Подсказки для поиска

Новое понятие в языке поощряет людей делать то, что оно обозначает

Гипотеза лингвистической относительности Сепира и Уорфа говорит о том, что язык не только отражает картину мира говорящих, но и в значительной степени формирует ее, влияя на мышление и поведение людей. Исследователи из Университета Цепеллина (Германия) обнаружили, что конструирование новых слов, связанных с определенными занятиями или образом жизни в целом, побуждает людей больше интересоваться этими явлениями и перенимать их.

Например, неологизм плоггинг, ставший популярным в Скандинавии в 2010-х годах, происходит от сочетания выражения plocka upp (‘подбирать’) и jogga (‘бегать трусцой’). Практика плоггинга означает заботу об окружающей среде, совмещенную с заботой о своем здоровье: люди, которые бегают по утрам, подбирают по дороге замеченный мусор и выбрасывают его (или отдают на сортировку). По мнению экспертов, именно появление удачного слова (похожего на уже известный джоггинг) способствовало тому, что эта практика была хорошо воспринята в обществе и распространилась на другие страны.

В пяти различных кейсах авторы оценивали факторы, влияющие на поведение людей, и оказалось, что именно появление нового слова создает толчок к распространению обозначаемого им алгоритма действий. «Поведенческие ярлыки помогают соединить ряд действий единой семантической рамкой (фреймом), — объясняет ведущий автор работы Мартин Фритце. — Тем самым поведенческие ярлыки дают своего рода инструкцию, как людям действовать, и повышают вероятность того, что люди действительно включат эти действия в свою жизнь».

Поведенческие ярлыки часто используются маркетологами (например, для создания броских слов, образованных от названия продукта), но могут иметь некоммерческое использование и принести пользу обществу. Например, понятие trollspotting (в переводе с английского буквально ‘троллевыявление’) поощряет людей быть более устойчивыми к вредоносным действиям интернет-троллей.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Молодые женщины вносят главный вклад в распространение новых языковых явлений

По мнению лингвистов, они легче других подхватывают изменения и передают их своим детям

Мир в поисках слов года

Кто придумал выбирать главные слова и почему эта акция стала популярной

все публикации

Евгений Головко о связи лингвистики с науками о человеке и обществе

Для антропологической лингвистики язык — прежде всего культурный маркер

Тест на общие корни: найдите дальних родственников!

Чтобы увидеть этимологические связи между русскими словами, приходится вспоминать латынь и греческий

Яков Грот, систематизатор русской орфографии

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского письменного языка

Какие фамилии в русском языке не склоняются?

На склонение фамилии влияет не только пол ее носителя

Почему так трудно выбрать номинацию для людей с инвалидностью?

Ни прямота, ни политкорректность сами по себе не решают проблемы

ИИ отбирает у человека языковое пространство?

О некоторых публикациях журнала «Русская речь» за 2025 год

Знакомый почерк: что мы теряем вместе с ручным письмом?

Могут пострадать память, когнитивные способности и эмоциональная связь с прошлым

Экономика языка, или Как одни слова обесценивают другие

Лингвист Валерий Шульгинов объясняет, почему крольчонок стал кроликом и что случилось со словом nice

Как устроено ударение в разных языках

Оно может быть силовым, музыкальным или даже вовсе отсутствовать

«Нелицеприятная оценка»: странные формы и употребления на пути из ошибок в норму

Лингвист Ирина Фуфаева с интересом наблюдает за говорящими, уверенными в своей непогрешимости

Заец, Журавель и Казаченок: как склонять такие фамилии

Можно обратиться к словарю фамилий или прислушаться к мнению носителя

Светлана Гурьянова: «Главное — не запутаться в том, какое правило нужно применить!»

Подробный разговор о сложных заданиях на ЕГЭ, материалах для подготовки и настрое перед экзаменом

Денис Фонвизин: живая речь в комедиях и системность в словаре

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского языка

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!