Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки
Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством больших и маленьких текстов, но не всегда нам удается сразу осознать прочитанное. Что такое читательская грамотность и почему ее важно развивать? Грамота публикует статью нашего партнера, Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами», которая помогает увидеть сбои в логике, фантазии, преувеличения и неправомерные обобщения там, где при обычном чтении мы не замечаем ничего подозрительного.
Почему мы можем неверно понять текст
Чтобы разобраться с термином «читательская грамотность», нужно сначала дать определение понятию «функциональная грамотность». «Это умение человека вступать в продуктивную коммуникацию не только с другими людьми, но и с любой информацией, — объясняет эксперт Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний и сотрудник Лаборатории лингвосемиотических исследований НИУ ВШЭ Маша Орловская. — Соответственно, читательская грамотность — способность воспринимать и анализировать текст, видеть в нем возможные неточности и в целом вписывать текст в более широкий контекст».
Мышление каждого из нас во многом зависит от воспитания и окружения, поэтому люди, которые росли в разной культурной среде, мыслят неодинаково. Автоматизированное мышление (мгновенно возникающие мысли и реакции) может отличаться даже у братьев и сестер, которые воспитывались в одной семье, и у представителей одного социального круга. Каждый человек воспринимает и осмысливает реальность по-своему и на этом основании оценивает происходящее — именно в результате этого и возникают когнитивные искажения.
К ним можно отнести стереотипизацию и ложное объяснение случайностей.
Стереотипизация — это приписывание свойств конкретному человеку на основании его причастности к социальной группе. Например, сексизм — присвоение человеку того или иного набора характеристик в зависимости от гендерной идентичности.
Ложное объяснение случайностей — это использование опыта прошлого для объяснения событий в настоящем и объединение событий в последовательности без реальных оснований. На этом искажении построено большинство конспирологических теорий.
Когнитивные искажения возникают неизбежно — они автоматически появляются в мышлении каждого человека, и многие из них имеют не социальную, а биологическую природу, становясь защитными механизмами психики.
Разберем когнитивные искажения на примере одной из работ, написанных на чемпионате сочинений «Своими словами». Речь идет о горе на территории Китая.
Тревожит уже то, что сведения про эту гору достаточно проблематично найти, но, спешу вас успокоить: в китайском языке иностранцам ориентироваться достаточно проблематично, так как одна интонация уже влияет на значение слова, а обилие диалектов в различных провинциях еще больше усложняет задачу.
Для иностранных СМИ, у которых решающую роль играет скорость представления информации общественности, а не корректность перевода, сделать ошибку в названии горы, а после разнести эту ошибку, как чуму — совершенно обычная ситуация. (Стереотипизация)
Да и в Китае настолько много различных вершин, что я не удивлюсь, если названия некоторых могут совпадать. (Ложное объяснение случайности)
Что может пойти не так при осмыслении выводов
Логические ошибки — еще одна ловушка, в которую можно попасть, анализируя прочитанное. Чаще всего ошибки случаются из-за недостатка информации или неумения автора точно выражать свои мысли.
Вот несколько примеров таких ошибок.
Предвосхищение основания. Неподтвержденные тезисы или слухи намеренно или случайно преподносятся как абсолютная правда. Например, реплика Все знают, что Дюма — это Пушкин содержит логическую ошибку: не понятно, кто все и на чем основывается их убеждение. В этом случае читатель может сразу же согласиться с тезисом, предугадывая его основание: «Все знают, значит это факт». А фраза Некоторые люди предполагают, что Пушкин не умер, а провел остаток дней во Франции под фамилией Дюма будет уже гипотезой, она не преподносится как подтвержденная истина.
Мнимая логическая связь. Два элемента логической цепочки в действительности не связаны. Например, аргумент не связан с выводом: Если у меня чешется левое ухо, то пойдет дождь. Ухо действительно чешется, и дождь, возможно, пойдет, однако две эти ситуации в реальности не связаны.
Ошибка выборки. На основании неподходящей выборки делается вывод обо всем множестве (выборка из одного объекта тоже считается неподходящей). Например, из поведения одного черного кота делается вывод, что все черные коты — злые.
Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли и применять навыки в сложных ситуацияхЛогические ошибки могут допускаться намеренно — например, с юмористическими целями. Самые популярные случаи: мемы с волками и абсурдными цитатами, приписывание бытовых утверждений Райану Гослингу, Джейсону Стейтему или Конфуцию. Иногда такого рода ошибки используют не ради смеха, а для введения в заблуждение тех, кто их не распознаёт. Таким образом действует большинство авторов фейковых новостей — одновременно обращаясь к механизмам когнитивных искажений и используя логические ошибки.
Приведем примеры логических ошибок, невольно допущенных в одном из сочинений чемпионата.
То, что нейрон имеет схожий вид с космической сетью, ни для кого не секрет. (Предвосхищение основания)
Это говорит о том, что в нашей голове может прятаться целая Вселенная. (Мнимая логическая связь).
Почему нас так притягивает и завораживает космос? Многие знакомы с ощущением, когда не можешь оторвать взгляд от звезд. (Ошибка выборки)
Очевидно, что при чтении такого текста доверчивый читатель может не заметить этих ловушек и принять на веру положения, которые ему предлагает автор.
Как развивать навык понимания текстов
Чтобы развить читательскую грамотность, нужно читать. И еще крайне желательно размышлять о прочитанном — обсуждать, переосмыслять, фантазировать на тему «что будет, если». «Это касается любых медиа: можно бездумно посмотреть десять фильмов, а можно после просмотра обсудить их с разными людьми, прочитать рецензии или критические эссе, — комментирует Маша Орловская. — Кроме того, полезно чаще взаимодействовать с текстами — не только читать, но и писать тексты разных типов: посты, статьи, отзывы или даже фанфики. Неважно, какой жанр вы выберете, главное — постараться построить логичное повествование, соответствующее выбранному стилю».
На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают с помощью текстов реальные задачиОдин из его инициаторов Михаил Павловец объясняет, почему важно писать не о литературеЧтобы узнать свой уровень читательской грамотности, можно пройти мультимедийный тест от чемпионата сочинений «Своими словами», разработанный совместно с VK Education. Он проверяет умение находить логические ошибки и когнитивные искажения в предложениях, составленных экспертами чемпионата. В этом те(к)сте нет скучных заданий — только мемы, примеры стереотипов и смешные комментарии из социальных сетей. За успешное прохождение теста начисляются баллы в проекте «Другое Дело» — их можно потратить на прохождение стажировок, образовательных курсов и многое другое.
Текст подготовлен Молодежной редакцией «Своими словами».
Еще на
эту тему
Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку
Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни
Ирина Лукьянова: «Дать детям понимание, что язык — это инструмент»
Какие речевые практики нужны коммуникативно грамотным взрослым?
Помехи в понимании речевых сообщений
Что мешает слушателю или читателю текста в точности понять смысл, заложенный автором?