Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Словесные игры расширяют лексический запас и тренируют навыки коммуникации

Словесные игры расширяют лексический запас и тренируют навыки коммуникации
Иллюстрация: Тим Яржомбек

Словесные игры — это развлечение для ума и души. Массовый успех простой онлайн-игры «Вордли», в которую играли миллионы людей по всему миру во время пандемии, доказал, что составлять слова интересно всем. Но играть всегда лучше в компании, а словесные игры идеально подходят для того, чтобы развлечься в пути, провести вечер с друзьями на даче или сблизить незнакомых людей на вечеринке. Мы собрали игры разного типа, чтобы вы могли выбрать свой набор в зависимости от ваших склонностей и обстоятельств. 

Устные игры

  1. Ассоциации

Количество участников: от двух человек. Первый игрок говорит любое слово. Следующий должен быстро назвать слово, ассоциирующееся с предыдущим. Игра продолжается по кругу, и слова не должны повторяться. Игрок, который не сумел быстро назвать слово, выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

  1. Города

Самая простая и динамичная словесная игра для двух и более человек, в которую все хотя бы раз в жизни играли. Первый игрок называет любой город, например Москва. Следующий должен назвать город, название которого начинается на последнюю букву предыдущего, например Амстердам. Города не должны повторяться. Если игрок не может назвать город на нужную букву или повторяет уже названный, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок-победитель.

Иногда допускается пропуск хода, если город на нужную букву (например, й или ы) не находится. В некоторых вариантах игры можно использовать не только города, но и страны или реки.

  1. Шарады

Цель игры — угадать слово или фразу, используя подсказки. Играющие делятся на команды. Одна из команд загадывает слово или фразу (это может быть название книги или фильма) и сообщает его представителю другой команды (ведущему). Он пытается без слов показать слово или фразу с помощью жестов и мимики (без слов). Остальные члены команды пытаются угадать слово или фразу. Время на угадывание ограничено (1–2 минуты). За каждое задание команда получает очки. После нескольких раундов они подсчитываются.

Можно разбивать слово на фрагменты (ком-пани-я, фара-он, раз-ворот), а фразу — на части. Если обстоятельства позволяют, можно использовать реквизит или элементы костюмов. Упрощенная разновидность этой игры — «Крокодил» (см. ниже). 

Игры с ручкой и бумагой

  1. Виселица

Играют два — пять человек. Один из игроков загадывает слово и размечает на бумаге или доске пустые клетки для каждой буквы этого слова. Другие игроки по очереди называют буквы, пытаясь угадать слово. Если угаданная буква есть в слове, ведущий вписывает ее на соответствующее место. Если буквы нет, ведущий рисует один элемент схематичной виселицы. Игра продолжается до тех пор, пока слово не будет угадано (побеждают игроки) или виселица с человечком не будет нарисована полностью (тогда побеждает ведущий).

  1. Балда

Играют два человека. На поле 5×5 клеток пишется начальное слово из пяти букв в центре. Игроки по очереди добавляют по одной букве, чтобы составить новые слова, по горизонтали или вертикали. Каждое слово должно быть существительным в именительном падеже. За каждую букву в слове начисляются очки. Игра заканчивается, когда нет возможных ходов или игроки не могут придумать новых слов. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

  1. Типография

Для двух и более игроков. Один выбирает длинное слово (типография, холодильник, помещица, подстанция…). Игроки пытаются составить как можно больше слов, используя только буквы из этого слова. Буквы могут использоваться столько раз, сколько раз они встречаются в исходном слове. За каждое составленное слово (существительное, нарицательное, в единственном числе) игрок получает очко. Побеждает тот, кто составил больше слов. Слова не должны повторяться. Можно устанавливать ограничения по времени, чтобы игра не затягивалась.

  1. Буриме

Для двух и более игроков. Один придумывает рифмы и пишет их в столбик, другие игроки должны составить стихотворение, используя эти рифмы. Каждый зачитывает свое стихотворение вслух, выбирается победитель. Можно ограничить количество строк в стихотворении. Рифмы могут быть сложными или простыми, в зависимости от уровня игроков.

Настольные игры и мобильные приложения

  1. Скажи иначе (Alias)

Игроки делятся на команды. Каждая команда получает карточку с набором слов. Один из игроков объясняет слово своим товарищам по команде, не используя корень этого слова. За каждое угаданное слово команда получает очки. Время (например, одна минута) засекается с помощью таймера или песочных часов. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Можно скачать приложение для мобильного телефона: оно позволяет установить уровень сложности и автоматизировать подсчет времени и очков.

  1. Эрудит (Scrabble)

Играют от двух до четырех человек. Каждый игрок получает по семь случайных букв. Игроки по очереди составляют слова на игровом поле, выкладывая буквы по принципу кроссворда. За каждую букву, использованную в слове, начисляются очки, причем некоторые клетки на поле увеличивают в два или три раза «цену» буквы или всего слова. Игроки пополняют свои буквы до семи после каждого хода. Игра заканчивается, когда запас букв заканчивается или один из игроков выкладывает все свои буквы. Побеждает игрок с наибольшим количеством очков.

  1. Имаджинариум

Для двух и более игроков. Понадобятся рисунки или фотографии. Один из игроков выбирается ведущим. Он показывает карточку с изображением какого-то предмета или сцены. Остальные должны поочередно называть ассоциации или идеи, связанные с изображением, начиная с фразы «Я вижу...». Игроки стараются создать цепочку ассоциаций, связывая последующие ответы с предыдущими, используя изображение как отправную точку. 

Пример игры:

  • Изображение: Лес.
  • Игрок 1: «Я вижу дерево».
  • Игрок 2: «Я вижу ветку на дереве».
  • Игрок 3: «Я вижу птицу на ветке».
  • Игрок 4: «Я вижу гнездо птицы».
  • Игрок 5: «Я вижу яйцо в гнезде».
  • Игрок 6: «Я вижу птенца в яйце» и т. д.

Нужно стремиться к оригинальности и избегать повторений.

Игра продолжается, пока не надоест. Победителем становится автор самой неожиданной ассоциации. Можно использовать готовую настольную игру, но у нее свои правила, в которых главное — угадать, как именно другие игроки ассоциативно связывают между собой картинки и слова.

Игры для большой компании

  1. Контакт

Участвовать могут от трех до пятнадцати игроков. Эта азартная и динамичная игра подходит для летнего лагеря. Один игрок загадывает слово и называет первую букву. Остальные пытаются угадать слово, задавая вопросы. Например, если загадано слово собака, ведущий говорит, что слово начинается с буквы с. Игрок может спросить: «Это приправа?» (имея в виду соль). Если ведущий догадается, какое слово имеется в виду, он отвечает: «Это не соль». Следующий игрок может спросить: «В него наливают сок?» (подразумевая стакан). В этот момент другой игрок, если он понял, какое слово имеет в виду спрашивающий, кричит: «Контакт!» После этого ведущий должен успеть угадать слово стакан раньше, чем все игроки хором скажут «Стакан!». Если ведущий не успел догадаться, он называет о — следующую букву своего слова. Далее следуют вопросы о словах, начинающихся на со-.

Цель игроков — придумать такие вопросы, чтобы ведущий не смог быстро догадаться, о каком слове идет речь, а другие игроки — смогли бы. Участникам интересно придумывать неожиданные и оригинальные подсказки. Игра заканчивается, когда слово отгадано. После этого ведущим становится игрок, который задал решающий вопрос.

  1. Алиса

Играют несколько человек. Один игрок начинает историю с фразы: «Однажды Алиса...» Следующий игрок должен продолжить, добавив одно предложение. История может развиваться в любом направлении, главное, чтобы каждое предложение было логически связано с предыдущим. Можно усложнить игру, используя слова на одну букву. Игра продолжается по кругу, пока игроки не решат закончить историю. Эта игра развивает навык слушания, творческое мышление, умение строить связные тексты.

  1. Маркиза

Литературная игра, которая требует от участников знания литературных произведений, языкового чутья, умения логически мыслить, интуиции и чувства юмора. Загадывается литературный персонаж или предмет (например, собака Баскервилей или печка из сказки «Гуси-лебеди»), и участники, формулируя вопросы, пытаются его угадать. Источники могут быть разными, от классической литературы до детских считалок, поэтому шанс выиграть есть у каждого. 

  1. Крокодил

Играют несколько человек. Один игрок загадывает слово или фразу и должен объяснить его другим игрокам с помощью жестов, не произнося ни слова. Остальные игроки пытаются угадать слово или фразу. Тот, кто первым угадал слово, становится следующим ведущим.

  1. Шляпа

Эту игру особенно любят лингвисты. Играют две или более команд, в каждой из которых минимум два игрока. Помимо бумаги и ручки, вам потребуется шляпа (или любая емкость). Каждый игрок пишет на листочках бумаги несколько слов (обычно 5–10 существительных), которые известны всем участникам.  Листочки складываются в шляпу. Игра проходит в несколько раундов, обычно их три, но может быть и больше.

Раунд 1. Объяснение слов. Объяснить слово, не используя однокоренных слов. Команде дается фиксированное время (обычно одна минута) для объяснения как можно большего количества слов. Ведущий игрок команды вытаскивает из шляпы слово и пытается объяснить его своей команде. Команда должна угадать слово. Если слово угадано, ведущий берет следующее слово, и так пока не кончится минута. За каждое угаданное слово команда получает одно очко.

Раунд 2. Одним словом. Нужно объяснить слово, используя только одно слово-подсказку. Ведущий игрок вытаскивает слово и говорит только одно слово, которое ассоциируется с загаданным словом. Правила и подсчет очков аналогичны первому раунду.

Раунд 3. Пантомима. Нужно объяснить слово, используя только жесты и мимику (пантомиму).

Если команда не может угадать слово, ведущий может пропустить его, но за это снимается очко. Для спорных слов или трудностей с объяснением могут быть введены дополнительные правила. После завершения всех раундов подсчитываются очки каждой команды.

Польза словесных игр

Словесные игры способствуют расширению словарного запаса, помогают детям и взрослым узнавать новые слова и их значения. Многие словесные игры требуют умения логически мыслить, устанавливать ассоциативные связи, искать общее, запоминать то, что уже было сказано. Это тренирует когнитивные способности и улучшает память. Кроме того, дети учатся правильно строить предложения, использовать различные грамматические формы. Чтобы победить в игре, нужно быть внимательным и не отвлекаться, запоминать правила, следить за ходом игры, реагировать на действия других участников.

Игровая форма обучения делает процесс познания более интересным и увлекательным, повышает мотивацию детей на уроках, поскольку обучение ассоциируется у них с азартом и удовольствием.

Словесные игры особенно хороши для развития творческого мышления. Они стимулируют воображение, побуждают придумывать истории, интерпретировать жесты и находить нестандартные решения.

И, наконец, словесные игры в больших компаниях помогают развивать коммуникативные навыки и навыки социального взаимодействия, причем не только у детей, но и у молодых взрослых. Словесные игры требуют взаимодействия между участниками и тренируют умение слушать, выражать свои мысли и работать в команде. Совместное участие в игре укрепляет дружеские связи, помогает налаживать новые контакты, развивает эмоциональный интеллект. Игры, где требуется интерпретировать эмоции и жесты (например, «Крокодил»), помогают лучше понимать и выражать свои чувства, а также распознавать эмоции других людей.

, редактор Грамоты

Еще на эту тему

В ЕГЭ по русскому языку разрешили ссылаться на сюжеты из аниме, комиксов и видеоигр

Такое дополнение появилось в «Навигаторе самостоятельной подготовки к экзамену» от ФИПИ

Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»

Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли и применять навыки в сложных ситуациях

Чтобы добыть драгоценное слово…

Обучающие игры со словами: непроверяемые написания

все публикации


Художественный стиль речи использует всю палитру языковых средств

Творец может свободно обращаться со словами, если этого требует его замысел


Как научиться говорить грамотно и выразительно во взрослом возрасте

Развитие речевой культуры предполагает ликвидацию пробелов в знаниях и опору на сильные стороны говорящего




Школа игры на рояле без струн

Переводчик Наталья Мавлевич о преодолении интертекстуального малокровия и культурной глухоты


Вышел третий выпуск журнала «Слово.ру: Балтийский акцент» за 2024 год

«Мама» вытесняет «мать» как способ указания на родственную связь, а «чувак» обрел вторую жизнь благодаря молодежи


Хайп, кринж и краш на всю страну: зачем медиа используют молодежный язык

Просвещение, эксперименты и кодовый язык для тех, кто «в теме»



Самые необычные словари русского языка: от морфем до новоторов и Андропы-Расторопы

Они устроены не так, как мы привыкли, и показывают язык с неожиданной стороны


Какими методами можно изучать язык животных

Палка-змея, нейросети и полезный опыт общения с младенцами


Опасный участок! Самые глупые и обидные ошибки в правописании 

Когда осознанный выбор помогает сохранить репутацию грамотного человека


Лингвисты-блогеры: что почитать о русских словах

Профессиональный взгляд на язык во всех его проявлениях





Ложные друзья переводчика: когда сходство слов из разных языков может оказаться ловушкой

Почему в Англии не едят на завтрак тосты с мармеладом и не устраивают «День бокса» после Рождества


Где школьник может проявить свой интерес к лингвистике

Навигатор по кружкам и олимпиадам для детей, интересующихся языком



Научно-популярный стиль речи: настоящая наука для чайников

Супергерои делают научное знание доступным и привлекательным


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!