«Слова года» полгода спустя: кто продолжает забег

В 2024 году Грамота выбирала слово года в несколько этапов, опираясь на три источника данных: предложения наших пользователей, статистику (запросы на портале, данные поисковых систем и нашего партнера СКАН-Интерфакс) и голосование лингвистов. В первый список кандидатов вошли многие популярные слова, в итоге не попавшие в шорт-лист. Мы решили посмотреть, как сложилась судьба самых заметных слов прошлого года: подтверждают ли новые данные наш выбор?
Финалисты и неудачники
Напомним прошлогодний шорт-лист Грамоты. Он состоял из 11 слов: инсайт, вайб, нарратив, абьюз, аскеза, осознанность, прилет, пов, сап (он же сапборд, доска для сап-серфинга), скуф и нормис. В него вошли слова, пришедшие из интернет-культуры, связанные с новостной повесткой или вышедшие за пределы профессиональной области. Но были и слова, которые нам активно предлагали наши читатели и которые в итоге не попали в шорт-лист. Вот несколько таких слов: тапать, квадробер, чайлдфри, хоббихорсинг, альтушка, замедление, пикми, сигма, аффирмация, крипта (криптовалюта).
Слова-финалисты находились на разных стадиях освоения русским языком.
Какие-то были широко известны, как абьюз или прилет, другие только начинали выходить за пределы интернет-общения и молодежного сленга: например, нормис и пов.
Последнее можно сказать и про некоторые слова из лонг-листа: например, пикми, сигма или альтушка в 2024 году только активно набирали популярность, и предсказать их путь было сложнее. Крипта (сокращение от криптовалюта), напротив, показалась уже достаточно устоявшейся в речи, чтобы оценивать ее как новое слово.
Некоторые другие слова (чайлдфри, хоббихорсинг, квадробер, тапать, замедление) были связаны с инфоповодами, и оценить их частотность в речи вне связи с инфоповодами было затруднительно. Аффирмация не показала стабильного роста в 2024 году (в 2023-м слово было популярнее) и проиграла борьбу за попадание в шорт-лист другим квазипсихологическим терминам — осознанности и аскезе.
Как измерить популярность слова
Как и в прошлый раз, мы обратились к инструментам, отражающим популярность слова в Интернете: «Вордстату» Яндекса, статистике страниц в Google, поисковым логам Грамоты и системе мониторинга СМИ СКАН-Интерфакс. Они по-разному отражают интерес пользователей к словам.
- В «Вордстате» регулярно появляются новые слова или слова, связанные с новостями: люди ищут «кто такой скуф» или «замедление ютуба».
- Google считает количество раз, которое слово встретилось на проиндексированных за определенный период страницах, например в постах в социальных сетях или в интернет-журналах.
- СКАН-Интерфакс устроен похоже — но его результаты опираются в первую очередь на СМИ и телеграм-каналы. Если слово стало частотным по данным СКАН-Интерфакс — оно, скорее всего, употребляется уже не только в подростковом сленге (если, конечно, речь не идет о публикациях типа «10 популярных слов из ТикТока»).
- На Грамоте обычно ищут слова, значение, написание или произношение которых вызывает затруднения.
Одно слово может быть интереснее измерять разными инструментами — например, взлетевший в соцсетях пов (point of view, точка зрения) сильнее вырос в статистике Google, где индексируется множество коротких видео и подписей к ним.
Сигма — темная лошадка лонг-листа
Иногда резкий рост употребления слова бывает связан с новыми инфоповодами. В случае со словом сигма такой скачок случился в самом начале 2025 года, благодаря резкому росту популярности песни «Сигма бой», выпущенной еще в октябре, а в начале года ставшей вирусной в социальных сетях. Слово сигма, обозначающее мужчину без пары, независимого от социальных норм, стало популярным еще пару лет назад, а песня способствовала размыванию этого значения. Судя по всему, отношение к стереотипным сигмам становится более ироничным — сложно всерьез воспринимать типаж, о котором поют 11-летние девочки.


В 2025 году слово сигма стало значительно чаще появляться в поисковых запросах. Пик приходится на февраль 2025 года, но и после спада запросов больше, чем в 2024 году. А вот, например, в Google число страниц с упоминаниями сигмы в первом квартале 2025-го практически не изменилось по сравнению с предыдущим кварталом. Возможно, слово «сигма» само по себе очень частотно или новых статей о «сигма бое» появлялось не так много, просто их часто читали или искали.
Куда исчезли квадроберы
Многие из слов, ставших популярными в 2024 году, сейчас упоминаются на веб-страницах (использовались данные поиска Google) немного реже: к таким словам из шорт-листа относится, например, пов (пик видео в этом тренде пришелся на конец прошлого года), а из лонг-листа — квадробер, а также сигма и крипта. Несколько потерял в популярности и вайб.
Впрочем, даже самый большой спад в популярности (32% для пов и 33% для квадробера) не так заметен, как при других способах измерения: по-видимому, число интернет-страниц — один из самых устойчивых показателей. Если опираться на него, то все слова, которые мы здесь обсуждаем, как вошедшие в шорт-лист, так и не вошедшие, были вполне обоснованно названы в ходе краудсорсинга.
Если сравнивать только первые кварталы 2024 и 2025 года, самый большой рост частотности наблюдался для слов нормис, пикми, осознанность, сап и инсайт. Нормис стал упоминаться в 4,46 раза чаще, пикми — в 3,64 раза, осознанность — в 3,38 раза, сап — в 3,32 раза, инсайт — в 3,10 раза чаще. Кроме пикми, все эти слова попали в шорт-лист 2024 года. Крипта и сигма выросли в 2,77 и 2,65 раза соответственно.
Самым заметным было уменьшение количества упоминаний слова квадробер; в поисковых запросах он и вовсе стал встречаться в десятки раз реже по сравнению с пиком (2,3 млн запросов в октябре 2024 года и 108 тыс. — в мае 2025-го).

Уменьшение количества упоминаний, вероятно, отражает спад популярности субкультуры, а уменьшение количества запросов — потерю интереса к квадроберам в обществе. Квадроберы выходят из моды, а фокус внимания СМИ сместился на новые темы. В нечастых упоминаниях квадроберов о них говорят в прошедшем времени, как, например, в этой цитате психолога:
Действительно, мода на квадроберов прошла, и количество заинтересованных лиц снизилось. Но тем не менее все равно они ведут свои соцсети, продолжают выставлять свои ролики, но так как опасности под этим действием никакой нет, то, соответственно, и обсуждения стихли, и интерес общественности к этому пропал. Газета.Ru 16.06.2025
Хоббихорсинг — другой вид спорта, часто упоминаемый вместе с квадроберами и попавший в наш лонг-лист — тоже стал значительно реже встречаться в запросах. А вот число страниц, посвященных ему, не так быстро, но растет. Возможно, дело в том, что хоббихорсинг воспринимается более спокойно. Хоббихорсеры выступают в роли наездников, просто лошадь оказывается деревянной. Детские соревнования по хоббихорсингу не выглядят чем-то новым — дети столетиями «скакали» на игрушечных лошадках. Это предположение подтверждается цитатой из статьи о соревнованиях, которые проводились в 2022 году:
Очень символична схожесть старинной русской забавы скакать на деревянных лошадках и хоббихорсинга, ставшего в Финляндии спортивным движением, которое уже покорило сердца миллионов людей по всему миру и привлекло к себе внимание ребят из России.
Тройка лидеров
Наша гипотеза состояла в том, что слова-лидеры, возглавившие голосование лингвистов в конце 2024 года, должны надолго закрепиться в языке и со временем выйти за пределы сленга. В первую тройку вошли слова из разных областей, имеющие разное происхождение:
- вайб — заимствование из английского, описывающее особую атмосферу или настроение,
- скуф — обозначение типажа человека, образованное от русской фамилии Скуфьин,
- прилет — новое значение старого слова, возникшее для обозначения современных реалий.
Что мы знаем о популярных словах года: одиннадцать эскизов к портретамРассматриваем под лупой шорт-лист по версии ГрамотыПобедитель списка, вайб, по всей видимости, чувствует себя хорошо. Количество запросов «Вордстата» и страниц Google с его упоминанием остается стабильным по сравнению с концом 2024 года — неплохой показатель, учитывая, что тогда вайб много обсуждали именно в связи с выбором слова года.

В последнее время вайб часто встречается в СМИ не как единица молодежного сленга, а как обычное слово, синонимичное духу или энергии. Да, в научных или политических новостях оно вряд ли уместно, зато в новостях культуры, как и в прямой речи (интервью, комментариях) вайба хватает. Это вполне естественно, учитывая, что изначально слово вошло в русский через индустрию музыки.
Кидман вкладывает в [фильм] «Холланд» долю среднезападных манер, в которых безошибочно угадывается вайб той самой печально известной «счастливой домохозяйки на антидепрессантах». РБК Life 03.04.2025
Иногда вайб появляется и как часть новых терминов — например, вайб-кодингом называют создание кода при помощи искусственного интеллекта:
Вайб-кодинг — не просто модное словечко, а отражение реального сдвига в том, как создается софт. Forbes.ru 29.04.2025
Слово прилет в значении «удар одиночного снаряда по объекту или территории» закрепилось и практически утратило просторечный оттенок: оно активно используется в СМИ и речи. Правда, статистику по нему считать непросто, как и по другим многозначным словам, — оно часто смешивается с, например, зоной прилета в аэропортах.
Хуже всех чувствует себя скуф — это слово сохранило свои позиции только в статистике веб-страниц.
Как в «Вордстате», так и в СМИ цифры уменьшаются. К тому же в СМИ его часто упоминают как часть молодежного сленга — даже если это просто пересказ диалога. В одном из контекстов скуф и сигма оказались рядом:
На мероприятии Карпин заявил, что он скуф, а Дзюба — сигма. Комсомольская правда (kp.ru) 19.03.2025
Мы видим, что два слова из тройки лидеров чувствуют себя в языке довольно уверенно, а вот скуф пока на испытательном сроке — он не исчез из речи совсем, но встречается преимущественно в сленге или в контексте иронии. Закрепится ли скуф хотя бы в просторечии, предсказать сложно.
Что помогает словам задерживаться в языке
По мнению американского лингвиста Аллана Меткафа1, на «успех» неологизма влияет пять факторов: частотность, ненавязчивость, разнообразие контекстов, образование новых форм и значений, а также долговечность понятия, которое слово обозначает.
Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?От составления длинного списка до экспертного голосованияКогда мы искали претендентов на слово 2024 года, мы изучали разные области — интернет-сленг, новые технологии и увлечения, психологию и язык новостей. Сегодня очевидно, что многие самые заметные слова 2024 года — квадробер, скуф, пов — не оправдали надежд. Слова из интернет-сленга, хоть и становятся вирусными, как правило, не выходят за пределы социальных сетей или неформальных бесед — прошлогодний победитель вайб оказался одним из немногих исключений.
Это может быть связано с тем, что сленговые слова не соответствуют сразу двум критериям из списка выше — ненавязчивости и разнообразия контекстов. Их сложно назвать ненавязчивыми из-за вирусности, и они распространены обычно только в текстах определенного типа, а именно в соцсетях и в молодежной коммуникации.
Слову вайб все-таки удалось выйти за пределы социальных сетей — возможно, благодаря его гибкости и способности образовывать новые формы (плюс вайб, вайбовый, вайбит).
Хорошие результаты показывают слова, обозначающие новые явления и новые чувства, отражающие переживания людей в наше время: не зря в повседневный язык входит такое число психологических терминов.
Ни одно из лидировавших в голосовании на Грамоте (на сайте и в соцсетях) слов не было совсем забыто. Некоторые аутсайдеры шорт-листа (например, аффирмация и крипта) даже смогли задержаться в языке — а сигма, хоть и остается по большей части словом из языка интернет-сообщества, стало более популярным.
Еще на
эту тему
«Чушпан» забыт, «краш» стабилен: какие сленговые слова были популярны в соцсетях в 2024 году
Основные выводы совместного исследования LiveDune и СПбГУ
Подводим итоги: о чем говорят слова 2024 года?
Рассказываем о выборе слов в разных странах и о тенденциях, которые они отражают
Хайп, кринж и краш на всю страну: зачем медиа используют молодежный язык
Просвещение, эксперименты и кодовый язык для тех, кто «в теме»