Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Новогодняя игра: Грамота предсказывает будущее. Хочу погадать!
Хочу погадать!

Что такое достаточно хорошая речь сегодня: главные критерии

Что такое достаточно хорошая речь сегодня: главные критерии
Иллюстрация: Тим Яржомбек

Мы каждый день пользуемся речью, чтобы общаться устно или письменно, и для нас это естественно. Но речь — это еще и мощный инструмент, который позволяет нам формулировать и доносить свои мысли, рассуждать, спорить, убеждать и вдохновлять людей. От умения владеть словом может зависеть, примут ли нашу идею на совещании, подпишутся ли на наш канал, будут ли покупать наш продукт. Какие качества отличают хорошую речь и как можно развивать эти качества?

Что такое хорошая речь

К тому, как мы пользуемся русским языком, можно предъявить множество требований. Культура речи как филологическая дисциплина предполагает, что мы придерживаемся литературной нормы, не делаем речевых (и всех прочих) ошибок, не используем просторечие, сленг, профессиональный жаргон, избыточные заимствования и бранные слова. Однако на практике мы наблюдаем такую речь очень редко; более того, в современных условиях не очень понятно, где бы мы могли ее встретить. Гораздо чаще мы имеем дело с достаточно хорошей речью. Как мы ее распознаём?

С плохой речью всё обычно понятно сразу: она нас раздражает, требует дополнительных усилий для понимания, производит впечатление неграмотной, неряшливой, невнятной, пустой или претенциозной. А хорошая? Обычно в этом случае мы невольно чувствуем симпатию к говорящему или пишущему. Он или она излагает свои мысли ясно, просто, выбирает незатертые способы выражения своей позиции, умеет передать эмоцию или идею без нажима; нам легко следить за ходом мысли, и в то же время мы чувствуем, что узнали нечто новое.

Хорошая речь — это речь грамотная, разнообразная, продуманная, но мы не видим эту «изнанку» и сосредоточены на смысле.

А главное, в большинстве случаев хорошая речь — та, что достигает поставленной цели, будь то заключение контракта, одобрение отчета, получение согласия на брак или эмоционального отклика адресата. Мы будем обсуждать качества хорошей речи именно с этой точки зрения: не оценивать ее соответствие идеалу, а искать те свойства, которые позволяют ей эффективно решать практические задачи общения.

Речь в целом можно считать хорошей, если она понятна собеседнику (адресату), соответствует намерениям говорящего (или пишущего) и требованиям уместности (подходит к ситуации, формату общения, теме разговора, принятым в обществе нормам).

Представьте: вы читаете плохо написанную инструкцию к сложному прибору. Текст пестрит узкоспециальными терминами, смысла которых вы не понимаете. Вы ждете разъяснений — но автора словно совсем не заботит, поймете вы что-то или нет. Ваш взгляд постоянно спотыкается об ошибки, вязнет в абстрактных формулировках. В итоге вы в лучшем случае потратите больше времени, чем планировали. А в худшем — так ничего и не поймете и забросите прибор, пока кто-нибудь не придет и не объяснит всё на пальцах. А всё из-за того, что автор инструкции не владел речью как инструментом. Или не думал о том, для чего нужен текст инструкции.

Главные качества хорошей речи

Чистота речи

Чистая речь — как свежий воздух. Таким воздухом приятно дышать, он поднимает настроение, дарит легкость. Мы видим всё вокруг ясно и отчетливо. Если говорить о речи — что делает ее такой?

Без ошибок. Многие исследования показывают, что ошибки — орфографические, грамматические, речевые — раздражают людей. Даже если человек высказывает дельную мысль, ошибки могут снизить доверие к нему. Это именно то, что мы называем «режет слух». При этом некоторые ошибки могут пройти незамеченными, например неправильное ударение в редком слове или штамп, а другие служат маркерами необразованности и низкой речевой культуры, поэтому могут повредить репутации.

Опасный участок! Самые глупые и обидные ошибки в правописании Когда осознанный выбор помогает сохранить репутацию грамотного человекаБез слов-паразитов. Присутствие слов-паразитов в устной речи создает ощущение, что человек не уверен в себе, не умеет ясно мыслить, сам не знает, что хочет сказать, нуждается в «заполнителях пауз». В ситуациях публичной речи или важных переговоров слова-паразиты могут восприниматься как сигнал: человек ненадежен, с ним может быть сложно иметь дело.

Без лексических сбоев. Любое слово может оказаться уместным в определенном контексте. Слово «уместность» здесь ключевое. Если человек отыгрывает определенную роль (скажем, в инстаграме) и намеренно коверкает речь, мы поймем его коммуникативное намерение и не станем предъявлять претензии. А профессиональный жаргон неизбежен и даже полезен, когда мы находимся в рабочем окружении, среди своих. Для общения с незнакомыми людьми, для более формальной деловой переписки с коллегами и клиентами, при составлении обращений к широкой аудитории лучше выбирать нейтральные, общепонятные слова и выражения литературного языка. И фамильярность, и канцеляризмы с неологизмами могут отвлекать внимание от сути сообщения, замедляют и затрудняют коммуникацию.

В целом чистая речь — это уважение к аудитории и к себе; усилия, которые мы прилагаем к тому, чтобы форма нашей речи соответствовала ситуации, оправдывала ожидания и подчинялась правилам.

Точность речи

Это соответствие слов и выражений действительности и нашим намерениям. Точная речь передает мысль именно так, как задумано, без искажений и нежелательных двусмысленностей. Точность опирается на знание значений слов, умение правильно их употреблять и строить фразы, но при этом напрямую связана с нашими знаниями о реальном мире. 

Что помогает достичь точности?

Большой словарный запас. Когда мы знаем много слов, встречали их в разных контекстах и умеем выбирать наиболее подходящее для конкретной ситуации, это делает речь точнее, богаче и убедительнее. Не обязательно для этого иметь энциклопедические знания — скажем, непременно говорить книпсеры вместо кусачки для ногтей, — но важно использовать правильные слова там, где это важно.

Понимание значений слов и их различий. Бывает, что мы слышим распространенные слова, но не чувствуем различия в их употреблении. Обуть можно только кого-то — например, ребенка. *Обуть ботинки — это уже ошибка, которая может испортить впечатление от вашей речи. Есть существенные различия между паронимами: эффектный и эффективный, адресат и адресант, гордость и гордыня.

Есть и ошибки, последствия которых более серьезны. Так, словом одиозный часто называют кого-то скандально известного или даже просто знаменитого, тогда как у этого слова совсем другое значение: ‘крайне неприятный, вызывающий всеобщую ненависть’. Неверное употребление слова может создать ошибочное впечатление о человеке или об отношении к нему говорящего. Поэтому, если вы не знаете точного значения слова (например, брутальный или ренегат), лучше его не использовать, пока не будет возможности разобраться, как оно употребляется.

Грамотное употребление терминов. Иногда мы бездумно употребляем слова, которые услышали от специалистов. Если мы не до конца поняли их значение, может возникнуть неприятная путаница. Например, шизоидное расстройство и шизофрения — принципиально разные понятия в психиатрии, а гололед и гололедица — разные погодные условия. Известный мем «стрелка осциллографа» может служить предостережением любителям терминологии: автор текста, не представляя себе, как выглядит этот прибор, написал она металась, как стрелка осциллографа, при том что у осциллографа нет никаких стрелок.

Заимствованные термины с абстрактным значением требуют осторожного обращенияПроясняем смысл и предостерегаем от ошибокНе любая сильная головная боль может называться мигренью, а эмпатия — это не просто сочувствие, а умение понять переживания другого человека (даже если он вам несимпатичен). Не стоит также без нужды называть белок протеином, а ферменты — энзимами, говорить об истерии, имея в виду истерику, и вообще злоупотреблять модными словами из области популярной психологии, если вам нужно произвести впечатление человека серьезного и внимательного к словам.  

Ясность речи

В отличие от точности, ясность — это доступность и понятность для слушателя. Речь может быть точной, но перегруженной. Например, юридические документы должны быть предельно точны и однозначны, но на практике оказываются очень неясными, а иногда даже допускают разные толкования. Ясная же речь легко воспринимается, не требует от слушателя или читателя «распутывать» паутину слов.

Ясность зависит от выбора синтаксических конструкций, явно выраженных связей, от того, понятна ли использованная лексика, от темпа речи и других факторов.

Вот что помогает обеспечить ясность речи.

Грамотное построение предложений. Порядок слов, отвечающий коммуникативной задаче, отсутствие грамматических ошибок, умение обойтись без лишних прилагательных, четырех родительных  падежей подряд, отказ от двух придаточных или нескольких причастных оборотов в одном предложении делают речь логичной и стройной, создают опору для понимания. Запутанная речь утомляет, слушатель или читатель быстро теряет нить.

Использование общеупотребительных слов. Чтобы казаться солидными, некоторые люди искусственно усложняют свою речь: вместо накопить говорят аккумулировать, вместо начать — инициировать, вместо колебаться — флуктуировать, вместо закончить — финализировать. Обилие слов, которые требуют дополнительных усилий для понимания, утомляет и мешает понимать речь.

Избегание речевых клише, неоднозначных слов и выражений. Мы интуитивно понимаем, когда нас хотят запутать, усыпить наше внимание. Иногда мы неосознанно делаем это сами. Скажем, в ответ на претензии организация выпускает заявление: Были приняты соответствующие меры. Кем приняты? Соответствующие чему — требованиям недовольных? Регламенту организации? Представлениям тех, кто принимал эти меры? В чем заключается это соответствие и кто определил, что меры чему-то соответствуют? Что, в конце концов, за меры?

Следование логике. Логика связывает мысли воедино, а ее отсутствие делает речь нагромождением слов. Особенно важно следить за логикой в деловой коммуникации. Возьмем фразу: Наш продукт — самый дешевый на рынке. Нам обеспечен успех! Здесь нет логики, потому что успех продукта зависит не только от его цены. Наш основной конкурент увеличил цены на свою продукцию на 10%, а наши цены остаются прежними. Следовательно, сейчас у нас есть конкурентное преимущество. Здесь на основе сравнения делается логический вывод о конкурентной позиции компании по конкретному параметру (а не в целом).

Уместность речи

Уместность в языке зависит от того, насколько слова и выражения подходят к цели, содержанию разговора, сообщения или выступления, аудитории, площадке, на которой происходит коммуникация. Разберем, что это значит на практике.

Соответствие между целью и средствами коммуникации. Если цель — предоставить информацию, уместно использовать четкие формулировки, факты, цифры, ссылки на источники. В такой речи на первом плане должны быть четкая структура, обоснованность, логика. Отшучиваться, уходить в сторону, описывать свои ощущения будет неуместным. Если цель — развлечь, уместно использовать юмор, иронию, образные выражения. Слова и выражения из формального стиля лучше не использовать. Частая ошибка, которую можно видеть, например, у авторов корпоративных блогов, — нарушение уместности в разных жанрах коммуникации. Вместо описания конкретной пользы продукта (информирование) автор может рассказывать истории, не имеющие отношения к делу, или нарочито шутить (развлечение).

Соответствие между лексикой, содержанием и тематикой речи. В научно-популярной лекции или статье упрощенные описания (мозг учится через связи) уместны, но для аудитории специалистов необходимо точное описание процессов, использование специальных терминов. И наоборот, если мы пишем пост о пользе бега для рекламы фитнес-приложения, вряд ли уместны фразы вроде аэробные упражнения стимулируют метаболизм посредством увеличения кислородного насыщения тканей.

Что мешает специалистам писать понятные текстыВ книге «Чувство стиля» психолингвист Стивен Пинкер предлагает решения, основанные на данных когнитивной психологииСоответствие речи формальным и неформальным нормам общения. В одних ситуациях (коллективах, культурах) приветствуется неформальное общение даже в рабочей ситуации, в других действуют строгие нормы (например, четкие правила обращения к вышестоящим, подчиненным, старшим и младшим). Даже нарушение грамматических правил может быть уместным в определенной ситуации — например, в свободном интернет-общении среди «своих». Скажем, фраза я не умею в готовку в чате или посте в соцсети выглядит уместно, ведь это часть сетевого сленга. Но в более формальной переписке (например, с клиентом) следует соблюдать общепринятые нормы.

Как сделать свою речь лучше?

  • Читать больше разнообразной литературы. Совет простой, но ключевое здесь слово — разнообразной. Чтение одной только русской или зарубежной классики не даст нам понимания, о чем говорят вокруг нас и что значат те или иные новые слова. Разумеется, мастера слова из прошлого используют язык для передачи тончайших оттенков смысла. Но также их речь — продукт эпохи, в которой они жили.
  • Практиковаться в письменной речи, выступлениях, обсуждениях. Есть общее правило: то, что мы активно используем, дается нам проще и закрепляется лучше. Это касается и новых слов, и конструкций, с помощью которых мы доносим смысл. Письменная речь требует более тщательного подбора слов, чем устная, но над ней мы можем размышлять, поэтому иногда проще начинать практиковаться с письменных текстов. Можно вести дневник, писать эссе, вести личный блог, описывая свои впечатления и делясь мыслями.
  • Изучать словари, справочники, составлять подборки новых слов. Часто мы запоминаем слова, когда слышим их. А потом можем удивиться, узнав их закрепленное в словарях значение. Справочная литература существует не в вакууме: она учитывает и принципы действия языка, и изменения. Полезно время от времени «сверять часы»: как говорим мы и как рекомендуют говорить специалисты.
  • Слушать, как говорят (и пишут) мастера слова. Талантливые ораторы, публицисты, писатели, блогеры с хорошей речью могут служить ориентирами. Анализируйте их речь, отмечайте удачные выражения и обороты. И помните, что эти люди тоже не застрахованы от ошибок.
  • Принимать во внимание характер аудитории. Если мы будем учитывать, к кому обращена наша речь (что этому человеку известно и неизвестно, насколько он образован и знаком с темой, каков может быть его словарный запас, что его сейчас волнует, в каком эмоциональном состоянии он находится), то сможем говорить более понятно, интересно и убедительно.

Все эти упражнения развивают языковое чутье. Ведь знать все правила грамматики и строго следовать всем правилам речевого этикета практически невозможно, да и не нужно, чтобы общаться с удовольствием, договариваться, доносить свою позицию и производить хорошее впечатление. Языковое чутье помогает естественным образом выбирать тот стиль общения, те слова, которые наилучшим образом соответствуют контексту и замыслу. И никогда не поздно развить его.

, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Как научиться говорить грамотно и выразительно во взрослом возрасте

Развитие речевой культуры предполагает ликвидацию пробелов в знаниях и опору на сильные стороны говорящего

О качествах хорошей речи

Борис Николаевич Головин анализирует такие свойства речи, как правильность, точ­ность, чистота, выразительность, уместность

Основные критерии хорошей речи

Оценка качества речи зависит от очень многих условий, в том числе социолингвистических

все публикации

Как чаще всего возникали неологизмы в коронавирусную эпоху

Словообразование и фразеология в шестом номере журнала «Русская речь» за 2024 год


Новогодний тест: где нужны прописные буквы?

Проверьте, хорошо ли вы помните правила правописания слов и выражений, которые нужны раз в году



Фантастические слова в поисковых запросах Грамоты: окказионализмы 2024 года

Омбомодор, пледовитая и мангобездарь ковшкручинятся из-за вырожжерика


Смех не без причины: лингвисты изучили языковые особенности «пирожков» и «порошков»

Новая книга Максима Кронгауза и Марии Ковшовой рассказывает об интернет-поэзии



Математик Константин Воронцов: «Текст становится тормозом развития цивилизации»

Специалист по цифровой гуманитаристике — о том, как нейросети меняют работу с языком и к чему стоит готовиться педагогам


Язык поколений: в чем разница между лексиконами зумеров, миллениалов, бумеров и иксеров

Поколенческие черты не ограничиваются лексиконом, но лингвисты не видят языковых препятствий для взаимопонимания



Тест: как правильно расставить ударения?

Двадцать не самых сложных и очень нужных слов, в которых лучше не ошибаться


«Почему он не читает?» Книга советов Алихана Динаева для родителей, учителей и других взрослых

Какова бы ни была причина, автор предлагает не опускать руки и искать свой способ приобщить ребенка к радостям чтения


К 90-летию со дня рождения Владимира Лопатина: главные вехи и итоги научной биографии 

В журнале «Неофилология» вышла статья Владимира Пахомова о жизни и работе самого известного современного орфографиста


Нон-фикшен или нон-фикшн? Что думают об этом лингвисты

Страсти вокруг орфографической нормы разгорелись незадолго до одноименной книжной ярмарки


Словесные игры, тайны шифров и великие рукописи: какие книги выбрать в подарок

Семь способов порадовать любителей русского языка и других знаковых систем


Откуда берутся новые слова?

Чтобы обозначить новое понятие, язык использует разные стратегии, объясняет Мария Елифёрова


Язык самоходов, устная культура старообрядцев и монгольский эпос в программе «Наблюдатель»

Фольклористы и диалектологи подвели итоги полевых исследований 2024 года


«Я купила сотню мух»: регионализмы, у которых нет аналогов

Лингвист Ирина Фуфаева рассказывает о том, как по-русски можно назвать маленький пуховый платок и эсэмэску с просьбой перезвонить


Грамота выбрала слово года. И как оно вам?

Собираем мнения и впечатления, чтобы в будущем году сделать исследование еще интереснее



Новые слова в «Академосе»: комментарии составителей

По какому принципу пополняется орфографический словарь?


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!