Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Легко ли быть грамотным?

Легко ли быть грамотным?
Иллюстрация: Тим Яржомбек

Грамотные люди вызывают у окружающих сложные чувства. С одной стороны, они пользуются авторитетом, к ним испытывают уважение. С другой, грамотная устная и письменная речь некоторым кажется излишеством: раз меня все равно понимают, зачем мучиться и учить правила? Кроме того, одни, как принято думать, обладают врожденной грамотностью, а другие не могут справиться с буквами из-за дислексии и дисграфии. И все-таки грамотность сегодня становится таким же полезным навыком, как умение строить отношения с коллегами или говорить на иностранном языке. Какая грамотность нам нужна в эпоху спелл-чекеров и чатботов? Попробуем подступиться к этой важной теме.

Правильно писать, читать и говорить

Слова грамотность и грамотный сейчас исключительно популярны. Об увеличении частоты их появления в текстах говорят, в частности, данные Национального корпуса русского языка. Грамотность в широком смысле рассматривается как несомненная ценность, грамотные специалисты пользуются спросом. При этом на слуху грамотность самая разная — финансовая, юридическая, политическая, цифровая, компьютерная и информационная, медицинская и даже психиатрическая. А как быть с обычной грамотностью в ее первоначальном смысле — умением читать и писать? Возможно, после ликвидации неграмотности она никому не интересна? 

Каждый человек, с рождения говорящий на каком-нибудь языке, — его носитель, но быть носителем языка не значит быть грамотным. В том числе и потому, что язык появился гораздо раньше, чем письмо, а умение читать и писать долгое время оставалось привилегией избранных.

По данным ЮНЕСКО, опубликованным в 2022 году, уровень грамотности в мире постоянно растет, но тем не менее каждый десятый житель Земли не умеет читать и писать. Из более чем 770 миллионов неграмотных жителей нашей планеты две трети составляют женщины.

У нас слова «ликвидация безграмотности» ассоциируются с первыми годами советской власти, но на самом деле в СССР эта кампания продолжалась до 60-х годов прошлого века. Она была направлена на тех, кто никогда не учился в школе. Сейчас в России количество грамотных взрослых приближается к 100%: обязательное школьное образование сделало свое дело. Но это тот уровень грамотности, который можно назвать минимальным, — умение читать и писать хотя бы простые тексты. 

Средний уровень грамотности примерно соответствует тому, что дает средняя школа. Он предполагает умение говорить и писать без грубых ошибок. К этому уровню, вероятно, относится большинство взрослых людей, хотя разброс очень велик. К среднему уровню относится и такой комплекс навыков, как функциональная грамотность — умение понимать прочитанное, прослеживать логику текста, строить аргументацию и верифицировать информацию. К сожалению, эти навыки системно не развивают ни в школе, ни в вузе, но уже появляются отдельные инициативы, которые привлекают внимание к этой теме.

Наконец, высокий уровень грамотности означает свободное владение всеми средствами языка: богатый словарный запас, пассивный и активный; языковое чутье; гибкость; умение использовать язык для достижения своих целей. Для владения языком на уровне продвинутого пользователя важна уместность, способность «переключать код» в зависимости от ситуации и аудитории. Это актуально как для устной, так и для письменной речи. Уместными или неуместными могут быть разговорные выражения, использование терминологии, обращение на «ты», англицизмы, арго.

Мы по-разному говорим с преподавателем, ребенком, продавцом в магазине и приятелем детства, и это — нормально. Чем богаче языковой репертуар человека, тем точнее он может выразить свою мысль, это увеличивает шансы на правильное понимание.

Все знают, что художественный, публицистический, научный тексты устроены по-разному, но при этом в школьном курсе словесности нет возможности применить эти знания на практике. В результате многим кажется, что главная черта делового стиля, к примеру, — обилие канцеляризмов, очень сложный синтаксис и множество терминов, а художественный текст требует бесконечных определений, сравнений и метафор. Стилистические сбои возникают также, если, скажем, сотрудник отдела кадров обращается к кандидатам или новым сотрудникам панибратски, с использованием сленга, не соблюдая дистанцию. Впрочем, такие понятия, как инфостиль и простой язык, появились совсем недавно, так что есть надежда на то, что хороших текстов в разных жанрах, от законов до научных статей и публикаций в СМИ, будет все больше. 

Грамотность имеет значение

Неграмотность портит репутацию и подрывает доверие к человеку и организации, которую он представляет. Ошибка в резюме может дорого стоить, потому что неграмотность ассоциируется с неуважением к читателю, а также невысоким интеллектом и узким кругозором (хотя это не всегда верно). А грамотность, наоборот, может стать карьерным преимуществом. Например, при приеме на госслужбу кандидатам иногда предлагают пройти тест на знание русского языка, а Минтруд уже несколько лет разрабатывает законопроект о проверке грамотности действующих чиновников. Умение точно выразить мысль, выбрать нужные слова и интонацию, к месту употребить идиому, говорить с собеседником на одном языке помогает двигаться к цели. 

Грамотность — часть культурного кода, пропуск в сообщество культурных людей. Орфографические ошибки могут привести к проблемам в отношениях, причем не только рабочих, но и личных — многим людям сложно всерьез воспринимать того, кто путает -ться и -тся. В одной из социальных сетей пользовательница писала о том, что неграмотность стала одной из причин ее развода: «За пять лет муж не смог запомнить, что Танюш пишется без мягкого знака».

Иногда умение быстро понять смысл инструкции может спасти жизнь, а использование нехарактерной для человека лексики и грубые ошибки служат сигналом бедствия.

Сюжетный ход, связанный с грамотностью, встречается в детективах: жертва пишет записку под диктовку похитителей, они не замечают грубых ошибок, а вот адресат понимает, что профессора, который написал Неищите меня, удерживают насильно. В менее драматичных обстоятельствах по изменению стиля постов и сообщений можно понять, что аккаунт в соцсетях взломан. Вообще, неграмотность в устной и письменной речи помогает вычислить мошенников. В 2016 году хакеров, которые пытались присвоить миллиард долларов, выдала орфографическая ошибка, которую они допустили в названии банка. Кстати, если вам зво́нят из банка, это точно не банк.

Специалисты утверждают, что мы реагируем на ошибки в нашем родном языке на физиологическом уровне: грамматические ошибки вызывают стресс. Более того, реакция зависит от личностных черт того, кто читает текст. Возможно, ошибки, описки и опечатки вызывают такую бурю эмоций еще и потому, что уровень грамотности большинства людей ниже, чем мы ожидаем, а интернет сделал это заметным. 

Узнать свой уровень владения языком

Письменная речь

В письменной речи под грамотностью обычно подразумевают соблюдение правил орфографии и пунктуации, отсутствие грамматических ошибок. В школе задачу проверки базовой грамотности решают диктанты, изложения и сочинения. Для взрослых один из доступных и популярных способов — ежегодная акция «Тотальный диктант» и разнообразные мероприятия, которые проводят его организаторы. Проверить функциональную грамотность, то есть умение не просто понимать текст, но и корректно извлекать из него неочевидную информацию, оценивать аргументацию, делать выводы, вам помогут тесты Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

К врожденной грамотности, которой ждут от кандидатов составители редакторских вакансий, специалисты относятся скептически: человек не рождается с умением читать, так что речь идет скорее об удачном сочетании способностей и навыков, таких как хорошая зрительная память, орфографическая интуиция и начитанность. А вот врожденные трудности с чтением и письмом у людей с сохранным интеллектом действительно существуют, но поддаются коррекции, если начать занятия в раннем возрасте.

Дети с дислексией: чем родители могут им помочьШансы бегло читать выше у тех, кто рано начал заниматься, считает лингвист Анна ЛевинзонОшибки, которые все мы делаем на письме, могут возникать не потому, что правила с годами забываются, а текстов в жизни становится слишком много. Грамотность тесно связана с понятием нормы, но орфографическая и орфоэпическая нормы меняются, а носители языка не всегда успевают за этими изменениями.

Другой распространенный источник ошибок — ослышки. Если человек слышит слово, которого нет в его словаре, он часто заменяет его другим, близким по звучанию. Об этом хорошо знают организаторы «Тотального диктанта», которые собирают примеры ослышек вроде «Моцарт и Савелий» и «колодец, обшитый карамельным дубом». По традиции эти перлы приписывают вымышленному автору Еве Даласкиной — так один из участников записал имя автора одного из диктантов, писателя Евгения Водолазкина.

Публичные люди тоже часто ошибаются. В монографии М. В. Горбаневского, Ю. Н. Караулова, В. М. Шаклеина «Не говори шершавым языком» собраны и проанализированы десятки случаев нарушений норм русского литературного языка, допущенных работниками СМИ, а также российскими политиками, бизнесменами, военными и деятелями культуры 90-х годов. Приведенные в книге примеры не утратили актуальности.

Устная речь

В устной речи грамотность — это прежде всего соблюдение фонетических и орфоэпических норм, правильное произношение, ударение, интонация. Участники чемпионата по чтению вслух «Открой рот», на котором читаются отрывки незнакомых, наугад выбранных текстов, часто делают ошибки в словах, которых никогда не слышали. Порой это самые простые слова, например бо́сиком. Часто скорость чтения незнакомого текста оказывается низкой, а некоторые ученики средней школы читают по слогам.

Региональные и диалектные особенности проявляются в произношении: все знают про северное оканье и фрикативный звук г в южных регионах. При этом существует единая произносительная норма, представление о которой каждый составляет в школе и поддерживает в основном благодаря телевидению. Чтецам, актерам, дикторам приходится много работать над произношением, чтобы избавиться от диалектных черт. Остальным же помогает большой словарный запас, «наслушанность» и привычка пользоваться орфоэпическим словарем.

Молодым людям сложнее: есть слова, которые они много раз видели глазами, но никогда не слышали и поэтому не могут правильно прочитать. Дело в том, что подростки и молодежь мало смотрят телевизор и больше времени проводят в интернете, где за произносительной нормой никто не следит, а словарный запас говорящих беднее, чем хотелось бы.

Нет предела совершенству

Если человек окончил школу давно и его профессия не связана с созданием текстов, навыки письменной речи постепенно утрачиваются. Тем, кто подзабыл школьные правила, поможет онлайн-школа Тотального диктанта и раздел «Учебник» на Грамоте. Чтение художественной и любой другой хорошо изданной литературы тоже восстанавливает образы слов и помогает вспомнить забытые правила. Для тех, кто хочет глубже понимать историю русского языка и логику происходящих в нем изменений, будет полезен курс «Русский язык от „гой еси“ до „лол кек“» на «Арзамасе»

Умение правильно писать  — это не автоматический навык, он может давать сбои, поэтому даже профессионалы, которые пишут тексты каждый день, предпочитают не ограничиваться спелл-чекером и отдавать свои тексты на проверку редакторам и корректорам. 

Полчаса на редактуруЧек-лист для неспециалиста, которому поручили работу с текстомОстается один вопрос, который волнует многих: нужно ли исправлять чужие ошибки, помогать другому стать грамотнее? В ситуации устного общения люди часто воспринимают указание на ошибки как нарушение границ и реагируют болезненно. При письменном общении нельзя исключить, что неграмотность связана с дислексией или дисграфией, а не с ленью, необразованностью и неуважением к читателю. К тому же у грамотного человека всегда есть искушение самоутвердиться за чужой счет, и это тоже не способствует конструктивной реакции других на его критику. Поэтому, если собеседников не связывают близкие личные отношения, которые допускают  вторжение в приватную зону, лучше промолчать. При всей нашей любви к правилам и нормам люди важнее, чем правила.

, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Что такое простой язык и как его освоить

Не «осуществили проведение данных мероприятий», а «сделали это»

Изучение русского языка: чем поможет Грамота

Руководитель образовательного направления Мария Лебедева делится идеями и планами

Юбилейный Тотальный диктант пройдет 20 апреля 2024 года

Автора текста объявят в прямом эфире 8 сентября

все публикации

Откуда берутся новые слова?

Чтобы обозначить новое понятие, язык использует разные стратегии, объясняет Мария Елифёрова


Язык самоходов, устная культура старообрядцев и монгольский эпос в программе «Наблюдатель»

Фольклористы и диалектологи подвели итоги полевых исследований 2024 года


«Я купила сотню мух»: регионализмы, у которых нет аналогов

Лингвист Ирина Фуфаева рассказывает о том, как по-русски можно назвать маленький пуховый платок и эсэмэску с просьбой перезвонить


Грамота выбрала слово года. И как оно вам?

Собираем мнения и впечатления, чтобы в будущем году сделать исследование еще интереснее



Новые слова в «Академосе»: комментарии составителей

По какому принципу пополняется орфографический словарь?



Тест: что вы знаете о словарях?

Вы наверняка в курсе, где посмотреть правильное ударение и как выяснить значение непонятного слова. Но проверить себя всё равно не помешает!




Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!