Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Константин Деревянко: «Необходима национальная стратегия развития речевой культуры»

Константин Деревянко: «Необходима национальная стратегия развития речевой культуры»

В последние годы государство уделяет большое внимание языковой политике и законодательству о языке. Были приняты поправки к закону «О государственном языке», идет работа над созданием Национального словарного фонда, утверждена Концепция государственной языковой политики, есть программы сохранения языкового разнообразия России. Какие проблемы сейчас стоят перед обществом, если говорить о русском языке? Каким образом можно было бы эффективно повысить речевую культуру жителей страны? Об этом нам рассказал руководитель Грамоты, член Совета при президенте РФ по русскому языку Константин Деревянко.

Грамота: Вы уже много лет занимаетесь издательскими и просветительскими проектами, взаимодействуете со школами, состоите в Совете по русскому языку. Какие тенденции вы видите в последние десять — пятнадцать лет?

Константин Деревянко: Лучше всего эти тенденции прослеживаются на Грамоте: этим ресурсом пользуются около 20 млн человек ежегодно. Мы активно работаем с этой аудиторией, изучаем ее запросы, обрабатываем данные и благодаря этому уже сейчас имеем объективную информацию о том, что происходит с языковой ситуацией в стране.

Принято оценивать уровень знания русского языка по тому, как выпускники сдают ЕГЭ по русскому языку, а эти результаты вроде бы не ухудшаются год от года. Но их нельзя считать объективным показателем уровня речевой культуры, функциональной грамотности, коммуникативной компетентности — всего того, что требуется современному человеку в жизни. Гораздо более показательны результаты выпускников по другим предметам в той части, которая касается понимания текста и умения выразить свои мысли.

Так вот, результаты ЕГЭ 2023 года по математике, истории, обществознанию показывают нам, что школьники на самом деле плохо владеют русским языком, если подходить к нему не как к предмету школьной программы, а как к инструменту для анализа информации, успешной коммуникации.

91,6% выпускников не может решить текстовую задачу по экономике. 85,9% не могут ответить своими словами на вопрос, требующий анализа исторического текста. 80,2% выпускников не могут развернуто объяснить биологическое явление. 

Это проблема существует не только в России. Мы наблюдаем общемировую тенденцию к снижению речевой культуры, связанную с появлением новых технологий коммуникации, с распространением клипового мышления; но школа как массовый институт может многое предпринять для решения этих проблем. 

Как на практике могут выглядеть новые подходы к преподаванию русского языка в школе?

К. Д.: Основа основ — читательская грамотность. Если мы смогли поставить ребенка на эти «рельсы», если он начал сам читать, причем читать с удовольствием, это уже полдела. Но это возможно только в том случае, если ребенок хорошо понимает прочитанное, то есть имеет достаточный словарный запас и знает, куда обратиться, если возникли сложности с пониманием того или иного слова. Это процесс двунаправленный: с одной стороны, любой человек расширяет свой словарный запас с помощью чтения книг и словарей, а с другой, исследования показывают, что культура чтения прививается тогда, когда мы понимаем прочитанное.

Дополнительные сложности с чтением в начальной школе связаны с тем, что сегодня в системе образования до 40% детей требуют языковой поддержки. Это и дети-инофоны, и дети с речевыми отклонениями. Многие приходят в школу с небольшим словарным запасом и из-за этого испытывают сложности в освоении образовательных предметов и психологические трудности в общении со сверстниками.

Чтобы увеличивать словарный запас, нужны специализированные словари, не только адаптированные к возрасту ребенка, но и отражающие современную реальность, которая его окружает.

Если в программе нет актуального языкового материала, ребенок теряет интерес к учебе. Мы проанализировали тексты учебников и дополнительных материалов по русскому языку и обнаружили, что больше половины слов, которые там используются в заданиях, — это природа (сотни названий птиц, например), окружение ребенка, дом, быт, удивительные слова вроде подъюбник, которые ребенку никогда не понадобятся. И лишь в незначительной степени  присутствует современная лексика, наука и технологии, те понятия, которые помогли бы детям осваивать программу по другим предметам. Система образования сегодня упускает из виду, что  русский язык — тот инструмент, с помощью которого школьник осваивает все школьные дисциплины, причем не только гуманитарные.

Как, на ваш взгляд, можно учесть «интересы» других школьных предметов на уроках русского?

К. Д.: Для начала необходимы качественные словарные источники, которые описывают всю межпредметную лексику. На их основе строится система метапредметного обучения языку с соответствующим обучением педагогов по математике, физике, истории, обществознанию… Мы говорим не только о модернизации подходов к преподаванию правил русского языка, но и  об обучении языку как универсальному инструменту, о том, что необходимо формировать межпредметный понятийный аппарат как основу читательской грамотности и коммуникативной компетентности детей.

Вернемся ко взрослым. Вы говорите о низкой речевой культуре. Что вы вкладываете в это понятие? Что в него входит, кроме соблюдения правил орфографии и пунктуации, правильной постановки ударения?

К. Д.: Когда мы сегодня говорим о речевой культуре или грамотности в широком смысле, мы имеем в виду не столько умение писать слова без ошибок или правильно расставлять запятые (в конце концов, для этого давно есть спелл-чекеры, а совсем скоро будут ИИ-помощники), сколько способность понимать тексты, формулировать свои мысли как письменно, так и устно. Я убежден, что культура речи — это про мышление, про логику. Навык работы с текстом позволяет человеку грамотно строить свою интеллектуальную деятельность.

Если ты умеешь писать и анализировать тексты, значит, ты структурируешь информацию, и в любой области, в той же математике, можешь сформулировать решение.

Если мы хотим больше знать о современной речевой культуре, ее уровне, ее составляющих, факторах, которые на нее влияют, необходимо вести масштабные комплексные исследования в этой области. Сейчас с этой целью на базе Грамоты создается научно-исследовательский центр. В частности, мы планируем изучать связь успешности взрослых людей с их речевыми навыками и влияние языка лидеров мнений в интернет-пространстве на их целевую аудиторию.

В перспективе наша задача — опираясь на данные исследований, выстраивать на разных уровнях, в разных возрастных категориях, в разных отраслях индивидуальные траектории речевого развития, которое станет основой личного и профессионального успеха.

Есть ли цифры, которые подтверждают связь между грамотностью и успешной карьерой? И насколько вообще правильно мерить владение языком в деньгах?

К. Д.: Действительно, говоря о языке, мы чаще делаем акцент на том, что это наше наследие, культурный код, его важно сохранять и поддерживать. Но есть такое международное исследование компетенций взрослого населения, которое ежегодно проводится более чем в тридцати странах мира. Так вот, в этом исследовании грамотность (literacy)1 рассматривается как ключевая компетенция взрослого человека. 

Другое исследование, которое было проведено в США Благотворительным фондом Барбары Буш «Грамотность через семью» в 2023 году, показало, что экономика США теряет в год 2,2 трлн долларов из-за недостаточного уровня грамотности населения; это 10% ВВП.

В России, по нашим оценкам, потенциал роста составляет от трех до пяти процентов ВВП, если наша страна будет вести системную инвестиционную политику в отношении грамотности населения.

Сегодня стране необходима национальная стратегия развития речевой культуры и грамотности. Это непростая задача. Но я уверен, что системная работа может позволить за пять — десять лет эту ситуацию изменить.

Инвестиции в язык — это в каком-то смысле венчурные инвестиции. Государство в одиночку, несмотря на то, что это сфера ответственности государства, не может решить эту задачу. Частный бизнес в чистом виде тут тоже невозможен. Я считаю, что эффективен был бы формат государственно-частного партнерства. Долгие и дешевые инвестиции могут ситуацию исправить.

Какую роль играют новые цифровые технологии в нашей речевой практике?

К. Д.: Современные технологии вошли в нашу жизнь, и нет никакого резона этому противостоять. Грамота уже сегодня разрабатывает продукты на основе больших данных и ИИ. Но от прихода больших языковых моделей можно ждать улучшения ситуации, только если мы будем эти языковые модели дообучать, в том числе снижать количество ошибок в их суждениях о русском языке.

По нашим оценкам, GigaChat, к примеру, галлюцинирует, отвечая на девять из десяти вопросов, связанных с русским языком. Зато настроенная модель позволит создавать качественные документы быстрее и дешевле, вести коммуникацию более эффективно, в общем, поднимет качество так называемого среднего текста. Но настраиваться предстоит не только моделям. 

Человек тоже будет осваивать навыки общения с искусственным интеллектом: вникать в устройство нейросетей, выяснять, при каких условиях ИИ лучше выполнит поставленную задачу, учиться грамотно формулировать запросы.

Сегодня все обсуждают эволюцию чат-ботов, но вспомним, каких результатов когда-то добился и поисковый алгоритм «Яндекса» благодаря тому, что опирался на грамматическую модель русского языка, предложенную Андреем Анатольевичем Зализняком. Это позволило ему распознавать слова независимо от той формы, в которой они стоят. 

Если говорить о системе образования, то продвинутые современные ресурсы совмещают печатный формат с цифровым. Когда такие ресурсы нового поколения появляются, они высвобождают время учителя и стимулируют интерес ученика. И тогда проблема XXI века, как детей вытащить из смартфонов, отпадает сама собой. Будущее учебников — это экосистема, в которую ребенок вовлечен, где он обучается частично в формате игры, формулирует свои цели и выстраивает под них свой индивидуальный маршрут.

Но уже сегодня необходимы принципиальные решения Министерства просвещения, чтобы такие ресурсы появлялись в школе, чтобы система образования была настроена на их активное внедрение и использование. Для этого необходимо корректировать нормативно-правовую базу и проводить комплексное обучение учителей.

Важная функция русского языка как государственного — обеспечить взаимопонимание разных слоев общества. Вы говорите, что для этого нужно сближать их понятийные аппараты. Что вы имеете в виду?

К. Д.: Язык медиков, юристов, язык разного рода официальных документов очень сложен, обществу необходима работа в этой области. Если речевая коммуникация непрозрачна в таких важных сферах жизни, как медицина или юриспруденция, это затрудняет взаимопонимание в стране в целом, а значит, мешает экономическому росту.

Русский язык сегодня: как ему учить, как его защитить, как он влияет на общество и экономикуВ День русского языка эксперты поделились мнениями о разных сторонах его жизниПроизводительность любой отрасли экономики зависит от эффективной коммуникации тех, кто в ней работает, и в первую очередь руководителей. В основе такой коммуникации — единый понятийный аппарат, описывающий все ключевые отраслевые понятия. На сегодняшний день у нас есть явные пробелы в этом вопросе: отраслевых словарей почти нет, они не актуализируются, а новые специалисты могут совершенно по-разному понимать свою профессиональную область. 

И конечно, речевое развитие не может заканчиваться в школе, оно должно продолжаться в колледже, в университете, в той профессиональной области, которую человек выбрал. Речевые компетенции обеспечивают эффективную коммуникацию, позволяют снимать напряжение и разрешать конфликты. Поэтому нам нужно заботиться о речевом развитии взрослых, повышать наш уровень владения языком, чтобы лучше понимать друг друга. 

· главный редактор Грамоты, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН

Еще на эту тему

В России принята Концепция государственной языковой политики

Ее почти два года разрабатывало Министерство просвещения РФ

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни

Что такое простой язык и как его освоить

Не «осуществили проведение данных мероприятий», а «сделали это»

все публикации


Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


Елена Березович: «Диалектологам становится все труднее работать»

Профессор Уральского университета обобщила результаты анкетирования коллег 


Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур



О чем мы можем узнать из средневековых рукописных текстов

Интервью с медиевистом Олегом Воскобойниковым на канале «Основа»


Как лучше описывать разговорную лексику в словарях

Лингвисты обсуждают проблемы лексикографического представления диалектизмов, регионализмов, феминитивов и «жестовых» слов


Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Главные критерии — понятность, интересность и тематический баланс


Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке

Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной


Что такое старомосковское произношение

Говор стал престижным в тот момент, когда начал устаревать



1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!