Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Неологизмы бросают вызов лексикографам. Как на него ответит Лексикон Грамоты?

Неологизмы бросают вызов лексикографам. Как на него ответит Лексикон Грамоты?
Иллюстрация: Лиза Кравецкая

Один из проектов обновленной Грамоты — Лексикон. В него попадают новые слова, которые уже вызывают живой интерес у наших пользователей (и не только), но еще не фиксируются академическими словарями. Как выбирать и описывать такие слова — вопрос, который сегодня актуален для портала. Эксперты и сотрудники Грамоты постарались ответить на него в режиме живой дискуссии. Предлагаем вам познакомиться с высказанными идеями.

Зачем нужен Лексикон?

Рабочий термин «Лексикон Грамоты» может ввести в заблуждение. Речь не об отдельном словаре — подобном тем, что уже есть на Грамоте. Речь об инструменте, который позволяет заполнять словарные лакуны: добавлять неологизмы, которые пока нигде не описаны, уточнять набор значений слова или предлагать толкования для тех слов, которые зафиксированы в академических словарях только на уровне правописания.

Эти дополнения будут представлены как часть карточки метасловаря и позволят оперативно откликаться на запросы пользователей Грамоты.

Тем самым метасловарь теперь не только собирает на одной странице ключевую информацию о слове из разных источников, но и показывает результаты нашей собственной лексикографической работы. 

«Грамота стремится заполнить естественно возникший разрыв между практикой фиксации слов в словарях и реальной жизнью языка», — говорит руководитель словарного направления Анастасия Бонч-Осмоловская. Новые слова возникают постоянно, и многие из них выходят за пределы молодежного, геймерского или профессионального жаргона, становятся отражением важных процессов в экономике, спорте, моде, технологиях.

В 2024 году Грамота добавила в свой Лексикон слово маркетплейс, которое до этого не было описано в словарях. И это оправданно: ведь маркетплейсы стали феноменом последних лет.

«Маркетплейс сейчас толкуется в Лексиконе как ‘онлайн-платформа для торговли, где взаимодействуют продавцы и покупатели, а также приложение или сайт, через который пользователи получают доступ к этой платформе’, — поясняет лексикограф Грамоты Ксения Костомарова. — Это толкование позволяет понять, к какому типу объектов относится маркетплейс (это платформа), отражает основную функцию (для торговли), уточняет специфику (онлайн-торговля, в которой взаимодействуют продавец и покупатель) и способ взаимодействия (через сайт или приложение)».

Немного науки, немного клиентоориентированности

Пользователи приходят на Грамоту, чтобы удовлетворить свой интерес: ищут новое слово с помощью поиска по словарям или задают вопросы справочной службе. И важно откликнуться на этот интерес, рассказать о новом слове понятным языком, без  сложных лингвистических терминов, но при этом в соответствии с научным взглядом на язык. 

Перед Грамотой не стоит задача создать строго научное лексикографическое описание — в этом сходятся все участники дискуссии. Ее цель — быть полезной широкому кругу пользователей, интересующихся современным русским языком, отвечать на их запросы не через годы, как академические словари, а по возможности быстро. Чтобы включить слово в академический словарь, лексикографы должны быть в нем уверены и должны предложить для него точное толкование с учетом всех требований научной лексикографии. Но в результате происходит то, о чем говорил языковед XIX века Александр Потебня: слово, записанное в словаре, — мертвое, потому что не может отразить всей палитры живых употреблений, напомнил ведущий научный сотрудник группы «Словарей новых слов» Института лингвистических исследований РАН Валерий Ефремов.

А нас больше всего интересуют живые слова, которые мы слышим в речи, встречаем, общаясь в сети, видим при чтении статей, книг, постов. 

Иногда мы без особых затруднений догадываемся о значении, но чаще всего хотим увидеть толкование незнакомого слова, узнать хотя бы в общих чертах, что оно значит. Там, где составители академического словаря будут выжидать, взвешивать, отцеживать «пену» случайных употреблений, чтобы выдать «дистиллированную» статью, Грамота пойдет на осознанный риск — выхватить из бурного речевого потока слова, которые требуют толкования прямо сейчас. Точнее, толкования которых требуются нашим пользователям.

В то же время надо решить, чем Лексикон Грамоты быть не должен. «Это не словарь одних только неологизмов, и он не ставит целью фиксировать внутреннюю лексику узких сообществ, — резюмирует старший научный сотрудник отдела современного русского языка Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Анна Пестова. — Это словарь, целью которого является описание современного русского языка в его функционально-стилистическом разнообразии».

Инструмент диалога с пользователем

В рамках метасловаря мы можем не только описывать новые слова, но и добавлять новые значения к тем единицам, которые уже вошли в словари.

Например, в шорт-лист «Слова года —2024» вошло слово прилет (без дополнения в род. п.) в значении ‘попадание ракеты или снаряда по какой-л. территории или объекту’ — это значение пока не зафиксировано в словарях, хотя употребляется не только в устной речи и соцсетях, но и в СМИ. Другой пример — существительное штрафная. В словарях оно представлено в значении «о рюмке» (выпить штрафную), а вот спортивного значения (попасть в штрафную) в словарях нет; эту лакуну можно было бы заполнить.

Русская страсть к составлению словарей: достижения прошлого и цифровое будущееЛингвист Михаил Копотев рассказывает об основных этапах развития лексикографии в РоссииЦель Грамоты — не просто фиксировать новые слова и значения, но и вести с пользователем диалог. Цифровой формат это позволяет  — например, через всплывающие подсказки, предупреждения и комментарии. Скажем, у слова изменился орфографический облик (было допустимо лаптоп, остался только лэптоп): подсказка может обратить внимание пользователя на этот факт. 

Или другой пример: если слово популярно сейчас, но может стать непонятным через десять лет, можно в будущем указать период, когда оно было распространено. Такая оговорка понадобится для слов чушпан (2023 года) и квадробер (2024 года), если их через десять лет все забудут. Известно немало подобных примеров: скажем, аббревиатура СКВ (свободно конвертируемая валюта) была очень популярна в 1990-е годы, но потом исчезла. 

При работе с неологизмами, которые могут появляться и исчезать с головокружительной скоростью, подсказки и комментарии позволяют идти в ногу со временем, гибко реагировать на языковые изменения.

Чтобы сделать словарь более удобным и информативным, Грамота планирует расширять систему тегов, которые будут указывать на область, в которой используется слово. В словарях, которые размещены на Грамоте, уже есть указания типа мед., спорт., журн. и другие. Но появляются новые области, которые требуют новых тегов: красота и уход за собой, ИИ, ИТ, популярная психология... Ориентируясь на теги, пользователи смогут лучше понимать, где и как используется новое слово, к какой области оно относится.

Кроме того, с помощью помет мы можем указывать не только на книжный, разговорный или просторечный характер слова, но и на его преимущественное употребление в интернет-коммуникации.

Отбор слов: ловить те, что плывут сами — или забрасывать сети?

Рядом со словами, получившими «официальное признание» со стороны словарей, всегда существует рой претендентов на этот статус. Это могут быть неологизмы, слова с размытой семантикой или те, чья парадигма еще не устоялась в языке. Слова буквально толпятся в ожидании того, чтобы обрести свое место и значение. Но не все, конечно, удостоятся такой чести.

«Первые слова, которые мы начали описывать, как бы стучались к нам сами», — так описывает ситуацию Ксения Костомарова. И действительно, лексикографы изучили статистику поисковых запросов на Грамоте и выбрали те слова, которые пользователи ищут часто и при этом не находят в наших словарях. 

Но слов, «достойных» включения в словарь, гораздо больше. Как определить, какие из них действительно заслуживают внимания?

Можно опираться на частотность употребления слова, но тогда нужно определить, на какие источники мы будем ориентироваться. Достаточно ли того, что слово активно используется в интернет-коммуникации? Или необходимо дождаться, пока оно как следует «обживется» в языке, когда его подхватят журналисты авторитетных изданий, когда оно появится на страницах рассказов и романов?

Корпус текстов художественной литературы, безусловно, важен, но он не всегда отражает актуальное состояние языка. Социальные сети и мессенджеры — неиссякаемый источник неологизмов, но лексикографу трудно добраться до примеров, раскиданных по разным сетям, мессенджерам и чатам. Гораздо проще обращаться к уже собранному корпусу, и тут сложность в том, что корпус таких текстов в НКРЯ пока имеет ограниченный объем и не включает тексты последних лет, то есть «отстает от жизни». 

Следует ли включать в словарь заимствованные слова из определенных ниш — к примеру, из области кулинарии, такие как рамен? Кулинарная тема, как показывают поисковые запросы и опыт работы справочной службы Грамоты, очень волнует пользователей. Мода на определенную еду проходит, но мы по-прежнему видим в меню кафе вполне обрусевшие панкейки, маффины и фреши. Или же следует сосредоточиться в первую очередь на более социально значимых понятиях, вроде буллинга и груминга?

Один из рисков состоит в том, что новые слова, всплывая на «поверхность» языкового моря, могут быстро погрузиться обратно.

Важно фиксировать трендовые неологизмы вроде томатной девушки и бежевой мамы, как это делается в проекте Института лингвистических исследований РАН «Новое в русской лексике». Этот проект, уникальный по количеству неологизмов и оперативности их описания, не претендует на роль традиционного толкового словаря, оставаясь по существу базой данных. Если показывать всю «модную» лексику в метасловаре, предназначенном для самой широкой аудитории, мы рискуем уравнять слова-однодневки и частотные единицы, которые уже закрепились в языке и известны большинству носителей. 

Еще одним важным критерием является наличие словообразовательного гнезда — в частности, этот критерий был использован при выборе кандидатов на «слово года» по версии Грамоты. Тем более что в электронном словаре удобно показывать связность словообразовательных гнезд. Например, если пользователь попал на словарную статью слова абьюз, он может перейти на слово абьюзер. Хотя и здесь не всегда очевидно, сколько единиц следует включать в такое гнездо. Стоит ли, например, брать все производные от слова скуф? Сразу приходят на ум скуфиня, оскуфиться… или оскуфеть? Мы не сможем истолковать их все, но, с другой стороны, они дают представление о словообразовательном потенциале скуфа и могут служить косвенным признаком того, что слово приживется в языке.

Что мы знаем о популярных словах года: одиннадцать эскизов к портретамРассматриваем под лупой шорт-лист по версии ГрамотыВ поисках новых слов важно не пренебрегать новыми формами бытования языка — например, картинками-мемами, отмечает профессор Школы лингвистики НИУ ВШЭ Ольга Ляшевская: «Из мемов приходят не только слова, но и необычные словоформы типа рыбов. Вопрос в том, есть ли у нас такие корпуса, которые такого рода мемы собирают».

Словарное описание: что в нем должно быть

Очевидные сложности при описании создает полисемия — многозначность слов. У неологизмов часто еще не устоялись значения, и бывает трудно понять, считать ли разные употребления самостоятельными значениями. Например, слово краш может означать как человека, который нравится, так и нечто неодушевленное — желаемую вещь или занятие, которое нравится. Лексикографам приходится решать, разделять ли эти значения или дождаться, пока накопится больше материала для анализа.

В отличие от академических словарей, Грамота не стремится к выделению и исчерпывающему описанию всех значений.

Ее задача — предложить такое описание значения, которое актуально для современного пользователя, тем более что сленговые слова имеют множество интерпретаций в зависимости от контекста, но при этом еще не стали действительно многозначными, подчеркивает Валерий Ефремов.

Для зоны примеров можно просто выбрать наиболее характерные употребления слова из текстовых корпусов, но набор таких примеров всегда будет в значительной степени произвольным. Другой путь — опираться на типовые, устойчивые словосочетания (речения) с описываемым словом. Последний вариант может быть более понятным и полезным, но у неологизмов такие устойчивые словосочетания могли еще не возникнуть. Например, для слова вайб на статус речений претендуют конструкции ловить/поймать вайб, у кого-л. особенный (неповторимый, странный) вайб, прожить день на (каком-л.) вайбе.

Этапы освоения иноязычного словаЛеонид Крысин объясняет, какие этапы прохо­дит иноязычное слово, прежде чем стать своимНаконец, встает вопрос о происхождении слова: нужно ли указывать, что слово заимствовано или является калькой, и где лучше это делать. Некоторые словари включают эту информацию прямо в определение, а другие оставляют ее в этимологической справке. Например, можно просто написать, что фейк — это ложная информация, а можно уточнить, что это заимствование из английского (fake). Решение зависит от целей словаря и его аудитории.

Описание слов, тем более практически-ориентированное, — это целый комплекс решений: как формулировать толкование и различать значения, как учитывать грамматику и типичные употребления, как фиксировать многозначность, нужно ли указывать происхождение и в каком виде. Поиск ответов на эти вопросы и составляет суть работы над Лексиконом Грамоты.

, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Исследование: как узнать будущую судьбу неологизма?

Многое зависит от сетевого статуса человека, который пустил в оборот новое слово

все публикации

Что такое темематический язык и почему он так называется

На портале «Элементы» появились три новые лингвистические задачи

Склонение грузинских фамилий в русском языке

От Берии до Данелии и от Коставы до Окуджавы

Мелетий Смотрицкий: архитектор славянской грамматики

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского языка

Мелет или мелит? Не трожь или не трогай? Изучаем глаголы со сложным характером

Ошибки нередко проливают свет на глубинные свойства языковой системы

Язык в большом городе: три способа адаптации к обстоятельствам

Лингвист Валерий Шульгинов — о родственных связях, чечиках и политкорректности

Как подготовиться к Тотальному диктанту за 10 дней

Вспомнить всё и получить хорошую оценку (хотя это не главное)

Тест на внимательность: найдите предложение без ошибок

Сможете ли вы работать корректором в издательстве художественной литературы?

На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 2025 году? 

Методист и педагог Элина Стрейкмане объясняет, как избежать потери баллов

«Касаемо»: простонародное слово стали воспринимать как изысканное

Ольга Северская рассказывает об употреблениях одного нелитературного слова на канале «Говорим по-русски!»

Что удивляет иностранцев в русском языке

Для кого-то наши глаголы, падежи, буквы и звуки — китайская грамота

Переводчик Наталья Мавлевич: «Перевод — это гарантированное счастье в любых жизненных обстоятельствах»

Детство, учителя, любовь к профессии, совпадения и открытия — в монологе на «Арзамасе»

Вышла книга фонетиста Ольги Антоновой об истории и характерных чертах старомосковского произношения

Некоторые рефлексы старомосковского произношения сохраняются и в современной речи

«Лучшие корректоры — это люди с высоким интеллектом и умеренным самомнением»

Редактор-корректор легендарного еженедельника «Нью-Йоркер» Мэри Норрис, известная как «Королева запятых», — о своей профессии, языке и новых технологиях

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!