Мир в поисках слов года
АI (ИИ, искусственный интеллект), rizz (обаяние, привлекательность, шарм), Krisenmodus (кризисный режим) — такими разными словами запомнился 2023 год по версии разных источников. Объявление «слов года» в ноябре-декабре часто вызывает обсуждения и споры. Почему эта акция стала традиционной во многих странах и везде пользуется успехом? Чего в ней больше: любопытства и соревновательного азарта, желания уловить общественные настроения или внимания к развитию языка?
Немецкие основоположники
Первым языком, для которого было определено слово года, был немецкий. В 1971 году по инициативе Общества немецкого языка словом года объявили прилагательное aufmüpfig — ‘строптивый, бунтующий’. Оно часто звучало в прессе и политических выступлениях партии зеленых в связи с протестными студенческими движениями конца 1960-х годов в ФРГ. Однако поначалу традицией это не стало, и следующее слово года немецкие языковеды выбрали лишь в 1977 году.
В 1991 году к «слову» добавилось «антислово» — что-то, что отражает негативные, по мнению большинства, явления и тенденции.
Например, в 2014 году антисловом года в Германии стало Lügenpresse (‘лживая пресса’). В категорию антислов часто попадали и высказывания политиков: в 2010 году было выбрано слово alternativlos (‘безальтернативный’), которое употребила канцлер Ангела Меркель в оправдание необходимости выделить Греции финансовую помощь.
Постепенно акция начала захватывать мир: в 1990-х и начале 2000-х годов в США появилась англоязычная версия Word of the year (WOTY), свои рейтинги запустили отдельные организации, сайты, газеты и журналы. С середины 2000-х похожие проекты появились в Австрии, Швейцарии, Британии, Дании, Японии, Норвегии, Португалии и других странах.
В некоторых странах эксперты не ограничиваются выбором одного главного слова. Например, в США есть такие номинации, как «самое бесполезное слово года», «самое креативное слово года», «эвфемизм года» и т. д.
С 2000 года выпускается топ-лист слов, фраз и имен года по версии агентства Global Language Monitor.
В Японии вместо «слова года» выбирают «кандзи года» — иероглифический символ, который считается красивым и имеет определенное значение. Этот выбор учитывает эстетические аспекты. Например, в 2022 году кандзи года был иероглиф, обозначающий войну или битву, что отразило начало военных действий в Украине и убийство премьер-министра Синдзо Абэ.
Разнообразие критериев
Единой методологии, которой бы следовали все организаторы подобных акций, не существует. Составители рейтингов могут опираться на мнение экспертов (лингвистов и филологов), на голосование читателей и подписчиков, на большие данные — например, количество обращений к словарным статьям, число запросов в популярной поисковой системе или анализ текстов в социальных сетях.
Подходы зависят и от того, какая организация этим занимается. Сообщества лингвистов и составители словарей могут подходить к задаче более академически (с точки зрения того, как меняется язык).
Популярные газеты и сайты интересуются в основном тем, насколько слово отражает общественные настроения или те события, которые были в фокусе внимания медиа.
По мнению филолога Татьяны Шмелевой, которая предложила для подобных слов термин «ключевые слова текущего момента», их следует оценивать по нескольким параметрам (чтобы выбор не был ангажирован в пользу узкой экспертной группы).
- Резкий рост частотности употребления. Иногда это достигается с помощью аналитики поисковых запросов, а ранее специалисты смотрели на появление слова в прессе (в том числе его обсуждение) и шли по интуиции. Слово часто мелькает в заголовках газетного текста и хештегах в социальных сетях.
- Слово активно используется в разных конструкциях и сочетаниях с другими словами.
- Слово становится объектом языковой рефлексии (то есть о нем говорят, его пытаются объяснить, понять).
- Слово активно формирует новые синонимические и антонимические отношения.
- Расширение сферы употребления и семантики слова (например, слово активно участвует в языковой игре — анекдотах, шутках, мемах).
Есть ситуации, в которых слово выбирают сразу по нескольким критериям (опять же, чтобы избежать диктата со стороны экспертов или искажений в методике). Так, в Австралии, где акция проходит при поддержке словаря австралийского английского Macquarie Dictionary, с 2006 года каждый февраль публике представляют два «cлова года»: по версии жюри и по данным общественного голосования.
Новые слова и новые смыслы
Слово года позволяет взглянуть на то, чем жило общество в уходящем году, через призму языка. И побеждают очень разные варианты: и старые, всем известные слова, которые именно в этом году оказались особенно злободневными; и совсем новые, появившиеся под влиянием момента; и понятия, которые постепенно становятся частью общественной жизни.
Например, британский словарь английского языка Collins недавно признал словом 2023 года аббревиатуру AI для artificial intelligence (‘искусственный интеллект’). Свой выбор в Collins объяснили тем, что в последнее время искусственный интеллект быстро развивается и все больше становится частью жизни общества: о нем много говорили в 2023 году, набирают популярность нейросети, имитирующие человеческое общение, ИИ считают главным фактором будущей технологической революции .
Часто победителями становятся неологизмы — новые термины, фразы и слова.
Тот же словарь Collins избрал словом 2022 года permacrisis, образованный из слов permanent (‘постоянный’) и crisis (‘кризис’). Термин обозначает продолжительный период нестабильности и отсутствия безопасности; как сказано на сайте, его подхватили эксперты и обычные люди в ответ на нескончаемые кризисы, в том числе политическую нестабильность, изменение климата и критический рост стоимости жизни.
А бывает, что слово само по себе не примечательное, но за выбором стоит определенная идея. Например, онлайн-словарь Dictionary.соm выбрал в качестве слова 2022 года… женщину. «Это одно из старейших слов в английском языке, — говорилось в заявлении на сайте. — Однако оно остается источником личной значимости и общественных дебатов. Это слово неотделимо от истории 2022 года». Представители словаря указали, что количество запросов слова за год увеличилось в несколько раз. Они связали это со значимыми событиями, в которых главную роль играли женщины. Например, Браун Джексон стала первой темнокожей судьей Верховного суда США.
Еще один пример — старое слово, которое благодаря фантазии носителей обрело новое значение. Кембриджский словарь английского языка выбрал словом 2023 года глагол hallucinate (‘галлюцинировать’). В пояснении сказано, что этот термин на фоне распространения нейросетей стал употребляться иначе — для описания того, как искусственный интеллект «воображает» себе наш мир, создавая правдоподобные тексты и картинки, но нередко — с глупыми и нелепыми ошибками.
Снимок на память
Изменения, происходящие в языке, часто неуловимы и недолговечны. Особенно в эпоху соцсетей, когда новые словечки, хештеги и мемы появляются каждый день. А «застрельщиком» нового тренда может выступить и политик, и артист, и популярный блогер, и просто случайный автор, чья яркая цитата разлетелась по чатам и пабликам.
Хотя списки и номинации неизбежно отстают от жизни, решения экспертов часто бывают меткими, особенно если смотреть на них как на попытку отразить эволюцию речевых практик.
В комментариях к выбору «слов года», как правило, не просто называют слово, а помещают его в контекст. Например, первым «словом года» в США в 1990 году стал эвфемизм bushlips. Дословно его перевести не получится — смысл становится понятен, только если знать общую ситуацию в стране на тот момент. За два года до этого кандидат в президенты США Джордж Буш — старший в одной из речей произнес: «Читайте по губам: повышения налогов не будет». В 1990 году ему все же пришлось поднять налоги, и газеты немедленно припомнили ему прежние слова. Тогда и появился неологизм bushlips (буквально губы Буша в одно слово) как синоним пустых обещаний. Интересно и то, что bushlips по звучанию напоминает bullshit (‘чушь, чепуха’).
Так, президент Oxford Languages Каспер Гратвол в этом году связал популярность разговорного словечка rizz с тем, что слова и фразы из интернет-культуры все больше входят в повседневную разговорную речь. Rizz — «Слово года 2023» по версии Оксфордского словаря, это сокращение от слова charisma (‘харизма, шарм’), которое обозначает в первую очередь привлекательность и обаяние применительно к романтическим отношениям. В июне этого года популярный британский актер Том Холланд, отвечая на вопросы издания BuzzFeed, сказал, что у него нет никакого ризза; этот фрагмент стал вирусным, а слово быстро набрало популярность в соцсетях.
В разных странах и культурах «слова года» становятся отражением не только процессов в обществе, но и эволюции общения. В 2015 году авторы Оксфордского словаря английского языка выбрали победителем… эмодзи — изображение плачущего от смеха человечка. Свой выбор эксперты объяснили тем, что они больше не могут игнорировать массовое увлечение эмодзи при переписке в мессенджерах. Примечательно, что, по данным исследований, проведенных Оксфордским словарем, использование именно этого смайлика в Великобритании и США достигает 20% от всех случаев появления смайликов в общении.
Русский путь
Новые слова в русском, как и в любом другом языке, появляются каждый год и представляют интерес для лингвистов в любом случае, не только как кандидаты на роль слова года. Наиболее последовательно новые слова отслеживают и вносят в базу данных сотрудники Института лингвистических исследований в Санкт-Петербурге. Результаты этой работы, которая ведется Группой словарей новых слов под руководством М. Н. Приемышевой, можно увидеть на портале «Новое в русской лексике».
В 2023 году было добавлено 117 новых слов и выражений, например барбенгеймер, цифровой военкомат, гусь-обнимусь, кабачкошеринг, томатная девушка и лимонная девушка.
Кроме того, новые слова ежегодно пополняют словарную базу орфографического академического ресурса «Академос». В 2023 году в ней появились, в частности, коптер, мини-отель, нейросеть, почтомат, тайм-код, фотовидеофиксация, желировать, плазмаферез.
Модный тренд выбирать слово года в России стал заметен с середины 2010-х годов, хотя первые неформальные «выборы» состоялись раньше, в 2007 году. Тогда по инициативе филолога и культуролога Михаила Эпштейна был сформирован Экспертный совет, куда вошли писатели, филологи, лингвисты, журналисты, культурологи, философы. При этом поучаствовать в процессе отбора слов может любой участник сетевой группы «Слово года». С этого момента появилось русское слово года, хотя и не связанное ни с какими институциями.
Михаилу Эпштейну и его коллегам больше интересна не частота употребления, а семантический вес слова, то, насколько велика его гравитация в русской языковой вселенной.
По мнению Михаила Эпштейна, «язык отражает общество не как зеркало, а как спарринг-партнер: отражает удары, наносит свои, передразнивает, нападает, бросает вызов». В этом смысле «слова года» — это не только отражение жизни общества в конкретном году, но и рефлексия этого общества над собственной жизнью. Например, победившие в голосовании 2010 года огнеборцы — явное слово-паразит, а его выбор при голосовании — своего рода упрек в языковой неуклюжести, адресованный прессе.
С 2018 года к выбору главных слов подключился Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина. В своей оценке эксперты опираются как на качественные (мнения специалистов), так и на количественные методы (частоту упоминаемости слов на платформе Wordstat.yandex, систему аналитики «Медиалогия» и базу данных «Интегрум»). При этом в 2022 году выбор пал на слово наследие. Авторы признаются, что намеренно отказались от объективности и исключили из выборки слова, связанные с политической и военной тематикой. «Поскольку акция является народно-просветительской, мы не претендуем на научную достоверность, — отмечено в пресс-релизе института. — Наша цель состояла в том, чтобы найти слово позитивного звучания и общественной поддержки».
Еще на
эту тему
Оксфордский словарь опубликовал слово года
Победило выражение goblin mode («режим гоблина»)
Лингвисты составили словарь слов, которые получили распространение в период пандемии
В нем представлено около 3500 слов, появившихся или актуализированных в русском языке
Какой толк от толковых словарей?
Лекция кандидата филологических наук Бориса Леонидовича Иомдина