Как победить на олимпиаде по лингвистике
Что нужно знать родителям школьника, у которого проснулся интерес к устройству языка? Какие есть возможности проверить себя и узнать больше о лингвистической науке? Анастасия Пучкова и Алексей Старченко — тренеры и руководители команды, которая представляет Россию на Международной олимпиаде по лингвистике. Они рассказали Грамоте о том, как выбрать олимпиаду, увеличить шансы на победу и получить дополнительные баллы при поступлении.
Мама, я хочу стать лингвистом!
Интерес к лингвистике может возникнуть в любом возрасте; иногда он просыпается еще в начальной школе. Таким детям можно посоветовать постепенно начинать знакомство с предметом — читать детские книги о языке, искать кружки, где занятия проходят в игровой форме.
К 6–7-му классу многие школьники уже понимают, что именно их привлекает. Те, кому нравится лингвистика, могут записаться в кружок и заниматься в свое удовольствие. Прицельно готовиться к олимпиадам и ЕГЭ еще рановато, это лучше отложить до 8-го класса. На этом этапе имеет смысл задуматься о том, что значит лингвистика для конкретного ребенка — это детское любопытство или будущая специальность?
Сейчас многие дети занимаются лингвистикой для себя. У них отлично получается и участвовать в олимпиадах, но не потому, что они просто сидят и механически решают задания, а за счет того, что они наблюдают за работой лингвистов, читают и постепенно развивают лингвистическое чутье.
«Если лингвистика стала интересна школьнику в средних классах, он ей увлечен, что-то читает, решает для себя задачи, то с большой вероятностью он будет успешен на олимпиаде, — считает Алексей Старченко. — И если в старших классах такой школьник решает поступать именно через олимпиады, то у него будут хорошие шансы».
На чем сосредоточиться будущему абитуриенту-лингвисту? Алексей Старченко отвечает на этот вопрос шуткой: «Идеальный вариант — начать готовиться в 8-м классе, в 9-м — выиграть российскую олимпиаду и больше не волноваться». Как ни удивительно, некоторым это удается: тренеры знакомы с ребятами, у которых это получилось.
Стопроцентного рецепта успеха не существует. Олимпиада — это всегда лотерея. Можно увеличить свои шансы на победу, но нельзя ничего гарантировать.
Если желание поступать «на лингвистику» внезапно возникло у ученика 11-го класса, ситуация несколько сложнее. Но и в этом случае имеет смысл сходить на несколько олимпиад и попробовать свои силы. Возможно, школьных знаний окажется достаточно, чтобы стать призером. Участие в олимпиадах не может гарантировать одиннадцатикласснику поступление в вуз, но дает ценный опыт и шанс на победу. Главное — не зацикливаться на олимпиадных результатах, рассчитывая на поступление без экзаменов. ЕГЭ — тоже хороший способ поступить на лингвистику в разные вузы, особенно если результаты ЕГЭ будут подкреплены сотней-другой баллов за призовое место на олимпиаде.
Моя олимпиадная карьера началась с того, что в восьмом классе я пришла на муниципальный этап олимпиады по русскому языку и победила. С этого момента я поверила в свои силы и стала участвовать в других олимпиадах, смотреть, что у меня лучше получается, искать интересные задания.
Как в любой области, сначала нужно понять, что именно тебе интересно. Не пытаться заучить наизусть какой-то учебник, а расширять кругозор.
Какие бывают олимпиады «о языке»
Каждый год Министерство науки и высшего образования России утверждает перечень олимпиад школьников. В 2023/2024 учебном году в него входили 87 олимпиад, среди которых были соревнования по русскому языку, иностранным языкам и лингвистике. Возможность участвовать в олимпиаде есть в любом регионе, но, возможно, придется ехать в соседний город.
«Перечневых» олимпиад по лингвистике всего две: Традиционная олимпиада по лингвистике и лингвистика на Турнире им. М. В. Ломоносова.
Подготовка ко всем лингвистическим олимпиадам будет примерно одинаковой, потому что лингвистические задачи похожи по устройству.
Эксперты настоятельно советуют попробовать свои силы в разных олимпиадах. У олимпиад, включенных в перечень, отборочный тур, как правило, проходит онлайн. Второй тур уже очный, и хотя у многих олимпиад есть региональные площадки, для участия могут потребоваться дополнительные усилия.
Олимпиад по русскому языку чуть больше. На некоторых из них встречаются задачи по русскому языку, похожие на лингвистические. Для их решения в первую очередь требуется умение анализировать языковой материал, делать логические построения и выводы, а не просто помнить набор фактов.
Почему языки такие разныеПять современных книг о словах и смыслахВ то же время олимпиады по русскому языку II и III уровня могут быть хорошим вариантом для тех, кто поздно принял решение участвовать. Там выше шанс стать призером, если ты хорошо учил русский язык в школе: этой подготовки может оказаться достаточно.
Основа подготовки — решение лингвистических задач
В большинстве случаев школьники не только готовятся к олимпиадам на занятиях, но и активно занимаются лингвистикой самостоятельно. Подготовка включает и просмотр обучающих видео, и чтение научно-популярных книг, и решение задач разных лет (их можно найти в сообществе «Сириус.Курсов», на сайте «Элементы большой науки» и в архивах заданий на страницах олимпиад).
Семинары и онлайн-школы дают общую рамку, но на очных занятиях может не хватить времени, чтобы полностью подготовиться. Полтора-три часа в неделю недостаточно для освоения любого навыка.
Но при этом посвящать подготовке к олимпиадам все свободное время тоже неправильно, можно потерять мотивацию. Анастасия Пучкова считает, что в подготовке главное — регулярность: «Лучше заниматься каждый день по часу, чем за неделю перед олимпиадой — круглые сутки».
Дети, занимающиеся в кружках, получают большой запас разных сведений, которые могут и не пригодиться на олимпиаде. Но, что гораздо важнее, они учатся думать как лингвисты, понимают, как строить рассуждение, если нужно описать языковое явление или язык как систему.
Лингвистические задачи — особый жанр, не имеющий аналогов в школьной программе. Как правило, они построены на словах и фразах из тех языков, которые не изучают в школе и которые почти никто из участников не знает. Цель — уловить определенные закономерности в языковом материале, вывести правила, а затем с их помощью составить слово или фразу на незнакомом языке.
Например, одна из задач, составленных лингвистом Альфредом Наумовичем Журинским, выглядит так: «Даны слова на языке суахили и их переводы на русский язык, записанные в другом порядке: mtu, mbuzi, mgeni, jito, jitu, kibuzi; великан, козочка, гость, коза, человек, большая река. Установите, какой перевод соответствует каждому слову».
Решение лингвистических задач можно рассматривать как навык. Если ты решил в своей жизни одну задачу, то вторую уже решишь чуть быстрее.
Теоретические знания, полученные из книг или на занятиях в лингвистическом кружке, тоже пригодятся. «Тому, кто уже слышал о каком-то языковом явлении, заметить его в конкретной задаче проще, чем если это явление ему совсем не знакомо, — замечает Анастасия Пучкова. — Но знакомые явления в задачах встречаются далеко не всегда; чаще случается сделать небольшое открытие».
Анастасия Пучкова ведет лингвистический кружок в математическом лицее. Иногда ее ученики находят решение, которое выглядит правильным, но выясняется, что в реальных языках так не бывает. Поэтому в олимпиадах по лингвистике важна начитанность, насмотренность, представление о том, на что нужно обратить внимание.
Школьникам о русском языке: энциклопедии, беседы, лингвистические задачиСемь книг, которые помогут расширить представления о языке и языкознанииТеоретическая подготовка при решении лингвистических задач обычно оказывается благом, но иногда может увести с правильного пути. Она помогает при встрече со знакомым языковым явлением, но при этом у участника олимпиады есть искушение искать в задаче то, что он уже знает. Поэтому важно в первую очередь исходить из того языкового материала, который предлагает задача.
Что думают тренеры о качествах победителей
Какой портрет члена российской сборной на Международной олимпиаде по лингвистике могут нарисовать Анастасия и Алексей? Прежде всего, по их словам, уровень знаний у этих ребят выше, чем у среднего абитуриента вуза, поскольку в команду попадают самые талантливые, трудолюбивые и мотивированные подростки со всей страны. Участники лингвистических соревнований много работают самостоятельно: ищут информацию, решают задачи. Некоторые даже проводят собственные исследования.
«Как правило, этих детей мы давно знаем, видели их в списках призеров олимпиад, встречали на лингвистических мероприятиях в „Сириусе“, на летней лингвистической школе, — говорит Анастасия Пучкова. — Они увлечены предметом, у них обширные знания, они много читают. А еще их отличают живой ум и любопытство».
Как правило, их интересуют не только русский язык и лингвистика, но и другие области: астрономия, математика, информатика, история, искусство, литература.
В последние четыре года международные олимпиады по лингвистике были особенно успешными для России. В 2019 и 2021 годах семь из восьми членов команды получили медали. В дальнейшем состав команды сократился до четырех человек, и в 2022 и 2023 годах все они стали медалистами. В 2022 году абсолютным победителем олимпиады, которая проходила на острове Мэн, стал москвич Артем Борисов: он набрал 83 балла из 100 и стал лучшим среди всех участников. А в 2023 году у российской команды был самый высокий средний балл среди всех команд.
При этом не все участники соревнований связывают свою жизнь с лингвистикой. По словам Алексея Старченко, многих привлекают математика и программирование, некоторые выбирают биологию. Логическое мышление, навыки анализа данных, выработанные при решении лингвистических задач, востребованы и в других науках.
Анастасия Пучкова закончила аспирантуру филологического факультета СПбГУ, преподает в гимназии №642 «Земля и Вселенная» и в Президентском физико-математическом лицее № 239 Санкт-Петербурга. Автор и методист «Сириус.Курсов» по лингвистике, член жюри Традиционной олимпиады по лингвистике, регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
Алексей Старченко — младший научный сотрудник Лингвистической лаборатории по корпусным технологиям и преподаватель НИУ ВШЭ, председатель методической комиссии олимпиады «Высшая проба» по русскому языку. Автор «Сириус.Курсов» по лингвистике, автор задач олимпиады «Высшая проба» по русскому языку и Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
Еще на
эту тему
Детские книги, которые пробуждают любопытство к языку
Слова нужны не только для общения, они могут удивлять и радовать сами по себе
На научно-популярном портале «Элементы» опубликованы две новые лингвистические задачи
Ёкаем по-муромски и считаем животных в Ковчеге
Владимир Алпатов. Избранные труды XX века
В сборник вошли 36 статей советского и российского лингвиста из разных областей языкознания