Ирина Лукьянова: «Дать детям понимание, что язык — это инструмент»
Учитель, писатель и журналист Ирина Лукьянова в статье для издания «Мел» предлагает на уроках русского языка и литературы растить коммуникативно грамотных взрослых.
Почему на уроках русского языка не происходит живой жизни? Одна из причин в том, что дети имеют дело со специальными учебными текстами, написанными специальным языком. Это относится и к художественной литературе, которая воспринимается как «учебник жизни». Упражнения по русскому обычно лишены смысла и не расширяют кругозор, в качестве текста для анализа школьникам предлагают занудное морализаторство.
В результате ребенок не знает, на каком языке говорят и пишут обычные взрослые люди, потому что он знает только специальный школьный язык. Он вырастает в коммуникативно неграмотного взрослого, который не имеет нужных инструментов, чтобы решить свои задачи. В его текстах будут преобладать канцеляризмы, просторечие и нецензурная лексика.
Учить детей таким письменным практикам, которые им необходимы в жизни, нужно как можно раньше. Ирина Лукьянова на собственном опыте и конкретных примерах объясняет, почему важно развивать живую и разнообразную речь школьников и как именно это можно делать, даже не выходя за пределы существующей школьной системы.
Еще на
эту тему
70% россиян считают русский язык самым важным школьным предметом
Об этом говорят результаты опроса, проведенного сервисами «Работа.ру» и «Деловая среда»
Спрос на репетиторов по литературе в 2023 году вырос более чем на 70%
Литература и русский язык — в тройке самых популярных предметов
Как сделать классические тексты понятными современным школьникам
Онлайн-конференция 23 декабря посвящена запуску проекта «Слово Толстого»