Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Где школьник может проявить свой интерес к лингвистике

Где школьник может проявить свой интерес к лингвистике

Занятия в кружках и самостоятельная работа значительно повышают шансы на успех в лингвистических олимпиадах, а дипломы олимпиад, в свою очередь, помогают при поступлении в профильные вузы. Испытать себя на олимпиаде или записаться в кружок может и тот, кто не планирует связывать свою жизнь с лингвистикой, но получает удовольствие от разгадывания языковых загадок и изучения сложных знаковых систем.

Дополнительное лингвистическое образование

Самый простой способ утолить интерес к лингвистике — это читать научно-популярные книги и решать лингвистические задачи в сборниках или онлайн. Иногда находятся энтузиасты, которые организуют лингвистические кружки в школах, но такое случается редко. Много пользы и удовольствия можно получить от видеолекций популяризаторов науки и целых учебных онлайн-курсов на разных платформах, но такой формат подойдет скорее старшеклассникам. Если же есть потребность в живом общении и обратной связи, лучше найти возможность «ходить» на занятия хотя бы дистанционно.

Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) предлагает кружки по лингвистике для школьников и подготовку к олимпиадам. Лингвистический кружок при НИУ ВШЭ работает с 2016 года, организован студентами, занятия проходят еженедельно. В начале октября для школьников 8–11-х классов университет проводит устную олимпиаду по лингвистике.

На «Сириус.Курсах» лингвистика представлена шестью дисциплинами: фонетика и графика, морфология, семантика, синтаксис, лингвистическая антропология, компьютерная лингвистика. Набор открывается регулярно в течение года. Курсы бесплатные, дистанционные, зарегистрироваться на них может любой желающий — специальных знаний для их прохождения не требуется. Следить за открытием очередного набора можно в расписании.  

Летняя лингвистическая школа (ЛЛШ) — выездное научное и образовательное мероприятие, где школьники, студенты и преподаватели учатся и учат, вместе работают над научными проектами. Преподаватели — ученые-лингвисты и популяризаторы науки. Заявку на конкурсный отбор могут подать школьники 8–11-х классов. Следить за новостями удобно в группе «ВКонтакте».  

Пять причин участвовать в олимпиадах

Дети, которые интересуются языками, могут принять участие в олимпиадах по лингвистике, русскому и иностранным языкам. Что это дает?

  1. Развитие интеллектуальных и аналитических навыков. Участие в олимпиадах требует понимания языковых закономерностей, умения решать сложные задачи и анализировать языковой материал. Также требуются умение мыслить логически и творческий подход к заданиям. 
  2. Получение новых знаний. Олимпиады заставляют глубоко изучать языки и сравнивать их между собой, расширяют культурный и лингвистический кругозор, дают повод познакомиться с научной литературой.
  3. Повышение шансов на поступление в вуз. Призеры и победители олимпиад получают дополнительные баллы или сто баллов за ЕГЭ по профильному предмету. Некоторые олимпиады дают право на зачисление в вуз без вступительных экзаменов.
  4. Развитие личных качеств: целеустремленности, упорства, трудолюбия, выносливости, стрессоустойчивости, концентрации внимания. 
  5. Расширение социальных связей. Олимпиады позволяют школьникам обмениваться знаниями и опытом с учащимися из других городов и стран, знакомиться с лингвистами и общаться с ними, составить более четкое представление об изучении языков. 

Сайт «Лингвистика для школьников» помогает больше узнать о лингвистике как науке, изучить разные типы лингвистических задач и подготовиться к олимпиадам. Чтобы не пропустить важную информацию, можно подписаться на группу «ВКонтакте» «Младолингвисты».  

Самые известные олимпиады

Каждый год в сентябре-октябре Министерство образования и науки утверждает перечень олимпиад школьников и их уровней на текущий учебный год. Все олимпиады, включенные в перечень, дают различные льготы при поступлении в вузы в этом учебном году. Самые желанные льготы победителям и призерам — это 100 баллов за ЕГЭ по соответствующему предмету или поступление во все или некоторые вузы вне конкурса. 

Как победить на олимпиаде по лингвистикеТренеры российской команды — о том, куда податься школьнику, которому интересно думать о языкеСамая ценная в этом отношении олимпиада — Всероссийская олимпиада школьников, известная также как Всеросс или ВсОШ. В ней могут участвовать школьники 5–11-х классов, соревнуясь в том числе в знании русского, английского, немецкого, французского, испанского, итальянского и китайского языков.

Остальные олимпиады и отдельные предметы внутри олимпиад могут менять свой уровень в перечне, появляться в нем или выпадать из него, поэтому важно следить за тем, каков статус олимпиады в текущем году и какие преимущества дает победа. Разные профили одной олимпиады могут относиться к разным уровням в перечне. Например, русский язык может иметь второй уровень, а иностранный язык — третий, а это существенно влияет на бонусы при поступлении, которые приносит победа на олимпиаде. Олимпиады делятся на федеральные и региональные, причем в некоторых случаях участвовать в региональной олимпиаде может оказаться проще и выгоднее — это тоже надо учитывать при выборе.

К самым известным относятся олимпиады «Высшая проба» и «Ломоносов», которые проводят НИУ «Высшая школа экономики» ВШЭ и МГУ им. М. В. Ломоносова для школьников 7–11-х классов. Среди профилей есть русский язык, иностранные языки, литература, математика. Расписание олимпиады «Высшая проба» на 2024/25 год известно уже сейчас. Кроме того, МГУ совместно с газетой «Московский комсомолец» проводит олимпиаду «Покори Воробьевы горы», у которой есть несколько региональных площадок, позволяющих привлечь к участию школьников из регионов.

Межрегиональная «Евразийская лингвистическая олимпиада» для учеников 7–11-х классов — это масштабное соревнование знатоков иностранных языков, но теоретической и прикладной лингвистики там нет. Зато иностранных языков много, в том числе китайский, японский и корейский. 

Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?Доклад лингвиста Сергея Татевосова на Международном педагогическом конгрессе в МГУ им. М. В. ЛомоносоваПоскольку лингвистика не является школьным предметом, на Всероссе такого профиля нет. Уже много лет любители лингвистики участвуют в двух соревнованиях с большой историей: в Традиционной олимпиаде по лингвистике (8–11-е классы) и в лингвистической части Турнира им. Ломоносова (6–11-е классы). На Традиционной олимпиаде (официально она называется Московской олимпиадой школьников по лингвистике) ученики младших классов могут участвовать в зачете восьмиклассников; выпускники школы и взрослые тоже могут попробовать свои силы, но призовые места им не присуждаются.

Олимпиады второго ряда

Олимпиада СПбГУ по филологии проводится с 2001 года и рассчитана на учеников 7–11-х классов. Она объединяет сразу несколько предметов: русский язык, литературу и иностранный язык. Подробности можно узнать на сайте.

В олимпиаде Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), которая проводится с 1990 года, могут принять участие школьники 9–11-х классов из всех регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Будущие лингвисты могут выбрать русский или один из трех основных европейских языков. Организаторы сообщают, что более 80% победителей и призеров олимпиады поступили в РГГУ.

Президентская академия (РАНХиГС) проводит собственную олимпиаду для школьников 9–11-х классов. Среди профилей есть английский и китайский языки. Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова организует Плехановскую олимпиаду для школьников 8–11-х классов. Набор профилей год от года может меняться; обычно проводятся олимпиады по русскому и иностранным языкам. Участники очного тура получают дополнительные баллы и льготы при поступлении в РЭУ.

Русский язык есть также среди направлений олимпиады школьников «Изумруд», которую организует Уральский федеральный университет (УрФУ). Принять участие могут ученики 8–11-х классов.

Грамота благодарит тренеров команды России на Международной олимпиаде по лингвистике Анастасию Пучкову и Алексея Старченко за помощь в подготовке материала.

, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Российские школьники заняли призовые места на Международной олимпиаде по лингвистике

Четыре медали и второе место по среднему баллу участников команды

Открыта регистрация участников LIV Традиционной олимпиады по лингвистике

Принять в ней участие смогут школьники не только из России

На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают с помощью текстов реальные задачи

Один из его инициаторов Михаил Павловец объясняет, почему важно писать не о литературе

все публикации

Лингвист Борис Иомдин рассказал в подкасте «Покажи язык» про язык как средство разобщения

Коммуникативные неудачи могут возникать из-за различий в возрасте и опыте

Михаил Острогорский требует от технических текстов понятности, однозначности и четкой структуры

Технический писатель — о коммуникативной задаче и языковых особенностях хорошей документации

Лингвист Александр Летучий написал книгу о сложностях русского синтаксиса

Автор показывает на примерах, как синтаксис связан с интонацией и со значением слов

Галифе, макинтош и лошадь Пржевальского: какие бывают эпонимы

Мария Елифёрова рассказывает об именах, которые прошли путь из собственных в нарицательные

Как сохранить нивхский и другие малые языки? Интервью лингвиста Павла Гращенкова

Языки ценны не только как культурное наследие, но и как источник данных для науки

Тест: что значило это слово во времена Екатерины II?

Проверьте, насколько хорошо вы понимаете русский язык XVIII века

Как появилось табу на имена животных, растений, духов и колдунов

Вышло переиздание классического труда этнографа Дмитрия Зеленина

«Ужастно симпотичный»: что такое гиперкоррекция и к каким ошибкам она приводит

За каждой ошибкой от старательности лежит правило, которое применили не к месту

Как учат иноязычных детей в разных странах мира

Каждый ребенок имеет право на образование — даже если он пока не знает языка, на котором говорят в школе

День борьбы с ненормативной лексикой: можно ли обойтись без мата?

Обсценная лексика есть во всех языках, но в русском она сильнее табуирована

Тест: выберите правильный пароним!

Похожие слова часто становятся источником путаницы и ошибок

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!