Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?
Выбором «слова года» занимаются авторитетные словари, языковые институты, газеты и сайты. С недавнего времени такую акцию проводит и Грамота. Чем отличается наш подход к определению «слова года»? Как мы собираем данные, фильтруем и оцениваем их? Приоткрываем дверь на нашу социолингвистическую кухню. И предупреждаем: у большого «слова года» будет свита из «главных слов» в разных сферах.
Вторые «выборы»: развиваем методологию
В 2023 году Грамота впервые обнародовала свое «слово года»: им стала нейросеть. Мы стремились к объективности, поэтому выбирали слова на основе анализа их употреблений в текстах, частотности поисковых запросов и оценки экспертов-лингвистов.
В этом году Грамота решила пойти еще дальше и предоставила самой нейросети право выбрать новое «слово года». «Алиса» проголосовала за трансгуманизм, метавселенную, нейроэстетику, биохакинг и еще несколько столь же близких ей слов. Шутим, шутим! Мы по-прежнему полагаемся на разные методы оценки, чтобы получить достоверную картину, поэтому расширили количество инструментов, используемых для сбора и анализа данных. А еще — решили выбрать не одно, а несколько слов.
«Мы хотим, чтобы слово находило отклик у говорящих по-русски, вызывало бы любопытство и вопросы, — объясняет руководитель словарного направления Грамоты Анастасия Бонч-Осмоловская. — Есть множество слов-однодневок, которые через пять и тем более десять лет мы даже не вспомним. Но нам как лингвистам интересно выявлять такие слова, у которых есть высокие шансы закрепиться в языке, пустить корни, свить словообразовательные гнёзда, стать симптомом нового явления. На выявление таких слов и направлена наша методология».
Но обо всем по порядку.
Что такое «слово года» по версии Грамоты
Прежде всего: каким критериям должно соответствовать «слово года»? К примеру, может ли им быть наречие мендокусайно (пришло из японского языка и приблизительно означает ‘морока, нечто раздражающее, муторное занятие’)? На наш взгляд, скорее нет: оно слишком нишевое, понятное в основном любителям японской культуры (хоть их и немало). А как насчет аляскапокс? Тоже нет — хоть это слово (название вируса) и получило большой всплеск частотности в СМИ, он был коротким.
В отличие от коронавируса, ставшего в 2020 году причиной пандемии, аляскапокс не оказал большого влияния на нашу жизнь в нынешнем году.
А как насчет слов миграция и мигранты? Уже теплее — ведь эта тема весь год в центре внимания, и присутствие этих слов в нашем информационном поле сложно игнорировать. Вот только сами слова не новы. Они уже есть в словарях русского языка, и значение их не изменилось. Хотя некоторые подходы допускают выбор давно вошедших в язык слов в качестве «слов года», мы ориентируемся на лингвистическую новизну (а не только общественную значимость темы).
Совсем другой случай — слово аскеза. В «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова зафиксировано такое его значение: «Совокупность физических и нравственных упражнений, направленных на освобождение духа (в противовес плоти)». Однако сегодня в соцсетях, блогах и популярных статьях можно увидеть выражение взять аскезу (на исполнение некоего желания — об этой практике можно почитать, например, здесь). Аскеза тут имеет совсем другой смысл: добровольное самоограничение как часть своего рода контракта со Вселенной (или собственным подсознанием — зависит от того, кто считается в этой схеме «исполнителем»). Слово, у которого появилось новое актуальное значение, представляет для нас интерес.
Наконец, мы руководствуемся правилом «первого входа»: предпочтем слово в той форме, в которой оно изначально пришло в язык, а не его производные.
Конечно, язык очень быстро осваивает популярные неологизмы — и вот уже словообразовательное гнездо хайпа прирастает родственниками в виде хайпожора, хайпования, хайп-чека. Но каждый из них уже не может считаться самостоятельным кандидатом.
Если обобщить критерии, что же мы получим? «Слово года» должно быть достаточно примелькавшимся, чтобы с ним был знаком почти каждый, кто следит за новостями и пользуется соцсетями; оно должно быть новым — недавно пришедшим в язык или же получившим новое значение; оно должно иметь определенную, уже устоявшуюся форму в речи. И, наконец, это такое слово, которого пока нет в академических словарях.
Три этапа работы со словами
Сбор данных
С чего начинается выбор? В 2024 году Грамота решила начать с полевого исследования и узнать мнение о языковых процессах самих носителей языка. На сайте, в соцсетях и на дружественных ресурсах все желающие могли ответить на такие вопросы:
«Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг?»
Любой пользователь мог прислать свой вариант. Мы не ждали, что участники опроса будут мыслить как лингвисты и анализировать присланные слова по каким-то ясным критериям: когда они впервые услышали слово, есть ли оно в словаре, вошло ли оно в их речь. Поэтому выбор, конечно, оказался очень субъективным, но при этом многие слова повторялись десятки и даже сотни раз.
Мы объединили все полученные таким образом данные, но ими, конечно, не ограничивались. Ряд слов был взят из источников, в задачу которых входит фиксация и изучение новых слов: например, мы изучили базу словарных материалов «Новое в русской лексике» и телеграм-канал лингвиста Бориса Иомдина, который так и называется — «Узнал новое слово».
Отбор достойных кандидатов
Так сформировался наш лонг-лист — список из нескольких сотен слов, полученных разными путями из множества ресурсов. Далее наступил этап отсева по количественным и качественным критериям, результатом которого должен стать шорт-лист из 10–15 слов-кандидатов.
«Сначала мы просеяли лонг-лист через ряд этапов фильтрации, первым из которых была проверка слов на частотность в поисковиках и СМИ, — рассказывает Мария Подрядчикова, лингвист-исследователь словарного направления Грамоты. — Оказалось, что многие люди очень тонко схватывают языковую картину момента: те слова, которые были „фаворитами“ и часто повторялись в лонг-листе, чаще всего действительно показывали хорошие результаты и по статистике запросов или упоминаний».
Мир в поисках слов годаКто придумал выбирать главные слова и почему эта акция стала популярнойНо, конечно, не все популярные слова пользователям удается вспомнить в тот момент, когда они отвечают на вопрос Грамоты. Так произошло, например, с выражением брать аскезу. В ответах людей оно встречалось редко, но показало очень хороший результат по поисковым запросам. «Существенным критерием было, как часто слово искали на сайте Грамоты, — объясняет Мария Подрядчикова. — Ведь если людей интересует, как слово пишется или произносится, то оно уже наверняка стало употребительным».
Экспертное мнение
Третий этап — экспертный. Шорт-лист, полученный после всех этапов количественной и качественной фильтрации, оценивают специалисты в области науки о языке. В нашем пуле экспертов больше ста двадцати человек. Каждый из них сможет проголосовать за те слова, которые он сочтет достойными кандидатами.
На этом этапе имеют значение не только актуальность и новизна слова, но и лингвистические критерии: освоенность русским языком (устоявшееся написание, понятные грамматические признаки и формы), словообразовательная продуктивность (от этого слова в русском языке образованы другие слова, например квадробер — квадроберша, хайп — хайпануть), интересный механизм появления у слова нового значения (как в случае сигмы, которая приобрела новое значение по аналогии с альфой) и другие.
В результате голосования мы узнаём долгожданное «слово года».
Новое в этом году: специальные номинации
Четыре профессиональные сферы
Можно было бы на этом и остановиться. Но одно слово — это лишь голос, который звучал особенно громко на фоне других. На его фоне могут потеряться другие, важные для понимания новых реалий. Ведь каждый год приносит с собой что-то, что отделяет его от других. Для каждой индустрии, каждой сферы деятельности это может быть что-то свое.
Мы решили дополнительно выделить по одному слову в четырех профессиональных категориях: «Культура и индустрия развлечений», «Информационные технологии», «Экономика и финансы», «Здоровье и медицина». Грамотная коммуникация, понимание и правильное употребление новых слов — это не только вопрос сдачи экзамена по русскому языку, но и условие обмена важной информацией, экономического и технологического развития, и способ сохранения и развития культуры.
Особенности поиска
Здесь использовался несколько видоизмененный подход. «Мы поставили перед собой и нашими экспертами задачу найти такие слова, за которыми стоят значимые тренды и прорывные новые технологии соответствующей отрасли, — подчеркивает Анастасия Бонч-Осмоловская. — При этом слова-кандидаты должны не только быть известны узким специалистам, но и присутствовать так или иначе в общественном пространстве».
Кандидатов мы определили на основе их встречаемости в специализированных СМИ. Аналитическим партнером Грамоты в формировании пула таких СМИ и их анализе стала система мониторинга СМИ и соцсетей «СКАН-Интерфакс». Из многих десятков ресурсов мы выбирали те, которые, с одной стороны, читают профессионалы, а с другой — доступны и для широкой публики (по крайней мере, для той ее части, которая интересуется темой). Мы смотрели содержание, объем аудитории, представленность в социальных сетях, наличие в материалах экспертного взгляда (мнения известных деятелей культуры, искусствоведов, критиков).
Составленные списки слов мы проверили на частотность, а затем предложили экспертам их оценить. Но в этом случае — не лингвистам, а специалистам в конкретной области.
Ведь кто лучше знает, на каком языке говорят в сфере финансов, как не сами финансисты и экономисты, которые обсуждают эти темы каждый день, читают специальную литературу, выступают на форумах, дают консультации? У экспертов есть возможность участвовать в формировании списка, предлагая свои варианты «слов года». Так формируется набор вариантов для каждой профессиональной номинации.
Критерии оценки
Затем эксперты оценивают предложенные им слова по следующим критериям:
- когда (недавно или давно) слово вошло в употребление в профессиональном сообществе;
- насколько слово значимо для отрасли;
- имеет ли оно шанс в будущем закрепиться в лексиконе сообщества (и, возможно, повлиять на этот профессиональный язык в целом).
В конце октября завершился этап сбора слов. Сейчас мы находимся на этапе доработки пяти коротких списков: для основного «слова года» и для каждой из номинаций. Впереди этап экспертного голосования и объявление победителей.
Нейросеть — слово 2023 года по версии ГрамотыВыбор основан на анализе данных и опросе экспертного сообщества«Слово года» будет, как и в прошлом году, добавлено в метасловарь Грамоты — как результат признания носителями и специалистами его языковой значимости. И, конечно, мы обязательно обсудим наши находки с экспертами и любителями языка в соцсетях и на встречах, поделимся тем, какие у нас были ожидания, оправдались ли они, что нас особенно удивило и заинтересовало и как мы оцениваем результаты.
Еще на
эту тему
Новое понятие в языке поощряет людей делать то, что оно обозначает
Этим активно пользуются маркетологи (вспомним про «гуглить» и «ксерить»)
В метасловаре пользователь сначала видит общую картину, а потом может вникнуть в детали
Поиск по словарям реализован на Грамоте в новом формате
Этапы освоения иноязычного слова
Леонид Крысин объясняет, какие этапы проходит иноязычное слово, прежде чем стать своим