Подсказки для поиска

Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Научный стиль: точность не в ущерб понятности
Иллюстрация: Нина Кузьмина

Даже тот, кто не посвятил жизнь науке, сталкивается с текстами, написанными в научном стиле. Любой реферат или доклад, учебник или научно-популярный блог использует особые языковые средства, которые отвечают его задачам. Текст в этом функциональном стиле не просто передает информацию, но стремится доказать ее истинность, ценность, а во многих случаях и новизну.

Три подстиля для разных задач

Традиционно выделяют три разновидности научного стиля: академический (собственно научный), учебно-научный и научно-популярный. Эти названия говорят сами за себя. 

Академический подстиль используется при коммуникации внутри конкретной науки или научной области, будь то ядерная физика, молекулярная биология или лингвистическая типология. С помощью этого подстиля пишут диссертационные работы, научные статьи и монографии. Такие тексты насыщены специфической терминологией и ссылками на труды предшественников, в них обычно встречается сложная аргументация и стандартная структура (от постановки задачи и обзора литературы к выводам и перспективам). Кроме того, в текстах этого типа изложение обычно начинается с некоторой точки, которая сама возникла в результате множества предшествующих работ, поэтому произведения академического подстиля, как правило, непонятны для тех, кто не является специалистом в конкретной области. 

Функциональные стили речи: уместность, возведенная в правилоВыбор стиля речи обусловлен целью и задачами общенияУчебно-научный стиль используют в учебных пособиях, он ориентирован на будущих специалистов, его цель — объяснить понятия и развить нужные навыки, поэтому такие тексты более доступны среднему читателю. Для научного стиля в целом характерна форма монолога, но при этом автор учебника или лектор стремится воздействовать на читателя или слушателя, обращается к его знаниям, опыту, картине мира, апеллирует к логическому мышлению. 

Научно-популярный стиль находится на стыке научного и публицистического. В нем минимальное количество терминов, которые разъясняются там же, где они были в первый раз употреблены. Научный журналист или исследователь, пишущий для широкой аудитории, старается сделать текст «живым» и понятным, использовать близкие многим и актуальные примеры, пытается изложить сложные мысли простыми словами, не теряя при этом научной точности.

Терминология как способ избежать неоднозначности

Главная особенность научных текстов — обилие терминологии. В них используется как общенаучная лексика (явление, вопрос, задача, процесс, свойства, качества, признаки), так и узкоспециальные термины: гомеостаз, желудочно-кишечный тракт, теорема, параллелограмм, предикат, фонема, кислота, хлорид натрия

Из-за стремления к точности неизбежны лексические повторы — слово интеграл не заменишь на красивый синоним. 

В научном тексте не должно быть неоднозначности, но при этом одно и то же слово может иметь два разных терминологических значения в разных науках. Например, морфология в лингвистике — это раздел грамматики, в котором изучаются морфемы (значимые части слова), а морфология в биологии изучает внешнее и внутреннее строение живого организма.

Также для научного стиля характерна абстрактная лексика: стимул, фактор, результат, форма. Яркие метафоры и эпитеты в научной речи редко бывают уместны, но при этом некоторые образные устойчивые выражения становятся терминами и образуют научную фразеологию: глухие согласные, точка кипения, солнечное сплетение, магнитная буря. 

Речевые приемы научного стиля

В научном стиле часто употребляют отглагольные существительные и в целом существительных больше, чем глаголов. Во многих случаях глагол принято заменять на словосочетание: классифицировать проводить классификацию, связывать устанавливать связь, изменяться подвергаться изменениям

Характерно появление существительных в родительном падеже и даже целых цепочек таких существительных: эволюция мировоззрения, попытка решения вопроса, объективные критерии определения границ процесса. 

В текстах научного стиля чаще, чем в других, используют краткие прилагательные, аналитические степени сравнения и отыменные предлоги: мышьяк ядовит, вопрос актуален; более темный, менее быстрая реакция; вследствие, в результате, в соответствии. 

Также для научного стиля характерна десемантизация глагола: глагол утрачивает свое лексическое значение и начинает использоваться в качестве связки. 

К числу таких глаголов относятся являться, существовать, происходить, считаться. Когда мы говорим данная тема является актуальной, мы просто приписываем данной теме некоторое свойство; никакого события или действия это предложение не описывает.

И настоящее, и будущее, и прошедшее грамматическое время могут в научном тексте утрачивать свой обычный смысл и использоваться отвлеченно, безотносительно времени фактов, событий или явлений:

  • ученые выделяют, наука обеспечивает, эти факторы формируют (настоящее); 
  • соотнесем гипотезу, рассмотрим подробнее, определим длину окружности (будущее); 
  • переменная приняла определенное значение (прошедшее).

Отдельного упоминания заслуживает научное «мы», когда в тексте используется местоимение множественного числа даже в том случае, если у работы один автор: далее мы рассмотрим, в нашем исследовании, остановимся подробнее. С одной стороны, автор текста таким образом вовлекает слушателя в рассуждение («мы» — я и читатель/слушатель), а с другой — показывает, что его исследование не существует в вакууме, а опирается на предшествующую научную традицию. В некоторых случаях «мы» может означать признание вклада в полученные результаты научного коллектива в целом. 

Отражение логики рассуждений в конструкции текста

В научном стиле принят прямой порядок слов, самая важная информация обычно находится в конце предложения, инверсия встречается редко. Сложность предмета диктует активное использование в тексте сложноподчиненных предложений: лингвисты изучают все проявления языка, которые отражены как в устной речи, так и в письменных текстах. Также распространены простые предложения, осложненные причастными, деепричастными и другими оборотами: очевидно, что, улучшая здоровье и продлевая долголетие человека, медицина была и остается важным направлением научного знания

Научный (особенно академический) стиль легко опознать по множеству пассивных конструкций, обобщенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений: в статье рассказывается, был проведен анализ; можно сделать вывод; скорость изображают направленным отрезком. В научно-популярных текстах таких конструкций стараются избегать, чтобы сделать повествование более динамичным и менее обезличенным. 

Что мешает специалистам писать понятные текстыВ книге «Чувство стиля» психолингвист Стивен Пинкер предлагает решения, основанные на данных когнитивной психологииСтремление к логичности и связности текста проявляется в активном использовании разного рода связок, вводных слов и выражений: так, итак, таким образом, следовательно, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, примечательно, показательно, необходимо отметить, для начала рассмотрим, прежде чем говорить о

Научность не значит наукообразие

Тексты в научном стиле отличает подчеркнутая логичность, объективность и точность изложения, аргументированность, опора на факты. Этот стиль легко пародировать, потому что в нем много устойчивых конструкций и особой лексики, которая извне часто воспринимается как «наукообразие». Пародийное изображение научного стиля встречается в книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»:

Итак, мы имели дело с так называемым неразменным пятаком в процессе его функционирования. <...> Таинственный переход пятака от продавца к покупателю представляет собой не что иное, как частный случай пресловутой нуль-транспортировки, хорошо известной любителям научной фантастики также под псевдонимами: гиперпереход, репагулярный скачок, феномен Тарантоги… 

Такие обороты в рамках художественного или публицистического стиля выглядят комично, но внутри научного текста они на своем законном месте. 

Как говорили древние греки, мера превыше всего. Да, научный текст отличается обилием клише и терминов, длинными и сложными фразами, но сложность должна быть оправданной, необходимой для решения задач, которые ставит автор в этом тексте. 

Желание искусственно сделать текст более «умным» только мешает пониманию. 

За обилием громоздких витиеватых фраз может скрываться отсутствие содержания, поэтому при написании и защите квалификационных работ обычно ценится умение излагать свои мысли ясно, структурированно, по существу и с удачными примерами. Впрочем, эти свойства можно считать достоинствами любого нехудожественного текста.

Литература

  1. Дидковская Н. А. и др. Как писать научный текст: опыт Школы молодого автора : учеб.-метод. пособие. / сост. и отв. ред. С. Панарин. Иркутск : Оттиск, 2012.
  2. Котюрова М. П. Стилистика научной речи. М. : Академия, 2008.
  3. Кувшинская Ю. М. и др. Академическое письмо. От исследования к тексту. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2019.
  4. Радаев В. В. Как написать академический текст // Вопросы образования. 2011. С. 271–293.
  5. Ульянова Э. Ф., Курсевич Д. В., Чернова Н. И. и др. Русский язык и культура речи: Методические указания для студентов-бакалавров технических вузов. М. : Московский технологический университет, 2016. 
  6. Ульянова Э. Ф., Ефалова А. Н., Иванова Е. В. Русский язык и культура речи. Пособие для студентов технических направлений подготовки: Учебное пособие. М. : МИРЭА – Российский технологический университет, 2024.
, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Как работать с текстом презентации, чтобы все нужное поместилось и читалось

Автор книги «Слово на слайде» Александр Григорьев рассказывает о своем редакторском опыте

Почему писать хорошие тексты выгодно

Неудачные формулировки дорого обходятся

Популяризация лингвистических знаний в средствах массовой информации

Лингвист Леонид Крысин объясняет, как говорить о языке профессионально и интересно

все публикации

Елочки или лапки? Как правильно использовать кавычки

Они нужны для оформления прямой речи, цитат, названий, а также слов, использованных иронически

Мария Каленчук: «Да, мы ориентируемся на живую речь!»

В издательстве «Грамота» вышел Большой словарь ударений

Кто эффективнее в изучении языка — человек или нейросеть?

«Язык опирается на врожденную систему знаний», — объясняет лингвист Наталия Слюсарь

Не только люди: с кем еще мы разговариваем по душам?

Лингвист Валерий Шульгинов напоминает, что до появления чат-ботов люди охотно общались со стихиями, куклами и техникой

Нейтральный язык эсперанто: благородная попытка объединить человечество

Был ли шанс у этого проекта, на который доктор Заменгоф потратил многие годы?

Что было написано на яблоке раздора? Тест на знание истории крылатых слов

Часто мы используем устойчивые выражения, точный смысл которых от нас ускользает

Как пишутся сложные топонимы: правила и исключения

Ново-Огарево отличается от Новосибирска, как Соль-Илецк от Сольвычегодска

Попадает в самое сердечко... Почему теперь так говорят?

Лингвист Ирина Фуфаева ищет причины экспансии этого диминутива в современной речи

Лингвист Борис Орехов: «Корпус русской классики дает доступ в языковую лабораторию авторов»

В Национальном корпусе русского языка теперь можно изучать и сравнивать языки писателей XIX века

Всё о чувствах и отношениях: почему язык психологии стал так популярен

Лингвисты, социологи и психологи обсуждают вред и пользу психотерапевтической волны в русском языке

Запретные слова: что думают лингвисты о нецензурной лексике как части русского языка

В издательстве МИФ вышла научно-популярная книга двух докторов филологических наук

«Слова года» полгода спустя: кто продолжает забег

Насколько точным был прошлогодний выбор Грамоты и как чувствуют себя «наши» неологизмы сегодня

Как устроены языковые манипуляции

Эти приемы используют публицисты, политики, телефонные мошенники и даже родственники

Что значит это региональное слово?

Не только «поребрик» и «мультифора» выдают малую родину говорящего

Высок как гора, застенчив как барышня: что фразеология сообщает о культурно-языковой картине мире

Лингвокультуролог Мария Ковшова о разных способах символизации реальности

Таджики, негры и евреи: что исследует лингвистическая конфликтология

Сотрудники НИУ ВШЭ рассказали коллегам об этом научном направлении и о результатах своих экспериментов

Как склонять по-русски составные топонимы

В зависимости от происхождения и структуры могут склоняться обе части названия, одна из частей или ни одной

Слова-паразиты: откуда они берутся и какую роль выполняют

Они приходят без разрешения и «питаются» смыслом высказывания

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!