Подсказки для поиска
Назовите ваше слово года!
Кто станет кандидатом

Мария Ровинская: «В лексиконе молодежи мало слов для выражения сложных эмоций» 

Мария Ровинская: «В лексиконе молодежи мало слов для выражения сложных эмоций» 

Считается, что современная молодежь стала меньше читать, но это иллюзия. Разница между поколениями состоит не в том, что молодые люди читают меньше (они читают, и немало), а в том, что они читают другое. 

Молодые люди сегодня почти не читают художественной литературы или читают литературу жанра фэнтези. Им не интересны сложные литературные произведения, круг их чтения составляют в основном нехудожественные тексты, и, соответственно, у них нет опыта знакомства с богатейшей языковой палитрой, со всем разнообразием изысканных языковых средств, призванных точно и емко охарактеризовать героя или предмет, передать настроение, впечатление, сложное чувство, в целом — создать красочное полотно. Художественная книга — источник эстетического, эмоционального, даже интеллектуального, но переживания, и это переживание создается художественными языковыми средствами.

Сегодня основная задача чтения изменилась, и на первый план вышел жанр нон-фикшен. Нехудожественная книга становится источником информации, сведений, знаний, а такая литература не требует большого лексического разнообразия, скорее наоборот: почти одинаковые, похожие явления проще называть одинаково, пренебрегая тонкими семантическими различиями. 

Преобладание жанра нон-фикшен, видимо, определяет характерные свойства языка молодых. Их лексикон становится беднее, слова, которыми они пользуются, — проще и однообразнее.

Например, из ряда эпитетов (типа аккуратный, педантичный, щепетильный, скрупулезный), фиксирующих тонкие смысловые различия, где у каждого слова есть оттенки значения и стилистические особенности, современному молодому человеку понятны лишь некоторые, значение остальных туманно и вызывает недоумение (ср. хохот, который вызывает в школьной аудитории фраза Ученый малый, но педант).

Люди старшего поколения, привыкшие читать художественную, в том числе классическую литературу, могли ни разу в жизни не употребить в разговоре слова типа чопорный или вычурный, но знали значения этих слов, потому что встречали их в текстах. У современного молодого человека шанс встретить такие слова в книге (не говоря уже об обычном разговоре) близок к нулю, поэтому и значения таких слов непонятны.

Мы привыкли говорить о том, что в речи молодежи слишком много жаргонизмов и англицизмов, и этим она раздражает старших. Но на самом деле жаргонизмы — не главная ее черта, тем более что у каждого поколения формируется свой жаргон, все взрослые через это прошли. Лексикон современной молодежи разительно отличается от лексикона людей старшего поколения в первую очередь утилитарной ограниченностью и, как следствие, шаблонностью: похожее выражается одинаково, формируются своего рода стандартные языковые блоки, которые описывают понятия, явления, свойства, действия. 

· доцент кафедры русского языка МАрхИ, член Орфографической комиссии РАН

Еще на эту тему

Как относиться к русскому мату? Мария Ровинская в подкасте «Кот Шредингера»

О табу и правилах безопасности при использовании сильных языковых средств

Молодежный жаргон — признак здорового развития языка

Научный руководитель Грамоты Владимир Пахомов отказывается хейтить подростков за «имбу» и «падик»

Обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи учащихся

Из опыта Лондонской школы русского языка и литературы

все публикации

Как эвфемизмы в рекламе влияют на наше поведение

«Спецпредложение» звучит более заманчиво, чем «скидка»

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Опять запятые! Сложный пунктуационный тест

Десять цитат из русской классики, которые нужно написать без ошибок

Михаил Штудинер не спешит изгонять из языка то, что в нем еще живо

Автор «Словаря трудностей русского языка» — об объективном характере нормы и ее субъективной фиксации

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Новое образование для «нового человека»: как учили грамоте в советской школе сто лет назад

31 августа исполняется сто лет декрету о всеобщем начальном обучении в РСФСР

Язык и пространство: что находится в центре мира?

Реки, горы и стороны света могут быть встроены в языковую систему координат, объясняет Валерий Шульгинов

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

Как философы пытались создать идеальные языки

Продуманные, точные — но абсолютно непригодные для общения

Чем речовка лучше речевки? Три переменчивых неологизма XX века 

Раньше слова «речовка», «плащовка» и «мелочовка» писались по-другому

От пашни до веб-сайта: что верстает верстальщик?

В истории названия распространенной современной профессии разбиралась лингвист Ирина Фуфаева

В издательстве МИФ вышла книга о книгах

Как создавали, распространяли и запрещали книги

Андрей Кибрик о русскоязычных жителях Аляски и особенностях их диалекта

Сохранить аляскинский русский невозможно, но необходимо его документировать

Чем нас привлекает общение с языковыми моделями

Чат-бот может быть удобным собеседником, но для некоторых людей это удобство чревато проблемами

В научном сообществе исследование обсценных слов находится под запретом

Так считают авторы заметок о русском мате Анатолий Баранов и Дмитрий Добровольский

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше