Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Чтение: практика, меняющая сознание

Чтение: практика, меняющая сознание
В коллаже использованы материалы фотобанка Unsplash

 «Чтение снабжает ум только материалами для познания; именно мышление делает то, что мы читаем, нашим», — писал английский философ Джон Локк. Мы выбрали и процитировали пять книг, которые предлагают посмотреть на чтение как особое занятие, увидеть в нем разные смыслы и стать более квалифицированным читателем.

1. Мортимер Адлер. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений

Мортимер Адлер родился в начале прошлого века, в пятнадцать лет он оставил школу и работал помощником редактора The New York Times. Впоследствии Адлер увлекся философией, стал педагогом и популяризатором гуманитарного образования. Книгу о чтении он написал в 1940 году, но созданная им методология не потеряла актуальности.

Мортимер Адлер. Как читать книги
 

Чтение — средство коммуникации: книга помогает установить между автором и читателем диалог, направляющий, как говорил Сократ, в поисках истины. А истина всегда убегает, и ее постоянно приходится искать и догонять, впитывая опыт предков и нарабатывая собственный.

Автор считает, что искусству чтения не учат в школе, и признаётся, что сам «не умел читать, пока не окончил колледж». Он советует «не читать все книги одинаково», а найти подходящий способ чтения для каждой: одну нужно читать со словарем в руках, для другой понадобится понимание исторического контекста. К счастью, сейчас, в цифровую эпоху, следовать этим советам стало значительно легче.

М. : МИФ, 2019. Есть электронная версия.

2. Марианна Вулф. Бесконечная история чтения: Пруст, кальмар и наука о читающем мозге 

Чтение не относится к врожденным навыкам, более того, для того чтобы научиться распознавать письменные символы, мозгу человека пришлось выйти за пределы своих природных возможностей. Человечеству потребовалось более двух тысяч лет, чтобы совершить прорыв в работе с информацией; ребенку, чтобы освоить навык чтения, требуется две тысячи часов. 

Марианна Вулф. Бесконечная история чтения
 

Мы не были рождены, чтобы читать. Люди изобрели чтение всего несколько тысячелетий назад. Но с этим изобретением мы преобразовали саму организацию своего мозга, что, в свою очередь, расширило возможности нашего мышления, а это изменило интеллектуальную эволюцию человеческого вида. 

Нейробиолог Марианна Вулф рассматривает как историко-культурный, так и биологический аспекты чтения. Книга охватывает три области знания: историю того, как наш биологический вид научился читать; цикл развития отдельного человека, который учится читать все более сложными способами; описание и объяснение того, что происходит, когда мозг не может научиться читать. В последней части уделяется внимание феномену дислексии и особенностям воспитания детей в цифровую эпоху.

М. : КоЛибри, 2024. Есть электронная версия.

3. Роберт Пирси. Чтение как философская практика

Канадский философ Роберт Пирси считает чтение полноценной философской деятельностью. При этом чтение является повседневной практикой для многих, самых обычных людей. 

Роберт Пирси. Чтение как философская практика
 

Моя цель в этой книге — изучить опыт обыкновенного читателя. Я не буду рассматривать только те виды чтения, которыми занимаются ученые. Напротив, я сосредоточусь на тех видах чтения, которые лучше всего знакомы большинству людей, — повседневном чтении в удовольствие, — и на опыте, который люди, читая, получают. Я уделю особое внимание головоломкам и парадоксам, связанным с этими переживаниями, и воспользуюсь инструментами академической философии, чтобы попытаться разобраться в некоторых из этих головоломок и парадоксов.

Роберт Пирси отмечает, что, хотя философы с древнейших времен любят рассуждать о чтении, их дискуссии «не имеют отношения к тем видам чтения, которые лучше всего знакомы большинству людей». Автора исследования интересует то, как «самое целебное из удовольствий» связано с процессом познания. 

Предисловие к книге написал журналист и культуролог Юрий Сапрыкин.

Ереван : Fortis Press, 2024.

4. Вероника Райхль. Чтение мыслей. Как книги меняют сознание 

Что заставляет людей выписывать цитаты и конспектировать книги? Насколько такая практика полезна при обучении?

Вероника Райхль. Чтение мыслей
 

Сюзанна знает, что ее тело наполняется жизненной энергией, пока она читает, и что ее мозг задействует всевозможные органы для понимания текста и порождения смыслов. Чем более абстрактными становятся мысли, тем сильнее она это ощущает. <...> Наиболее перспективным Сюзанне кажется стремление провести пальцами по поверхности текста, проникнуть ими в его ткань и прикоснуться к содержанию. С этой мыслью она наконец засыпает.

Основой книги немецко-американской исследовательницы стали интервью с читателями сложных текстов — от философских трактатов до современной классики. Читатели-интеллектуалы рассказали о том, какие открытия можно сделать, если следовать за авторской мыслью и внимательно вслушиваться в непонятный текст. 

М. : Individuum, 2024.

5. Марк Тигелаар. Как читать, запоминать и никогда не забывать 

Автору книги было тяжело учиться из-за дислексии, но он смог справиться с этими трудностями и стал выяснять, как устроены процессы восприятия и запоминания. Ему удалось создать методику, облегчающую работу с большими объемами текста.

Принципы, которые сформулировал Марк Тигелаар, позволяют ускорить обработку информации и повысить скорость принятия решений. 

Марк Тигелаар. Как читать, запоминать и никогда не забывать
 

Прекрасный пример — дудлинг, или машинальное рисование: когда нам становится скучно, мы рисуем различные картинки. Исследование в Университете Плимута показало: когда люди рисовали такие лишенные смысла изображения во время презентации, они на 29% лучше усваивали и воспроизводили содержание презентации. Объяснение тому довольно простое: машинальное рисование требует совсем немного мозговой активности, следовательно, в это время вы прекрасно можете слушать презентацию. Однако сам процесс рисования занимает столько ментального пространства, что блокирует блуждающие мысли.

Книга будет полезна студентам, старшеклассникам, а также тем, кто хочет освоить скорочтение, — автор использует похожие приемы. 

М. : МИФ, 2017. Есть электронная версия.

, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Пять вдумчивых книг о чтении для тех, кому интересен и процесс, и результат

Что знают о человеке читающем социологи, педагоги, библиотекари

Бумага или «цифра»? Влияние формата чтения на понимание текста

По некоторым данным, из старых добрых печатных книг мы усваиваем информацию лучше

Будущие учителя литературы не справились с пониманием художественного текста

Исследователи МГППУ выявили несколько читательских установок, которые мешают студентам

все публикации

Как относиться к русскому мату? Мария Ровинская в подкасте «Кот Шредингера»

О табу и правилах безопасности при использовании сильных языковых средств


Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов

Исследователи рекомендуют увеличивать словарный запас детей тремя способами


Вышел первый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

«Фреш», «бишь» и научная терминология до Ломоносова 


Зоолог Арик Кершенбаум: «Мы все хотим знать, что говорят животные»

Интервью с автором новой книги о коммуникации в дикой природе


Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни