Чтение: практика, меняющая сознание
«Чтение снабжает ум только материалами для познания; именно мышление делает то, что мы читаем, нашим», — писал английский философ Джон Локк. Мы выбрали и процитировали пять книг, которые предлагают посмотреть на чтение как особое занятие, увидеть в нем разные смыслы и стать более квалифицированным читателем.
1. Мортимер Адлер. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений
Мортимер Адлер родился в начале прошлого века, в пятнадцать лет он оставил школу и работал помощником редактора The New York Times. Впоследствии Адлер увлекся философией, стал педагогом и популяризатором гуманитарного образования. Книгу о чтении он написал в 1940 году, но созданная им методология не потеряла актуальности.
Чтение — средство коммуникации: книга помогает установить между автором и читателем диалог, направляющий, как говорил Сократ, в поисках истины. А истина всегда убегает, и ее постоянно приходится искать и догонять, впитывая опыт предков и нарабатывая собственный.
Автор считает, что искусству чтения не учат в школе, и признаётся, что сам «не умел читать, пока не окончил колледж». Он советует «не читать все книги одинаково», а найти подходящий способ чтения для каждой: одну нужно читать со словарем в руках, для другой понадобится понимание исторического контекста. К счастью, сейчас, в цифровую эпоху, следовать этим советам стало значительно легче.
М. : МИФ, 2019. Есть электронная версия.
2. Марианна Вулф. Бесконечная история чтения: Пруст, кальмар и наука о читающем мозге
Чтение не относится к врожденным навыкам, более того, для того чтобы научиться распознавать письменные символы, мозгу человека пришлось выйти за пределы своих природных возможностей. Человечеству потребовалось более двух тысяч лет, чтобы совершить прорыв в работе с информацией; ребенку, чтобы освоить навык чтения, требуется две тысячи часов.
Мы не были рождены, чтобы читать. Люди изобрели чтение всего несколько тысячелетий назад. Но с этим изобретением мы преобразовали саму организацию своего мозга, что, в свою очередь, расширило возможности нашего мышления, а это изменило интеллектуальную эволюцию человеческого вида.
Нейробиолог Марианна Вулф рассматривает как историко-культурный, так и биологический аспекты чтения. Книга охватывает три области знания: историю того, как наш биологический вид научился читать; цикл развития отдельного человека, который учится читать все более сложными способами; описание и объяснение того, что происходит, когда мозг не может научиться читать. В последней части уделяется внимание феномену дислексии и особенностям воспитания детей в цифровую эпоху.
М. : КоЛибри, 2024. Есть электронная версия.
3. Роберт Пирси. Чтение как философская практика
Канадский философ Роберт Пирси считает чтение полноценной философской деятельностью. При этом чтение является повседневной практикой для многих, самых обычных людей.
Моя цель в этой книге — изучить опыт обыкновенного читателя. Я не буду рассматривать только те виды чтения, которыми занимаются ученые. Напротив, я сосредоточусь на тех видах чтения, которые лучше всего знакомы большинству людей, — повседневном чтении в удовольствие, — и на опыте, который люди, читая, получают. Я уделю особое внимание головоломкам и парадоксам, связанным с этими переживаниями, и воспользуюсь инструментами академической философии, чтобы попытаться разобраться в некоторых из этих головоломок и парадоксов.
Роберт Пирси отмечает, что, хотя философы с древнейших времен любят рассуждать о чтении, их дискуссии «не имеют отношения к тем видам чтения, которые лучше всего знакомы большинству людей». Автора исследования интересует то, как «самое целебное из удовольствий» связано с процессом познания.
Предисловие к книге написал журналист и культуролог Юрий Сапрыкин.
Ереван : Fortis Press, 2024.
4. Вероника Райхль. Чтение мыслей. Как книги меняют сознание
Что заставляет людей выписывать цитаты и конспектировать книги? Насколько такая практика полезна при обучении?
Сюзанна знает, что ее тело наполняется жизненной энергией, пока она читает, и что ее мозг задействует всевозможные органы для понимания текста и порождения смыслов. Чем более абстрактными становятся мысли, тем сильнее она это ощущает. <...> Наиболее перспективным Сюзанне кажется стремление провести пальцами по поверхности текста, проникнуть ими в его ткань и прикоснуться к содержанию. С этой мыслью она наконец засыпает.
Основой книги немецко-американской исследовательницы стали интервью с читателями сложных текстов — от философских трактатов до современной классики. Читатели-интеллектуалы рассказали о том, какие открытия можно сделать, если следовать за авторской мыслью и внимательно вслушиваться в непонятный текст.
М. : Individuum, 2024.
5. Марк Тигелаар. Как читать, запоминать и никогда не забывать
Автору книги было тяжело учиться из-за дислексии, но он смог справиться с этими трудностями и стал выяснять, как устроены процессы восприятия и запоминания. Ему удалось создать методику, облегчающую работу с большими объемами текста.
Принципы, которые сформулировал Марк Тигелаар, позволяют ускорить обработку информации и повысить скорость принятия решений.
Прекрасный пример — дудлинг, или машинальное рисование: когда нам становится скучно, мы рисуем различные картинки. Исследование в Университете Плимута показало: когда люди рисовали такие лишенные смысла изображения во время презентации, они на 29% лучше усваивали и воспроизводили содержание презентации. Объяснение тому довольно простое: машинальное рисование требует совсем немного мозговой активности, следовательно, в это время вы прекрасно можете слушать презентацию. Однако сам процесс рисования занимает столько ментального пространства, что блокирует блуждающие мысли.
Книга будет полезна студентам, старшеклассникам, а также тем, кто хочет освоить скорочтение, — автор использует похожие приемы.
М. : МИФ, 2017. Есть электронная версия.
Еще на
эту тему
Пять вдумчивых книг о чтении для тех, кому интересен и процесс, и результат
Что знают о человеке читающем социологи, педагоги, библиотекари
Бумага или «цифра»? Влияние формата чтения на понимание текста
По некоторым данным, из старых добрых печатных книг мы усваиваем информацию лучше
Будущие учителя литературы не справились с пониманием художественного текста
Исследователи МГППУ выявили несколько читательских установок, которые мешают студентам