Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Что мешает специалистам писать понятные тексты

Что мешает специалистам писать понятные тексты
Иллюстрация: Варвара Гранкова

Когда мы много знаем о какой-то теме, бывает трудно написать о ней так, чтобы наша мысль была понятна неспециалисту. Когнитивный психолог и психолингвист Стивен Пинкер предлагает несколько стратегий улучшения качества письма, которые помогут писать ясные и эффективные тексты с учетом разницы в картине мира между экспертом и его аудиторией. 

Стивен Пинкер известен своими увлекательными рассуждениями о языке и человеческом разуме. Он написал несколько книг, среди которых наиболее известны «Язык как инстинкт»1, «Чистый лист», «Как работает мозг», «Лучшее в нас», «Просвещение продолжается».  

Одна из его книг, которая пока не переведена на русский язык, — «Чувство стиля. Как думающему человеку писать тексты в XXI веке» — рассказывает о причинах, по которым тексты специалистов могут быть непонятными и неубедительными. В ней автор, опираясь на свое глубокое понимание языка, предлагает практические советы, которые помогут пишущим сделать их тексты более ясными и эффективными.

Шейн Пэрриш, канадский предприниматель, автор книги «Ясное мышление» и основатель блога Farnam Street, выбрал из книги «Чувство стиля» и прокомментировал те фрагменты, которые ему показались наиболее полезными. Они помогут тем, кто глубоко разбирается в своей профессиональной области, но не очень хорошо умеет писать для широкой аудитории, лучше доносить свои идеи. Грамота пересказала статью Шейна Пэрриша близко к тексту.

Пожалуйста, без наукообразия

Стивен Пинкер обращается к знакомой многим проблеме академического, юридического и другого узкопрофессионального сленга... всего того «птичьего языка», которое вызывает желание выбросить книгу или статью в мусорную корзину, не дочитывая до конца. Откуда берется это наукоообразие в тексте? Чтобы запудрить читателю мозги, как принято считать?

Иногда да — особенно когда автор пытается что-то продать, будь то товар или идея. Но Пинкер не уверен, что наше разочарование в текстах специалистов объясняется в первую очередь желанием авторов скрыть недостатки содержания:

Я давно скептически отношусь к теории, согласно которой нас хотят надуть, потому что, по моему опыту, она не соответствует действительности. Я знаю многих ученых, которым нечего скрывать и не нужно производить впечатление. Они делают новаторские работы по важным темам и хорошо рассуждают о ясных идеях; это честные, прочно стоящие на земле люди, с которыми приятно выпить пива. Тем не менее пишут они отвратительно. 

Итак, если дело не в попытках морочить голову читателю, то в чем?

Проклятие знания

Стивен Пинкер обращает внимание на «проклятие знания» — неспособность поставить себя на место менее осведомленного читателя.

Проклятие знания — это лучшее из известных мне объяснений того, почему хорошие люди пишут плохую прозу. Пишущему просто не приходит в голову, что его читатели не знают того, что знает он; что они не освоили жаргон его сообщества; не могут восстановить пропущенные звенья, которые ему кажутся слишком очевидными, чтобы их упоминать; не могут представить себе картину, которая для него ясна как день. И поэтому он не утруждает себя объяснением жаргона, логики и необходимых деталей.

С первым проявлением этой проблемы мы все сталкиваемся очень часто: это злоупотребление аббревиатурами и прочими сокращениями. Это когда после встречи в STEM нам говорят, чтобы мы посмотрели дату конференции SALT для поиска источников MLA по системе HELMET. Пинкер предлагает простой выход из положения: всегда расшифровывать аббревиатуры при первом их использовании, если мы не уверены, что читатели их поймут (а возможно, даже и в этом случае).

Второе проявление проклятия знания — злоупотребление техническими терминами, которые читатель мог встречать раньше, а мог и не встречать. Простое решение — добавить несколько слов пояснения при первом использовании термина. Например, написать арабидопсис, цветущее горчичное растение. Не стоит думать, что читатель знает всю терминологию той области, о которой пишет автор.

Один из способов бороться с проклятием знания — использование примеров. Оно настолько действенно, что можно считать его необходимым компонентом убеждающего письма. Если я приведу вам длинный аргумент в пользу того или иного действия, не подкрепив его конкретным примером, это будет выглядеть так, будто я вообще ничего не объяснил. Гораздо убедительнее выглядит такой аргумент: Чтение источников информации, которые противоречат вашим взглядам и мнениям, — это полезная практика; в этом случае вы действуете как сторонник демократической партии, который тратит время на чтение мнений, написанных республиканцами. Пример делает мысль гораздо более сильной и запоминающейся.

Третья часть проблемы, вызванной проклятием знания, чуть менее очевидна, но гораздо более интересна, чем можно подумать. Пинкер объясняет неумение писать действием ментального процесса под названием чанкинг (от англ. chunking — ‘группировка, разбиение на блоки или куски’). Мы объединяем группы понятий в многоступенчатые абстракции, чтобы сэкономить место в нашем мозге.

Вот отличный пример чанкинга:

В детстве мы видим, как один человек передает печенье другому, и запоминаем это как акт дарения. Один человек дает другому печенье в обмен на банан; мы объединяем два акта дарения и думаем о последовательности действий как о торговле. Человек 1 обменивает банан у человека 2 на блестящий кусок металла, потому что он знает, что сможет обменять кусок металла у человека 3 на печенье; мы считаем это продажей. Множество людей, покупающих и продающих, образуют рынок. Совокупная деятельность людей на многих рынках составляет экономику. Если представить экономику как единое целое, которое реагирует на действия центральных банков, то мы будем говорить о монетарной политике. Один из видов монетарной политики, предполагающий покупку центральным банком частных активов, называется количественным смягчением.

По мере чтения и обучения мы осваиваем огромное количество абстракций, и каждая из них становится ментальной единицей, которую мы можем мгновенно вызвать в памяти и поделиться с другими, произнеся ее название.

Чанкинг — полезный инструмент, которым пользуются люди с развитым интеллектом, но он доставляет неприятности при письме, потому что мы предполагаем, что мир в голове читателей разбит на группы так же, как в нашей. Но это не так.

Отрицательные последствия чанкинга усугубляются тем, что Пинкер называет функциональной фиксированностью

Иногда формулировки бывают до безумия непрозрачными, даже если в них нет сплошь технической терминологии для узкого круга. Даже ученые-когнитивисты обычно не говорят «постстимульное событие», имея в виду постукивание по руке. Клиент финансовой компании может быть достаточно хорошо знаком с миром инвестиций, и все равно ему придется ломать голову над тем, что означает фраза «капитальные расходы и права» в корпоративной брошюре. Подкованный в цифровой сфере пользователь, пытающийся поддерживать свой веб-сайт, может быть озадачен инструкциями, где упоминаются «узлы», «тип содержимого» и «вложения». И да поможет Бог сонным путникам, которые, чтобы поставить будильник в гостиничном номере, должны правильно истолковать фразы вроде «функция будильника» и «второй режим отображения».

Зачем авторы текстов придумывают такой сбивающий с толку способ описания реальности? Я думаю, ответ заключается в том механизме, из-за которого экспертными знаниями сложно поделиться: когда мы что-то хорошо знаем, то думаем о предмете больше с точки зрения его использования и меньше — с точки зрения того, как он выглядит и из чего сделан. Этот переход, хорошо известный в когнитивной психологии, называется функциональной фиксированностью (или функциональной закрепленностью).

Функциональная фиксированность — это наша зацикленность на том, в какой функции мы привыкли использовать предмет. Противоположность функциональной фиксированности знакома тем, кто покупал своей собаке или кошке игрушку, но был озадачен, увидев, что та играет с упаковкой. Животное не зацикливается на функции предметов; для него предмет — это просто предмет. Игрушка и упаковка не классифицируются (в его понимании) на то, с чем можно играть, и то, во что заворачивают вещи, как это происходит у нас. В этом случае у нас есть функциональная фиксированность, а у животных — нет.

Пинкер продолжает:

Теперь, если вы соедините функциональную фиксированность с чанкингом и добавите к ним проклятие, которое не дает нам осознать их, то получите объяснение того, почему специалисты используют так много специфической терминологии, вместе с абстракциями, метаконцептами и существительными-зомби. Они не пытаются нас одурачить, просто они так мыслят.

Аналогичным образом авторы перестают думать — а значит, и писать — о материальных объектах и вместо этого обозначают их по той роли, которую эти объекты играют в их повседневных делах… Постукивание по запястью стало «стимулом», а [последующее] постукивание по локтю — «постстимульным событием», потому что автора заботило то, что одно событие наступило после другого, и уже не заботило то, что события были постукиваниями по руке.

Как решить проблему

Пинкер частично отказывается от очевидного решения — помнить о читателе, стоящем у вас за плечом, пока вы пишете, — поскольку считает, что оно не всегда работает. Даже когда мы осознаём, что нашей аудитории нужно все упрощать и разъяснять, нам трудно вернуться мыслями в то время, когда наши профессиональные знания были более примитивными.

Вместо этого Пинкер предлагает четыре стратегии для улучшения качества письма. В кратком виде они выглядят так.

  1. Замените абстракции конкретными существительными и такими понятиями, которые человек может соотнести со своим опытом.
  2. Предполагайте, что читатели умны, но хуже вас информированы в вашей области; делайте упор на ясность, а не на демонстрацию интеллекта.
  3. Обратитесь к кому-нибудь из целевой аудитории за обратной связью, чтобы выявить непонятные места.
  4. Отложите на время первый вариант текста, чтобы при редактировании взглянуть на него свежим взглядом, и прочитайте его вслух, чтобы убедиться в удобочитаемости.

Применяя стратегии Стивена Пинкера, пишущие специалисты смогут создавать ясные, увлекательные и убедительные тексты, которые действительно найдут отклик у аудитории.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Классические книги о работе со словом учат писать профессионально в любом жанре

На этих текстах были воспитаны поколения писателей и редакторов XX века

Что такое простой язык и как его освоить

Не «осуществили проведение данных мероприятий», а «сделали это»

Полчаса на редактуру

Чек-лист для неспециалиста, которому поручили работу с текстом

все публикации


Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


Елена Березович: «Диалектологам становится все труднее работать»

Профессор Уральского университета обобщила результаты анкетирования коллег 


Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур



О чем мы можем узнать из средневековых рукописных текстов

Интервью с медиевистом Олегом Воскобойниковым на канале «Основа»


Как лучше описывать разговорную лексику в словарях

Лингвисты обсуждают проблемы лексикографического представления диалектизмов, регионализмов, феминитивов и «жестовых» слов


Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Главные критерии — понятность, интересность и тематический баланс


Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке

Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной


Что такое старомосковское произношение

Говор стал престижным в тот момент, когда начал устаревать



1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!