Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

«Ужастно симпотичный»: что такое гиперкоррекция и к каким ошибкам она приводит

«Ужастно симпотичный»: что такое гиперкоррекция и к каким ошибкам она приводит
Иллюстрация: Лиза Кравецкая

Случалось ли вам заменять корректное написание ошибочным по наитию, потому что вам вдруг померещилось правило, которое нужно обязательно применить? Или слово показалось слишком простым, и вы решили на всякий случай добавить буквы, чтобы оно выглядело солиднее? Такие исправления «из лучших побуждений» иногда возникают даже в речи очень грамотных людей.

Что лингвисты называют гиперкоррекцией

Некоторые ошибки выглядят так, словно пишущий пытался писать правильно, но — руководствуясь своим пониманием, а не нормой. Так появляется, например, форма ко врачу вместо к врачу. Человек, допускающий эту ошибку, представляет себе правило примерно так: «предлог в меняется на во перед словами, в начале которых стоит несколько согласных подряд». Добавить гласную ради благозвучия кажется логичным. Во многих случаях эта логика действует — ко времени, ко  вторнику, ко рву, ко рту. Но есть примеры, где русский язык от нее отступает: к врагу, к броску, к границе и — да, к врачу.

«Гиперкорректные» ошибки довольно распространены. Их легко узнать, хотя не всегда легко объяснить. Например, почему кто-то пишет симпотичный и извени, если есть проверочные слова симпа́тия и неви́нный? Откуда берутся лишние буквы в словах ужастно и градустник, если в словах ужас и градус никакой т нет?

Главное — все эти слова, казалось бы, не требуют «напрягаться». Пиши как слышишь. Но человек как будто подозревает слово в том, что у него есть двойное дно.

За каждой «гиперкорректной» ошибкой можно обнаружить некое странное правило, которое человек сформулировал либо по наитию, без опоры на грамматику, либо неверно поняв существующую в литературном языке норму. Подобные ошибки классифицировать трудно, потому что не всегда удается восстановить ход мыслей говорящего, склонного к гиперкоррекции. Но есть обстоятельства, которые способствуют их появлению.

Есть ли типичные сценарии ошибок

Доктор филологических наук, доцент Алтайского государственного университета Любовь Парубченко, описывая детские орфографические ошибки1, выделяет несколько сценариев, которые приводят к гиперкоррекции:

  • Пишущий применяет «не то» правило: чапец («ча–ща пишется с буквой а»), девчёнка («потому что есть слова печёнка, пшёнка, палёнка»), лицимер («ци, так как и после ц здесь не в суффиксе, не в окончании и не в словах-исключениях цыган, цыпочки»)
  • Правило применяется «не к тому» слову: приверженнец («суффикс -енн- пишется с двумя н»), раздница («в сочетании -здн- есть непроизносимая согласная»)
  • Правило применяется «не к тому» месту: неправильное ассиметрия (вместо асимметрия), исскуство (вместо искусство) и др.

На примере слова раздница хорошо заметно нарушение логики в понимании правила. Правило можно сформулировать так: «В группах согласных один из согласных может не произноситься, в том числе средний согласный в сочетании -здн-». Однако человек перетолковывает его как бы с конца, меняя смысл: «Если слышится -зн-, на письме нужно вставить еще одну букву, которая не произносится».

Ева Даласкина против русской орфографииКакие типы ошибок встречаются в Тотальном диктанте чаще всегоВо многих случаях «гиперкорректные» формы возникают по аналогии со словом, на которое пишущий равняется. Если мы видим написание будующий — ориентиром для автора было следующий. Если написано по-тихоньку — это явная аналогия с наречиями по-английски, по-французски. Этот ряд можно легко продолжить: учавстовать чувствовать, сдесь сделал, по-прежднему прежде, девятьюдесятью восемьюдесятью, досчечка расческа2.

Из-за особенностей русского языка правильное написание часто ассоциируется с написанием более сложным, неочевидным. Из-за этого ученики могут «не доверять» слишком простым словам — и писать, например, слово пальто как польто, а симпатичный — как симпотичный. «Среди букв в  сознании говорящих есть более или менее маркированные, — отмечает филолог и преподаватель Алексей Глазков. — Слово заимствованное или слово, обозначающее нечто значительное, должно писаться через о, а не через а»3. То же происходит и с выбором между е и и: правельно, извените.

Примером гиперкоррекции можно считать употребление формы в Клине вместо литературной нормы в Клину.

Этот случай был недавно разобран в ответах справочной службы Грамоты. Житель Клина был обеспокоен распространением нестандартной падежной формы. Наши консультанты предложили такое объяснение: «Возможно, на распространенность варианта в Клине влияет гиперкоррекция (когда стремление говорить правильно приводит к появлению ошибочных форм): вариант в Клину может казаться говорящему менее правильным (как разговорное в отпуску при предпочтительном в отпуске)».

На каком уровне может возникнуть гиперкоррекция

Гиперкорректность проявляет себя на разных уровнях и в разных аспектах языка: фонетическом, грамматическом, лексико-семантическом, стилистическом, орфографическом.

При фонетической гиперкоррекции человек смутно понимает, что в некоторых случаях слова «пишутся не так, как слышатся», запоминает соответствующие пары сочетаний звуков и букв, но применяет это знание не к месту. Примерами фонетической гиперкоррекции могут служить формы невежлего (невежливо), красавится (красавица). К подобной гиперкоррекции можно отнести и конструкты наподобие сложнова-то.

Фонетическая гиперкоррекция может происходить под влиянием иностранного языка: в русском языке слово афера часто произносится как афёра, по образцу слов вроде шофёр, происходящих от французских с суффиксом -eur.

Стилистические промахи тоже могут быть результатом гиперкоррекции. Например, какое-то слово или выражение кажется человеку стилистически сниженным, неуместным, и поэтому он избегает использовать его в речи. Доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета СПбГУ Елена Маркасова приводит такой ход рассуждений школьника: «Нужно избегать [выражения] короче говоря, потому что здесь встречается жаргонное слово короче»4.

Стилистическая гиперкоррекция возникает и из-за любви к словам официально-делового стиля, которые считаются более «престижными».

Так, глагол являться активно используется в официальной и научной речи, но часто встречается и в других текстах, где без него можно было обойтись. Примеры из школьных сочинений приводит доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета МГУ Ольга Кукушкина: «другие герои романа не являются отброшенными на самый задний план», «пока Павел приобретает черты настоящей личности, его поступки являются негативными»5.

Проблема лишних запятых: как соотносятся правила пунктуации и привычки пишущихОбзор ошибок участников Тотального диктантаВ пунктуации гиперкоррекция может проявляться в избыточном (как бы «на всякий случай») использовании знаков препинания. Здесь тоже сказывается неявное убеждение, что в русском языке запятых должно быть много — например, ими следует обособлять любую часть предложения с причастием: «и, когда сильно подорванное здоровье, практически выбрасывает его из рядов бойцов», «но, врывающийся в этот мир, Печорин, является катализатором...» (цитаты из исследования Ольги Кукушкиной).

Кому обычно мешает «неправильная правильность»

Мы все не застрахованы от таких ошибок. Но чаще их совершают представители четырех групп, перечисленных ниже.

  • Носители диалектных форм языка. Coвpeмeнныe нocитeли гoвopoв oбычнo вocпpинимaют литepaтypный язык кaк бoлee пpaвильный и cтpeмятcя понять  eгo зaкoнoмepнocти и соблюдать его нормы. Oднaкo в peзyльтaтe нeтoчнoгo пpeдcтaвлeния oб этиx зaкoнoмepнocтяx oни мoгyт «иcпpaвлять» cвoe пpoизнoшeниe даже там, гдe у них нет расхождений с литepaтypнoй нормой.
  • Дети младшего возраста. Дети довольно рано уже знают много слов, но еще не имеют точного представления о грамматике. Поэтому многие неизвестные формы слов (падежные формы существительных, глагольные формы) они порождают по модели уже известных (уже знакомый принцип аналогии). Если ребенок не знает какого-то слова (например, мышонок/мышата), он может передать этот смысл, пользуясь известной ему моделью: мышкины птенчики (пример из книги Корнея Чуковского «От двух до пяти»).
  • Школьники. В школьном возрасте гиперкоррекция часто возникает из-за отрывочного знания грамматики, относительно малого словарного запаса и ограниченной эрудиции. По мнению Любови Парубченко, в этом виновато в том числе устройство школьной программы, при котором дети учат правила орфографии без достаточной грамматической подготовки.
  • Иностранцы, изучающие русский язык. У них ошибки связаны с родным языком, который заставляет их выходить за пределы языковой системы русского языка. Причем если у русскоговорящих гиперкорректность в большей мере затрагивает области орфографии и пунктуации, то у иностранцев это явление распространяется в первую очередь на область фонетики и грамматики.

Чтобы не перемудрить с применением правил, нужно не только их механически запоминать, но и стараться осмыслить, задавать себе вопросы: почему это слово пишется именно так; чем обоснована постановка запятых; как появилось в языке слово, в котором многие ошибаются. Языковое чутье развивается не сразу, но ведь и после сдачи экзамена на права мы не сразу начинаем легко ориентироваться в знаках и разметке. Внимательное отношение к словам, желание глубже вникнуть в устройство языка и постоянная тренировка осознанности постепенно помогут говорить и писать увереннее.

, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Ошибочные употребления предлогов могут стать частью нормы

Предлоги-захватчики приобретают новые значения, вытесняют другие способы выражения синтаксических связей и вообще много себе позволяют

Как разное понимание языковой нормы приводит к коммуникативным неудачам

Выступление научного консультанта Грамоты Владимира Пахомова на конференции «Медиатекст: векторы развития и перспективы изучения» 

Есть «матрац», а есть «матрас» — оба правильны у нас!

Варианты нормы отличаются написанием, ударением, грамматическими характеристиками или стилистически

все публикации

Как учат иноязычных детей в разных странах мира

Каждый ребенок имеет право на образование — даже если он пока не знает языка, на котором говорят в школе

День борьбы с ненормативной лексикой: можно ли обойтись без мата?

Обсценная лексика есть во всех языках, но в русском она сильнее табуирована

Тест: выберите правильный пароним!

Похожие слова часто становятся источником путаницы и ошибок

Чем нас удивляет японская языковая картина мира

На выбор речевых форм влияет статус, возраст, пол собеседников, степень их близости

Как измерить сложность и сбалансированность языка в учебниках?

Об этом — статья Антонины Лапошиной и Марии Лебедевой в журнале «Русский язык в школе»

Тест: в каком предложении правильно расставлены запятые?

Вспоминаем, как оформляются причастные обороты, однородные члены предложения и вводные слова

Шиликун в озере и постен на стене: как в разных регионах зовется хтонь 

Лингвист Ирина Фуфаева о происхождении названия одного псковского домового

Ненецкий счет, русское яканье и экзотический язык Новой Гвинеи на портале «Элементы»

Решение лингвистических задач позволяет нелингвистам больше узнать об устройстве языка

Необычные игры в слова: пять вариантов для интеллектуальной вечеринки

Одна из них родилась после визита Индиры Ганди, а другая вдохновлена корпусной лингвистикой

Что такое достаточно хорошая речь сегодня: главные критерии

Хорошая речь по-прежнему должна быть чистой, точной, ясной, но в первую очередь — уместной

Как чаще всего возникали неологизмы в коронавирусную эпоху

Словообразование и фразеология в шестом номере журнала «Русская речь» за 2024 год

Новогодний тест: где нужны прописные буквы?

Проверьте, хорошо ли вы помните правила правописания слов и выражений, которые нужны раз в году

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!