Подсказки для поиска

Вышла коллективная монография о научных школах петербургского Института лингвистических исследований РАН

Вышла коллективная монография о научных школах петербургского Института лингвистических исследований РАН
В коллаже использованы материалы фотобанка Pexels

Ответственный редактор монографии — академик Николай Николаевич Казанский, специалист по классической филологии и индоевропеистике. Книга рассчитана на широкий круг читателей, которые интересуются российской наукой и ее историей. 

Институт лингвистических исследований имеет богатую столетнюю историю и развивает ряд ключевых направлений в современной лингвистической науке, а также продолжает научные традиции Академии наук XVIII–XIX веков. 

Школы, описанные в книге, выстроены в хронологическом порядке: Петербургская школа академической лексикографии, Ленинградская/Санкт-Петербургская типологическая школа, Санкт-Петербургская школа функциональной грамматики, Петербургская школа лингвистов-североведов и Петербургская школа сравнительно-исторического индоевропейского языкознания. 

Что такое академическая наукаЧлены РАН ответили на наши вопросы перед юбилеем АкадемииВажную роль в развитии отечественной лексикографии сыграл изданный в Петербурге в XVIII веке «Словарь Академии Российской» (1789–1794), который упоминал еще Пушкин. Третье издание словаря Даля подготовил Иван Бодуэн де Куртенэ, а «Словарь русского языка» Грота вышел под редакцией Алексея Шахматова. В «Большой словарной картотеке» ИЛИ РАН немало выписок сделаны рукой академика Шахматова, это один из символов преемственности между Институтом и Академией. 

В 1931 году произошло объединение Словарной комиссии АН СССР с Институтом, с этого времени начинаются систематические исследования в области лексикографии. Школы в стенах Института часто рождались вопреки неблагоприятным обстоятельствам. В 1930-е годы проводился ничем не оправданный эксперимент по слиянию научных учреждений в составе Института (тогда он назывался Институтом языка и мышления им. Н. Я. Марра), но в это время тем не менее появилось много талантливых и любящих свое дело русистов. 

На возникновение школ влияли и внешние факторы. После выхода трудов Сталина по языкознанию был снят запрет на занятия индоевропеистикой, в результате чего в Институте возник отдел индоевропейских языков, где работали четырнадцать профессоров и один лаборант. А эвакуация сотрудников ИЛИ из блокадного Ленинграда в Душанбе способствовала развитию иранистических исследований и подготовке научных кадров в Таджикистане. 

В приложении к книге помещены два очерка, которые рассказывают об истории петербургской лингвистики в XX веке. 

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Современные онлайн-ресурсы расширяют возможности исследователей русского языка

Инструменты, разработанные сотрудниками ИЛИ РАН, будут интересны и неспециалистам

Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?

Доклад лингвиста Сергея Татевосова на Международном педагогическом конгрессе в МГУ им. М. В. Ломоносова

все публикации

«Набросал стишата», или О стратегии авторской скромности

Мое творчество, мои произведения... Ирина Фуфаева объясняет, почему нас смущают эти выражения

Кринж или не кринж? Лингвистический взгляд на чувство неловкости в коммуникации

Валерий Шульгинов пытается понять, какие ситуации мы описываем этим словом и почему

В Ухане или в Ухани? Как выяснить тип склонения иностранного топонима

Первый шаг — определить, насколько это название привычное и есть ли похожие на него русские слова

Как редакционная политика повышает качество текстов

Что в ней должно быть и кто заинтересован в том, чтобы она работала

Слово «пожалуйста» может быть избыточным

Представляем некоторые публикации в третьем номере журнала «Русская речь» за 2025 год

Свое среди чужих: попробуйте отличить исконно русское слово от заимствований

Десять примеров того, что разница между «местными» и «чужаками» со временем перестает быть заметной

Стенография: как поймать слова на лету

От мраморных плит до современных программ

Чем опасны «бесы орфографии»?

Не надо искать в приставке нечистую силу и злой умысел

Язык всегда найдет способ заполнить лакуны

Лингвист Мария Ровинская дала интервью каналу «Мослекторий»

Александр Пушкин, главный инфлюенсер русского языка

Его влияние на то, как мы говорим и пишем, сохраняется спустя двести лет

В среднем человек ругается 250 тысяч раз за жизнь — как к этому относиться?

Константин Деревянко, Ярослав Скворцов и Владимир Легойда обсудили ненормативную лексику

Тест: знаете ли вы значение этих устаревших слов?

Увраж, палаш, ажитация и еще семь слов, которые мы больше не используем

Я вижу, значит, я понимаю: как устроены метафоры восприятия

Лингвист Валерий Шульгинов о мыслях в животе, текучем времени и связи слуха с послушанием

Страсти вокруг нормы

Светлана Друговейко-Должанская о том, почему кодификация языковых явлений не может строиться на личных предпочтениях

Лингвист Алексей Шмелев: «У слова „столько“ есть полная парадигма единственного числа»

«Правмир» поговорил о русском языке и лингвистике с председателем Орфографической комиссии РАН

Практическое руководство по использованию эмодзи: как избежать конфуза

Результаты нашего опроса и маленький словарик в помощь сомневающимся

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!