Русский язык сегодня: как ему учить, как его защитить, как он влияет на общество и экономику
В День русского языка филологи, педагоги, общественные деятели традиционно обсуждают вопросы, связанные с актуальным состоянием языка, тенденциями его развития, возможностями его государственной поддержки и защиты.
В круглом столе «Государственная языковая политика: от среднего образования до сохранения редких языков и диалектов русского языка», который состоялся 6 июня в пресс-центре «Россия сегодня», принимали участие член Совета по русскому языку при Президенте РФ, руководитель Грамоты Константин Деревянко, член Совета по русскому языку при Президенте РФ Маргарита Русецкая, заместитель директора Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Елена Шмелева, заместитель директора Института языкознания РАН, эксперт Грамоты Игорь Исаев, руководитель образовательного направления Грамоты, заведующая Лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина Мария Лебедева и учитель информатики и технологии московской школы № 1409, призер номинации «Учитель года Москвы» Алексей Четверов.
Константин Деревянко в начале дискуссии привлек внимание к низкой речевой культуре школьников, которым не хватает словарного запаса, понятийного аппарата и коммуникативных навыков, чтобы успешно решать учебные задачи, сформулированные в текстовом виде, и в дальнейшем получать образование и строить карьеру. Например, результаты ЕГЭ показывают, что 91,6% выпускников не могут решить текстовую задачу прикладного характера на ЕГЭ по математике.
Именно в школе и даже на дошкольном уровне закладываются основы речевой культуры. Недостаток языковых компетенций впоследствии не только мешает конкретному человеку, но и наносит экономический ущерб государству. По словам Константина Деревянко, «с учетом перспектив инновационного развития нашей экономики мы сегодня можем заявлять о том, что от 3 до 5 процентов ВВП недополучает экономика нашей страны в связи с недостаточным уровнем грамотности населения». Необходима инвестиционная политика в области повышения грамотности населения и комплексные системные исследования речевой культуры.
Какую законодательную поддержку нужно оказать русскому языку? Маргарита Русецкая отметила, что пока не сложилась практика применения законодательства в том, что касается запрета на избыточное использование иностранных слов. Необходимо ввести в деятельность государственных органов отдельный пункт о соответствии текстов (меню, наименований и т. д.) нормам закона о языке. Она призвала привлекать профессиональных лингвистов для экспертизы документов и оценки наименований, чтобы решения принимались квалифицированно.
Сегодня далеко не всегда элита в разных областях деятельности, которая формирует медиаландшафт, соблюдает закон о языке, избегает англицизмов и жаргонизмов. Но при этом каждый говорящий по-русски вполне может взять на себя ответственность за собственную речь, за языковую культуру семьи.
К сотрудникам Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН обращаются граждане и государственные органы с вопросами о русском языке. Чтобы дать ответ, часто приходится проводить целое исследование, но эти обращения говорят о живом интересе к языку, и это очень хорошо, подчеркнула Елена Шмелева. В 60-е годы прошлого века Сергей Иванович Ожегов основал телефонную службу русского языка в Институте, которая действует до сих пор. Лингвист обратила внимание на то, что в орфографическом ресурсе «Академос» регулярно появляются новые слова, которые пока не стали частью литературного языка, но их уже нужно уметь писать правильно. Другой полезный ресурс — Национальный корпус русского языка: он дает много информации о развитии языка, но при этом принципиально ненормативный. Ответом на растущий интерес к норме стало создание Национального словарного фонда, в который вошли 33 словаря, как современные, так и исторические, и «Словарь русских народных говоров». В него включены по несколько словарей одного типа, которые отражают разные подходы разных авторов-лексикографов.
Какой должна быть языковая политика, чтобы соблюсти баланс между языковым многообразием и ведущей ролью русского языка? Игорь Исаев говорил о русском языке и его вариантах, с одной стороны, и о русском и других языках Российской Федерации — с другой. В языке нормативно все, но есть то, что находится за пределами литературной нормы, считает эксперт. Язык семей может быть нелитературным, что не делает его менее ценным. Это фундамент, который лежит в основе любого государства. Задача учителя — объяснить детям разницу между местным языком и литературным языком с его функциями и возможностями. Две эти разновидности русского языка создают идентичность и многообразие.
Для многих жителей России русский язык — не первый в жизни или не единственный. В стране есть 155 разных языков, и нужно сохранять к ним уважительное отношение, в том числе на законодательном уровне, тем более что в регионах нерусские языки могут быть государственными.
Учитель информатики и технологий Алексей Четверов на суперфинале конкурса «Педагоги года Москвы» выступил с просветительской лекцией «Великий и могучий русский язык». Он видит величие русского языка в том, что он мелодичный, интересный, его всегда приятно слушать. Он сравнил ошибки в русском языке с ошибками в программе, которая в этом случае не будет работать. Также педагогам знакомы проблемы, которые возникают при решении текстовых задач по разным предметам.
Судя по активности на портале «Грамота», интерес к русскому языку остается стабильным, отмечает Мария Лебедева. Среди вопросов пользователей есть вечные (договоры или договора), сезонные (Что такое аносмия? — это потеря обоняния, связанная с сезонной аллергией) и массовые (например, вопросы про запятые и про ударение).
Сегодня меняются формы общения, отмечает эксперт. С одной стороны, люди стали больше переписываться и меньше общаются устно. С другой стороны, многие люди, которые говорят в публичном поле, делают ошибки в произношении слов. Под влиянием этих двух факторов обостряются проблемы с выбором правильного ударения.
При изучении запросов, которые пользователи вводят в поисковую строку на Грамоте, легко опознаются вопросы школьников. Например, вряд ли кого-то, кроме них, массово интересуют слова подьячий, подъюбник или выражение поласкать щенка. Это те слова, которые нужно знать в школе, но которые не пригодятся в современной жизни. В то же время есть и вопросы о словах, имеющих практическую ценность: выздровею или выздровлю, вообщем или в общем, вальировать или варьировать.
Чтобы коммуникация в обществе была более эффективной, необходимо для начала обновить содержание учебников русского языка в связке с другими предметами, понятийный аппарат которых действительно нужен школьнику. Но надо понимать, что невозможно ограничить развитие речевой культуры школой: оно должно продолжаться и в вузе, и в колледже, и на рабочем месте. Важно перейти от работы со школьниками к работе со взрослым населением для формирования его речевых компетенций.
Еще на
эту тему
Русский язык как государственный: что означает этот статус
Когда средство общения становится символом страны и национальным достоянием
Мария Лебедева: «Русский язык снова помогает африканским студентам строить карьеру»
Руководитель образовательного направления Грамоты рассказала о форуме в Тунисе
Игорь Исаев: «Мы прикладываем недостаточно усилий для просвещения наших соотечественников»
Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты