Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Функции и характерные черты публицистического стиля речи

Функции и характерные черты публицистического стиля речи
Иллюстрация: Лиза Кравецкая

Публицистический стиль речи — один из функциональных стилей, который используется в ситуациях, когда нужно не просто донести информацию, но и повлиять на читателя или слушателя, сформировать мнение по поводу общественно важного вопроса. Этот стиль можно встретить не только в СМИ, но и в речах политиков или в книгах.

Место среди других стилей

Образность и выразительность публицистического стиля роднит его с художественным, в нем тоже применяются средства выразительности (метафоры, сравнения и эпитеты), пусть и не столь активно — это позволяет сделать текст более живым и эмоциональным. 

Как и для научного стиля, для публицистического характерна аргументированность: приводятся факты, статистика, мнения экспертов в этой области — все это делает текст убедительным. Если автор научного текста может позволить себе только научное «мы», то в публицистическом тексте вполне допустимо акцентирование собственного «я», не запрещено давать личные оценки явлениям. 

На стыке научного и публицистического стилей находится научно-популярный подстиль — так пишутся тексты о разного рода явлениях с позиции науки, которые предназначены не для специалистов, а для всех интересующихся этой областью (например, тексты на Грамоте о лингвистике).

Если в официально-деловом стиле авторская стилистика невозможна, а в научном ограничена, то в публицистическом стиле она во многих случаях приветствуется.

Задачи и сферы использования

Так как публицистический стиль предназначен прежде всего для СМИ (газет, журналов, телевидения, радио, интернет-порталов и блогов) и направлен на массовую аудиторию, это определяет две его главные функции: информирование и воздействие, причем баланс между ними может быть выстроен по-разному. 

Многие публицистические тексты, прежде всего новости, всего лишь информируют читателя или слушателя о прошедших или предстоящих событиях. Их авторы (иногда это даже не журналисты, а большие языковые модели) стараются быть максимально объективными, хотя на мнение аудитории может косвенно влиять сам подбор фактов. 

В некоторых других жанрах (например, в авторских колонках и публичных выступлениях) публицистический стиль обретает особую эмоциональность, позиция автора открыто и ярко выражена. В качестве примера можно привести колонку журналиста Максима Соколова в журнале «КоммерсантЪ-Власть», опубликованную в 1994 году, и выступление лидера КПРФ Геннадия Зюганова в Государственной думе в 2013 году. 

Новости отбираются по определенным критериям. Они должны быть актуальными и соответствовать запросам аудитории. Информацию важно опубликовать вовремя, иначе новость, говоря журналистским жаргоном, «протухнет».

Язык новостей стремится к простоте и ясности: это позволяет быстро их понимать и способствует их популярности. По содержанию новости могут касаться либо приближающихся значимых событий, либо неожиданных происшествий — и то и другое вызывает интерес общества. 

Неоднократно отмечалось, что плохие новости (о катаклизмах, катастрофах, криминальных происшествиях и войнах) вызывают больше интереса, чем хорошие. 

При этом некоторые новостные каналы сознательно концентрируются на хороших новостях, чтобы читатели могли отдохнуть от негатива. 

Для новости важен не только масштаб события, но и где оно происходит. Даже локальное происшествие в Европе или США сильнее заинтересует аудиторию, чем военный переворот или нехватка питьевой воды в так называемых «странах третьего мира». 

Языковые особенности

Публицистические тексты отличает активность и динамичность, они написаны простым языком, что делает их более легкими для восприятия, чем тексты в научном или официально-деловом стиле. 

В публицистическом стиле широко применяется лексика, которая соответствует тематике текстов, — общественно-политическая, экономическая, общекультурная и научная: предвыборная кампания, Совет Федерации, лидер фракции, бюджет, дефицит, инфляция, конференция, доклад, эпидемия, коронавирус, социальная дистанция

Публицистику отличают как журналистские клише (работники бюджетной сферы, мирное урегулирование), так и слова и выражения, описывающие новые понятия (холодная война, проверка бренда на российскость). 

Авторы могут употреблять эмоционально окрашенные слова и выражения: пушечное мясо, зажравшиеся чинуши, красно-коричневые, оранжевая чума. Часто, особенно в заголовках, используют фразеологизмы, а также каламбуры, пародирование и языковую игру: текст и с чем его едят, медики бывают разные, с чего начинается «технологический суверенитет»

Публицистический стиль в отличие от более строгих книжных стилей допускает использование разговорной лексики, которая может соседствовать с возвышенной. В ограниченном количестве могут употребляться и жаргонизмы. 

На уровне лексики характерно употребление большого количества абстрактных существительных: нация, личность, правосудие, управление, здоровье, наука. Абстрактные существительные могут появляться во множественном числе: риски, подвижки, компромиссы, подходы

Есть и ряд грамматических особенностей. Единственное число может использоваться вместо множественного: об этом только ленивый не писал, врача нужно ценить и беречь, любой юрист скажет вам. Для привлечения внимания возможно употребление форм повелительного наклонения: судите сами, следите за руками, давайте не забывать

О грядущих событиях можно сказать в настоящем времени: ожидается небольшой дождь, в Москве открывается выставка. При этом частотны формы прошедшего времени (депутат заявил, эксперт отметил, на место выехала машина МЧС) и страдательные причастия прошедшего времени: зарплаты повышены, меры приняты

Синтаксис публицистических текстов отличает вынесение главного в начало или в конец предложения, поскольку то, что в середине, запоминается хуже. Как особый прием возможна парцелляция: Он допустил ошибку. Очень серьезную. Возможно, самую страшную в жизни. Часто вводятся риторические вопросы (Зачем, спрашивается, это нужно? Нет, ну вы слышали? И за это — такие деньги?) и обращения, а также восклицательные и побудительные предложения: дорогие радиослушатели, только вдумайтесь, не допустим уничтожения леса.   

Жанровое разнообразие

Публицистические тексты подразделяются на несколько групп по тому, где и как они используются. Среди письменных текстов можно выделить, в частности, газетные и журнальные публикации, с одной стороны, и рекламные объявления, плакаты, лозунги — с другой. В устной форме существуют телевизионные и радиопередачи (аналитическая программа, диалог или полилог в прямом эфире, информационное сообщение), ораторские выступления (дебаты, выступления на митингах), коммуникация в реальном времени (конференция, телемост). Реклама также может существовать в аудио- и видеоформатах. 

По языковым особенностям и коммуникативным целям можно выделить информационные, художественно-публицистические и аналитические жанры.

Информационным жанрам, таким как статья, репортаж, хроника, интервью, в большей степени свойственна функция сообщения: авторы рассказывают о том, что, где, когда и при каких обстоятельствах произошло. Для новости важна достоверность, краткость и новизна, для репортажа (сообщения с места событий) — оперативность и объективность, для интервью — раскрытие позиции собеседника и получение информации, а для отчета (например, о прошедшей конференции) — детальное изложение событий в хронологическим порядке.

Аналитические жанры, такие как беседа, статья и рецензия, делают акцент на воздействии; они содержат рассуждения, аргументацию, анализ событий наряду с личными выводами и оценками. 

Жанр беседы предполагает более активное по сравнению с интервью общение между журналистом и гостем (или гостями), в этом случае ведущий — не просто посредник, а полноценный участник. Рецензия представляет собой критический отзыв на книгу, статью, оценку предмета искусства. В статье автор аргументированно выражает мнение по поводу событий, явлений и процессов. Статья может иметь полемический характер, например: Нужны ли уроки православной культуры в школе? 

Художественно-публицистические жанры (очерк, эссе, колонка, фельетон, памфлет) служат для получения яркого и образного представления о событии или явлении. Они находятся на стыке художественного и публицистического стилей.

Очерк предполагает не просто описание проблемы, личности или происшествия, но и использование художественных приемов. 

Разновидность очерка — эссе, в котором автор в свободной манере выражает свой личный взгляд и в том числе эмоциональные переживания. 

Фельетон — это сатирическая заметка, цель которой — высмеять зло (или то, что таковым представляется); можно вспомнить произведения Салтыкова-Щедрина. Смежный сатирический жанр — памфлет, который нацелен на разоблачение пороков через унижение и осмеяние героя или героев. Можно сказать, что фельетон — это «добрая», а памфлет — «злая» сатира. 

Отдельно отметим жанр рекламы. Ее главная цель — быть четкой и запоминающейся, а подбор языковых средств зависит от целевой аудитории и цены товара. Чтобы показать уважение к покупателю, реклама может обращаться к клиенту на «Вы», но бывает и наоборот: фамильярное «ты» стирает границы и создает эффект сближения, а кроме того, потенциальный покупатель воспримет сообщение как адресованное лично ему.  

Главное достоинство публицистического стиля — его гибкость и разнообразие, обусловленные широтой сюжетов, которые освещаются в публицистических текстах. Этот стиль интересен тем, что чутко реагирует и на новые технологические возможности цифровой эпохи, и на изменения в обществе.

Литература

  1. Вещикова И. А. Публицистический стиль в современной языковой ситуации // Русская речь, 2021. № 2. C. 7–19. Есть электронная версия.
  2. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М. : Флинта : Наука, 2008. 
  3. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М. : Педагогика-Пресс, 1994. 
  4. Лазуткина Е. М. Публицистический стиль: новые черты. М. : ООО «Издательство ЭЛПИС», 2008. 
  5. Солганик Г. Я., Клушина Н. И. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, или ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, или СТИЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ // Эффективное речевое общение (базовые компетенции) : словарь-справочник. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. С. 499–501. 
, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Функциональные стили речи: уместность, возведенная в правило

Выбор стиля речи обусловлен целью и задачами общения

Как работает редактор в медиа? Избегает прилагательных и делает глагол главным

Инна Кравченко объясняет в «Школе редакторского мастерства», чем ей помогает образование театроведа

«Дивный новый мир» российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты

При воссоздании полной картины современной русской речи рекламу игнорировать нельзя

все публикации

Архаичные союзы «ибо» и «дабы» употребляются в современной разговорной речи

Они то уходили на периферию русского языка, то снова обретали популярность



Официально-деловой стиль: язык бюрократии

Мы гуляли по лесному массиву и посетили данное заведение…


Как изменилось преподавание литературы в школе

От гуманистических подходов — к увлечению цифровыми технологиями


Скрытые заимствования: иногда новые слова и смыслы появляются по аналогии

Мария Елиферова приводит случаи калькирования, о которых мы даже не догадываемся


Новый учебник «Русский язык и культура речи» подготовлен в МГУ

Он рассчитан на студентов и преподавателей негуманитарных вузов



Орфографические словари: как не ошибиться в написании слова

Они особенно необходимы языкам с древней письменностью


Профессиональные жаргоны: зачем говорить не как все?

Социолекты юристов, медиков и разработчиков отличаются лексически, но у них есть и общие черты


Деревенский говор интереснее стандартного литературного языка

Лингвист Николай Вахтин дал большое интервью о русских диалектах 


Что вы думаете о речи молодежи?

Старшее поколение недовольно, а специалисты видят основания для оптимизма



Безударные гласные в некоторых словах могут редуцироваться до нуля

Вышел четвертый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год


Как в русском языке возникали названия для новых профессий

Ирина Фуфаева — о трех случаях, когда родное слово оттеснило иностранного конкурента


Для чего нужен язык в первую очередь

Нейробиологи пришли к выводу, что мышление может существовать и без языка


На полях манускрипта Войнича обнаружили полный латинский алфавит

Мультиспектральный анализ загадочной рукописи помог сделать открытие



В открытом доступе выложен «Словарь языковой экономии»

Филолог Василий Химик собрал блестящую коллекцию универбов от авиационки до ядовитки


Чем отличаются правила речевого этикета в русских и английских письменных текстах

Мария Елифёрова о том, почему «представители семейства кошачьих» требуют от переводчика аккуратности


Фекла Толстая: «Мы можем создать не 3D, а 10D-картинку Толстого»

Как цифровая форма приближает к нам тексты, события и обстоятельства


1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!