Вышла коллективная монография о научных школах петербургского Института лингвистических исследований РАН
Ответственный редактор монографии — академик Николай Николаевич Казанский, специалист по классической филологии и индоевропеистике. Книга рассчитана на широкий круг читателей, которые интересуются российской наукой и ее историей.
Институт лингвистических исследований имеет богатую столетнюю историю и развивает ряд ключевых направлений в современной лингвистической науке, а также продолжает научные традиции Академии наук XVIII–XIX веков.
Школы, описанные в книге, выстроены в хронологическом порядке: Петербургская школа академической лексикографии, Ленинградская/Санкт-Петербургская типологическая школа, Санкт-Петербургская школа функциональной грамматики, Петербургская школа лингвистов-североведов и Петербургская школа сравнительно-исторического индоевропейского языкознания.
Что такое академическая наукаЧлены РАН ответили на наши вопросы перед юбилеем АкадемииВажную роль в развитии отечественной лексикографии сыграл изданный в Петербурге в XVIII веке «Словарь Академии Российской» (1789–1794), который упоминал еще Пушкин. Третье издание словаря Даля подготовил Иван Бодуэн де Куртенэ, а «Словарь русского языка» Грота вышел под редакцией Алексея Шахматова. В «Большой словарной картотеке» ИЛИ РАН немало выписок сделаны рукой академика Шахматова, это один из символов преемственности между Институтом и Академией.
В 1931 году произошло объединение Словарной комиссии АН СССР с Институтом, с этого времени начинаются систематические исследования в области лексикографии. Школы в стенах Института часто рождались вопреки неблагоприятным обстоятельствам. В 1930-е годы проводился ничем не оправданный эксперимент по слиянию научных учреждений в составе Института (тогда он назывался Институтом языка и мышления им. Н. Я. Марра), но в это время тем не менее появилось много талантливых и любящих свое дело русистов.
На возникновение школ влияли и внешние факторы. После выхода трудов Сталина по языкознанию был снят запрет на занятия индоевропеистикой, в результате чего в Институте возник отдел индоевропейских языков, где работали четырнадцать профессоров и один лаборант. А эвакуация сотрудников ИЛИ из блокадного Ленинграда в Душанбе способствовала развитию иранистических исследований и подготовке научных кадров в Таджикистане.
В приложении к книге помещены два очерка, которые рассказывают об истории петербургской лингвистики в XX веке.
Еще на
эту тему
Современные онлайн-ресурсы расширяют возможности исследователей русского языка
Инструменты, разработанные сотрудниками ИЛИ РАН, будут интересны и неспециалистам
Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?
Доклад лингвиста Сергея Татевосова на Международном педагогическом конгрессе в МГУ им. М. В. Ломоносова
«Говорим по-русски!»: современная лексикография
Новый выпуск программы