даже дороги и еда могут стать объектами одностороннего общения. Например, человек может сказать: «Ну давай же, машинка, не подведи!»

Психолог Людмила Трубицына провела 24 интервью, чтобы выяснить, какие объекты чаще всего становятся неодушевленными адресатами. Полученные результаты оказались весьма показательными. Вот лишь некоторые примеры:

  • Техника и электроника: телефон, интернет, компьютер, кофемашина, пульт от телевизора, ксерокс (его даже называли членом коллектива), домофон.
  • Транспорт: автомобили, которым дают имена (хорошая, ласточка), автобус (например, обращение с просьбой задержаться).
  • Мебель и предметы быта: стул (дурацкий стул), диван (который бьют «со злобы»), зеркало, подушка, лампочка, стелька для обуви, нож (на который ругаются, когда порежутся), штанги в футбольных воротах (которые целуют вратари).
  • Еда и напитки: картошка (картошечка моя... с маленькой корочкой сделайся), пельмени (давайте, чтобы не переварились), алкоголь.
  • Канцелярские принадлежности: карандаш (любимый мой карандаш, нарисуй).

Некоторые из этих примеров иллюстрируют магическую функцию языка: например, заговоры, произносимые над едой во время готовки, или обращения к штанге ворот перед футбольным матчем. Другие случаи — попытка выплеснуть сильные негативные эмоции, например, когда человек ругает диван после удара мизинцем о его ножку. Кроме того, подобные обращения могут служить способом справиться с одиночеством или выразить чувства, которые сложно озвучить в диалоге с другими людьми.

Как правило, такое общение происходит без посторонних участников. 

Если же оно происходит в присутствии других людей, оно может восприниматься как странное или даже ненормальное, поскольку в социуме принято, что общение — это двусторонний процесс между разумными существами.

В поисках эмпатии

А вот общаться с младенцами или с домашними животными для нас совершенно естественно, что мы и делаем, не стесняясь. Конечно, они не могут нам ответить, но наверняка нас понимают: если не на уровне слов, то уж точно на уровне интонации и эмоциональной связи.

С чат-ботами история противоположная: они не обладают эмоциями, зато наделены языковой способностью. Одним из первых искусственных собеседников, способных имитировать речевое поведение человека, стал бот-психотерапевт «Элиза», созданный Джозефом Вейценбаумом в Массачусетском технологическом институте (MIT) в середине 1960-х годов.

Элиза, названная в честь героини пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» Элизы Дулитл, по современным меркам была устроена очень просто: программа сопоставляла реплики пользователя с набором шаблонов и формировала ответ в виде уточняющего вопроса. Например, если собеседник жаловался на плохое настроение, Элиза могла спросить: «Что именно стало причиной плохого настроения?»

Создать себе подобных: как люди придумали чат-ботовОт первых программ с запрограммированными сценариями до современных моделей-трансформеровНесмотря на простую архитектуру, Элиза оказалась удивительно эффективной в создании иллюзии разумного собеседника. Многие пользователи начинали делиться с программой личными переживаниями, забывая, что перед ними лишь набор алгоритмов.

По одной из известных историй, секретарша Вейценбаума однажды попросила его покинуть офис, потому что ее разговор с Элизой стал слишком личным. Склонность людей приписывать компьютерным программам человеческие мыслительные процессы и эмоции получила название «эффект Элизы».

Наши разговоры с неодушевленными предметами бывают разными: порой мы пытаемся «оживить» природу и превратить ее в верного помощника, а порой высказываем раздражение, когда, например, перед самым выходом из дома неожиданно ломается фен. Кажется, что человек и окружающий мир находятся в бесконечном диалоге, и у нас вот-вот появится идеальный собеседник — продвинутый ИИ. К чему это приведет? Пока мы не знаем, но лингвистам работы точно прибавится!

· кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-учебной лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ

Еще на эту тему

Всё о чувствах и отношениях: почему язык психологии стал так популярен

Лингвисты, социологи и психологи обсуждают вред и пользу психотерапевтической волны в русском языке

Кринж или не кринж? Лингвистический взгляд на чувство неловкости в коммуникации

Валерий Шульгинов пытается понять, какие ситуации мы описываем этим словом и почему

Есть контакт? Об общении и разобщении в цифровую эпоху

Лекция кандидата филологических наук Ольги Игоревны Северской

все публикации

Нейтральный язык эсперанто: благородная попытка объединить человечество

Был ли шанс у этого проекта, на который доктор Заменгоф потратил многие годы?

Что было написано на яблоке раздора? Тест на знание истории крылатых слов

Часто мы используем устойчивые выражения, точный смысл которых от нас ускользает

Как пишутся сложные топонимы: правила и исключения

Ново-Огарево отличается от Новосибирска, как Соль-Илецк от Сольвычегодска

Попадает в самое сердечко... Почему теперь так говорят?

Лингвист Ирина Фуфаева ищет причины экспансии этого диминутива в современной речи

Лингвист Борис Орехов: «Корпус русской классики дает доступ в языковую лабораторию авторов»

В Национальном корпусе русского языка теперь можно изучать и сравнивать языки писателей XIX века

Всё о чувствах и отношениях: почему язык психологии стал так популярен

Лингвисты, социологи и психологи обсуждают вред и пользу психотерапевтической волны в русском языке

Запретные слова: что думают лингвисты о нецензурной лексике как части русского языка

В издательстве МИФ вышла научно-популярная книга двух докторов филологических наук

«Слова года» полгода спустя: кто продолжает забег

Насколько точным был прошлогодний выбор Грамоты и как чувствуют себя «наши» неологизмы сегодня

Как устроены языковые манипуляции

Эти приемы используют публицисты, политики, телефонные мошенники и даже родственники

Что значит это региональное слово?

Не только «поребрик» и «мультифора» выдают малую родину говорящего

Высок как гора, застенчив как барышня: что фразеология сообщает о культурно-языковой картине мире

Лингвокультуролог Мария Ковшова о разных способах символизации реальности

Таджики, негры и евреи: что исследует лингвистическая конфликтология

Сотрудники НИУ ВШЭ рассказали коллегам об этом научном направлении и о результатах своих экспериментов

Как склонять по-русски составные топонимы

В зависимости от происхождения и структуры могут склоняться обе части названия, одна из частей или ни одной

Слова-паразиты: откуда они берутся и какую роль выполняют

Они приходят без разрешения и «питаются» смыслом высказывания

«Набросал стишата», или О стратегии авторской скромности

Мое творчество, мои произведения... Ирина Фуфаева объясняет, почему нас смущают эти выражения

Кринж или не кринж? Лингвистический взгляд на чувство неловкости в коммуникации

Валерий Шульгинов пытается понять, какие ситуации мы описываем этим словом и почему

В Ухане или в Ухани? Как выяснить тип склонения иностранного топонима

Первый шаг — определить, насколько это название привычное и есть ли похожие на него русские слова

Как редакционная политика повышает качество текстов

Что в ней должно быть и кто заинтересован в том, чтобы она работала

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!