Как редакционная политика повышает качество текстов

Редакционная политика — удобный инструмент, который помогает создавать тексты не только средствам массовой информации, но и бизнес-изданиям, государственным порталам, онлайн-проектам, блогерам, копирайтерам и маркетологам. Какую пользу она может принести и что надо учесть при ее разработке? Опишем в общих чертах, как обычно устроена редполитика, чтобы каждая команда, работающая с текстами, могла затем приспособить ее для своих нужд.
Что такое редполитика
Редакционная политика — это правила написания текстов, которые приняты в редакции, в компании или в команде проекта. Они помогают всем, кто занимается созданием текстов, придерживаться единой линии, писать в соответствии с принятыми в команде ценностями, ее целями и задачами. В этом документе обычно содержатся все указания, имеющие отношение к работе с текстами: от видов кавычек и тире до стилистических и терминологических предпочтений.
Помимо того, что редполитика описывает внутренние процессы, связанные с контентом (создание, отбор, публикация), она формулирует, в чем состоит ответственность издания или бренда перед аудиторией (ценности, этика, достоверность…), способствуя укреплению доверия и прозрачности.
Например, в редполитике Госуслуг действуют пять заповедей: грамотность, простота и ясность, краткость, полезность, красота. А издание The New York Times особое внимание уделяет точности цитирования, проверке фактов, порядку внесения исправлений, правилам использования анонимных источников и стандартам фотографирования.
Чем полезна редакционная политика
Редполитика особенно важна проектам, которые общаются с аудиторией при помощи разных каналов. В этом случае нужно следить за единым стилем коммуникации, чтобы весь контент работал на идею издания, на бренд и бизнес-цели компании.
Редакционная политика облегчает работу команды, особенно в условиях, когда контент создается большим коллективом. Редполитика позволяет авторам, редакторам и маркетологам проверять соответствие текстов утвержденному голосу бренда, а в случае разногласий выступает в роли авторитетной «догмы», к которой можно обратиться. Она также способствует более быстрой адаптации новых сотрудников — им есть на что опереться, и в результате задачи выполняются быстрее, а необходимость в исправлениях снижается.
Как отличаются редполитики в зависимости от вида проекта
Содержание и структура редакционной политики могут существенно различаться в зависимости от типа онлайн-проекта, отражая его специфические цели, аудиторию и характер публикуемого контента.
Редакционные политики новостных сайтов делают акцент на скорости публикации новой информации, ее точности и достоверности. Они обычно содержат инструкции по поиску источников, проверке фактов и освещению чувствительных тем. В редполитике СМИ должны быть затронуты вопросы анонимных источников и конфликта интересов. Некоторые редполитики включают этические принципы и кодексы поведения журналистов.
Академические журналы уделяют внимание этичности публикаций, оговаривают меры противодействия плагиату и фальсификации данных. Должны быть описаны действия в случае конфликта интересов, процедура рецензирования, доступность данных. Они также регулируют внесение исправлений и отзыв публикаций, устанавливают критерии определения того, кто может считаться автором публикации и каковы его обязанности. Цель научных журналов — заботиться о качестве исследований и публикаций.
Редполитики корпоративных сайтов и изданий ориентированы на обеспечение согласованности всего контента с ключевыми установками, ценностями и коммуникационными целями компании. В них может идти речь о юридической стороне текстов и процедуре утверждения материалов перед публикацией. Особое внимание уделяется укреплению доверия к компании, ее экспертной роли в определенной нише, ее авторитета в глазах клиентов.
Основные задачи, которые должна решать редполитика
Эти задачи касаются содержания публикаций, процесса их создания и распространения, а также стандартов оформления текстов и выбора иллюстраций. Что нужно учесть, работая над редполитикой, ответы на какие вопросы она должна давать?
- Точность фактов, проверка имен, дат, названий.
- Соблюдение этических норм, включая борьбу с плагиатом, предотвращение конфликта интересов.
- Определение желательных и нежелательных тем с учетом интересов аудитории и самого издания.
- Единый стиль и тон голоса, но с учетом особенностей разных каналов.
- Оптимизация процесса создания контента: содержательные и формальные требования к разным типам материалов и описание процесса их создания (тут может быть очень разная глубина и подробность описания процессов).
- Единые стандарты оформления текстов.
- Степень редакционной независимости: кто принимает решения о контенте и кто может влиять на эти решения.
- Описание процедур устранения ошибок и, при необходимости, изъятия опубликованного контента.
- Правила коммуникации с читателями в разных ситуациях.
На какие вопросы о тексте отвечает редполитика
Тон голоса
Интонация текстов складывается из нескольких элементов. Самое очевидное — обращение к читателю на ты или на вы, к каждому отдельно или ко всем вместе. Для взрослой аудитории ты может показаться неуместным панибратством, а молодые считывают вы как отстраненность и указание на большую дистанцию.
Tone of voice: правила обращения с читателямиАвтор не всегда отдает себе отчет в том, как звучит его голосВторой важный момент — позиция пишущего по отношению к читателю. Мы ведем дружескую беседу, информируем, сообщаем авторитетное мнение, инструктируем, учим, помогаем, предупреждаем? Мы доверяем читателю или боимся, что он нас неправильно поймет? От этого будет зависеть и выбор лексики (разговорных слов и выражений, сленга, терминологии, слов официально-делового стиля), и оформление текста (иллюстрации, эмодзи, скриншоты), и его структура (ссылки и сноски, заголовки и главки, средняя длина абзацев).
Стилистика
Для начала надо определиться, какой функциональный стиль будет основным в наших публикациях: разговорный, публицистический, научно-популярный, официально-деловой. Возможно, для разных жанров и каналов мы будем использовать разные стили. От выбранного стиля будет зависеть выбор лексики (например, мы избегаем выражения эмоций и превосходных степеней) и синтаксис (сложные предложения с четким указанием на причинно-следственные связи или простые предложения и короткие абзацы).
Основные правила оформления текста
Есть ряд вопросов, которые нужно решить любому изданию и любой редакции, прежде чем приступать к созданию контента. Перечислим основные из них.
- Буква ё: используем всегда, не используем никогда, используем в некоторых случаях (обычно это смыслоразличительное ё типа все/всё и иностранные или неочевидные имена собственные).
- Тире: как используется короткое и длинное тире, ставятся ли пробелы при коротком тире.
- Кавычки (внутренние и внешние, елочки, лапки и компьютерные) и оформление прямой речи (оно регулируется обычными правилами пунктуации, но всегда лучше уточнить).
- Числа: если буквами, то в каких случаях (например, от одного до десяти); если цифрами, то используются ли наращения (лучше напомнить, как они правильно пишутся).
- Пробелы рядом со знаками номера, параграфа, процента (№, §, %): нужны или нет.
- Названия латиницей: нужно ли их дополнительно выделять кавычками; если нужно, то всегда или в некоторых случаях (каких).
- Выделения курсивом, подчеркиванием, жирным шрифтом: какие варианты используем и для чего.
- Оформление сносок, примечаний внутри текста, библиографических ссылок, гиперссылок и т. п.
«У нас так принято»
Помимо общих требований к оформлению текста, в каждой организации или компании, в редакции и издательстве есть внутренние правила, которые влияют на работу редакторов и корректоров. Часто они существуют в виде устных указаний, но гораздо удобнее их сформулировать, согласовать со всеми заинтересованными лицами и зафиксировать в редполитике. Где могут понадобиться такие правила?
- Должности. Проблема с написанием названий должностей может касаться и официальных лиц, и должностей внутри компании — полные и краткие формулировки, прописные и строчные буквы, сокращения.
- Названия. Необходимо определиться с тем, как мы называем нашу компанию и как пишем названия, которые часто встречаются в текстах (следует стремиться к единообразию).
- Терминология той профессиональной сферы, к которой относится контент. Какие термины используем, поясняем их или нет, если да, то в какой форме?
- Некодифицированные слова. Как мы пишем слова, которых нет в нормативном орфографическом словаре: например, названия соцсетей, термины, заимствования. На какие источники мы опираемся при выборе написания? Если решение принято, его надо внести в редполитику. В редких случаях компания выбирает написание, которое прямо противоречит словарному, как это было с издательством Альпина нон-фикшн.
- Стилистические и другие ограничения. Некоторые выражения, слова или формы слов могут считаться нежелательными, не соответствующими стилю, ценностям, субъективным или негибким представлениям о норме. Это могут быть жаргонизмы, канцеляризмы, журналистские штампы, многозначные слова, юридически некорректные формулировки, раздражающие заимствования и любые другие единицы. Лучше иметь под рукой их список, с которым можно сверяться. Например, в этот список могут попасть такие слова и выражения: данный, является, функционал, лидировать (что-л.), не секрет, что…
- Типичные ошибки. Эта часть редполитики формируется постепенно, по мере того как накапливается корпус текстов, который можно анализировать. Например, в «Коммерсанте» обращали внимание рерайтеров на то, что ЛЭП расшифровывается как линия электропередачи, а не электропередач.
Еще на
эту тему
Функциональные стили речи: уместность, возведенная в правило
Выбор стиля речи обусловлен целью и задачами общения
Как работает корректор? Приводит текст в порядок, спасая от позора авторов и редакторов
Занудство и гибкость — важные профессиональные компетенции
Как работает редактор в медиа? Избегает прилагательных и делает глагол главным
Инна Кравченко объясняет в «Школе редакторского мастерства», чем ей помогает образование театроведа