«Чушпан» забыт, «краш» стабилен: какие сленговые слова были популярны в соцсетях в 2024 году
Сервис управления соцсетями LiveDune совместно с СПбГУ провел масштабное исследование современного российского интернет-сленга. Набор данных включал 56 млн комментариев, оставленных в самых популярных в России социальных сетях. Выявлением сленга занималась нейросеть «Ольга Станиславовна», созданная командой LiveDune специально для оценки тональности соцсетевого контента.
Авторы проанализировали частотность использования сленговых слов и составили рейтинг самых распространенных. В топ-10 по всем соцсетям вошли слова ТГ (сокращение от названия сети Telegram), гостинг (внезапное прекращение общения, исчезновение без объяснений, от англ. ghost, ‘призрак’), го (от англ. go, дословно ‘пойдем’; употребляется для призыва что-то сделать, присоединиться к чему-то), рил (от англ. real, ‘в самом деле’, ‘настоящий’), фейк, мерч (продукция с символикой бренда, от англ. merchandise), хз (сокращение от х... знает), катка (процесс игры, раунд в видеоигре), жиза (от жизненно, употребляется в знак согласия, как способ сказать «и у меня так было»), и топчик (одобрение предмета обсуждения или действия).
Интересно, что, вопреки стереотипам о засилии сленга в соцсетях, такая лексика встречается в среднем в 0,43% комментариев (т. е. в одном комментарии из 230).
Вот несколько наблюдений из исследования, связанных с бытованием конкретных слов.
- Пользователи чаще ищут значения таких слов, как скуф, нормис, чиназес, чем реально их употребляют. Это может указывать на интерес к новой лексике, но не обязательно на ее широкое распространение в речи.
- Сленговые слова проходят своеобразный естественный отбор: слова, проникшие в речь на волне популярности медиапроектов, быстро уходят из обращения. Так, слово чушпан благодаря сериалу «Слово пацана» вошло в топ-10 сленговых слов 2023 года, однако уже в 2024 году заняло только 42-е место. Зато слова краш (‘возлюбленный’, предмет любовного интереса) и кринж (нечто стыдное, вызывающее неловкость, — или сама соответствующая эмоция), которые, как казалось, надолго не задержатся в русском языке, сохраняют свое место (пусть и не в первой десятке).
- Исследование подтверждает и тренд на использование понятий из области психологии (Грамота отметила его и при составлении собственного списка популярных новых слов). Употребительность слова абьюз и его соседство с токсичностью в рейтинге указывает на устойчивый интерес, отраженный в языке.
«Сленговые слова действительно очень ненадолго задерживаются в русском языке и, конечно же, не причиняют ему никакого вреда, — отмечает в комментарии на странице проекта научный консультант Грамоты Владимир Пахомов. — Как правило, они очень быстро уходят, и ваши исследования это подтверждают. <...> При этом многие сленговые слова со временем могут войти в состав русского литературного языка, и такие примеры есть в нашей истории. Есть случаи, когда сленговое слово стало совершенно нормальным нейтральным литературным словом. Так что продолжим наблюдать за тем, как живет и меняется русский язык, но совершенно точно не нужно думать, что эти слова принесут ему какой-то непоправимый вред».
Еще на
эту тему
Язык для разных сфер: выбираем «слова года» в специальных номинациях
«Экономика и финансы», «Медицина и здоровье», «Информационные технологии», «Культура и развлечения»
Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?
От составления длинного списка до экспертного голосования
Писатель Шамиль Идиатуллин: «Я был нормальный пацан»
Языковые реалии 1980-х по воспоминаниям жителя Татарстана