Легко ли быть грамотным?
Грамотные люди вызывают у окружающих сложные чувства. С одной стороны, они пользуются авторитетом, к ним испытывают уважение. С другой, грамотная устная и письменная речь некоторым кажется излишеством: раз меня все равно понимают, зачем мучиться и учить правила? Кроме того, одни, как принято думать, обладают врожденной грамотностью, а другие не могут справиться с буквами из-за дислексии и дисграфии. И все-таки грамотность сегодня становится таким же полезным навыком, как умение строить отношения с коллегами или говорить на иностранном языке. Какая грамотность нам нужна в эпоху спелл-чекеров и чатботов? Попробуем подступиться к этой важной теме.
Правильно писать, читать и говорить
Слова грамотность и грамотный сейчас исключительно популярны. Об увеличении частоты их появления в текстах говорят, в частности, данные Национального корпуса русского языка. Грамотность в широком смысле рассматривается как несомненная ценность, грамотные специалисты пользуются спросом. При этом на слуху грамотность самая разная — финансовая, юридическая, политическая, цифровая, компьютерная и информационная, медицинская и даже психиатрическая. А как быть с обычной грамотностью в ее первоначальном смысле — умением читать и писать? Возможно, после ликвидации неграмотности она никому не интересна?
Каждый человек, с рождения говорящий на каком-нибудь языке, — его носитель, но быть носителем языка не значит быть грамотным. В том числе и потому, что язык появился гораздо раньше, чем письмо, а умение читать и писать долгое время оставалось привилегией избранных.
По данным ЮНЕСКО, опубликованным в 2022 году, уровень грамотности в мире постоянно растет, но тем не менее каждый десятый житель Земли не умеет читать и писать. Из более чем 770 миллионов неграмотных жителей нашей планеты две трети составляют женщины.
У нас слова «ликвидация безграмотности» ассоциируются с первыми годами советской власти, но на самом деле в СССР эта кампания продолжалась до 60-х годов прошлого века. Она была направлена на тех, кто никогда не учился в школе. Сейчас в России количество грамотных взрослых приближается к 100%: обязательное школьное образование сделало свое дело. Но это тот уровень грамотности, который можно назвать минимальным, — умение читать и писать хотя бы простые тексты.
Средний уровень грамотности примерно соответствует тому, что дает средняя школа. Он предполагает умение говорить и писать без грубых ошибок. К этому уровню, вероятно, относится большинство взрослых людей, хотя разброс очень велик. К среднему уровню относится и такой комплекс навыков, как функциональная грамотность — умение понимать прочитанное, прослеживать логику текста, строить аргументацию и верифицировать информацию. К сожалению, эти навыки системно не развивают ни в школе, ни в вузе, но уже появляются отдельные инициативы, которые привлекают внимание к этой теме.
Наконец, высокий уровень грамотности означает свободное владение всеми средствами языка: богатый словарный запас, пассивный и активный; языковое чутье; гибкость; умение использовать язык для достижения своих целей. Для владения языком на уровне продвинутого пользователя важна уместность, способность «переключать код» в зависимости от ситуации и аудитории. Это актуально как для устной, так и для письменной речи. Уместными или неуместными могут быть разговорные выражения, использование терминологии, обращение на «ты», англицизмы, арго.
Мы по-разному говорим с преподавателем, ребенком, продавцом в магазине и приятелем детства, и это — нормально. Чем богаче языковой репертуар человека, тем точнее он может выразить свою мысль, это увеличивает шансы на правильное понимание.
Все знают, что художественный, публицистический, научный тексты устроены по-разному, но при этом в школьном курсе словесности нет возможности применить эти знания на практике. В результате многим кажется, что главная черта делового стиля, к примеру, — обилие канцеляризмов, очень сложный синтаксис и множество терминов, а художественный текст требует бесконечных определений, сравнений и метафор. Стилистические сбои возникают также, если, скажем, сотрудник отдела кадров обращается к кандидатам или новым сотрудникам панибратски, с использованием сленга, не соблюдая дистанцию. Впрочем, такие понятия, как инфостиль и простой язык, появились совсем недавно, так что есть надежда на то, что хороших текстов в разных жанрах, от законов до научных статей и публикаций в СМИ, будет все больше.
Грамотность имеет значение
Неграмотность портит репутацию и подрывает доверие к человеку и организации, которую он представляет. Ошибка в резюме может дорого стоить, потому что неграмотность ассоциируется с неуважением к читателю, а также невысоким интеллектом и узким кругозором (хотя это не всегда верно). А грамотность, наоборот, может стать карьерным преимуществом. Например, при приеме на госслужбу кандидатам иногда предлагают пройти тест на знание русского языка, а Минтруд уже несколько лет разрабатывает законопроект о проверке грамотности действующих чиновников. Умение точно выразить мысль, выбрать нужные слова и интонацию, к месту употребить идиому, говорить с собеседником на одном языке помогает двигаться к цели.
Грамотность — часть культурного кода, пропуск в сообщество культурных людей. Орфографические ошибки могут привести к проблемам в отношениях, причем не только рабочих, но и личных — многим людям сложно всерьез воспринимать того, кто путает -ться и -тся. В одной из социальных сетей пользовательница писала о том, что неграмотность стала одной из причин ее развода: «За пять лет муж не смог запомнить, что Танюш пишется без мягкого знака».
Иногда умение быстро понять смысл инструкции может спасти жизнь, а использование нехарактерной для человека лексики и грубые ошибки служат сигналом бедствия.
Сюжетный ход, связанный с грамотностью, встречается в детективах: жертва пишет записку под диктовку похитителей, они не замечают грубых ошибок, а вот адресат понимает, что профессора, который написал Неищите меня, удерживают насильно. В менее драматичных обстоятельствах по изменению стиля постов и сообщений можно понять, что аккаунт в соцсетях взломан. Вообще, неграмотность в устной и письменной речи помогает вычислить мошенников. В 2016 году хакеров, которые пытались присвоить миллиард долларов, выдала орфографическая ошибка, которую они допустили в названии банка. Кстати, если вам зво́нят из банка, это точно не банк.
Специалисты утверждают, что мы реагируем на ошибки в нашем родном языке на физиологическом уровне: грамматические ошибки вызывают стресс. Более того, реакция зависит от личностных черт того, кто читает текст. Возможно, ошибки, описки и опечатки вызывают такую бурю эмоций еще и потому, что уровень грамотности большинства людей ниже, чем мы ожидаем, а интернет сделал это заметным.
Узнать свой уровень владения языком
Письменная речь
В письменной речи под грамотностью обычно подразумевают соблюдение правил орфографии и пунктуации, отсутствие грамматических ошибок. В школе задачу проверки базовой грамотности решают диктанты, изложения и сочинения. Для взрослых один из доступных и популярных способов — ежегодная акция «Тотальный диктант» и разнообразные мероприятия, которые проводят его организаторы. Проверить функциональную грамотность, то есть умение не просто понимать текст, но и корректно извлекать из него неочевидную информацию, оценивать аргументацию, делать выводы, вам помогут тесты Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».
К врожденной грамотности, которой ждут от кандидатов составители редакторских вакансий, специалисты относятся скептически: человек не рождается с умением читать, так что речь идет скорее об удачном сочетании способностей и навыков, таких как хорошая зрительная память, орфографическая интуиция и начитанность. А вот врожденные трудности с чтением и письмом у людей с сохранным интеллектом действительно существуют, но поддаются коррекции, если начать занятия в раннем возрасте.
Дети с дислексией: чем родители могут им помочьШансы бегло читать выше у тех, кто рано начал заниматься, считает лингвист Анна ЛевинзонОшибки, которые все мы делаем на письме, могут возникать не потому, что правила с годами забываются, а текстов в жизни становится слишком много. Грамотность тесно связана с понятием нормы, но орфографическая и орфоэпическая нормы меняются, а носители языка не всегда успевают за этими изменениями.
Другой распространенный источник ошибок — ослышки. Если человек слышит слово, которого нет в его словаре, он часто заменяет его другим, близким по звучанию. Об этом хорошо знают организаторы «Тотального диктанта», которые собирают примеры ослышек вроде «Моцарт и Савелий» и «колодец, обшитый карамельным дубом». По традиции эти перлы приписывают вымышленному автору Еве Даласкиной — так один из участников записал имя автора одного из диктантов, писателя Евгения Водолазкина.
Публичные люди тоже часто ошибаются. В монографии М. В. Горбаневского, Ю. Н. Караулова, В. М. Шаклеина «Не говори шершавым языком» собраны и проанализированы десятки случаев нарушений норм русского литературного языка, допущенных работниками СМИ, а также российскими политиками, бизнесменами, военными и деятелями культуры 90-х годов. Приведенные в книге примеры не утратили актуальности.
Устная речь
В устной речи грамотность — это прежде всего соблюдение фонетических и орфоэпических норм, правильное произношение, ударение, интонация. Участники чемпионата по чтению вслух «Открой рот», на котором читаются отрывки незнакомых, наугад выбранных текстов, часто делают ошибки в словах, которых никогда не слышали. Порой это самые простые слова, например бо́сиком. Часто скорость чтения незнакомого текста оказывается низкой, а некоторые ученики средней школы читают по слогам.
Региональные и диалектные особенности проявляются в произношении: все знают про северное оканье и фрикативный звук г в южных регионах. При этом существует единая произносительная норма, представление о которой каждый составляет в школе и поддерживает в основном благодаря телевидению. Чтецам, актерам, дикторам приходится много работать над произношением, чтобы избавиться от диалектных черт. Остальным же помогает большой словарный запас, «наслушанность» и привычка пользоваться орфоэпическим словарем.
Молодым людям сложнее: есть слова, которые они много раз видели глазами, но никогда не слышали и поэтому не могут правильно прочитать. Дело в том, что подростки и молодежь мало смотрят телевизор и больше времени проводят в интернете, где за произносительной нормой никто не следит, а словарный запас говорящих беднее, чем хотелось бы.
Нет предела совершенству
Если человек окончил школу давно и его профессия не связана с созданием текстов, навыки письменной речи постепенно утрачиваются. Тем, кто подзабыл школьные правила, поможет онлайн-школа Тотального диктанта и раздел «Учебник» на Грамоте. Чтение художественной и любой другой хорошо изданной литературы тоже восстанавливает образы слов и помогает вспомнить забытые правила. Для тех, кто хочет глубже понимать историю русского языка и логику происходящих в нем изменений, будет полезен курс «Русский язык от „гой еси“ до „лол кек“» на «Арзамасе».
Умение правильно писать — это не автоматический навык, он может давать сбои, поэтому даже профессионалы, которые пишут тексты каждый день, предпочитают не ограничиваться спелл-чекером и отдавать свои тексты на проверку редакторам и корректорам.
Полчаса на редактуруЧек-лист для неспециалиста, которому поручили работу с текстомОстается один вопрос, который волнует многих: нужно ли исправлять чужие ошибки, помогать другому стать грамотнее? В ситуации устного общения люди часто воспринимают указание на ошибки как нарушение границ и реагируют болезненно. При письменном общении нельзя исключить, что неграмотность связана с дислексией или дисграфией, а не с ленью, необразованностью и неуважением к читателю. К тому же у грамотного человека всегда есть искушение самоутвердиться за чужой счет, и это тоже не способствует конструктивной реакции других на его критику. Поэтому, если собеседников не связывают близкие личные отношения, которые допускают вторжение в приватную зону, лучше промолчать. При всей нашей любви к правилам и нормам люди важнее, чем правила.
Еще на
эту тему
Что такое простой язык и как его освоить
Не «осуществили проведение данных мероприятий», а «сделали это»
Изучение русского языка: чем поможет Грамота
Руководитель образовательного направления Мария Лебедева делится идеями и планами
Юбилейный Тотальный диктант пройдет 20 апреля 2024 года
Автора текста объявят в прямом эфире 8 сентября