Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Где школьник может проявить свой интерес к лингвистике

Где школьник может проявить свой интерес к лингвистике

Занятия в кружках и самостоятельная работа значительно повышают шансы на успех в лингвистических олимпиадах, а дипломы олимпиад, в свою очередь, помогают при поступлении в профильные вузы. Испытать себя на олимпиаде или записаться в кружок может и тот, кто не планирует связывать свою жизнь с лингвистикой, но получает удовольствие от разгадывания языковых загадок и изучения сложных знаковых систем.

Дополнительное лингвистическое образование

Самый простой способ утолить интерес к лингвистике — это читать научно-популярные книги и решать лингвистические задачи в сборниках или онлайн. Иногда находятся энтузиасты, которые организуют лингвистические кружки в школах, но такое случается редко. Много пользы и удовольствия можно получить от видеолекций популяризаторов науки и целых учебных онлайн-курсов на разных платформах, но такой формат подойдет скорее старшеклассникам. Если же есть потребность в живом общении и обратной связи, лучше найти возможность «ходить» на занятия хотя бы дистанционно.

Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) предлагает кружки по лингвистике для школьников и подготовку к олимпиадам. Лингвистический кружок при НИУ ВШЭ работает с 2016 года, организован студентами, занятия проходят еженедельно. В начале октября для школьников 8–11-х классов университет проводит устную олимпиаду по лингвистике.

На «Сириус.Курсах» лингвистика представлена шестью дисциплинами: фонетика и графика, морфология, семантика, синтаксис, лингвистическая антропология, компьютерная лингвистика. Набор открывается регулярно в течение года. Курсы бесплатные, дистанционные, зарегистрироваться на них может любой желающий — специальных знаний для их прохождения не требуется. Следить за открытием очередного набора можно в расписании.  

Летняя лингвистическая школа (ЛЛШ) — выездное научное и образовательное мероприятие, где школьники, студенты и преподаватели учатся и учат, вместе работают над научными проектами. Преподаватели — ученые-лингвисты и популяризаторы науки. Заявку на конкурсный отбор могут подать школьники 8–11-х классов. Следить за новостями удобно в группе «ВКонтакте».  

Пять причин участвовать в олимпиадах

Дети, которые интересуются языками, могут принять участие в олимпиадах по лингвистике, русскому и иностранным языкам. Что это дает?

  1. Развитие интеллектуальных и аналитических навыков. Участие в олимпиадах требует понимания языковых закономерностей, умения решать сложные задачи и анализировать языковой материал. Также требуются умение мыслить логически и творческий подход к заданиям. 
  2. Получение новых знаний. Олимпиады заставляют глубоко изучать языки и сравнивать их между собой, расширяют культурный и лингвистический кругозор, дают повод познакомиться с научной литературой.
  3. Повышение шансов на поступление в вуз. Призеры и победители олимпиад получают дополнительные баллы или сто баллов за ЕГЭ по профильному предмету. Некоторые олимпиады дают право на зачисление в вуз без вступительных экзаменов.
  4. Развитие личных качеств: целеустремленности, упорства, трудолюбия, выносливости, стрессоустойчивости, концентрации внимания. 
  5. Расширение социальных связей. Олимпиады позволяют школьникам обмениваться знаниями и опытом с учащимися из других городов и стран, знакомиться с лингвистами и общаться с ними, составить более четкое представление об изучении языков. 

Сайт «Лингвистика для школьников» помогает больше узнать о лингвистике как науке, изучить разные типы лингвистических задач и подготовиться к олимпиадам. Чтобы не пропустить важную информацию, можно подписаться на группу «ВКонтакте» «Младолингвисты».  

Самые известные олимпиады

Каждый год в сентябре-октябре Министерство образования и науки утверждает перечень олимпиад школьников и их уровней на текущий учебный год. Все олимпиады, включенные в перечень, дают различные льготы при поступлении в вузы в этом учебном году. Самые желанные льготы победителям и призерам — это 100 баллов за ЕГЭ по соответствующему предмету или поступление во все или некоторые вузы вне конкурса. 

Как победить на олимпиаде по лингвистикеТренеры российской команды — о том, куда податься школьнику, которому интересно думать о языкеСамая ценная в этом отношении олимпиада — Всероссийская олимпиада школьников, известная также как Всеросс или ВсОШ. В ней могут участвовать школьники 5–11-х классов, соревнуясь в том числе в знании русского, английского, немецкого, французского, испанского, итальянского и китайского языков.

Остальные олимпиады и отдельные предметы внутри олимпиад могут менять свой уровень в перечне, появляться в нем или выпадать из него, поэтому важно следить за тем, каков статус олимпиады в текущем году и какие преимущества дает победа. Разные профили одной олимпиады могут относиться к разным уровням в перечне. Например, русский язык может иметь второй уровень, а иностранный язык — третий, а это существенно влияет на бонусы при поступлении, которые приносит победа на олимпиаде. Олимпиады делятся на федеральные и региональные, причем в некоторых случаях участвовать в региональной олимпиаде может оказаться проще и выгоднее — это тоже надо учитывать при выборе.

К самым известным относятся олимпиады «Высшая проба» и «Ломоносов», которые проводят НИУ «Высшая школа экономики» ВШЭ и МГУ им. М. В. Ломоносова для школьников 7–11-х классов. Среди профилей есть русский язык, иностранные языки, литература, математика. Расписание олимпиады «Высшая проба» на 2024/25 год известно уже сейчас. Кроме того, МГУ совместно с газетой «Московский комсомолец» проводит олимпиаду «Покори Воробьевы горы», у которой есть несколько региональных площадок, позволяющих привлечь к участию школьников из регионов.

Межрегиональная «Евразийская лингвистическая олимпиада» для учеников 7–11-х классов — это масштабное соревнование знатоков иностранных языков, но теоретической и прикладной лингвистики там нет. Зато иностранных языков много, в том числе китайский, японский и корейский. 

Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?Доклад лингвиста Сергея Татевосова на Международном педагогическом конгрессе в МГУ им. М. В. ЛомоносоваПоскольку лингвистика не является школьным предметом, на Всероссе такого профиля нет. Уже много лет любители лингвистики участвуют в двух соревнованиях с большой историей: в Традиционной олимпиаде по лингвистике (8–11-е классы) и в лингвистической части Турнира им. Ломоносова (6–11-е классы). На Традиционной олимпиаде (официально она называется Московской олимпиадой школьников по лингвистике) ученики младших классов могут участвовать в зачете восьмиклассников; выпускники школы и взрослые тоже могут попробовать свои силы, но призовые места им не присуждаются.

Олимпиады второго ряда

Олимпиада СПбГУ по филологии проводится с 2001 года и рассчитана на учеников 7–11-х классов. Она объединяет сразу несколько предметов: русский язык, литературу и иностранный язык. Подробности можно узнать на сайте.

В олимпиаде Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), которая проводится с 1990 года, могут принять участие школьники 9–11-х классов из всех регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Будущие лингвисты могут выбрать русский или один из трех основных европейских языков. Организаторы сообщают, что более 80% победителей и призеров олимпиады поступили в РГГУ.

Президентская академия (РАНХиГС) проводит собственную олимпиаду для школьников 9–11-х классов. Среди профилей есть английский и китайский языки. Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова организует Плехановскую олимпиаду для школьников 8–11-х классов. Набор профилей год от года может меняться; обычно проводятся олимпиады по русскому и иностранным языкам. Участники очного тура получают дополнительные баллы и льготы при поступлении в РЭУ.

Русский язык есть также среди направлений олимпиады школьников «Изумруд», которую организует Уральский федеральный университет (УрФУ). Принять участие могут ученики 8–11-х классов.

Грамота благодарит тренеров команды России на Международной олимпиаде по лингвистике Анастасию Пучкову и Алексея Старченко за помощь в подготовке материала.

, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Российские школьники заняли призовые места на Международной олимпиаде по лингвистике

Четыре медали и второе место по среднему баллу участников команды

Открыта регистрация участников LIV Традиционной олимпиады по лингвистике

Принять в ней участие смогут школьники не только из России

На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают с помощью текстов реальные задачи

Один из его инициаторов Михаил Павловец объясняет, почему важно писать не о литературе

все публикации

Тест: что вы знаете о словарях?

Вы наверняка в курсе, где посмотреть правильное ударение и как выяснить значение непонятного слова. Но проверить себя всё равно не помешает!




Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


Елена Березович: «Диалектологам становится все труднее работать»

Профессор Уральского университета обобщила результаты анкетирования коллег 


Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур



О чем мы можем узнать из средневековых рукописных текстов

Интервью с медиевистом Олегом Воскобойниковым на канале «Основа»


Как лучше описывать разговорную лексику в словарях

Лингвисты обсуждают проблемы лексикографического представления диалектизмов, регионализмов, феминитивов и «жестовых» слов


Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Главные критерии — понятность, интересность и тематический баланс


Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке

Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!