Подсказки для поиска

Вышла коллективная монография о научных школах петербургского Института лингвистических исследований РАН

Вышла коллективная монография о научных школах петербургского Института лингвистических исследований РАН
В коллаже использованы материалы фотобанка Pexels

Ответственный редактор монографии — академик Николай Николаевич Казанский, специалист по классической филологии и индоевропеистике. Книга рассчитана на широкий круг читателей, которые интересуются российской наукой и ее историей. 

Институт лингвистических исследований имеет богатую столетнюю историю и развивает ряд ключевых направлений в современной лингвистической науке, а также продолжает научные традиции Академии наук XVIII–XIX веков. 

Школы, описанные в книге, выстроены в хронологическом порядке: Петербургская школа академической лексикографии, Ленинградская/Санкт-Петербургская типологическая школа, Санкт-Петербургская школа функциональной грамматики, Петербургская школа лингвистов-североведов и Петербургская школа сравнительно-исторического индоевропейского языкознания. 

Что такое академическая наукаЧлены РАН ответили на наши вопросы перед юбилеем АкадемииВажную роль в развитии отечественной лексикографии сыграл изданный в Петербурге в XVIII веке «Словарь Академии Российской» (1789–1794), который упоминал еще Пушкин. Третье издание словаря Даля подготовил Иван Бодуэн де Куртенэ, а «Словарь русского языка» Грота вышел под редакцией Алексея Шахматова. В «Большой словарной картотеке» ИЛИ РАН немало выписок сделаны рукой академика Шахматова, это один из символов преемственности между Институтом и Академией. 

В 1931 году произошло объединение Словарной комиссии АН СССР с Институтом, с этого времени начинаются систематические исследования в области лексикографии. Школы в стенах Института часто рождались вопреки неблагоприятным обстоятельствам. В 1930-е годы проводился ничем не оправданный эксперимент по слиянию научных учреждений в составе Института (тогда он назывался Институтом языка и мышления им. Н. Я. Марра), но в это время тем не менее появилось много талантливых и любящих свое дело русистов. 

На возникновение школ влияли и внешние факторы. После выхода трудов Сталина по языкознанию был снят запрет на занятия индоевропеистикой, в результате чего в Институте возник отдел индоевропейских языков, где работали четырнадцать профессоров и один лаборант. А эвакуация сотрудников ИЛИ из блокадного Ленинграда в Душанбе способствовала развитию иранистических исследований и подготовке научных кадров в Таджикистане. 

В приложении к книге помещены два очерка, которые рассказывают об истории петербургской лингвистики в XX веке. 

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Современные онлайн-ресурсы расширяют возможности исследователей русского языка

Инструменты, разработанные сотрудниками ИЛИ РАН, будут интересны и неспециалистам

Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?

Доклад лингвиста Сергея Татевосова на Международном педагогическом конгрессе в МГУ им. М. В. Ломоносова

все публикации

В среднем человек ругается 250 тысяч раз за жизнь — как к этому относиться?

Константин Деревянко, Ярослав Скворцов и Владимир Легойда обсудили ненормативную лексику

Тест: знаете ли вы значение этих устаревших слов?

Увраж, палаш, ажитация и еще семь слов, которые мы больше не используем

Я вижу, значит, я понимаю: как устроены метафоры восприятия

Лингвист Валерий Шульгинов о мыслях в животе, текучем времени и связи слуха с послушанием

Страсти вокруг нормы

Светлана Друговейко-Должанская о том, почему кодификация языковых явлений не может строиться на личных предпочтениях

Лингвист Алексей Шмелев: «У слова „столько“ есть полная парадигма единственного числа»

«Правмир» поговорил о русском языке и лингвистике с председателем Орфографической комиссии РАН

Практическое руководство по использованию эмодзи: как избежать конфуза

Результаты нашего опроса и маленький словарик в помощь сомневающимся

Как образуются новые слова: старые модели, новые потребности

Полуногав для турникмэна и улучшайзинг человейника

«Дорогие дети! Я в вас верю, всё будет в порядке!»

Психолог Елена Морозова о том, как пережить ЕГЭ

Что такое бывшие диминутивы и как они возникают

Зяблик, ласточка, букашка потеряли связь со своими «родителями» и стали самостоятельными словами

Николай Карамзин, сентименталист-революционер

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского письменного языка

Что в эмодзи тебе моем: как смайлы помогают и мешают нам общаться

Улыбка в рабочей переписке может оскорбить, а пицца в описании профиля — напугать

Термины родства и свойства́ в русском языке

В День семьи разбираемся, чьим мужем может быть зять и от кого нужно скрываться невестке

Евгений Головко о связи лингвистики с науками о человеке и обществе

Для антропологической лингвистики язык — прежде всего культурный маркер

Тест на общие корни: найдите дальних родственников!

Чтобы увидеть этимологические связи между русскими словами, приходится вспоминать латынь и греческий

Яков Грот, систематизатор русской орфографии

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского письменного языка

Какие фамилии в русском языке не склоняются?

На склонение фамилии влияет не только пол ее носителя

Почему так трудно выбрать номинацию для людей с инвалидностью?

Ни прямота, ни политкорректность сами по себе не решают проблемы

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!