Подсказки для поиска

Где школьник может проявить свой интерес к лингвистике

Где школьник может проявить свой интерес к лингвистике

Занятия в кружках и самостоятельная работа значительно повышают шансы на успех в лингвистических олимпиадах, а дипломы олимпиад, в свою очередь, помогают при поступлении в профильные вузы. Испытать себя на олимпиаде или записаться в кружок может и тот, кто не планирует связывать свою жизнь с лингвистикой, но получает удовольствие от разгадывания языковых загадок и изучения сложных знаковых систем.

Дополнительное лингвистическое образование

Самый простой способ утолить интерес к лингвистике — это читать научно-популярные книги и решать лингвистические задачи в сборниках или онлайн. Иногда находятся энтузиасты, которые организуют лингвистические кружки в школах, но такое случается редко. Много пользы и удовольствия можно получить от видеолекций популяризаторов науки и целых учебных онлайн-курсов на разных платформах, но такой формат подойдет скорее старшеклассникам. Если же есть потребность в живом общении и обратной связи, лучше найти возможность «ходить» на занятия хотя бы дистанционно.

Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) предлагает кружки по лингвистике для школьников и подготовку к олимпиадам. Лингвистический кружок при НИУ ВШЭ работает с 2016 года, организован студентами, занятия проходят еженедельно. В начале октября для школьников 8–11-х классов университет проводит устную олимпиаду по лингвистике.

На «Сириус.Курсах» лингвистика представлена шестью дисциплинами: фонетика и графика, морфология, семантика, синтаксис, лингвистическая антропология, компьютерная лингвистика. Набор открывается регулярно в течение года. Курсы бесплатные, дистанционные, зарегистрироваться на них может любой желающий — специальных знаний для их прохождения не требуется. Следить за открытием очередного набора можно в расписании.  

Летняя лингвистическая школа (ЛЛШ) — выездное научное и образовательное мероприятие, где школьники, студенты и преподаватели учатся и учат, вместе работают над научными проектами. Преподаватели — ученые-лингвисты и популяризаторы науки. Заявку на конкурсный отбор могут подать школьники 8–11-х классов. Следить за новостями удобно в группе «ВКонтакте».  

Пять причин участвовать в олимпиадах

Дети, которые интересуются языками, могут принять участие в олимпиадах по лингвистике, русскому и иностранным языкам. Что это дает?

  1. Развитие интеллектуальных и аналитических навыков. Участие в олимпиадах требует понимания языковых закономерностей, умения решать сложные задачи и анализировать языковой материал. Также требуются умение мыслить логически и творческий подход к заданиям. 
  2. Получение новых знаний. Олимпиады заставляют глубоко изучать языки и сравнивать их между собой, расширяют культурный и лингвистический кругозор, дают повод познакомиться с научной литературой.
  3. Повышение шансов на поступление в вуз. Призеры и победители олимпиад получают дополнительные баллы или сто баллов за ЕГЭ по профильному предмету. Некоторые олимпиады дают право на зачисление в вуз без вступительных экзаменов.
  4. Развитие личных качеств: целеустремленности, упорства, трудолюбия, выносливости, стрессоустойчивости, концентрации внимания. 
  5. Расширение социальных связей. Олимпиады позволяют школьникам обмениваться знаниями и опытом с учащимися из других городов и стран, знакомиться с лингвистами и общаться с ними, составить более четкое представление об изучении языков. 

Сайт «Лингвистика для школьников» помогает больше узнать о лингвистике как науке, изучить разные типы лингвистических задач и подготовиться к олимпиадам. Чтобы не пропустить важную информацию, можно подписаться на группу «ВКонтакте» «Младолингвисты».  

Самые известные олимпиады

Каждый год в сентябре-октябре Министерство образования и науки утверждает перечень олимпиад школьников и их уровней на текущий учебный год. Все олимпиады, включенные в перечень, дают различные льготы при поступлении в вузы в этом учебном году. Самые желанные льготы победителям и призерам — это 100 баллов за ЕГЭ по соответствующему предмету или поступление во все или некоторые вузы вне конкурса. 

Как победить на олимпиаде по лингвистикеТренеры российской команды — о том, куда податься школьнику, которому интересно думать о языкеСамая ценная в этом отношении олимпиада — Всероссийская олимпиада школьников, известная также как Всеросс или ВсОШ. В ней могут участвовать школьники 5–11-х классов, соревнуясь в том числе в знании русского, английского, немецкого, французского, испанского, итальянского и китайского языков.

Остальные олимпиады и отдельные предметы внутри олимпиад могут менять свой уровень в перечне, появляться в нем или выпадать из него, поэтому важно следить за тем, каков статус олимпиады в текущем году и какие преимущества дает победа. Разные профили одной олимпиады могут относиться к разным уровням в перечне. Например, русский язык может иметь второй уровень, а иностранный язык — третий, а это существенно влияет на бонусы при поступлении, которые приносит победа на олимпиаде. Олимпиады делятся на федеральные и региональные, причем в некоторых случаях участвовать в региональной олимпиаде может оказаться проще и выгоднее — это тоже надо учитывать при выборе.

К самым известным относятся олимпиады «Высшая проба» и «Ломоносов», которые проводят НИУ «Высшая школа экономики» ВШЭ и МГУ им. М. В. Ломоносова для школьников 7–11-х классов. Среди профилей есть русский язык, иностранные языки, литература, математика. Расписание олимпиады «Высшая проба» на 2024/25 год известно уже сейчас. Кроме того, МГУ совместно с газетой «Московский комсомолец» проводит олимпиаду «Покори Воробьевы горы», у которой есть несколько региональных площадок, позволяющих привлечь к участию школьников из регионов.

Межрегиональная «Евразийская лингвистическая олимпиада» для учеников 7–11-х классов — это масштабное соревнование знатоков иностранных языков, но теоретической и прикладной лингвистики там нет. Зато иностранных языков много, в том числе китайский, японский и корейский. 

Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?Доклад лингвиста Сергея Татевосова на Международном педагогическом конгрессе в МГУ им. М. В. ЛомоносоваПоскольку лингвистика не является школьным предметом, на Всероссе такого профиля нет. Уже много лет любители лингвистики участвуют в двух соревнованиях с большой историей: в Традиционной олимпиаде по лингвистике (8–11-е классы) и в лингвистической части Турнира им. Ломоносова (6–11-е классы). На Традиционной олимпиаде (официально она называется Московской олимпиадой школьников по лингвистике) ученики младших классов могут участвовать в зачете восьмиклассников; выпускники школы и взрослые тоже могут попробовать свои силы, но призовые места им не присуждаются.

Олимпиады второго ряда

Олимпиада СПбГУ по филологии проводится с 2001 года и рассчитана на учеников 7–11-х классов. Она объединяет сразу несколько предметов: русский язык, литературу и иностранный язык. Подробности можно узнать на сайте.

В олимпиаде Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), которая проводится с 1990 года, могут принять участие школьники 9–11-х классов из всех регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Будущие лингвисты могут выбрать русский или один из трех основных европейских языков. Организаторы сообщают, что более 80% победителей и призеров олимпиады поступили в РГГУ.

Президентская академия (РАНХиГС) проводит собственную олимпиаду для школьников 9–11-х классов. Среди профилей есть английский и китайский языки. Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова организует Плехановскую олимпиаду для школьников 8–11-х классов. Набор профилей год от года может меняться; обычно проводятся олимпиады по русскому и иностранным языкам. Участники очного тура получают дополнительные баллы и льготы при поступлении в РЭУ.

Русский язык есть также среди направлений олимпиады школьников «Изумруд», которую организует Уральский федеральный университет (УрФУ). Принять участие могут ученики 8–11-х классов.

Грамота благодарит тренеров команды России на Международной олимпиаде по лингвистике Анастасию Пучкову и Алексея Старченко за помощь в подготовке материала.

, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Российские школьники заняли призовые места на Международной олимпиаде по лингвистике

Четыре медали и второе место по среднему баллу участников команды

Открыта регистрация участников LIV Традиционной олимпиады по лингвистике

Принять в ней участие смогут школьники не только из России

На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают с помощью текстов реальные задачи

Один из его инициаторов Михаил Павловец объясняет, почему важно писать не о литературе

все публикации

Почувствуйте себя консультантом справочной службы Грамоты

Мы предлагаем вам ответить на вопросы, которые задавали пользователи в 2025 году

Максим Кронгауз: «Разграничить язык интернета и язык вне интернета стало невозможно»

Как меняется русский язык? Лингвисты по просьбе Грамоты рассказывают о главных трендах

Зачем нам нужен язык на самом деле?

Лингвист Валерий Шульгинов — о коммуникативной и символической функциях языка

Система TALK: как общаться легче и эффективнее

Вышел перевод на русский язык книги Элисон Вуд Брукс «Простой сложный разговор»

Почему князь Святослав пил «синее вино»?

Разгадка этой и других словесных тайн — в новой книге филолога Марии Елифёровой

Оскорбление как искусство, ритуал и путь к просветлению

Рискованные речевые акты могут приносить пользу, если они встроены в традиционную культуру

Нетудашка, сердцежмяк и другие новые слова в книге Бориса Иомдина

Русский язык постоянно пополняется не только заимствованиями 

Как животные обрели свои имена: семь детективных историй о зоонимах

Водяная лошадь из Библии, загадочная страна Лемурия и слон, ставший верблюдом

Думать вредно? Чем наивная дурочка лучше продуманной твари

Лингвист Ирина Левонтина описала новое значение старого прилагательного

Способы выражения вежливости в русском и других языках

«Вежливыми» могут быть местоимения, глаголы и даже приставки и суффиксы

Катавасия, близорукость и блины для медведей: когда слова сбивают нас с толку

Народная этимология предлагает фантастические объяснения вместо научных фактов

В чем вопрос? Юбилейный тест для новичков и ветеранов Грамоты

Мы проанализировали ваши вопросы и запросы, чтобы понять, что вас волнует больше всего

Словарь аббревиатур русского языка как государственного определит нормы для разных типов сокращений

Главные трудности связаны с определением рода, склонением и произношением

Дислексия и дисграфия могут быть связаны не только с речевыми нарушениями, но и с недостатком самоконтроля

Ольга Величенкова о разных ошибках в письме, прогнозировании школьной неуспешности и умении сосредоточиться на главном

Плеоназмы со смыслом, неологизмы для мужчин и всякие штуки: вышел новый номер «Трудов ИРЯ РАН»

Кое-что о современной русской лексике в сборнике статей к 90-летию Леонида Крысина

Владимир Гиляровский, «король репортеров»

К 170-летию со дня рождения писателя и журналиста Музей Москвы показывает документы из найденного недавно архива 

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!