Научный стиль: точность не в ущерб понятности
Даже тот, кто не посвятил жизнь науке, сталкивается с текстами, написанными в научном стиле. Любой реферат или доклад, учебник или научно-популярный блог использует особые языковые средства, которые отвечают его задачам. Текст в этом функциональном стиле не просто передает информацию, но стремится доказать ее истинность, ценность, а во многих случаях и новизну.
Три подстиля для разных задач
Традиционно выделяют три разновидности научного стиля: академический (собственно научный), учебно-научный и научно-популярный. Эти названия говорят сами за себя.
Академический подстиль используется при коммуникации внутри конкретной науки или научной области, будь то ядерная физика, молекулярная биология или лингвистическая типология. С помощью этого подстиля пишут диссертационные работы, научные статьи и монографии. Такие тексты насыщены специфической терминологией и ссылками на труды предшественников, в них обычно встречается сложная аргументация и стандартная структура (от постановки задачи и обзора литературы к выводам и перспективам). Кроме того, в текстах этого типа изложение обычно начинается с некоторой точки, которая сама возникла в результате множества предшествующих работ, поэтому произведения академического подстиля, как правило, непонятны для тех, кто не является специалистом в конкретной области.
Функциональные стили речи: уместность, возведенная в правилоВыбор стиля речи обусловлен целью и задачами общенияУчебно-научный стиль используют в учебных пособиях, он ориентирован на будущих специалистов, его цель — объяснить понятия и развить нужные навыки, поэтому такие тексты более доступны среднему читателю. Для научного стиля в целом характерна форма монолога, но при этом автор учебника или лектор стремится воздействовать на читателя или слушателя, обращается к его знаниям, опыту, картине мира, апеллирует к логическому мышлению.
Научно-популярный стиль находится на стыке научного и публицистического. В нем минимальное количество терминов, которые разъясняются там же, где они были в первый раз употреблены. Научный журналист или исследователь, пишущий для широкой аудитории, старается сделать текст «живым» и понятным, использовать близкие многим и актуальные примеры, пытается изложить сложные мысли простыми словами, не теряя при этом научной точности.
Терминология как способ избежать неоднозначности
Главная особенность научных текстов — обилие терминологии. В них используется как общенаучная лексика (явление, вопрос, задача, процесс, свойства, качества, признаки), так и узкоспециальные термины: гомеостаз, желудочно-кишечный тракт, теорема, параллелограмм, предикат, фонема, кислота, хлорид натрия.
Из-за стремления к точности неизбежны лексические повторы — слово интеграл не заменишь на красивый синоним.
В научном тексте не должно быть неоднозначности, но при этом одно и то же слово может иметь два разных терминологических значения в разных науках. Например, морфология в лингвистике — это раздел грамматики, в котором изучаются морфемы (значимые части слова), а морфология в биологии изучает внешнее и внутреннее строение живого организма.
Также для научного стиля характерна абстрактная лексика: стимул, фактор, результат, форма. Яркие метафоры и эпитеты в научной речи редко бывают уместны, но при этом некоторые образные устойчивые выражения становятся терминами и образуют научную фразеологию: глухие согласные, точка кипения, солнечное сплетение, магнитная буря.
Речевые приемы научного стиля
В научном стиле часто употребляют отглагольные существительные и в целом существительных больше, чем глаголов. Во многих случаях глагол принято заменять на словосочетание: классифицировать — проводить классификацию, связывать — устанавливать связь, изменяться — подвергаться изменениям.
Характерно появление существительных в родительном падеже и даже целых цепочек таких существительных: эволюция мировоззрения, попытка решения вопроса, объективные критерии определения границ процесса.
В текстах научного стиля чаще, чем в других, используют краткие прилагательные, аналитические степени сравнения и отыменные предлоги: мышьяк ядовит, вопрос актуален; более темный, менее быстрая реакция; вследствие, в результате, в соответствии.
Также для научного стиля характерна десемантизация глагола: глагол утрачивает свое лексическое значение и начинает использоваться в качестве связки.
К числу таких глаголов относятся являться, существовать, происходить, считаться. Когда мы говорим данная тема является актуальной, мы просто приписываем данной теме некоторое свойство; никакого события или действия это предложение не описывает.
И настоящее, и будущее, и прошедшее грамматическое время могут в научном тексте утрачивать свой обычный смысл и использоваться отвлеченно, безотносительно времени фактов, событий или явлений:
- ученые выделяют, наука обеспечивает, эти факторы формируют (настоящее);
- соотнесем гипотезу, рассмотрим подробнее, определим длину окружности (будущее);
- переменная приняла определенное значение (прошедшее).
Отдельного упоминания заслуживает научное «мы», когда в тексте используется местоимение множественного числа даже в том случае, если у работы один автор: далее мы рассмотрим, в нашем исследовании, остановимся подробнее. С одной стороны, автор текста таким образом вовлекает слушателя в рассуждение («мы» — я и читатель/слушатель), а с другой — показывает, что его исследование не существует в вакууме, а опирается на предшествующую научную традицию. В некоторых случаях «мы» может означать признание вклада в полученные результаты научного коллектива в целом.
Отражение логики рассуждений в конструкции текста
В научном стиле принят прямой порядок слов, самая важная информация обычно находится в конце предложения, инверсия встречается редко. Сложность предмета диктует активное использование в тексте сложноподчиненных предложений: лингвисты изучают все проявления языка, которые отражены как в устной речи, так и в письменных текстах. Также распространены простые предложения, осложненные причастными, деепричастными и другими оборотами: очевидно, что, улучшая здоровье и продлевая долголетие человека, медицина была и остается важным направлением научного знания.
Научный (особенно академический) стиль легко опознать по множеству пассивных конструкций, обобщенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений: в статье рассказывается, был проведен анализ; можно сделать вывод; скорость изображают направленным отрезком. В научно-популярных текстах таких конструкций стараются избегать, чтобы сделать повествование более динамичным и менее обезличенным.
Что мешает специалистам писать понятные текстыВ книге «Чувство стиля» психолингвист Стивен Пинкер предлагает решения, основанные на данных когнитивной психологииСтремление к логичности и связности текста проявляется в активном использовании разного рода связок, вводных слов и выражений: так, итак, таким образом, следовательно, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, примечательно, показательно, необходимо отметить, для начала рассмотрим, прежде чем говорить о.
Научность не значит наукообразие
Тексты в научном стиле отличает подчеркнутая логичность, объективность и точность изложения, аргументированность, опора на факты. Этот стиль легко пародировать, потому что в нем много устойчивых конструкций и особой лексики, которая извне часто воспринимается как «наукообразие». Пародийное изображение научного стиля встречается в книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»:
Итак, мы имели дело с так называемым неразменным пятаком в процессе его функционирования. <...> Таинственный переход пятака от продавца к покупателю представляет собой не что иное, как частный случай пресловутой нуль-транспортировки, хорошо известной любителям научной фантастики также под псевдонимами: гиперпереход, репагулярный скачок, феномен Тарантоги…
Такие обороты в рамках художественного или публицистического стиля выглядят комично, но внутри научного текста они на своем законном месте.
Как говорили древние греки, мера превыше всего. Да, научный текст отличается обилием клише и терминов, длинными и сложными фразами, но сложность должна быть оправданной, необходимой для решения задач, которые ставит автор в этом тексте.
Желание искусственно сделать текст более «умным» только мешает пониманию.
За обилием громоздких витиеватых фраз может скрываться отсутствие содержания, поэтому при написании и защите квалификационных работ обычно ценится умение излагать свои мысли ясно, структурированно, по существу и с удачными примерами. Впрочем, эти свойства можно считать достоинствами любого нехудожественного текста.
Литература
- Дидковская Н. А. и др. Как писать научный текст: опыт Школы молодого автора : учеб.-метод. пособие. / сост. и отв. ред. С. Панарин. Иркутск : Оттиск, 2012.
- Котюрова М. П. Стилистика научной речи. М. : Академия, 2008.
- Кувшинская Ю. М. и др. Академическое письмо. От исследования к тексту. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2019.
- Радаев В. В. Как написать академический текст // Вопросы образования. 2011. С. 271–293.
Еще на
эту тему
Как работать с текстом презентации, чтобы все нужное поместилось и читалось
Автор книги «Слово на слайде» Александр Григорьев рассказывает о своем редакторском опыте
Почему писать хорошие тексты выгодно
Неудачные формулировки дорого обходятся
Популяризация лингвистических знаний в средствах массовой информации
Лингвист Леонид Крысин объясняет, как говорить о языке профессионально и интересно