Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Чтобы добыть драгоценное слово…

Живучесть словесных игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствует об их необходимости для умственного развития детей. Играя, они тренируют умение быстро вспоминать и точно употреблять нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.

В пятом классе одной из московских школ на каждом уроке предлагалось для запоминания несколько словарных слов. Каждое слово надо было написать пять раз.

Мы просмотрели около тридцати тетрадей, в которых школьники пять раз писали слово велосипед. Вот как выглядели эти записи. В первых двух воспроизведениях велосипед оставался самим собой. Начиная с третьего у части школьников он обращался в велосипет, а до пятого доходил с более существенными искажениями. Механическая работа быстро утомляла, внимание «соскальзывало», и велосипед «укатывался» из-под контроля.

Через год, уже в шестом классе, учительница решила проверить сохранность наработанного в прошлом году словарного фонда. Результаты оказались неутешительными. Потери составили более 60%.

Одной из причин непродуктивности этой работы может быть то, что дети получили эти слова в готовом виде, не приложив собственных интеллектуальных усилий к тому, «чтобы добыть драгоценное слово из артезианских людских глубин» (В. Маяковский).

Навязывание слов для механического заучивания противоречит естественному живому языковому развитию растущего человека. Между тем дети очень нуждаются в таком развитии и сами изобретают игры, требующие умения быстро и точно находить нужные слова.

В такие игры играли когда-то мы с вами, играют наши дети и внуки. Мне пришлось в течение двух недель наблюдать за стайкой деревенских мальчишек, которые приходили в кинотеатр раньше всех, минут за двадцать до начала сеанса. Чем заполнялись эти двадцать минут ожидания? Только один раз мне пришлось наблюдать, что дети играли в Штирлица. Все остальное время это были игры в «придумывание» слов: вспоминались названия слов на заданную букву, названия животных по первой и последней букве, слова, которые одинаково читаются от начала к концу и от конца к началу (такие как дед, шалаш, топот и т. п.)

Если эти игровые формы наполнить учебным содержанием, можно одновременно с решением орфографических задач гораздо эффективнее развивать у детей умение «не лезть за словом в карман» в процессе создания и грамотного оформления письменной речи. Мы стали искать возможность организовать словарную работу школьников как гораздо более активную. Поэтому в другой школе (преподавательница О. З. Кантаровская) словарные слова не предлагались в готовом виде. Их надо было «отгадать» в ответ на вопрос учителя и только после этого записать.

Вот примеры таких заданий.

  • Как называют работников умственного труда?
  • Как называется рисунок, поясняющий текст?
  • Как называется праздничное освещение города разноцветными лампочками?
  • Как называют несбыточную надежду?
  • Как называют фокусников, таких, например, как Дэвид Копперфильд?
  • Как называют круглое окно на корабле?

(Ответы: интеллигенция, иллюстрация, иллюминация, иллюзия, иллюзионист, иллюминатор.)

Если группа вводимых за один раз слов объединена одним признаком (общим корнем, сочетанием букв или смыслом), слова, как правило, лучше запоминаются.

Вопросы, при помощи которых учитель «добывает» нужные слова, не обязательно должны носить строгий характер. Так, при отработке слов с удвоенным с набор вопросов может выглядеть так.

  • Как называется асфальтированная дорога для транспорта?
  • Как называется обучение животных?
  • Каким словом можно назвать специальность?
  • Как можно назвать нападение?
  • Как можно назвать скорый поезд?
  • Как называются газеты и журналы?
  • Какой человек «вместо валенок перчатки натянул себе на пятки», на какой улице он жил и куда помчался «покупать бутылку квасу?»

(Ответы: шоссе, дрессировка, профессия, агрессия, экспресс, пресса; «человек рассеянный с улицы Бассейной» помчался в кассу.)

А при знакомстве со словами с удвоенным к (такими как аккорд, аккомпанемент и т. п.) можно спросить:

  • В какую игру играют настоящие мужчины и не играет трус?

(Ответ: в хоккей играют настоящие мужчины, трус не играет в хоккей.)

Группа вводимых за один раз слов может быть объединена и по смысловому принципу. Например:

  • Как называется комплект мебели?
  • Как называется комплект посуды?
  • Как называется собрание книг?

(Ответы: гарнитур, сервиз, библиотека.)

  • Как называется переделка литературного произведения для сцены?
  • Как называется переделка литературного произведения для экрана?
  • Как называется литературный текст, по которому снимается фильм?
  • Как называется литературный текст оперы?

(Ответы: инсценировка, экранизация, сценарий, либретто.)

Как называют цирковых артистов?

  • Фокусника иногда называют…
  • Канатоходца — …
  • Укротителя животных — …
  • Человека, умеющего подкидывать и ловить много предметов, — …
  • Гимнаста-спортсмена — …

(Ответы: иллюзионист, эквилибрист, дрессировщик, жонглер, акробат.)

Спортивный словарик.

  • Как называются систематические упражнения?
  • Как называется место для спортивных состязаний?
  • Как называется момент начала состязаний?
  • Как называется момент окончания состязаний?
  • Как называется итоговая игра на первенство?
  • Как называются соревнования в беге, когда каждый участник проходит только свой участок дистанции?
  • Как называется большой спортивный праздник?
  • Как называются международные спортивные соревнования?
  • Как называют победителя соревнований?
  • Как называют наилучший спортивный результат?
  • Как называют человека, установившего рекорд?

(Ответы: тренировка, стадион, старт, финиш, финал, эстафета, спартакиада, олимпиада, рекорд, рекордсмен.)

Для того чтобы школьник мог успешно запоминать словарные слова, надо научить его подключать к этому виду работы зрительную, слуховую и речедвигательную память. Вот как может выглядеть инструкция для запоминания слов.

  1. Всмотритесь в слово, «съешьте его глазами». Потом представьте его крупно и разборчиво написанным на вашем мысленном экране.

  2. Проговорите его по слогам, отчетливо произнося каждый звук. Вот так: про-фес-сия, ин-тел-ли-ген-ция, ис-кус-ствен-ный.

  3. Отложите записанные слова и напишите их по памяти, а потом проверьте себя.

Дальнейшая работа над непроверяемыми словами нередко сводится к проводимым время от времени словарным диктантам. Однако можно использовать и более эффективные виды заданий. Когда в «копилке слов» накопится их достаточное количество, можно предложить школьникам такие виды работы по их повторению и включению в активный словарный запас.

  1. Просмотрите список. Найдите слова, к которым вы можете подобрать синонимы.

  2. Найдите слова, к которым вы можете подобрать антонимы.

  3. Попробуйте придумать интересные предложения или небольшой текст, в котором объединялись бы хотя бы два-три слова из этого списка. (Американскими учеными доказано, что, когда дети систематически упражняются в придумывании предложений, объединяющих два-три предложенных слова, их умственное развитие происходит значительно успешнее.)

Сколько бы школьники ни заучивали словарных слов, поле, на котором могут вырасти ошибки, остается безграничным. За пределами изучения остается огромное количество непроверяемых слов, и надо искать возможности их запоминать.

Одна из этих возможностей — отправить учащихся в самостоятельные поиски таких слов. Поначалу это дается им нелегко. Мы предложили старшекласснику придумать как можно больше слов, в которых была бы только гласная е и никаких других гласных. Он ошарашенно молчал. Ему ничего не приходило в голову. Его собственный организм включает скелет, череп, печень. За окном был вечер и дул ветер. На вешалке висел его берет. А он не мог назвать ни одного из этих слов.

Зато стоит втянуться в эту игру — и она оказывается очень увлекательной. Однажды в конце урока учащимся было предложено вспомнить несколько слов, в которых была бы только гласная а. После звонка оказалось, что школьники не пошли на перемену: они толпились у доски, продолжая увлеченно подбирать и записывать слова: банан, караван, Каштанка

Задания такого рода были введены в постоянный учебный обиход. Например, такие.

  • Вспомните и запишите как можно больше слов, в которых была бы только гласная а. Таких слов можно свободно подобрать несколько десятков, а при желании — около пятисот. Можно поиграть друг с другом в игру «Кто больше?».
  • Вспомните и запишите как можно больше слов, в которых была бы только гласная о. В русском языке есть слово, в котором семь о. Вы будете большими молодцами, если найдете его.

(Ответ: обороноспособность.)

  • Найдите слова, в которых первая гласная — безударная о, а вторая — ударная а (такие, например, как томат, корабль и т. п.).

Такие задания давались на дом. Проверка тетрадей показала неожиданный эффект: некоторые школьники не ограничивались тем, что подбирали заданное количество слов (предлагалось найти восемь или десять), а неоднократно, уже через несколько дней после того, как было выполнено это задание, возвращались к нему и дополняли списки. Поиск увлекал.

Многие неожиданные и нелепые ошибки возникают из-за того, что школьники не вглядываются в буквенный состав слова, «в упор не видят», как оно пишется. А такой самостоятельный поиск слов заставляет их проанализировать, продумать, рассмотреть большое количество слов. Внимание к буквенному составу слова обостряется. Активный характер работы обеспечивает более высокий уровень интереса к слову и, соответственно, более высокий уровень запоминания и более свободное словоупотребление в дальнейшем.

Проверка усвоенного словарного багажа на следующий год показала, что потери были минимальными.

Стелла Бондаренко, кандидат психологических наук, один из авторов передачи «Радионяня» и многих учебных, научных и популярных книг

Еще на эту тему

Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы

Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше

Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур

Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Главные критерии — понятность, интересность и тематический баланс

Как изменилось преподавание литературы в школе

От гуманистических подходов — к увлечению цифровыми технологиями

все публикации

Тест: что вы знаете о словарях?

Вы наверняка в курсе, где посмотреть правильное ударение и как выяснить значение непонятного слова. Но проверить себя всё равно не помешает!




Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


Елена Березович: «Диалектологам становится все труднее работать»

Профессор Уральского университета обобщила результаты анкетирования коллег 


Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур



О чем мы можем узнать из средневековых рукописных текстов

Интервью с медиевистом Олегом Воскобойниковым на канале «Основа»


Как лучше описывать разговорную лексику в словарях

Лингвисты обсуждают проблемы лексикографического представления диалектизмов, регионализмов, феминитивов и «жестовых» слов


Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Главные критерии — понятность, интересность и тематический баланс


Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке

Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!