Мария Ровинская: «В лексиконе молодежи мало слов для выражения сложных эмоций»
Считается, что современная молодежь стала меньше читать, но это иллюзия. Разница между поколениями состоит не в том, что молодые люди читают меньше (они читают, и немало), а в том, что они читают другое.
Молодые люди сегодня почти не читают художественной литературы или читают литературу жанра фэнтези. Им не интересны сложные литературные произведения, круг их чтения составляют в основном нехудожественные тексты, и, соответственно, у них нет опыта знакомства с богатейшей языковой палитрой, со всем разнообразием изысканных языковых средств, призванных точно и емко охарактеризовать героя или предмет, передать настроение, впечатление, сложное чувство, в целом — создать красочное полотно. Художественная книга — источник эстетического, эмоционального, даже интеллектуального, но переживания, и это переживание создается художественными языковыми средствами.
Сегодня основная задача чтения изменилась, и на первый план вышел жанр нон-фикшен. Нехудожественная книга становится источником информации, сведений, знаний, а такая литература не требует большого лексического разнообразия, скорее наоборот: почти одинаковые, похожие явления проще называть одинаково, пренебрегая тонкими семантическими различиями.
Преобладание жанра нон-фикшен, видимо, определяет характерные свойства языка молодых. Их лексикон становится беднее, слова, которыми они пользуются, — проще и однообразнее.
Например, из ряда эпитетов (типа аккуратный, педантичный, щепетильный, скрупулезный), фиксирующих тонкие смысловые различия, где у каждого слова есть оттенки значения и стилистические особенности, современному молодому человеку понятны лишь некоторые, значение остальных туманно и вызывает недоумение (ср. хохот, который вызывает в школьной аудитории фраза Ученый малый, но педант).
Люди старшего поколения, привыкшие читать художественную, в том числе классическую литературу, могли ни разу в жизни не употребить в разговоре слова типа чопорный или вычурный, но знали значения этих слов, потому что встречали их в текстах. У современного молодого человека шанс встретить такие слова в книге (не говоря уже об обычном разговоре) близок к нулю, поэтому и значения таких слов непонятны.
Мы привыкли говорить о том, что в речи молодежи слишком много жаргонизмов и англицизмов, и этим она раздражает старших. Но на самом деле жаргонизмы — не главная ее черта, тем более что у каждого поколения формируется свой жаргон, все взрослые через это прошли. Лексикон современной молодежи разительно отличается от лексикона людей старшего поколения в первую очередь утилитарной ограниченностью и, как следствие, шаблонностью: похожее выражается одинаково, формируются своего рода стандартные языковые блоки, которые описывают понятия, явления, свойства, действия.
Еще на
эту тему
Как относиться к русскому мату? Мария Ровинская в подкасте «Кот Шредингера»
О табу и правилах безопасности при использовании сильных языковых средств
Молодежный жаргон — признак здорового развития языка
Научный руководитель Грамоты Владимир Пахомов отказывается хейтить подростков за «имбу» и «падик»
Обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи учащихся
Из опыта Лондонской школы русского языка и литературы