Физиолог Марьяна Безруких: «Больше сорока процентов детей не осваивают навык чтения»

Почему навык чтения необходим для развития мозга? Какие этапы проходит ребенок, пока учится читать? Правда ли, что бумажные книги полезнее электронных? На эти и другие вопросы ответила физиолог, психолог, доктор биологических наук и академик Российской академии образования Марьяна Безруких, выступая на онлайн-конференции «Детское чтение как основа всестороннего развития личности, общества и государства».
Почему дети перестают читать
Многие современные дети совсем не читают. Марьяна Безруких изучает процесс обучения чтению более 40 лет; она уверена, что нужно не винить детей, а осознать, что делают неправильно их родители.
Одна из причин того, почему дети не читают или читают некачественно, — стресс и нехватка времени. Если вовремя не сформировать у ребенка навык чтения, то на следующих этапах его развития сделать это будет очень сложно — фактически нужно всё начинать с нуля. Школа должна в первую очередь учить не тому, что́ читать, а тому — как. У многих детей сложился т. н. «угадывающий» тип чтения, когда они не понимают текст, а только догадываются о его смысле. От 40 до 60% детей не осваивают навык чтения.
Чешский педагог Ян Амос Коменский говорил: «Читать и не понимать — то же, что совсем не читать».
Дети и подростки не понимают, зачем читать (иногда тот же вопрос можно услышать и от взрослого человека), ведь ту же информацию можно получить в более легкой и интересной форме благодаря новым технологиям. Это может быть, например, научно-популярный фильм. Но другие способы получения информации нельзя назвать адекватной альтернативой чтению.
Как чтение влияет на мозг
Чтение — это сложнейший нейробиологический процесс, в него вовлечены практически все зоны мозга — как корковые, так и подкорковые. Так как у мозга нет генетически предопределенной программы формирования чтения (в отличие от речи, зрения, восприятия), он выстраивает ее в процессе обучения.
Чтение — сложный навык и ведущий фактор формирования мозга ребенка.
Огромное значение имеет мозжечок. Есть исследования, которые показывают, что мозжечок на начальных этапах формирования навыка чтения и у опытного читателя активизируется и работает по-разному.
«Обучение чтению меняет мозг и его работу в процессе чтения, — подчеркивает Марьяна Безруких. — Оно приводит к конвергенции речи — формированию сети, объединяющей речь с распознаванием слов, пониманием смысла слов, связыванием смысла слов в предложении и пониманием текста».
Этапы формирования чтения у детей
Научить ребенка читать «по-быстрому» не получится. Навык чтения — это автоматизированное умение воспринимать, понимать и осознавать текст. Этот навык формируется поэтапно, причем «перескочить» эти этапы невозможно:
- Аналитический этап: воспринимается не слово целиком, а поэлементно каждая буква.
- Синтетический этап: ребенок уже способен складывать буквы в слова, но степень контроля действия всё еще высокая.
- Этап автоматизации: действие происходит само собой, ребенок уже не думает, какая перед ним буква.
Только на последнем этапе ребенок читает слова и предложения и понимает их смысл. Если какие-то важные аспекты оказались пропущены на начальных этапах, то ребенку будет труднее учиться.
При этом исследователи не могут однозначно ответить на вопрос, стоит ли обучать детей чтению в раннем дошкольном возрасте, чтобы они приходили в школу уже читающими: многое зависит от того, насколько уже развиты базовые познавательные функции, включая внимание и зрительную память. Скорее, мы можем готовить ребенка к чтению (не раньше 5 лет), чем полноценно учить этому навыку.
Только 20% детей могут самостоятельно обучиться читать до школы.
Когда дети только учатся читать, они проговаривают слова — это абсолютно нормально. Если на начальных этапах обучения исключить артикулирование, то количество ошибок на письме резко возрастет. Но важно вовремя научить ребенка читать про себя: даже некоторые взрослые продолжают шевелить губами, когда читают, — это следствие ошибок при обучении. Хорошо читающего ребенка можно определить по движению его глаз в процессе чтения.
Мифы о чтении
В 1990-е годы исследователи полагали, что чтение с экрана — более медленное, менее точное и хуже для понимания.
Бумага или «цифра»? Влияние формата чтения на понимание текстаПо некоторым данным, из старых добрых печатных книг мы усваиваем информацию лучшеНо современные данные это опровергают: если ребенок научился хорошо читать бумажную книгу, то у него не будет серьезных проблем и при чтении с экрана (выделяют лишь трудности с навигацией и различия в субъективных телесных ощущениях).
В 2022 году 90% детей дошкольного возраста использовали экран (электронную книгу, смартфон, планшет) для чтения, причем делали это начиная с трех лет. Это другой опыт, но сами механизмы чтения неизменны.
Чтение гораздо полезнее для образования нейронных связей, чем сидение за компьютером, поэтому время, которое ребенок проводит за гаджетами, должно быть строго нормированным. Но нельзя сказать, что такой досуг полностью бесполезен, — здесь всё зависит от контента. «Клиповое мышление», которое якобы свойственно современным детям, Марьяна Безруких считает «нейромифом».
Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные текстыПри слушании аудиокниги активируются те же зоны мозга, что и при чтении. Но влияние этого формата на качество понимания текста еще не до конца изучено. Родители не должны слишком долго читать маленьким детям вслух — лучше делать это в течение 7–10 минут, а потом обсудить с ребенком прочитанное.
Еще на
эту тему
Исследование: мозг детей реагирует на живое чтение книг уникальным образом
История, рассказанная с экрана компьютера, не дает такого эффекта
«Почему он не читает?» Книга советов Алихана Динаева для родителей, учителей и других взрослых
Какова бы ни была причина, автор предлагает не опускать руки и искать свой способ приобщить ребенка к радостям чтения
Чтение: практика, меняющая сознание
Пять книг о том, зачем мы читаем и как получить от этого занятия пользу и удовольствие