Откуда берутся и какую функцию выполняют бранные слова
Нас с детства учат, что ругаться нехорошо, некультурно, а бранные слова «плохие» и даже могут нас «запачкать». Но ругательства есть во всех живых языках, потому что человеку свойственно выражать с их помощью эмоции — причем не только отрицательные, но и положительные. Как в языке появляются слова, выполняющие эту «грязную работу»? И можно ли сделать так, чтобы они не приносили никому вреда?
Источники плохих слов
Ругательства могут различаться по степени грубости и оскорбительности, наиболее сильные выражения воспринимаются как запретные. Табу на те или иные слова могут возникать по разным причинам: из-за страха перед болезнями и другими опасностями (войнами, стихийными бедствиями), из-за желания не оскорбить угнетенную группу людей или не навлечь на себя гнев божества, и наконец — из-за стремления не называть непристойные вещи.
Степень табуированности ругательств варьируется от безобидных эвфемизмов, которые употребляют почти свободно, сниженных и грубых выражений до обсценной лексики, за публичное употребление которой в некоторых странах предусмотрено наказание по закону. Например, в России мат в общественных местах относится к мелкому хулиганству и карается штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом на 15 суток (статья 20.1 КоАП РФ).
Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательствВ целом бранная лексика представляет интерес для лингвистов, особенно специалистов по словообразованию и фразеологии, но при этом создает проблемы переводчикам. Лингвист Валерий Мокиенко в статье «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное» отмечает, что бранную лексику европейских языков можно разделить на два основных типа: «сексуальный» и «анально-экскрементальный». По его мнению, к первому относится, например, русская, сербская, хорватская и болгарская, а ко второму — чешская, немецкая, английская, французская.
Но несмотря на то, что бо́льшая и самая заметная часть бранной лексики прямо или косвенно (если это эвфемизмы) связана с сексуальной сферой или выделительной функцией организма, то есть с телесным низом, у нее есть и другие источники.
Многие эмоциональные восклицания бранного характера связаны с религиозной сферой: черт возьми, черт побери. В английском это damn ‘проклятье’, God damn it букв. ‘Бог, прокляни это’, hell букв. ‘ад’, what the hell? прибл. ‘какого дьявола?’, многообразные сочетания слова holy ‘святой’ с разными смешными (holy Molly) или неприличными (holy shit) заменителями исходных собственных имен из религиозной традиции.
В канадском варианте французского языка ругательства сакрального происхождения, такие как tabarnak ‘дарохранительница’, câlisse ‘потир’ и eucharistie ‘святые дары’, ‘причастие’ — верх непристойности. Католическая церковь была недовольна, что эти слова перестали ассоциироваться с сакральным, и тогда клирики решили просветить сограждан, крупно написав на билбордах эти слова с объяснением их первоначального, религиозного смысла. Один журналист так прокомментировал эту кампанию: «Неужели не осталось ничего святого?»
В латинском языке к табуированной лексике относятся прилагательное malus ‘плохой’ и наречие male ‘плохо’.
Обычно это сильно эмоционально окрашенные слова, которые во многих случаях заменяются на выражения с отрицанием вроде ‘не очень хороший’.
Интересно, как один топоним стал жертвой народной этимологии. Итальянский город Беневенто восходит к лат. Beneventum, это название обычно трактуется как bene ‘хорошо’ + ventus ‘ветер’. При этом изначально город назывался по-латински Maleventum (от др.-греч. Μαλόεις ‘богатый плодами’ или ‘охраняющий овечьи стада’), но из-за ассоциаций с наречием male его, как полагают исследователи, переименовали. С одной стороны, избегание слов с корнем mal- связано с суеверными страхами, а с другой — они воспринимались почти как ругательные.
Восклицания и оскорбления
Бранную лексику можно также разделить на прямые оскорбления и эмоциональные восклицания, которые не адресованы конкретному человеку.
Часто, чтобы обидеть человека, либо ставится под сомнение его интеллект (рус. глупец, дурак, пустоголовый, дубина стоеросовая, чеш. motyka hloupá букв. ‘глупая мотыга’), либо он описывается как человек с психическим расстройством (дебил, идиот, кретин, имбецил, умственно отсталый). Слова из второй категории сегодня для многих неприемлемы, поскольку они воспринимаются как стигматизирующие больных людей.
В русском языке есть много негативных характеристик человека с неочевидной этимологией:
- негодяй — ‘негодный к военной службе’;
- мерзавец восходит к прилагательному мерзкий, которое, в свою очередь, связано с мерзнуть и мороз;
- подлец — от подлый, то есть социально низкий, простонародный;
- позорник — от позор, так называли еще в XIX веке то, что выставлено на всеобщее обозрение (ср. укр. позір ‘вид, внимание’, сербохорв. позор и чешск. роzоr ‘внимание’, польск. pozór ‘видимость’; сербохорв. позориште ‘театр’);
- наглец — от наглый, др.-рус. наглъ ‘быстрый, скорый, внезапный’, отсюда развилось значение ‘не считающийся ни с чем’, ‘дерзкий, нахальный’;
- ублюдок — от блуд, незаконнорожденный ребенок;
- паршивец — от парша (болезнь), паршивый ‘покрытый чесоткой, паршой’;
- подонок — изначально только во множественном числе: подонки ‘мутная жидкость с осадком на дне стакана’, отсюда подонки общества ‘люди из социальных низов’;
- хулиган — фамилия лондонского дебошира ирландского происхождения Патрика Хулихэна (Patrick Houlihan), ставшая нарицательной;
- мошенник — от мошна (мешочек с деньгами), то есть изначально мошенник — это карманный вор;
- болван, чурбан — ‘столб’ или ‘пень’, отсюда ‘бестолковый человек’;
- остолоп — от остолбенеть ‘стать столбом от изумления или страха’;
- стерва — падаль, мертвечина;
- сволочь — от волочить, изначально ‘мусор, собранный в одном месте’, позже — ‘люди низких званий’, то есть прислуга, рабочие и крестьяне.
Когда мы осуждаем тех, кто обзывает и оскорбляет других людей, нельзя забывать, что вербальное поведение менее опасно, чем физическое насилие. Как заметил Зигмунд Фрейд в книге «Бесстрашие истины», «первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации». С этим согласен и британский психиатр Нил Бертон: «Оскорбление может восприниматься болезненно, но пара крепких слов лучше удара ножом в бок. Также брань может быть предупреждающим сигналом, подобно рычанию у животных: „Осторожно! Перестань. Ты поплатишься за это“».
У бранных слов есть важная функция — регулировать наше физическое и психическое состояние, давая выход эмоциям.
Нил Бертон отмечает, что брань может улучшать циркуляцию крови, стимулировать выработку эндорфинов, давать ощущение покоя и контроля за ситуацией — если при этом не впадать в сильный гнев. Проводились также эксперименты, когда испытуемые опускали руку в ледяную воду — те, кому было разрешено использовать любые ругательства, смогли выдержать дольше, чем те, кому позволили произносить только нейтральные слова.
Профессор психологии Килского университета Ричард Стивенс выяснил в ходе эксперимента, что сквернословие помогает лучше выполнять физические упражнения и переносить боль: во время ругани активизируется симпатическая нервная система, как и во время стресса, в результате мышцы работают активнее (однако эффект длится недолго).
Известно также, что нас сильнее задевают оскорбления на нашем родном языке. А если мы хотим использовать ругательства, которые звучат менее грубо, то используем другие языки. Так, во многих странах можно услышать иммигрантов, которые говорят между собой на родном языке с использованием ругательств страны проживания.
Где можно и где нельзя
Другой возможный плюс бранной лексики — создание с ее помощью доверительных отношений в коллективе, стирание границ и как следствие — более свободное общение. Опросы регулярно показывают, что нецензурные выражения на рабочем месте в России широко распространены, хотя обычно это все-таки не личные оскорбления, а выражение эмоций и общий стиль коммуникации. Если в рабочем коллективе ругаться не принято, то отдых с друзьями — это время, когда можно расслабиться, в том числе позволяя себе ругательства, подобно тому как, приходя домой, человек снимает пиджак и галстук и надевает более свободную одежду.
Также не стоит забывать, что обсценная лексика есть и во многих произведениях искусства, например в стихах Пушкина, который продолжает традицию автора «срамных од» поэта XVIII века Ивана Баркова.
Главное правило, которое стоит соблюдать в отношении ругательств, — их использование должно быть уместно в конкретной ситуации.
Согласно наблюдениям Нила Бертона, у людей с повреждениями мозга из-за травмы или деменции может исчезать речь, но сохраняется способность петь и ругаться. Есть такое расстройство, как копролалия — спонтанное и неконтролируемое произнесение непристойных слов. Такие вокализмы — один из симптомов синдрома Туретта. В этом случае человек себя не контролирует и поэтому не может нести ответственность за свое поведение. Здоровый же человек всегда должен понимать, в какой ситуации та или иная лексика применима, а в какой нет — это и есть подлинная культура речи (это касается не только ругательств, но и выбора лексических средств того или иного стиля речи в принципе).
Родители, конечно, хотели бы, чтобы их дети не ругались ни при каких обстоятельствах, однако, как известно, запретный плод сладок, и дети чувствуют приобщение к миру взрослых благодаря бранным словам. Можно объяснить ребенку, что взрослым крайне неприятно слышать от него такие выражения, поэтому ругаться при тех, кого эта лексика возмущает, недопустимо.
Как относиться к русскому мату? Мария Ровинская в подкасте «Кот Шредингера»О табу и правилах безопасности при использовании сильных языковых средств«Общим знаменателем всех ругательств является мощный эмоциональный заряд, который мы вообще-то избегаем использовать просто так», — считает американский психолингвист Стивен Пинкер. Сейчас мы наблюдаем детабуизацию обсценной лексики, ее широкое распространение, отмечает лингвист, эксперт Грамоты Мария Ровинская. «Но если человек разговаривает матом, это значит, что он не находит других слов и идет по пути наименьшего сопротивления, заменяя значимые корни на обсценные», — считает эксперт. Такое речевое поведение говорит о недостатке словарного запаса, о лексической бедности, которая «никого не характеризует хорошо: сложную мысль человек все равно этим языком не выразит».
Еще на
эту тему
Писатель Шамиль Идиатуллин: «Я был нормальный пацан»
Языковые реалии 1980-х по воспоминаниям жителя Татарстана
Культура речи и языковая критика
Правильное пользование языком требует усилия и отваги, напоминает Юрий Караулов
Основные критерии хорошей речи
Оценка качества речи зависит от очень многих условий, в том числе социолингвистических