О качествах хорошей речи
Предлагаем вниманию читателей статью Бориса Николаевича Головина, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 2, 1964). Размышления ученого о проблемах кодификации нормы, отличиях между ее колебаниями и нарушениями, о критериях правильности, чистоты, богатства и разнообразия речи, об опасности засорения литературного языка канцеляризмами и жаргонами актуальны и спустя полвека.
Предисловие «Грамоты.ру»
Борис Николаевич Головин (1916–1984) — выдающийся лингвист, заслуженный деятель науки РСФСР. Выпускник Московского государственного педагогического института им. Ленина, в начале Великой Отечественной войны он добровольцем ушел на фронт, был ранен, закончил войну в Чехословакии. После войны поступил в аспирантуру к академику Виктору Владимировичу Виноградову и в 1949 году под его руководством защитил кандидатскую диссертацию. В 1957 году с благословения В. В. Виноградова Б. Н. Головин приехал в Нижний Новгород (тогда город назывался Горький), через несколько лет возглавил кафедру русского языка в университете, которой руководил до последних дней жизни. Б. Н. Головина отличал мощный интеллект, широчайшая научная эрудиция, необыкновенная работоспособность. Эти качества позволили ученому сформировать ряд научных направлений в лингвистике.
Борис Николаевич Головин — автор уникальных учебников, которые выдержали несколько переизданий не только в России, но и за рубежом. Речь идет, в частности, о таких трудах, как «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Основы культуры речи», «Основы теории синтаксиса». Именно Головин первым осознал необходимость преподавания курса основ культуры речи на филологических факультетах. Он стал автором первой программы и первого учебника для университетов, в которых излагалась собственная научная концепция по этой проблематике. По «головинским» основам культуры речи была разработана новая теория качества культуры речи.
О качествах хорошей речи
Речь — явление не только лингвистическое, но вместе с тем психологическое и эстетическое. Именно поэтому люди давно замечают хорошее и плохое в речи, давно делают попытки понять и объяснить, что в речи хорошо и что плохо.
Так, римляне выработали целую систему понятий, мнений и рекомендаций, оценивающих качества хорошей речи. Были выделены и описаны сами эти качества, а среди них такие, как ясность, чистота, уместность и др. По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи столь необходимы, что даже не нуждаются ни в каком обосновании. Однако эти необходимые качества речи недостаточны для того, чтобы оратор мог вызвать восхищение слушателей, для этого нужна красота речи.1 По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи — уместность2. Конечно, далеко не все мысли римских теоретиков красноречия и ораторов могут быть приняты нами: некоторые из них кажутся наивными, некоторые просто неверными. Но многое заслуживает внимания. И особенно поучителен сам исторический факт — попытка римских ораторов создать теорию качеств хорошей речи.
Возьмем другую историческую иллюстрацию. Известно, что почти все большие писатели нового времени (и русские, и западноевропейские) много размышляли о хорошей речи. Известно и то, что эти размышления всегда связывались с такими понятиями, как правильность языка, точность, логичность, выразительность, красота и т. п.
Ученые-филологи также не чужды поисков основных качеств хорошей речи; вспомним хотя бы известную в свое время очень неплохую работу В. И. Чернышова «Правильность и чистота русской речи». Название работы говорит само за себя.
Можно думать, таким образом, что наука должна найти достаточно строгие и обоснованные описания и определения главных качеств хорошей речи, таких как правильность, точность, богатство (разнообразие), чистота, выразительность, красота, уместность и др. Должна быть обоснована разумная, опирающаяся на анализ речевой практики общества типология качеств речи. Если бы это удалось сделать, тем самым была бы оказана заметная помощь школе, прессе и художественной литературе в их борьбе за совершенствование речевой культуры людей.
Эти заметки — всего лишь попытка наметить один из возможных путей, по которому можно было бы идти к пониманию качества русской речи. Каковы теоретические предпосылки решения этой проблемы?
Пока можно думать, что к числу таких предпосылок принадлежат: 1) различение языка и речи; 2) различение семантики речи и выражаемого ею конкретного содержания, художественного, научного, публицистического или иного; 3) различение трех форм исторического развития и функционирования языка — общенародной разговорной, литературной и диалектной; 4) различение пяти, по крайней мере, типов связи речи с внеречевыми явлениями; 5) различение нормативных и ненормативных элементов языковой структуры.
Рассмотрим их подробнее.
1. Язык и речь едины и различны. В этом нужно видеть одно из проявлений великого закона диалектики. Если язык — это совокупность и система единиц общения (звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений), рассматриваемых в отвлечении от речи и выражаемого ею конкретного содержания, то речь — это последовательность тех же самых единиц, построенная по законам языка для выражения вполне конкретного содержания.
Грубо: язык — «набор» готовых к употреблению фонетических, лексических и грамматических единиц и их категорий; речь — выбор из этого набора единиц, нужных для выражения определенного содержания, и организация их в «цепь», в последовательность. Язык — единицы и категории общения в функциональной статике, в готовности к использованию, речь — они же в динамике, в применении, в связи с конкретными мыслями, чувствами, настроениями и желаниями людей.
Именно в речи (а не в языке) возникают и уничтожаются такие ее качества, как правильность, точность, чистота, выразительность, уместность и др. Именно поэтому же термин «культура речи» предпочтительнее термину «культура языка»: о языке нелогично говорить, правилен он или неправилен, точен или неточен, уместен или неуместен. Все подобные характеристики более приложимы к речи.
Не опасаясь ошибки, можно утверждать, что русская советская наука о языке (см. работы Л. В. Щербы, Г. О. Винокура, Б. В. Томашевского, В. В. Виноградова, Б. А. Ларина и др.) последовательно предостерегает от смешения семантики слов, словосочетаний и предложений с теми мыслями, чувствами и настроениями, которые этими словами, словосочетаниями и предложениями выражаются. Это разграничение семантики, значений, свойственных речевой последовательности, и того, что ею передается, но находится за пределами языка и речи, совершенно необходимо для понимания таких качеств речи, как точность, логичность, выразительность. Вместе с тем семантика языковых единиц и их «цепей» оказывается в зависимости от выражаемого ими конкретного содержания, что нельзя не принимать во внимание при построении теории качеств хорошей речи.
Одной из форм исторического развития и функционирования языка народа является форма литературная, или, иначе, литературный язык.
Эта форма возникает сравнительно поздно, в связи с развитием письменности и литературы. Возникнув, она интенсивно унифицирует использование различных структурных элементов языка, устраняет колебания и видоизменения их, связанные с различными территориями, профессиями и социальными слоями населения. Эти процессы строгой унификации произношения, ударения, словоупотребления, образования форм слова, построения предложений и называются нормированием языка. Нормы являются следствием развития литературного языка и одним из главных условий успешного регулирования усложняющихся задач человеческого общения. Можно напомнить здесь, что В. И. Ленин признавал «единство языка» и «закрепление его в литературе» одним из необходимых условий развития национальных движений и перехода общества от феодализма к капитализму3. Тем более в единстве языка заинтересовано общество социалистическое.
Таким образом, языковая норма не может быть понята вне общих условий развития литературного языка и вне участия в этом развитии художественной, публицистической и научной литературы. Несмотря на ясность и очевидность этого принципа, конкретизация существа языковой нормы оказывается делом малодоступным. Об этом говорит обзор колебаний лингвистической мысли в поисках ответа на вопрос «Что же такое языковая норма?», сделанный не очень давно Л. П. Крысиным и др.4 Зная о теоретических трудностях, связанных с пониманием языковой нормы, лингвист все же не может уклониться от ее истолкования, если он занимается изучением качеств речи, среди которых на первом месте — правильность, то есть соблюдение в речи сложившихся языковых норм.
В числе теоретических предпосылок успешного решения проблемы речевой культуры назовем несколько типов «отношений» речи к чему-то находящемуся за ее пределами. По-видимому, пока можно ограничиться различением пяти типов таких отношений. Прежде всего, речь «относится» каким-то образом к языку — просто потому, что она построена из единиц и категорий языка и в соответствии с его функциональными закономерностями. Затем, речь так или иначе «относится» к деятельности человеческого мышления и — шире — сознания, потому что именно эту деятельность она выдерживает. Далее, речь «относится» и к миру предметов и явлений окружающей человека действительности, потому что она служит для обозначения этих предметов и явлений и их оценки. Речь определенным образом «относится» и к общественным отношениям, в зависимости от которых она меняет некоторые структурные особенности. Наконец, речь «относится» и к личности ее автора, психологической работе авторского сознания, его целевым коммуникативным заданиям и задачам и т. д.
Хотелось бы надеяться, что лингвистике удастся построить удовлетворительную типологию качеств хорошей речи на основе перечисленных только что типов отношений между речью, с одной стороны, и языком, коллективным мышлением и сознанием, миром предметов и явлений действительности, социальной ситуацией общения и психологией автора — с другой.
Так, на основе понимания отношения «речь — язык» могут быть описаны и разъяснены такие качества речи, как правильность, чистота и богатство (разнообразие). На основе отношения «речь — мысль, речь — сознание» могли бы получить определение и истолкование такие качества речи, как логичность, краткость, выразительность и образность. На основе отношения «речь — действительность» можно бы выделить и определить качество речи, называемое точностью. И т. д.
2. Правильность. Все соглашаются, что хорошая речь — это, прежде всего, речь правильная. Но что значит «правильная»? Где можно найти объективные критерии правильности? И есть ли они?
Да, есть. Эти критерии — в соответствии или несоответствии речи нормам литературного языка. Правильной мы называем такую речь, структура которой соответствует литературно-языковым нормам.
Норма — центральное понятие учения о правильности речи, значит, и о ее культуре.
После беглых предварительных замечаний о норме, сделанных ранее, теперь необходимо попытаться конкретизировать это сложное понятие.
Не будем поспешно определять норму. Попытаемся ее описать. Можно думать, что норма: а) проявляет свое действие в устойчивом единообразии структурных элементов языка, не зависящем от территориальных и социальных условий его применения; б) зарождаясь в речевой практике коллектива, опирается на авторитет образцовой литературы национального значения, «отбирается» ею и ею же закрепляется, приобретая устойчивость; в) возникнув, охраняется и поддерживается обществом и государством, прежде всего — школой, так как служит одним из мощных средств развития жизни социального коллектива; г) служит главным внутриструктурным условием единства национального литературного языка; д) испытывая постоянное воздействие речевой практики, литературного процесса и нелитературных форм языкового развития, развивается, меняется, оказывается динамичной, не утрачивая своей устойчивости для структуры языка в целом.
Психологически для каждого говорящего или пишущего норма существует как некий образец, эталон, в соответствии с которым нужно произносить звуки, «ставить» ударения, выбирать формы падежей и времен, строить простые и сложные предложения и т. д. Этот образец «извлекается» из литературных произведений, устной речи литературно образованных и авторитетных в обществе людей, из указаний школьных и вузовских учебников, рекомендаций толковых словарей и грамматик и т. д. После всех этих кратких пояснений можно бы предложить определение нормы, имеющее чисто «рабочее» назначение, то есть не предназначенное для глубокого и всестороннего охвата определяемого явления, но способное служить решению некоторых практических задач, стоящих, в частности, перед школой. Вот это определение.
Норма — это вырабатываемые языком при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения слов, ударения в них, их построения, образования их форм и построения простых и сложных предложений.
В соответствии с этим определением нормативно не то, что широко распространено, а то, что обязательно, что соответствует требованиям и рекомендациям, извлекаемым из «языка» образцовой художественной и иной литературы.
Нормы всегда традиционны и всегда поэтому стесняют авторов, не склонных считаться с литературными традициями и интересами единства национального языка. Таким авторам кажется, что нормы — это наложенные какими-то недоброжелателями «речевой свободы» оковы, стесняющие вольность движений литературных новаторов. Но эти сетования несерьезны. Они резко противоречат речевой практике таких нормализаторов языка, какими были Пушкин, Гончаров, Тургенев, Чехов и Горький. Никому из них словари и грамматики не только не мешали, но помогали.
Что действительно серьезно, так это изменения языковой нормы и все последствия таких изменений.
Так, в начале XIX века нормативными были такие, например, факты: век — веки, дом — домы, рог — роги, снег — снеги, шелк — шелки, право — правы, село — селы, чувство — чувствы, солнце — солнцы, лето — леты, вино — вины; афиша — афишей (род. пад. мн. числа), басня — басней, капля — каплей, пустыня — пустыней, роща — рощей5 и т. д. (В соответствии с современными афиш, басен, капель, пустынь, рощ и т. д.).
Обобщая речевую практику русских литераторов, А. X. Востоков в таких случаях рекомендовал именно окончание -ей, которое ныне кажется устаревшим и искусственным. Было «узаконено» и окончание -ы во многих словах в именительном падеже — там, где позже возобладало окончание -а. Несомненно изменение нормы. Могло ли быть это изменение заранее предусмотрено писателями и филологами? Едва ли. Ведь наличие в разговорном речевом обиходе начала XIX века окончаний, которые позже проникли и в литературу, не могло само по себе явиться достаточным основанием для их «узаконения». Замена одной нормы другой происходила медленно и подчинялась весьма сложной и противоречивой системе воздействий, влиявших на морфологический облик словесных форм и изменявших его.
Правда, в таких случаях могут быть приняты во внимание намечающиеся в живом языке тенденции его изменения, и, если они достаточно сильны, результаты их не могут быть задержаны никакими традициями.
По-видимому, в жизни языковой нормы очень большую роль играет сложное взаимодействие между традицией ее функционирования в литературе и закономерностями изменения, развития соответствующего участка языковой структуры.
Равнодействующая этих двух сил и решает, будет ли сохранена данная норма или же она будет заменена другой, отвечающей изменению структуры разговорного языка.
Так, в тридцатые и сороковые годы нашего века произошли заметные сдвиги в нормах произношения, в частности стали смягчаться возвратные аффиксы -ся (-сь) там, где раньше они произносились твердо; возникло мягкое звучание заднеязычных согласных в случаях типа долгий, мягкий, затягивать, поддакивать, запахивать и т. д.
Почему же «сдалась» литературная традиция? Прежде всего, потому, что она не имела и не могла иметь сильной поддержки в литературно-письменной речи: ведь наша орфография не передает твердого звучания с в возвратных аффиксах и твердого произношения заднеязычных в указанных случаях. Мы пишем в соответствии с новой нормой. Во-вторых, состав населения крупнейших городов нашей страны очень быстро менялся как раз в тридцатые и сороковые годы, и прежнее московское население, на живую речь которого опирались уходящие ныне нормы произношения, не могло уже быть «законодателем» в области произношения, как это было на протяжении XIX века. Борьба между традицией и новшествами в языке окончилась в пользу последних.
Эти два исторических примера достаточно красноречивы. Они, в частности, говорят о том, как по-разному складываются взаимные отношения между нормой и языковым изменением и какими неодинаковыми бывают их равнодействующие, от которых и зависит судьба нормы.
Лингвистика будущего, возможно, сумеет предвидеть, в каких случаях наметившиеся в живой речи изменения тех или иных участков языковой структуры усилятся и изменят существующую норму; появится возможность содействовать победе новой нормы.
Пока же наука о языке вынуждена ограничиваться констатацией и объяснением языковых колебаний, разъяснением допустимости или недопустимости отдельных вариантов, установлением нарушений нормы.
Когда речь заходит о колебаниях нормы, это вызывает у некоторых читателей усмешку: опять ученые мудрят, опять не могут договориться, что правильно, а что неправильно, Между тем дело вовсе не в ученых, а в жизни и развитии самого языка: когда одна норма заменяется другой и обе они еще существуют, неизбежны колебания, неизбежна вариативность нормы. Вот почему допустимо и мы́шление и мышле́ние, и и́наче и ина́че, и сле́сари и слесаря́, и профе́ссоры и профессора́, и в о́тпуске и в отпусќ, и на хо́лоде и на холоду́, и мужествен и мужественен, и ответствен и ответственен, и т. д. Конечно, ученые могут в таких случаях рекомендовать один вариант нормы (как более новый) и не рекомендовать другой (как более старый). И это, по-видимому, нужно делать. Однако это не может означать, что один вариант правилен, а другой нет.
От колебаний нормы резко отличаются нарушения ее. Они возникают в речи и несвойственны литературному языку, они суть результаты чуждого литературному языку воздействия на нашу речь — воздействия, идущего со стороны местных или социальных диалектов, индивидуальных речевых навыков, не приведенных почему-либо в соответствие с языковой нормой, слабости и «колеблемости» этих навыков, не укрепленных достаточной речевой практикой, и т. д.
Ненормативно и потому неправильно произношение [ч’асы], [р’ады], [ч’айку́], [м’ат’еш], [ч’аруй], хотя такое произношение и поддерживается буквенным обозначением соответствующих слов (часы, ряды, чайку́, мятеж, чаруй); оно поддерживается и некоторыми диалектами современного русского языка.
Ненормативно и неправильно ударение поня́ли, нача́ли, проли́ла, заня́л, приня́л, увезёны, приведёны, отнесёны, занесёна, привезёна, отне́сен, дове́зен, язы́ки, до́суг, ква́ртал и т. д.; разумеется, в каждом случае ударение смещено со своего литературного места под влиянием той или иной причины, однако наличие такой причины не отменяет ненормативности и неправильности происшедшего сдвига.
Разрешаемые некоторыми поклонниками речевой свободы падежные изменения слов пальто и лото ненормативны и неправильны — не только потому, что литература не знает пока форм пальта, лота, пальтом, лотом, в пальте, в лоте, но и потому, что такие формы, в сущности, не имеют употребительного в литературном языке существительного-образца, по аналогии с которым они могли бы свободно образоваться; то же самое можно сказать о словах радио, кенгуру, колибри и т. п. Слово кино могло бы изменять свою форму по аналогии с формами таких слов, как окно, вино, сукно, но эти слова обозначают конкретные предметы, легко и часто меняющие свои отношения к другим предметам и к процессам (пространственные, временны́е и иные); для выражения этих меняющихся отношений и используются меняющиеся падежные формы; что же касается слова кино, — это слово отвлеченное и применяется, как правило, для выражения двух типов отношений: либо для обозначения независимого предмета (в именительном падеже), либо для обозначения зависимого предмета (в винительном падеже пространственно-объектного значения, выражаемого с помощью предлога в), причем и в том и в другом случае в изменении падежной формы нет надобности. Поэтому формы кина, кину, хотя они и возникают в разговорной речи, не привлекают литературу и остаются ненормативными.
Ненормативно и потому неправильно высказывание-вопрос о времени «До скольки?» и «Со скольки?», несмотря на большую распространенность в живой речи образованных горожан Кирова, Вологды, Горького и других городов Севера и Северо-Востока европейской части СССР. И дело опять-таки не только в том, что образцовая русская литература не знает такого вопроса, а и в том, что для его внедрения в литературную речь нет решительно никаких оснований: передаваемое им значение точно и правильно выражается вопросами «В котором часу?», «Как долго?», «До какого времени?», «С какого времени?», «Как рано?» и т. д.
Эти иллюстрации, думается, могут показать разницу между колебаниями нормы и нарушениями ее. Первые не делают речь неправильной, вторые обязательно делают это.
Особого рассмотрения, выходящего за пределы задач этих заметок, требует понятие лексических норм. Эти нормы, а также связанные с ними «правильности» и «неправильности» лексической стороны нашей речи менее ясны в своем существе, чем нормы произношения, ударения и грамматики. Так, когда мы слышим А я уже ходила-ходила по всем дистанциям — везде отказ, должны ли мы утверждать, что допущена неправильность или же — неточность? Ведь слово дистанция применено из-за незнания его значения вместо другого — инстанция. Или: Я тебя дожидала долго-долго — и не дождала. Ясно ведь, что это случай иного рода и иного лингвистического ряда: слова дожидать в литературном языке просто нет; здесь явное нарушение нормы, неправильность. Еще пример: Ты ходил на рыбалку намеднишним утром? Что здесь, нарушение требований правильности или чистоты? Слово намеднишний нелитературное, но применено оно вполне точно. Как же оно должно быть оценено с точки зрения соблюдения и нарушения нормы?
Можно предположительно принять такое решение: всякий раз, когда нарушается требование точности или чистоты языка, нарушается и норма.
3. Чистота. Второе качество хорошей речи, разъясняемое на основе отношения речи к языку, обычно называется ее чистотой.
Чистой признаётся такая речь, в структуре которой нет чуждых литературному языку или почему-либо не принятых им слов, фразеологизмов и иных единиц.
Каковы главные источники засорения нашей речи?
По-видимому, прежде всего, — это иностранные языки в тех случаях, когда их полузнание используется во вред родной речи. Именно по этому поводу была написана широко известная заметка В. И. Ленина «Об очистке русского языка». В. И. Ленин отчетливо определил свою позицию, защищающую традиции большой русской литературы: не следует иностранные слова использовать без надобности.
Второй источник засорения литературной речи — местные говоры, территориальные диалекты. М. Горький в тридцатые годы вполне логично и убедительно показал, почему неосмотрительное применение местных, областных слов вредно для литературы: оно лишает ее общепонятности и засоряет литературный язык. Разумеется, это никак не значит, что в любом случае областное слово должно отвергаться только потому, что оно областное. Ведь многие областные слова становятся с течением времени общелитературными. Кроме того, областные слова могут понадобиться автору для речевой характеристики персонажа (вспомним знаменитого деда Щукаря в «Поднятой целине» М. Шолохова). Так что отношение к областному слову должно быть у писателя гибким и обосновано пониманием законов развития языка и требованиями художественного замысла. Областные слова не следует употреблять без надобности. И нужно всегда помнить о защите единства национального языка и общепонятности художественной речи.
Третий источник засорения литературной речи — профессионально-социальные «подстили» языка и его социальные жаргоны. Каждая профессия, каждый узкий социальный слой могут создавать свои разновидности того или иного языкового стиля (разговорного, производственно-технического, научного, делового), характеризуемые обычно лишь небольшими «наборами» специфической лексики и фразеологии. Именно из этого источника поступают время от времени и в литературную речь такие слова, как обтяпать, подмазать, подмаслить, подковать, заметать и др. в сниженном, просторечно-профессиональном значении. Едва ли нужно разъяснять подобное же происхождение распространенных после Отечественной войны слов точно, порядок, возникших на основе воинских «так точно» и «все в порядке». По-видимому, так называемая «стиляжья» среда сыграла определенную роль в распространении словечек вроде железно, мирово, сила, красота, мужик («мужчина») и т. д. Нетрудно заметить, сколь разнородны те ряды лексики и фразеологии, которые связаны с профессионально-социальными «подстилями» языка и социальными жаргонами. В этих рядах — и факты, отчетливо противопоказанные литературному речевому общению, и факты, оживляющие и омолаживающие нашу речь. Согласимся пока с тем, что их не следует употреблять без надобности. А степень этой надобности определяется общедоступностью фактов, новизной и обновленностью их семантики (по сравнению с теми значениями, которые уже известны литературному языку) и их моральной и эстетической приемлемостью для коллектива.
Одним из «подстилей» деловой разновидности литературного языка может считаться так называемый «язык канцелярии», то есть стиль, характеризуемый набором шаблонных слов и фразеологизмов, выработанных десятилетиями чиновничьего (а может быть, и чиновного) отношения к жизни и месту человека в ней.
По одной из наших радиостанций каждое утро звучит один и тот же призыв к «владельцам» радиотрансляционных «точек», заканчивающийся неизменным напоминанием о необходимости «погашения таковой» (то есть задолженности). Немало еще канцеляристов, убежденных в том, что самая хорошая справка о месте жительства гражданина Иванова та, в которой написано: Дана настоящая гражданину Иванову Ивану Ивановичу в том, что оный гражданин действительно проживает по ул. Красных Зорь, дом № 10, что подписью и приложением печати удостоверяется. Вот она, сила канцелярского штампа!
Нужно ли удивляться тому, что наша общественность так озабочена опасностью засорения литературной речи канцеляризмами. Опасность эта, разумеется, не столь уж страшна, однако вполне ощутима. И борьба против нее представляет собой одну из неотложных задач нашей школы.
Четвертый источник засорения литературной речи — вульгаризмы. Гуманистическая мораль коммунизма утверждает отношения глубокого уважения членов коллектива друг к другу, отношения сотрудничества и братства между людьми. Идеология и мораль старого мира веками воспитывали в людях мещанское представление о благополучии как результате индивидуального «вырывания» у общества подачек и привилегий, попрание гуманности и тактичности по отношению к товарищу по труду и жизни. Не удивительно, что эта идеология и мораль выработали немало оскорбительных и унижающих человеческое достоинство слов и выражений, получивших весьма заметное распространение в живой речи людей разного социального и профессионального положения. Борьба против бранной и вульгарной лексики и фразеологии — это один из участков идеологической борьбы за новую нравственность человека нового мира.
Еще один источник засорения речи — неконтролируемые речевые навыки, развитие которых может привести к тому, что человек привыкнет к частому использованию паразитирующих слов и выражений вроде так сказать, понимаете ли, знамо дело и многих других. Нередко в число таких привычных и привычно неконтролируемых слов и выражений попадают и ругательства, и вульгаризмы.
4. Богатство (разнообразие). Кто из нас не убежден в богатстве языка, в разнообразии речи замечательных прозаиков и поэтов русских — начиная Пушкиным и кончая М. Шолоховым, Л. Леоновым и К. Паустовским? Кому не известно, что художественная речь богаче (разнообразнее) публицистической и тем более — деловой? Но что же такое это признаваемое всеми богатство речи? Поддается ли оно какому-нибудь логическому «измерению», более или менее строгой логической оценке? И может ли быть оно определено? По-видимому, да.
В этих заметках речь рассматривается в ее отношении к языку. Именно на основе этого отношения осмысливается правильность и чистота речи. То же самое отношение является основой понимания и богатства речи. Очень схематично дело можно представить так.
Чем реже повторяются в речи одни и те же слова, их значения, их формы и конструкции предложений, тем богаче речь.
Полезно в этой связи вспомнить, как работал Флобер, стремясь как можно реже повторять одно и то же слово. Конечно, не следует смешивать с обсуждаемым здесь вопросом намеренное, стилистически заданное применение словесных и синтаксических повторов. Однако это уже статья особая. В результате опытов по определению речевого (лексического) богатства различных писателей выяснилось, например, что в романах Шолохова (в авторской речи) повторяемость одних и тех же слов заметно ниже, чем в художественных очерках В. Овечкина; в этих же очерках повторяемость ниже, чем в газетах. Или: в художественной прозе Гончарова и А. Толстого повторяемость одних и тех же слов заметно ниже, чем в научных статьях и газетных информациях.
Разумеется, в этих опытах «бралась» лишь одна сторона речевого богатства. Сложнее и «тоньше» характеризуют богатство и бедность речи словесные значения, их «переливы», «игра», разнообразные «краски». Очень существенны в этом смысле и эмоционально-экспрессивные, стилевые и стилистические оттенки слов и высказываний, рождаемые жизнью слова в различных языковых и речевых стилях. Заметно усиливает или ослабляет речевое богатство и примененная автором речи «сеть» тончайших интонационных сдвигов, ритмов и речевых мелодий.
Но какие бы стороны языка и речи мы ни брали, суть остается одной и той же: чем больше различных и неповторяющихся элементов языка («формальных» и смысловых) приходится на одну и ту же «площадь» речи, тем богаче речь.
И для достижения этого богатства автор должен, видимо, хорошо владеть языком во всех его многообразных и сложных проявлениях. Нужно активно знать не только слова, но и фразеологию, и семантику, и синтаксис, и интонацию, и многое другое, что входит в язык народа.
5. Такой взгляд на речь в ее отношении к языку позволяет различить и определить ее правильность, чистоту и богатство (разнообразие).
Разумеется, различение и определение этих качеств хорошей речи не есть их всестороннее исследование и не может само по себе ответить на все вопросы, выдвигаемые борьбой школы и прессы за речевую культуру.
Эта борьба нуждается в повседневной помощи со стороны писателей (и хорошим советом, и хорошим примером). На литературе лежит сейчас едва ли не главная ответственность за речевую культуру подрастающих поколений. Авторитет литературы (включая в это понятие не только художественную, но и научную, и публицистическую) способен укрепить национальное единство нашего языка, обслуживающего сейчас не только русских, но ставшего языком интернационального братства народов внутри СССР и за его пределами; этот авторитет способен устранить из нашей речи наносный мусор ненормативных и антисоциальных влияний и вместе с тем обогатить ее новыми средствами, почерпнутыми из глубинных источников народного жемчужного слова; этот же авторитет может побудить литераторов, журналистов, ученых, преподавателей, пропагандистов — всех людей, любящих и ценящих силу слова, к постоянному его обогащению.
Еще на
эту тему
«Говорим по-русски!»: функции речевых клише
Новый выпуск программы
Какую русскую речь можно услышать сегодня во Франции
Рассказывает журналист Radio France Internationale Сергей Дмитриев
Основные критерии хорошей речи
Оценка качества речи зависит от очень многих условий, в том числе социолингвистических