Подсказки для поиска

Как редакционная политика повышает качество текстов

Как редакционная политика повышает качество текстов
Иллюстрация: Лиза Кравецкая

Редакционная политика — удобный инструмент, который помогает создавать тексты не только средствам массовой информации, но и бизнес-изданиям, государственным порталам, онлайн-проектам, блогерам, копирайтерам и маркетологам. Какую пользу она может принести и что надо учесть при ее разработке? Опишем в общих чертах, как обычно устроена редполитика, чтобы каждая команда, работающая с текстами, могла затем приспособить ее для своих нужд.

Что такое редполитика

Редакционная политика — это правила написания текстов, которые приняты в редакции, в компании или в команде проекта. Они помогают всем, кто занимается созданием текстов, придерживаться единой линии, писать в соответствии с принятыми в команде ценностями, ее целями и задачами. В этом документе обычно содержатся все указания, имеющие отношение к работе с текстами: от видов кавычек и тире до стилистических и терминологических предпочтений.

Помимо того, что редполитика описывает внутренние процессы, связанные с контентом (создание, отбор, публикация), она формулирует, в чем состоит ответственность издания или бренда перед аудиторией (ценности, этика, достоверность…), способствуя укреплению доверия и прозрачности.

Например, в редполитике Госуслуг действуют пять заповедей: грамотность, простота и ясность, краткость, полезность, красота. А издание The New York Times особое внимание уделяет точности цитирования, проверке фактов, порядку внесения исправлений, правилам использования анонимных источников и стандартам фотографирования.

Чем полезна редакционная политика

Редполитика особенно важна проектам, которые общаются с аудиторией при помощи разных каналов. В этом случае нужно следить за единым стилем коммуникации, чтобы весь контент работал на идею издания, на бренд и бизнес-цели компании.

Редакционная политика облегчает работу команды, особенно в условиях, когда контент создается большим коллективом. Редполитика позволяет авторам, редакторам и маркетологам проверять соответствие текстов утвержденному голосу бренда, а в случае разногласий выступает в роли авторитетной «догмы», к которой можно обратиться. Она также способствует более быстрой адаптации новых сотрудников — им есть на что опереться, и в результате задачи выполняются быстрее, а необходимость в исправлениях снижается.

Как отличаются редполитики в зависимости от вида проекта

Содержание и структура редакционной политики могут существенно различаться в зависимости от типа онлайн-проекта, отражая его специфические цели, аудиторию и характер публикуемого контента.

Редакционные политики новостных сайтов делают акцент на скорости публикации новой информации, ее точности и достоверности. Они обычно содержат инструкции по поиску источников, проверке фактов и освещению чувствительных тем. В редполитике СМИ должны быть затронуты вопросы анонимных источников и конфликта интересов. Некоторые редполитики включают этические принципы и кодексы поведения журналистов.

Академические журналы уделяют внимание этичности публикаций, оговаривают меры противодействия плагиату и фальсификации данных. Должны быть описаны действия в случае конфликта интересов, процедура рецензирования, доступность данных. Они также регулируют внесение исправлений и отзыв публикаций, устанавливают критерии определения того, кто может считаться автором публикации и каковы его обязанности. Цель научных журналов — заботиться о качестве исследований и публикаций.

Редполитики корпоративных сайтов и изданий ориентированы на обеспечение согласованности всего контента с ключевыми установками, ценностями и коммуникационными целями компании. В них может идти речь о юридической стороне текстов и процедуре утверждения материалов перед публикацией. Особое внимание уделяется укреплению доверия к компании, ее экспертной роли в определенной нише, ее авторитета в глазах клиентов. 

Основные задачи, которые должна решать редполитика

Эти задачи касаются содержания публикаций, процесса их создания и распространения, а также стандартов оформления текстов и выбора иллюстраций. Что нужно учесть, работая над редполитикой, ответы на какие вопросы она должна давать?

  • Точность фактов, проверка имен, дат, названий.
  • Соблюдение этических норм, включая борьбу с плагиатом, предотвращение конфликта интересов.
  • Определение желательных и нежелательных тем с учетом интересов аудитории и самого издания.
  • Единый стиль и тон голоса, но с учетом особенностей разных каналов.
  • Оптимизация процесса создания контента: содержательные и формальные требования к разным типам материалов и описание процесса их создания (тут может быть очень разная глубина и подробность описания процессов).
  • Единые стандарты оформления текстов.
  • Степень редакционной независимости: кто принимает решения о контенте и кто может влиять на эти решения. 
  • Описание процедур устранения ошибок и, при необходимости, изъятия опубликованного контента.
  • Правила коммуникации с читателями в разных ситуациях.  

На какие вопросы о тексте отвечает редполитика

Тон голоса

Интонация текстов складывается из нескольких элементов. Самое очевидное — обращение к читателю на ты или на вы, к каждому отдельно или ко всем вместе. Для взрослой аудитории ты может показаться неуместным панибратством, а молодые считывают вы как отстраненность и указание на большую дистанцию.

Tone of voice: правила обращения с читателямиАвтор не всегда отдает себе отчет в том, как звучит его голосВторой важный момент — позиция пишущего по отношению к читателю. Мы ведем дружескую беседу, информируем, сообщаем авторитетное мнение, инструктируем, учим, помогаем, предупреждаем? Мы доверяем читателю или боимся, что он нас неправильно поймет? От этого будет зависеть и выбор лексики (разговорных слов и выражений, сленга, терминологии, слов официально-делового стиля), и оформление текста (иллюстрации, эмодзи, скриншоты), и его структура (ссылки и сноски, заголовки и главки, средняя длина абзацев).

Стилистика

Для начала надо определиться, какой функциональный стиль будет основным в наших публикациях: разговорный, публицистический, научно-популярный, официально-деловой. Возможно, для разных жанров и каналов мы будем использовать разные стили. От выбранного стиля будет зависеть выбор лексики (например, мы избегаем выражения эмоций и превосходных степеней) и синтаксис (сложные предложения с четким указанием на причинно-следственные связи или простые предложения и короткие абзацы).

Основные правила оформления текста

Есть ряд вопросов, которые нужно решить любому изданию и любой редакции, прежде чем приступать к созданию контента. Перечислим основные из них.

  • Буква ё: используем всегда, не используем никогда, используем в некоторых случаях (обычно это смыслоразличительное ё типа все/всё и иностранные или неочевидные имена собственные).
  • Тире: как используется короткое и длинное тире, ставятся ли пробелы при коротком тире.
  • Кавычки (внутренние и внешние, елочки, лапки и компьютерные) и оформление прямой речи (оно регулируется обычными правилами пунктуации, но всегда лучше уточнить).
  • Числа: если буквами, то в каких случаях (например, от одного до десяти); если цифрами, то используются ли наращения (лучше напомнить, как они правильно пишутся).
  • Пробелы рядом со знаками номера, параграфа, процента (№, §, %): нужны или нет.
  • Названия латиницей: нужно ли их дополнительно выделять кавычками; если нужно, то всегда или в некоторых случаях (каких).
  • Выделения курсивом, подчеркиванием, жирным шрифтом: какие варианты используем и для чего.
  • Оформление сносок, примечаний внутри текста, библиографических ссылок, гиперссылок и т. п.

«У нас так принято»

Помимо общих требований к оформлению текста, в каждой организации или компании, в редакции и издательстве есть внутренние правила, которые влияют на работу редакторов и корректоров. Часто они существуют в виде устных указаний, но гораздо удобнее их сформулировать, согласовать со всеми заинтересованными лицами и зафиксировать в редполитике. Где могут понадобиться такие правила?

  • Должности. Проблема с написанием названий должностей может касаться и официальных лиц, и должностей внутри компании — полные и краткие формулировки, прописные и строчные буквы, сокращения.
  • Названия. Необходимо определиться с тем, как мы называем нашу компанию и как пишем названия, которые часто встречаются в текстах (следует стремиться к единообразию).
  • Терминология той профессиональной сферы, к которой относится контент.  Какие термины используем, поясняем их или нет, если да, то в какой форме? 
  • Некодифицированные слова. Как мы пишем слова, которых нет в нормативном орфографическом словаре: например, названия соцсетей, термины, заимствования. На какие источники мы опираемся при выборе написания? Если решение принято, его надо внести в редполитику. В редких случаях компания выбирает написание, которое прямо противоречит словарному, как это было с издательством Альпина нон-фикшн
  • Стилистические и другие ограничения. Некоторые выражения, слова или формы слов могут считаться нежелательными, не соответствующими стилю, ценностям, субъективным или негибким представлениям о норме. Это могут быть жаргонизмы, канцеляризмы, журналистские штампы, многозначные слова, юридически некорректные формулировки, раздражающие заимствования и любые другие единицы. Лучше иметь под рукой их список, с которым можно сверяться. Например, в этот список могут попасть такие слова и выражения: данный, является, функционал, лидировать (что-л.), не секрет, что…

Функциональные стили речи: уместность, возведенная в правилоВыбор стиля речи обусловлен целью и задачами общения

  • Типичные ошибки. Эта часть редполитики формируется постепенно, по мере того как накапливается корпус текстов, который можно анализировать. Например, в «Коммерсанте» обращали внимание рерайтеров на то, что ЛЭП расшифровывается как линия электропередачи, а не электропередач
Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Функциональные стили речи: уместность, возведенная в правило

Выбор стиля речи обусловлен целью и задачами общения

Как работает корректор? Приводит текст в порядок, спасая от позора авторов и редакторов

Занудство и гибкость — важные профессиональные компетенции

Как работает редактор в медиа? Избегает прилагательных и делает глагол главным

Инна Кравченко объясняет в «Школе редакторского мастерства», чем ей помогает образование театроведа

все публикации

Елочки или лапки? Как правильно использовать кавычки

Они нужны для оформления прямой речи, цитат, названий, а также слов, использованных иронически

Мария Каленчук: «Да, мы ориентируемся на живую речь!»

В издательстве «Грамота» вышел Большой словарь ударений

Кто эффективнее в изучении языка — человек или нейросеть?

«Язык опирается на врожденную систему знаний», — объясняет лингвист Наталия Слюсарь

Не только люди: с кем еще мы разговариваем по душам?

Лингвист Валерий Шульгинов напоминает, что до появления чат-ботов люди охотно общались со стихиями, куклами и техникой

Нейтральный язык эсперанто: благородная попытка объединить человечество

Был ли шанс у этого проекта, на который доктор Заменгоф потратил многие годы?

Что было написано на яблоке раздора? Тест на знание истории крылатых слов

Часто мы используем устойчивые выражения, точный смысл которых от нас ускользает

Как пишутся сложные топонимы: правила и исключения

Ново-Огарево отличается от Новосибирска, как Соль-Илецк от Сольвычегодска

Попадает в самое сердечко... Почему теперь так говорят?

Лингвист Ирина Фуфаева ищет причины экспансии этого диминутива в современной речи

Лингвист Борис Орехов: «Корпус русской классики дает доступ в языковую лабораторию авторов»

В Национальном корпусе русского языка теперь можно изучать и сравнивать языки писателей XIX века

Всё о чувствах и отношениях: почему язык психологии стал так популярен

Лингвисты, социологи и психологи обсуждают вред и пользу психотерапевтической волны в русском языке

Запретные слова: что думают лингвисты о нецензурной лексике как части русского языка

В издательстве МИФ вышла научно-популярная книга двух докторов филологических наук

«Слова года» полгода спустя: кто продолжает забег

Насколько точным был прошлогодний выбор Грамоты и как чувствуют себя «наши» неологизмы сегодня

Как устроены языковые манипуляции

Эти приемы используют публицисты, политики, телефонные мошенники и даже родственники

Что значит это региональное слово?

Не только «поребрик» и «мультифора» выдают малую родину говорящего

Высок как гора, застенчив как барышня: что фразеология сообщает о культурно-языковой картине мире

Лингвокультуролог Мария Ковшова о разных способах символизации реальности

Таджики, негры и евреи: что исследует лингвистическая конфликтология

Сотрудники НИУ ВШЭ рассказали коллегам об этом научном направлении и о результатах своих экспериментов

Как склонять по-русски составные топонимы

В зависимости от происхождения и структуры могут склоняться обе части названия, одна из частей или ни одной

Слова-паразиты: откуда они берутся и какую роль выполняют

Они приходят без разрешения и «питаются» смыслом высказывания

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!