Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Вышла коллективная монография о научных школах петербургского Института лингвистических исследований РАН

Вышла коллективная монография о научных школах петербургского Института лингвистических исследований РАН
В коллаже использованы материалы фотобанка Pexels

Ответственный редактор монографии — академик Николай Николаевич Казанский, специалист по классической филологии и индоевропеистике. Книга рассчитана на широкий круг читателей, которые интересуются российской наукой и ее историей. 

Институт лингвистических исследований имеет богатую столетнюю историю и развивает ряд ключевых направлений в современной лингвистической науке, а также продолжает научные традиции Академии наук XVIII–XIX веков. 

Школы, описанные в книге, выстроены в хронологическом порядке: Петербургская школа академической лексикографии, Ленинградская/Санкт-Петербургская типологическая школа, Санкт-Петербургская школа функциональной грамматики, Петербургская школа лингвистов-североведов и Петербургская школа сравнительно-исторического индоевропейского языкознания. 

Что такое академическая наукаЧлены РАН ответили на наши вопросы перед юбилеем АкадемииВажную роль в развитии отечественной лексикографии сыграл изданный в Петербурге в XVIII веке «Словарь Академии Российской» (1789–1794), который упоминал еще Пушкин. Третье издание словаря Даля подготовил Иван Бодуэн де Куртенэ, а «Словарь русского языка» Грота вышел под редакцией Алексея Шахматова. В «Большой словарной картотеке» ИЛИ РАН немало выписок сделаны рукой академика Шахматова, это один из символов преемственности между Институтом и Академией. 

В 1931 году произошло объединение Словарной комиссии АН СССР с Институтом, с этого времени начинаются систематические исследования в области лексикографии. Школы в стенах Института часто рождались вопреки неблагоприятным обстоятельствам. В 1930-е годы проводился ничем не оправданный эксперимент по слиянию научных учреждений в составе Института (тогда он назывался Институтом языка и мышления им. Н. Я. Марра), но в это время тем не менее появилось много талантливых и любящих свое дело русистов. 

На возникновение школ влияли и внешние факторы. После выхода трудов Сталина по языкознанию был снят запрет на занятия индоевропеистикой, в результате чего в Институте возник отдел индоевропейских языков, где работали четырнадцать профессоров и один лаборант. А эвакуация сотрудников ИЛИ из блокадного Ленинграда в Душанбе способствовала развитию иранистических исследований и подготовке научных кадров в Таджикистане. 

В приложении к книге помещены два очерка, которые рассказывают об истории петербургской лингвистики в XX веке. 

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Современные онлайн-ресурсы расширяют возможности исследователей русского языка

Инструменты, разработанные сотрудниками ИЛИ РАН, будут интересны и неспециалистам

Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?

Доклад лингвиста Сергея Татевосова на Международном педагогическом конгрессе в МГУ им. М. В. Ломоносова

все публикации

Как победить на олимпиаде по лингвистике

Тренеры российской команды — о том, куда податься школьнику, которому интересно думать о языке


На телеканале ОТР обсуждали засилье иностранных слов

Если убрать из русского языка все заимствования, то от него ничего не останется?


Как вычисление скрытого субъекта помогает понять смысл предложения

Иногда без синтаксического разбора не поймешь, кто на ком стоял


Словесные игры расширяют лексический запас и тренируют навыки коммуникации

А еще они приносят много удовольствия от игрового взаимодействия и помогают лучше узнать друг друга


Как будет выглядеть карта языков России?

Интервью лингвиста Юрия Корякова сайту Русского географического общества


Контактные языки: что бывает, когда соседи не понимают друг друга

Настойчивое желание общаться приводит к появлению конструкций «Моя твоя не понимай»


Чем отличаются по смыслу слова «знакомый», «друг» и «товарищ» в языке Пушкина?

Вышел в свет третий номер «Вестника Московского университета» за 2024 год


Скороговорки: полезное развлечение для детей и взрослых

Как Саша с сушкой и Клара с кларнетом помогают избавиться от каши во рту


Рэп-фристайл: импровизация по-русски в ритме бита

Интервью с руководителем «Фристайл-мастерской» Львом Киселевым


«Говорим по-русски!»: в правилах русской пунктуации есть пробелы

Лингвист Мария Ровинская о том, почему запятые все-таки нужны


«Муж объелся груш» и другие речевые формулы для ответа в рифму

Каждый месяц мы выбираем самые интересные вопросы пользователей и самые полезные ответы нашей справочной службы



Влияние государственных решений на судьбу родных языков

Эксперты обсуждают принятую Концепцию языковой политики и ждут результатов ее реализации




Ошибочные употребления предлогов могут стать частью нормы

Предлоги-захватчики приобретают новые значения, вытесняют другие способы выражения синтаксических связей и вообще много себе позволяют


Вышло новое издание научно-популярной книги Стивена Пинкера «Язык как инстинкт»

Ее можно использовать как пособие по курсу «Введение в языкознание»



Константин Деревянко: «Необходима национальная стратегия развития речевой культуры»

Руководитель Грамоты о том, как владение языком влияет на учебу, карьеру и состояние общества


Откуда берутся и какую функцию выполняют бранные слова

Ругательства — нормальная часть языка, хотя не все они относятся к литературной норме


Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!