Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Чувствительность мозга к орфографическим ошибкам формируется в подростковом возрасте

Орфографическая чувствительность — одно из уникальных человеческих свойств, связанное с восприятием письменной речи. Эта способность позволяет отличать не только слова от случайных наборов букв, но и правильно написанные слова от слов с ошибками.

Чувствительность к орфографическому облику слова начинает формироваться обычно в младшем школьном возрасте, когда дети осваивают письмо. А в каком возрасте реакция на ошибки доводится до автоматизма? Это выяснили специалисты из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН и НИУ ВШЭ.

Они использовали метод вызванных потенциалов, который позволяет замерять электрическую активность мозга в ответ на определенные стимулы. В данном случае — на предъявление слов с ошибками и без. В исследовании участвовали дети 8–10 лет, подростки 11–14 лет и взрослые 18–39 лет. Каждый из них был носителем русского языка и не имел проблем с правописанием.

Участникам предлагали прочитать два слова на экране и определить, есть ли в них орфографическая ошибка. Одновременно оборудование регистрировало изменения в активности мозга участников через 0,4 и 0,6 секунды после появления слова (отклики в эти интервалы принято называть потенциалами N400 и P600). 

Результаты показали, что все группы участников, включая детей в возрасте от 8 до 10 лет, хорошо справлялись с определением правильности написания слов. Даже среди детей 8–10 лет ошибочных ответов в среднем было не более 14% — хотя и больше, чем у подростков и особенно у взрослых.

Интересно, что у детей 8–10 лет вызванные потенциалы (отклики мозга) на правильно написанные слова и слова с ошибками не отличались. По мнению исследователей, это говорит о том, что в младшем школьном возрасте способность распознавать правильное написание только начинает формироваться.

У подростков отклики различались при регистрации потенциала P600, то есть через 0,6 секунды после предъявления стимула. А вот у взрослых различия были в потенциалах N400 и P600 — и через 0,4 секунды, и через 0,6 секунд. Это говорит о том, что автоматическое — почти мгновенное — распознавание ошибок появляется уже во взрослом возрасте.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания

Миф о врожденной грамотности и правда о тех, кто пишет без ошибок

Как развить в себе орфографические суперспособности

Ева Даласкина против русской орфографии

Какие типы ошибок встречаются в Тотальном диктанте чаще всего

все публикации

Ошибочные употребления предлогов могут стать частью нормы

Предлоги-захватчики приобретают новые значения, вытесняют другие способы выражения синтаксических связей и вообще много себе позволяют


Вышло новое издание научно-популярной книги Стивена Пинкера «Язык как инстинкт»

Ее можно использовать как пособие по курсу «Введение в языкознание»



Константин Деревянко: «Необходима национальная стратегия развития речевой культуры»

Руководитель Грамоты о том, как владение языком влияет на учебу, карьеру и состояние общества


Откуда берутся и какую функцию выполняют бранные слова

Ругательства — нормальная часть языка, хотя не все они относятся к литературной норме


Вышел обновленный учебник для вузов «Введение в науку о языке»

В первый том вошли разделы «Теория языка» и «Язык и познание»


Что такое векторные модели и как можно их использовать

Компьютерный лингвист Борис Орехов умеет превращать значение слова в последовательность чисел


Сколько падежей в русском языке на самом деле

Сторонники идеи «чем больше, тем лучше» ищут и находят скрытые падежи


Как современные технологии помогают оценить сложность текста

Инструменты компьютерной лингвистики лучше всего работают с учебными материалами


В языке все уже изучено или ученым есть чем заняться?

В телепередаче «Наблюдатель» члены Российской академии наук обсуждали самое интересное в науке о языке


Новый толковый словарь — источник точной и интересной информации для школьника

Авторы рассказывают, как устроен словарь и как его можно использовать на уроках и дома


Как разное понимание языковой нормы приводит к коммуникативным неудачам

Выступление научного консультанта Грамоты Владимира Пахомова на конференции «Медиатекст: векторы развития и перспективы изучения» 


Наш человек! Как появились и что значат названия народов — этнонимы

От имен легендарных прародителей до прозвищ, данных соседями


Шепот на ухо и бесконечный пазл: две истории о переводе с турецкого

Тюрколог Аполлинария Аврутина переводила не только Орхана Памука, но и суфийскую поэзию XIII века


Вышел в свет второй выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

В нем анализируют такие языковые единицы, как «босяки», «верги» и «зеленые береты»


Как отличить текст, написанный нейросетью? Ряд критериев предложен на «Хабре»

ИИ не способен к оригинальному мышлению и творческому осмыслению информации


Мягенький заинька у плохонькой березоньки: по каким правилам пишутся уменьшительно-ласкательные суффиксы?

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба



Вышел в подарочном издании «Словарь поэтических иносказаний Пушкина» Валерия Сомова

Автор считал этот словарь кентавром: «По форме — справочник, по сути же — книга для занимательного чтения»


Подкаст «Что это значит?» проясняет смысл необычных современных слов

Даже если вы избегаете новых заимствований, полезно понимать, откуда взялись ретрит, косты и непо-бейбис