Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи учащихся

Овладеть каким-либо языком — значит приобрести определенный, максимально возможный словарный запас, усвоить грамматический строй изучаемого языка и научиться ими пользоваться в речевой практике. Все эти стороны в овладении языком одинаково важны, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Одна из главных задач курса русского языка в нашей Лондонской школе русского языка и литературы — обучение учащихся практическому владению русским языком, становление и развитие их речевых умений и навыков.

Русский язык принадлежит к языкам синтетическим и отличается сложной системой грамматических средств, без усвоения которых невозможно успешное использование изученной лексики в речи. Носитель русского языка как родного в основном усваивает его лексику и систему грамматических форм спонтанно с самого раннего детства, путем имитации и расширяющейся с возрастом речевой практики в условиях русской языковой среды.

При отсутствии этих условий изучение русского языка требует специальной работы над целенаправленным обогащением словарного запаса учащихся, овладением грамматическими формами слов, синтаксическими конструкциями и речевыми навыками. Такая работа характерна для курса русского языка как иностранного. В практике нашей школы мы используем элементы этого курса (как на уровне содержания, так и на уровне методики обучения), хотя в основе нашей программы по русскому языку лежит программа российских школ.

С первых дней работы школы нам удалось обеспечить учащихся всех классов российскими учебниками по русскому языку, литературе и истории. Использование этих учебников привело к необходимости разработки курса русского языка и литературы с ориентацией на программы школ РФ, тем более что, учитывая состав наших учащихся, большинство из которых из русскоязычных семей, мы ставили перед собой задачу научить детей русскому как родному в максимально возможной степени. Программа российских школ была адаптирована к условиям нашей субботней школы.

Как дополнение к программе был составлен по тематическому принципу базовый лексический минимум и список грамматических моделей, наиболее значимых для становления русской речи. Используя эти материалы, наши педагоги осваивают новую методику работы над моделями и словарем, в особенности над теми лексическими единицами и грамматическими формами, которые вызывают трудности у детей. В учебниках по русскому языку, рекомендуемых для российских школ, такая работа, как правило, представлена очень слабо. Поэтому для закрепления в речи учащихся основных форм и моделей русского языка учителя в дополнение к основному учебнику (Т. Г. Рамзаевой, М. Л. Закожурниковой, Р. Н. Бунеева, М. Т. Баранова и других) используют упражнения из пособий по русскому языку как иностранному (А. Ф. Егоровой, Н. С. Власовой, С. А. Хаврониной и других авторов).

Направленное обогащение активного словаря учащихся, методика введения и закрепления новых слов и выражений

Большое количество русской лексики усваивается нашими учащимися в процессе общения дома, на уроках и внеклассных мероприятиях, а также при чтении неадаптированных текстов из детской литературы и истории. В нашей школе мы проходим по чтению и литературе 30–50 произведений в год, по истории, начиная с 4-го класса — около 25 параграфов в год. Однако мы убедились, что определенное количество базовой лексики остается в пассиве или вообще «за бортом», если направленно не формировать активный словарный запас учащихся. В связи с этим учителям начальных классов и дошкольных групп была рекомендована методика тематического введения новых слов и выражений на специальных уроках по риторике и развитию речи. Был разработан список базовых тем, например «Спорт», «У врача», «В магазине» и другие, к которым прилагается список наиболее употребительных слов и выражений, дополненный базовыми глаголами, прилагательными, местоимениями и наречиями. Таким образом, в течение года учителя повторяют или разучивают с детьми до 500 слов и выражений. Так как большинство учителей начальных классов не владеют методикой постановки речи и введения новых слов, мы проводим у себя специальные семинары по этой тематике.

Дальше описываются некоторые варианты введения и закрепления новых слов, которыми мы рекомендуем пользоваться.

  1. Новое слово необходимо произнести четко, показать его написание (на доске, на карточке, в книге и т. д.) и раскрыть его значение. Наиболее эффективным способом семантизации слова является показ соответствующего предмета, признака или действия в окружающей жизни, при этом действие учитель изображает сам, а потом предлагает изобразить его детям.

  2. Попросить детей повторить новое слово 2–3 раза. При этом учитель повторяет его вместе с детьми. Делать это следует четко и динамично. Постепенно дети приучаются автоматически повторять новые слова и выражения вслед за учителем.

  3. Убедиться, что значение нового слова или выражения усвоили все дети.

  4. Активизировать слово/выражение в речи: дать примеры самому и попросить детей придумать свои примеры с этим словом/выражением. При этом дети могут работать в парах.

  5. Как рекомендует О. Хорошковская, «существительные лучше вводить прямо с типичными определяющими их прилагательными (например: огурец зеленый, длинный, свежий)». Таким образом, легко запоминается больше слов одновременно. Экономится время. Слово надежнее связывается с соответствующим образом. Успешнее усваиваются антонимические пары (высоко — низко, далеко — близко), а также группы однокоренных слов и синонимические ряды.

  6. Для закрепления новых слов лучше дать творческое домашнее задание с их использованием, например: придумать словарный поиск или кроссворд (не просто так, а для своих родителей / детей из младшего или соседнего класса и т. п.); составить предложения, рассказ (юмористический), стихотворение и т. д. с наибольшим количеством этих слов. Можно и даже нужно скомбинировать это задание с грамматическим материалом, который проходили на уроке. Например, попросить включить несколько грамматических элементов или найти и выделить эти элементы в своем тексте.

  7. Дети, умеющие писать, должны иметь вокабуляры (словарики) для записи новых слов.

Работу по направленному обогащению словарного запаса необходимо вести систематически на всех уроках в школе. Так, готовясь к уроку по чтению/литературе или истории, учителю необходимо выбрать несколько наиболее интересных и полезных слов и выражений в изучаемых текстах, которые могут быть мало знакомы детям. Постараться дополнить эти слова однокоренными, родственными, синонимами, антонимами и т. д. и предложить детям ввести эти слова в новый «живой» контекст. Мы рекомендуем учителям поставить себе задачу пополнять словарь учеников 10–15 активными словами/выражениями в неделю. Если подключить к этому процессу родителей, можно добиться еще бо́льших объемов усвоения новых слов.

Необходимо воспитывать у детей привычку замечать в текстах неизвестные им слова и потребность выяснять их значение, обращаясь к учителю, к русскоязычным взрослым, к словарям, в том числе к русско-английскому словарю. Трудно переоценить значение такой привычки для успешного овладения языком и для последующей жизни человека, претендующего на определенный культурный уровень.

Формирование грамматического строя речи учащихся

  1. Мы рекомендуем учителям проводить работу над закреплением грамматических моделей систематически, на каждом уроке, и обязательно включать в домашние задания во всех классах, начиная с дошкольных групп. Изучение грамматических форм чаще всего выделяется как самостоятельная часть урока, но в некоторых случаях может быть связана с материалом основного учебника по грамматике и правописанию.

  2. С помощью систематических наблюдений и тестирования учителям рекомендуется выявлять общие и индивидуальные трудности учащихся в использовании грамматических форм русского языка и сосредоточивать на них внимание на уроках.

  3. Мы считаем, что работу над грамматическими формами следует максимально индивидуализировать, предлагая учащимся задания с учетом их трудностей и отражая их успехи в листе прогресса.

  4. В соответствии с методикой русского как иностранного целесообразно выделение таких этапов в работе над каждой падежной формой:

    а) глагол + существительное в данном падеже;

    б) глагол + существительное с прилагательным в этом падеже;

    в) глагол + существительное с прилагательным и местоимением (мой, этот, такой и др.) в данном падеже;

    г) глагол + личное местоимение.

В зависимости от характера материала и усвоения его учащимися эти этапы могут быть представлены выборочно или в иной последовательности. При этом желательно использовать глаголы в разных временны́х и личных формах.

В работе над грамматическими формами могут быть использованы самые разнообразные устные и письменные упражнения приблизительно в такой последовательности:

  • предъявление образца, его анализ с опорой на таблицы;

  • повторение модели вслед за учителем и хоровое ее проговаривание;

  • наблюдение модели, выделенной другим цветом, в тексте или упражнении;

  • переконструирование предложений по предложенным образцам;

  • ответы на вопросы и формулировка вопросов;

  • постановка в нужной форме слов, данных в скобках, в рамках предложения или текста;

  • разыгрывание данных или самостоятельно составленных диалогов с моделями;

  • включение изучаемой модели в предложение и текст;

  • исправление ошибок (корректировка текстов);

  • перевод с английского языка на русский.

При построении системы упражнений следует как можно раньше включать задания на уровне предложения и текста.

Поскольку усвоение грамматических форм неразрывно связано с работой над словом, следует на определенном этапе включать в упражнения лексику и устойчивые словосочетания, отобранные учителем для обогащения словарного запаса учащихся.

Учитывая важную роль речевой практики в усвоении лексики и грамматического строя русской речи и ограниченность во времени на уроках русского языка, целесообразно использовать разные организационные формы работы, такие как:

  • работа над упражнениями из учебника группами и парами;

  • работа с ситуативными диалогами и ролевые игры;

  • постановка речевых задач, ориентированных на внеречевые цели (например: «Вам поручили подготовить специальный выпуск журнала ко дню 8 Марта, распределите обязанности между членами редколлегии и объясните каждому его задание»);

  • обсуждение в классе выполненных заданий и т. п.

Мы рекомендуем чаще использовать парную работу на уроках, даже при проверке домашнего задания. Больше детей говорят одновременно — больше речевой практики дети получают в течение урока. Учитель при этом находится очень близко — слушает, помогает, подсказывает. Если посадить детей парами с определенным расчетом, то более «сильные» дети могут также контролировать чтение, пересказ или ответы на вопросы более «слабых». Учитель больше контролирует «слабых». Вследствие привычки парной работы на уроке у детей появится навык говорить друг с другом по-русски, который они смогли бы перенести и на переменки. (Спонтанное общение русских детей между собой на языке страны проживания является серьезной проблемой для русских зарубежных школ.)

В настоящее время мы работаем над созданием единой программы, интегрирующей работу над формированием грамматического строя речи с изучением грамматики и правописания.

Галина Иваницкая, кандидат педагогических наук, методист Лондонской школы русского языка и литературы
Ольга Брамли, основатель и директор Лондонской школы русского языка и литературы

Еще на эту тему

Школьникам о русском языке: энциклопедии, беседы, лингвистические задачи

Семь книг, которые помогут расширить представления о языке и языкознании

Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас

Понимая этапы развития речи, родители могут вовремя заметить проблемы и справиться с ними

«Мама, говори как все!», или Русский язык вне России

Заметки о Международном форуме, который начался раньше, чем открылся, и продолжается после закрытия

все публикации

Откуда берутся новые слова?

Чтобы обозначить новое понятие, язык использует разные стратегии, объясняет Мария Елифёрова


Язык самоходов, устная культура старообрядцев и монгольский эпос в программе «Наблюдатель»

Фольклористы и диалектологи подвели итоги полевых исследований 2024 года


«Я купила сотню мух»: регионализмы, у которых нет аналогов

Лингвист Ирина Фуфаева рассказывает о том, как по-русски можно назвать маленький пуховый платок и эсэмэску с просьбой перезвонить


Грамота выбрала слово года. И как оно вам?

Собираем мнения и впечатления, чтобы в будущем году сделать исследование еще интереснее



Новые слова в «Академосе»: комментарии составителей

По какому принципу пополняется орфографический словарь?



Тест: что вы знаете о словарях?

Вы наверняка в курсе, где посмотреть правильное ударение и как выяснить значение непонятного слова. Но проверить себя всё равно не помешает!




Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!