Тренер по технике речи Дмитрий Макеев: «Интонация — главная характеристика голоса в коммуникации»

16 апреля отмечается Международный день голоса. Человеческий голос — уникальный инструмент, который при грамотном использовании способен значительно улучшить взаимодействие спикера с аудиторией. О том, какие голоса нам кажутся приятными и вызывают доверие, как от голоса зависит усвоение информации и можно ли быть хорошим оратором, имея дефекты речи, Грамоте рассказал тренер по ораторскому искусству и автор книги «Голос, который хочется слушать» Дмитрий Макеев.
Какой голос самый приятный
Несмотря на то что восприятие голоса во многом субъективно, не секрет, что низкий грудной голос обычно ассоциируется с уверенностью и спокойствием, внушает чувство безопасности. В то же время высокий голос способен вызывать тревогу и отталкивать слушателя: если мы испуганы или разгневаны и переходим на крик, то часто используем высокий тембр.
Когда человек расслабляется, его голос становится ниже. Я часто слышу, как мои клиенты, выполняя упражнения, направленные на освобождение тела, удивляются: «Боже мой, какой у меня может быть низкий голос, а я и не знал!»
С другой стороны, людям свойственно более охотно воспринимать полифонию, а не когда в голосе есть один преобладающий обертон — это утомляет.
Специалисты учат регулировать высоту голоса; важно, чтобы человек умел быть разным, использовать разный тембр.
Нельзя сказать просто: низкие голоса классные, а высокие — это плохо. Многое зависит от целей общения. Скажем, политический спикер может намеренно вызвать у аудитории тревогу, когда ему это выгодно. В этом случае его речь содержит подтекст: «Если вы за меня не проголосуете, в стране будут проблемы». В таком случае высокий тембр может быть очень к месту. А «металлический» голос может подбодрить людей, побудить к действию.
Что важно в постановке голоса
Даже тембр, который кажется неприятным, не всегда становится препятствием для успешной коммуникации. Если человек обладает внутренней харизмой, эмоционально богат и умеет делиться этими эмоциями, горит желанием донести смыслы, то аудитория будет его слушать разинув рот. А если он очень умный, начитанный, рассказывает в общем-то интересные вещи, но говорит монотонно, слушатели заснут.
Человек интуитивно реагирует на то, что транслирует говорящий, — разумеется, пренебрежительное или агрессивное отношение к окружающим тоже отражается на голосе и разрушает коммуникацию.
Развитие голоса должно быть комплексным, поэтому в тренинге важны не только технические моменты, но и психологическая составляющая. Зажатость делает голос интонационно и тембрально бедным. Голос — это продолжение нашей психики и тела, а ключевая цель тренировки — раскрыть человеческую индивидуальность.
В действительности интонация гораздо важнее тембра, это касается как усвоения информации, так и эмоционального наполнения речи.
Школьные учителя, обучая детей выразительному чтению, фокусируют внимание на знаках препинания: голос должен по-особому выделять запятые, точки и т. д. Выскажу, быть может, крамольную мысль — я считаю такой подход неэффективным, так как он провоцирует искусственную интонацию. Живое звучание гораздо богаче, чем то, что автор текста пытался передать через знаки препинания. Чтобы интонация стала выразительной, но при этом осталась естественной, необходимо хорошо разобраться в смысле текста и стараться его донести до слушателя, используя при этом средства выделения слов: силу голоса, паузы, замедления.
Кстати, о темпе речи. Плохо всё время говорить с одинаковой скоростью. Это усыпляет, смысл теряется. Важные части предложения надо произносить медленнее, а второстепенные — быстрее. Пауза перед ключевым словом привлекает внимание слушателя, он сосредоточивается и готов к восприятию смысла. Кроме этого, говорящий должен бросать главные слова как мячики, «тормошить» ими, «будить» аудиторию. Если в речи нет ярких акцентов, слушатель может даже не понять реплику с первого раза.
Главное физическое препятствие на пути к хорошему голосу — проблемы со слухом, всё остальное поправимо. Грамотное интонирование может во многом сгладить негативный эффект от неточного произношения — человек может быть картавым, шепелявым, обладать гнусавым голосом, но при этом быть интересным и притягательным для аудитории. Хотя хороший логопед поможет справиться с любыми дефектами речи.
Если выстроить иерархию того, на что нужно обратить внимание при тренировке голоса, то на первое место я бы поставил психофизическую свободу, высвобождение внутренней активности. Номер два — техническая составляющая, прежде всего дыхание. Затем интонация, потом тембр и только в самом конце уже дикция.
Бывают ли образцовые голоса
Для меня главное, чтобы в голосе проявлялась человеческая индивидуальность. Есть целая команда дикторов, многие из них с актерским образованием, которые работают в дубляже, озвучивают аудиокниги, рекламу. Могу особенно выделить Сергея Чонишвили.
К некоторым голосам, которые признаны эталонными, я отношусь прохладно. Тут как с конкурсами красоты: женщины или мужчины, выходящие на подиум, могут считаться красивыми, но эта красота как бы усредненная, мне не хватает самобытности, — так и с голосами.
Если человек через голос проявляет личность, он для меня интересен.
Но если говорить об известных людях, я могу назвать Сергея Безрукова — он потрясающе пользуется голосом, обожаю радиоспектакли и аудиокниги в его исполнении. Не всегда автор произведения может идеально его прочесть. Вы слышали, как читает свои стихи Бродский? Его чтение очень специфическое, он понимает ритм стихотворения, но на мой взгляд звучит блекло и не так захватывающе, как Безруков. Олег Табаков, Василий Ливанов, Чулпан Хаматова — у них всех интересные, удивительные голоса.
Среди певцов для меня эталон Фредди Меркьюри — он не только техничный вокалист, но и невероятно проявлен в своем голосе как личность. Из российских исполнителей назову Пелагею, в ее голосе слышится открытость, бьющая ключом жизнь, яркая индивидуальность, душевные качества.
Как восприятие голоса связано с культурой
Нужно помнить, что те или иные особенности голоса могут считываться по-разному в зависимости от культурного контекста. Например, на Кавказе не принято, чтобы женщины говорили громко в обществе мужчин. Соответственно, если открытая и темпераментная русская женщина попадет в такое общество и будет использовать свой обычный голос и громко смеяться, это может вызвать негативную реакцию. При этом в другой ситуации ее речь могла бы казаться живой и яркой, и люди бы с удовольствием ее слушали.
Что такое достаточно хорошая речь сегодня: главные критерииХорошая речь по-прежнему должна быть чистой, точной, ясной, но в первую очередь — уместнойКроме того, в разных языках разная интонация и мелодия. Например, носители английского языка могут считывать ровный тон, с которым мы делаем утверждения или даем распоряжения, как проявление скуки или высокомерия.
А русскоговорящим речь англичан и американцев может показаться слишком наигранной из-за частого перехода от высокого тона к низкому.
Наконец, есть языки с тоническим ударением (например, китайский), где тот или иной тон играет смыслоразличительную роль, а не служит для выражения эмоций. Вероятно, интонация и тембр там воспринимаются иначе — специалисты наверняка много могут об этом рассказать.
Зачем преподавать тренировку голоса в школе
Необходимо создавать условия для развития речевых навыков с раннего возраста. Я убежден, что техника речи поможет школьникам развить уверенность в себе и умение говорить убедительно. Дети, которые тренируют голос, лучше подготовлены к общению с окружающими, легче преодолевают страх и раскрывают свои таланты.
Полезны как собственно упражнения для голоса, так и ораторское и актерское мастерство: эти занятия взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Если человеку важно, как он говорит, то голосом нужно заниматься с профессионалами. Но некоторые навыки могут развиться сами собой. Например, у опытного преподавателя, который привык читать лекции и общаться с аудиторией, спонтанно развивается правильное дыхание, он начинает более свободно звучать. Но тренер всегда подскажет, что еще можно улучшить.
Еще на
эту тему
Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»
Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур
Константин Деревянко: «Необходима национальная стратегия развития речевой культуры»
Руководитель Грамоты о том, как владение языком влияет на учебу, карьеру и состояние общества
Легко ли быть грамотным?
Грамотность можно измерять, развивать и извлекать из нее практическую пользу