Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают с помощью текстов реальные задачи

На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают с помощью текстов реальные задачи
Иллюстрация: Варвара Гранкова

В этом году чемпионат проходит в России в четвертый раз. Это не совсем обычное соревнование: подростки могут здесь написать эссе по математике, трактат по физкультуре или концепцию музыкального фестиваля. О том, зачем понадобилась альтернатива школьному «итоговому сочинению», рассказал председатель экспертного жюри, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и руководитель Лаборатории развития интеллектуальных состязаний Михаил Павловец.

Грамота: В чем особенность вашего чемпионата, чем он отличается от других конкурсов для школьников?

Михаил Павловец: Мы долго спорили о том, каков наш профиль. Поначалу получалось, что у нас чуть ли не 15 разных профилей, по количеству направлений, которые могут выбрать участники. Там есть и гуманитарные профили (филология, лингвистика, медиа и журналистика, педагогика, психология, история), и совсем далекие от гуманитарных наук: естествознание, спорт, медицина, информационные технологии и инженерия... Потом сформулировали, что наша специализация — профиль научной коммуникации. Научная коммуникация метапредметна, она нужна и математикам, и педагогам, и спортсменам.

Идея олимпиады как интеллектуального состязания предполагает проверку умения действовать в новых, неизвестных обстоятельствах и сталкиваться с задачами, которые ты, может быть, раньше не решал.

У нас есть еще одна важная установка: каждый год менять правила игры. Нам не хочется, чтобы вокруг нас возникла инфраструктура подготовки к чемпионату. Натаскать на наши задания должно быть невозможно, это принципиальный подход.

Зачем нужен отборочный тур и как он проходит?

М. П.: Отборочный тур проходит в формате онлайн-теста на функциональную грамотность и критическое мышление, на который отводится полтора часа. В прошлые годы на отбор регистрировалось до 30 тысяч человек.

Михаил Павловец
Фото из личного архива

Наша задача в том, чтобы школьники умели читать не только художественную литературу. Поэтому для заданий мы подбираем тексты, затрагивающие острые темы, например социальные проблемы, проблемы науки, экологии, которые обязательно связаны с нашей повседневной жизнью. Иногда это тексты из социальных сетей, в том числе облако коммуникации вокруг задевших постов.

Задача отборочного тура — из тысяч участников отобрать тех, кто, скорее всего, справится и со следующим заданием. Кроме того, для нас важно, чтобы как можно больше людей попробовали себя в этих тестах, поэтому мы их делаем открытыми для всех. В этом году сокращенная пятнадцатиминутная версия нашего теста размещена во «ВКонтакте» (мини-приложение «Те(к)ст» на базе платформы VK Mini Apps). Если школьнику или взрослому понравилось выполнять такое задание, можно зарегистироваться на отборочный тур.

Тексты, которые мы используем на этом этапе, написаны специально для чемпионата студентами — стажерами-исследователями Лаборатории в соответствии с нашими указаниями. В один из сезонов это была научно-популярная статья, в другой ­­— неоднозначное высказывание в блоге: например, отклик на статью и дискуссия в комментариях к ней.

Перед участниками отборочного тура стоит задача найти некорректные методы ведения полемики, когнитивные искажения у автора высказывания и у комментаторов, увидеть противоречия, ложные аргументы.

Далее нужно на основании этого анализа выбрать один из вариантов ответа на вопросы нашего теста. В одном из заданий нужно было соотнести мем, цитату и описание, требовалось умение совмещать визуальный образ и вербальный образ. Мы обратили внимание на то, что с этими тестами школьники справляются лучше, чем взрослые.

Что должны делать те, кто прошел отбор?

М. П.: В результате отборочного онлайн-тура у нас появляются финалисты — несколько тысяч участников из разных регионов. Они в основном очно (если позволяют возможности региона) пишут сочинение на площадках вузов-партнеров.

Наше сочинение — не проверка грамотности, а выполнение определенных задач. Получив задание, участник должен сформулировать проблему и придумать тему, которую раскроет за 3 часа 55 минут. Например, в прошлые годы у нас один участник направления «Психология» получил задачу написать псевдонаучный доклад, который бы вызвал доверие у обывателя, но насмешил бы специалиста. Он сформулировал тему так: «Общение и близкий контакт с носачом удовлетворяет базовые социальные потребности человека». Другая участница (направление «Лингвистика») излагала теорию лингвистической относительности от лица Александра Сергеевича Пушкина — как будто великий поэт сформулировал эту теорию задолго до Сепира и Уорфа! 

Каждое из 4–5 тысяч сочинений, написанных финалистами, проверяют минимум два человека. Это очень большая работа, которой занимаются в том числе эксперты из вузов-партнеров по всей стране. Участники получают не только оценки, но и обратную связь в виде небольших рецензий. Победители и призеры чемпионата могут рассчитывать на дополнительные баллы при поступлении в вузы-партнеры.

Каких навыков требует участие в вашем чемпионате?

М. П.: У чемпионата четыре этапа с разными типами заданий: отборочный тест, финал (собственно, сочинение) и суперфинал, который состоит из двух частей — командной работы и рефлексии. Выполнение каждого этапа требует своих навыков.

Навыки, которые мы выявляем, — это ведущие компетенции современного образования, те самые 4К, о которых много говорят: коммуникативность, креативность, критическое мышление и командная работа.

В отборочном тесте мы оцениваем критическое мышление, понимание и осмысление текста, функциональную грамотность. Для этого нужно видеть позицию автора высказывания и цель высказывания. Участник должен увидеть, где человек полемизирует, а где — троллит или пытается приструнить оппонента. В сочинении у нас актуализируется другая «К» — креативность, хотя важна и третья — коммуникативность. Ты оказываешься внутри какой-то ситуации, исходя из нее нужно действовать.

Например, для участников, которые выбрали направление культурологии, сочинение может быть таким. В твоем городе организуют фестиваль, посвященный современной музыке. Тебя как эксперта пригласили разработать концепцию молодежной программы фестиваля. Если ты напишешь вообще концепцию, тебе сильно снизят баллы, потому что есть конкретная целевая аудитория — молодежь, есть конкретный город. Нужно быть креативным, предлагать яркие и нешаблонные решения исходя из твоего знания и предмета, и среды. Если ты используешь возможности и исторические особенности твоего города, это повышает ценность работы. При этом коммуникативность тоже важна: твой текст адресован экспертному совету, который состоит из конкретных людей, чиновников и экспертов. Это адресная, избирательная коммуникация.

Цель Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» — повысить уровень функциональной грамотности тех, кто говорит и пишет по-русски. Организаторы хотят привлечь как можно больше участников, причем не только школьников. Любой желающий может  пройти тест, разработанный совместно с VK Education, и узнать, устойчив ли он к манипуляциям в текстах, умеет ли видеть логические ошибки и искажения. Подробности — на сайте чемпионата.

В первые годы ребята плохо понимали, что такое сочинение, приходили с готовыми текстами. Участник, который не хочет читать условия и правила, — это явно не наш человек. Наш — тот, кто внимательно читает правила и инструкции. Многие проигрывают именно из-за того, что не вникают в условия задачи в тестах. С другой стороны, поражает количество ярких, интереснейших, креативных ребят, которые понимают правила игры и готовы в нее включиться.

А как выглядит суперфинал?

М. П.: В суперфинал попадают, как правило, 200–300 человек. В первой части ребята делают проект в команде, состоящей из 5–6 человек с разной специализацией. Нужно быстро решить, каким будет проект, над которым вместе работают, например, программист, спортсмен, филолог и математик, причем из разных классов — от 8-го до 11-го (а в этом возрасте возрастные отличия крайне важны для нормальной коммуникации). Для этого нужно сначала пообщаться, выслушать друг друга, понять, кто чем занимается, кому что интересно, определить, кто может быть ведущим, кто готов быть исполнителем, а кто — лидером команды. Это грандиозный опыт для детей.

Вторая часть суперфинала — это сочинение-рефлексия, смысл которой в том, чтобы в игровой форме отрефлексировать полученный опыт командной работы и взаимодействия с разными людьми.

Мы создаем коммуникативную ситуацию, в которой есть автор текста, определенная коммуникативная задача и адресат, к которому он обращается.

На одном из чемпионатов задание было таким: «Тебя вызвали на педсовет и попросили объяснить учителям, почему они должны были на целую неделю отпустить тебя с уроков в 11-м классе ради участия в чемпионате. Ты должен рассказать, почему ты решил участвовать и что тебе дал этот опыт, или рассказать о неудаче, если считаешь этот опыт неудачным».

Применимы ли ваши наработки в школе?

М. П.: Дело в том, что мы работаем с мотивированными детьми. Как масштабировать наши задания на всех школьников, пока не очень понятно. Однако наша миссия заключается в изменении понимания школьных предметов, форм работы. Элементы этой работы было бы, конечно, очень желательно ввести в гуманитарные дисциплины, и не только гуманитарные.

По большом счету, на любом предмете, даже на физкультуре, можно использовать сочинение. Например, в лицее НИУ ВШЭ, где я работаю, одна преподавательница давала задание написать эссе по математике. Она учила ребят писать о цифрах, расчетах и математических моделях словами, а не одними цифрами.

В чем противоречие между вашим подходом и школьными сочинениями?

М. П.: В школе не всегда учат критическому мышлению, фактчекингу, верификации данных, работе с источниками, а часто учат читать учебник и писать сочинение по схеме. Хороший учитель откладывает учебник в сторону, а у нас учебник стоит во главе образования.

Как выглядит на практике такое преподавание? На «итоговом сочинении» школьники получают тезис, например «Береги честь смолоду», и должны с помощью литературных аргументов раскрыть свою точку зрения. Но примерами из литературы нельзя аргументировать тезисы. 

Литература — это вымысел! Художественный образ принципиально многозначен, один и тот же образ может получать взаимоисключающие трактовки.

Скажем, ученик пишет, как важно бороться за свои права, отстаивать свое человеческое достоинство, и приводит в пример Катерину Кабанову, которая пошла на смерть, но не согласилась пожертвовать своими чувствами. А вы уверены, что это аргумент в ее пользу? Что ее поступок — это проявление силы? С этим не все готовы согласиться.

Сочинение готовит к тому, чтобы воспроизводить некий готовый шаблон. Целая индустрия работает на то, чтобы изготавливать эти шаблонные работы. Как только появляются темы, можно вбить их в поиск и увидеть множество сайтов с готовыми сочинениями по ним. Более того, мои коллеги из Лаборатории «заказали» сочинение чату GPT. Результат проверили наши коллеги из лицея НИУ ВШЭ и пришли к выводу, что получилось вполне нормальное сочинение, можно поставить зачет. Потом этот эксперимент повторили журналисты АиФ — и тоже успешно.

В чем тогда цель преподавания литературы в школе? Научить соответствовать готовым шаблонам?

М. П.: Единственное, что можно при этом прокачать, — это навык коммуникативности, и то в каком-то специфическом понимании: ученик пишет сочинение, чтобы удовлетворить запросы некоего проверяющего, думает о том, чтобы не разозлить его, правильно подобрать аргументы и примеры.

Но надо сказать, что в ЕГЭ ситуация постепенно меняется. У меня такое ощущение, что даже в ЕГЭ по русскому появляются задания не только на проверку грамотности, но и на умение читать, анализировать, извлекать нужную информацию. Это очень радует.

, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»

Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли и применять навыки в сложных ситуациях

Почему писать хорошие тексты выгодно

Неудачные формулировки дорого обходятся

Как сделать классические тексты понятными современным школьникам

Онлайн-конференция 23 декабря посвящена запуску проекта «Слово Толстого»

все публикации


Безударные гласные в некоторых словах могут редуцироваться до нуля

Вышел четвертый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год


Как в русском языке возникали названия для новых профессий

Ирина Фуфаева — о трех случаях, когда родное слово оттеснило иностранного конкурента


Для чего нужен язык в первую очередь

Нейробиологи пришли к выводу, что мышление может существовать и без языка


На полях манускрипта Войнича обнаружили полный латинский алфавит

Мультиспектральный анализ загадочной рукописи помог сделать открытие



В открытом доступе выложен «Словарь языковой экономии»

Филолог Василий Химик собрал блестящую коллекцию универбов от авиационки до ядовитки


Чем отличаются правила речевого этикета в русских и английских письменных текстах

Мария Елифёрова о том, почему «представители семейства кошачьих» требуют от переводчика аккуратности


Фекла Толстая: «Мы можем создать не 3D, а 10D-картинку Толстого»

Как цифровая форма приближает к нам тексты, события и обстоятельства




Художественный стиль речи использует всю палитру языковых средств

Творец может свободно обращаться со словами, если этого требует его замысел


Как научиться говорить грамотно и выразительно во взрослом возрасте

Развитие речевой культуры предполагает ликвидацию пробелов в знаниях и опору на сильные стороны говорящего




Школа игры на рояле без струн

Переводчик Наталья Мавлевич о преодолении интертекстуального малокровия и культурной глухоты


Вышел третий выпуск журнала «Слово.ру: Балтийский акцент» за 2024 год

«Мама» вытесняет «мать» как способ указания на родственную связь, а «чувак» обрел вторую жизнь благодаря молодежи


Хайп, кринж и краш на всю страну: зачем медиа используют молодежный язык

Просвещение, эксперименты и кодовый язык для тех, кто «в теме»



Самые необычные словари русского языка: от морфем до новоторов и Андропы-Расторопы

Они устроены не так, как мы привыкли, и показывают язык с неожиданной стороны


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!