Новое понятие в языке поощряет людей делать то, что оно обозначает
Гипотеза лингвистической относительности Сепира и Уорфа говорит о том, что язык не только отражает картину мира говорящих, но и в значительной степени формирует ее, влияя на мышление и поведение людей. Исследователи из Университета Цепеллина (Германия) обнаружили, что конструирование новых слов, связанных с определенными занятиями или образом жизни в целом, побуждает людей больше интересоваться этими явлениями и перенимать их.
Например, неологизм плоггинг, ставший популярным в Скандинавии в 2010-х годах, происходит от сочетания выражения plocka upp (‘подбирать’) и jogga (‘бегать трусцой’). Практика плоггинга означает заботу об окружающей среде, совмещенную с заботой о своем здоровье: люди, которые бегают по утрам, подбирают по дороге замеченный мусор и выбрасывают его (или отдают на сортировку). По мнению экспертов, именно появление удачного слова (похожего на уже известный джоггинг) способствовало тому, что эта практика была хорошо воспринята в обществе и распространилась на другие страны.
В пяти различных кейсах авторы оценивали факторы, влияющие на поведение людей, и оказалось, что именно появление нового слова создает толчок к распространению обозначаемого им алгоритма действий. «Поведенческие ярлыки помогают соединить ряд действий единой семантической рамкой (фреймом), — объясняет ведущий автор работы Мартин Фритце. — Тем самым поведенческие ярлыки дают своего рода инструкцию, как людям действовать, и повышают вероятность того, что люди действительно включат эти действия в свою жизнь».
Поведенческие ярлыки часто используются маркетологами (например, для создания броских слов, образованных от названия продукта), но могут иметь некоммерческое использование и принести пользу обществу. Например, понятие trollspotting (в переводе с английского буквально ‘троллевыявление’) поощряет людей быть более устойчивыми к вредоносным действиям интернет-троллей.
Еще на
эту тему
Молодые женщины вносят главный вклад в распространение новых языковых явлений
По мнению лингвистов, они легче других подхватывают изменения и передают их своим детям
Мир в поисках слов года
Кто придумал выбирать главные слова и почему эта акция стала популярной
Право и профессиональную этику — на службу интересам потребителей рекламы!
Закон о рекламе как дамба от «аэроволн»