Функции и характерные черты публицистического стиля речи
Публицистический стиль речи — один из функциональных стилей, который используется в ситуациях, когда нужно не просто донести информацию, но и повлиять на читателя или слушателя, сформировать мнение по поводу общественно важного вопроса. Этот стиль можно встретить не только в СМИ, но и в речах политиков или в книгах.
Место среди других стилей
Образность и выразительность публицистического стиля роднит его с художественным, в нем тоже применяются средства выразительности (метафоры, сравнения и эпитеты), пусть и не столь активно — это позволяет сделать текст более живым и эмоциональным.
Как и для научного стиля, для публицистического характерна аргументированность: приводятся факты, статистика, мнения экспертов в этой области — все это делает текст убедительным. Если автор научного текста может позволить себе только научное «мы», то в публицистическом тексте вполне допустимо акцентирование собственного «я», не запрещено давать личные оценки явлениям.
На стыке научного и публицистического стилей находится научно-популярный подстиль — так пишутся тексты о разного рода явлениях с позиции науки, которые предназначены не для специалистов, а для всех интересующихся этой областью (например, тексты на Грамоте о лингвистике).
Если в официально-деловом стиле авторская стилистика невозможна, а в научном ограничена, то в публицистическом стиле она во многих случаях приветствуется.
Задачи и сферы использования
Так как публицистический стиль предназначен прежде всего для СМИ (газет, журналов, телевидения, радио, интернет-порталов и блогов) и направлен на массовую аудиторию, это определяет две его главные функции: информирование и воздействие, причем баланс между ними может быть выстроен по-разному.
Многие публицистические тексты, прежде всего новости, всего лишь информируют читателя или слушателя о прошедших или предстоящих событиях. Их авторы (иногда это даже не журналисты, а большие языковые модели) стараются быть максимально объективными, хотя на мнение аудитории может косвенно влиять сам подбор фактов.
В некоторых других жанрах (например, в авторских колонках и публичных выступлениях) публицистический стиль обретает особую эмоциональность, позиция автора открыто и ярко выражена. В качестве примера можно привести колонку журналиста Максима Соколова в журнале «КоммерсантЪ-Власть», опубликованную в 1994 году, и выступление лидера КПРФ Геннадия Зюганова в Государственной думе в 2013 году.
Новости отбираются по определенным критериям. Они должны быть актуальными и соответствовать запросам аудитории. Информацию важно опубликовать вовремя, иначе новость, говоря журналистским жаргоном, «протухнет».
Язык новостей стремится к простоте и ясности: это позволяет быстро их понимать и способствует их популярности. По содержанию новости могут касаться либо приближающихся значимых событий, либо неожиданных происшествий — и то и другое вызывает интерес общества.
Неоднократно отмечалось, что плохие новости (о катаклизмах, катастрофах, криминальных происшествиях и войнах) вызывают больше интереса, чем хорошие.
При этом некоторые новостные каналы сознательно концентрируются на хороших новостях, чтобы читатели могли отдохнуть от негатива.
Для новости важен не только масштаб события, но и где оно происходит. Даже локальное происшествие в Европе или США сильнее заинтересует аудиторию, чем военный переворот или нехватка питьевой воды в так называемых «странах третьего мира».
Языковые особенности
Публицистические тексты отличает активность и динамичность, они написаны простым языком, что делает их более легкими для восприятия, чем тексты в научном или официально-деловом стиле.
В публицистическом стиле широко применяется лексика, которая соответствует тематике текстов, — общественно-политическая, экономическая, общекультурная и научная: предвыборная кампания, Совет Федерации, лидер фракции, бюджет, дефицит, инфляция, конференция, доклад, эпидемия, коронавирус, социальная дистанция.
Публицистику отличают как журналистские клише (работники бюджетной сферы, мирное урегулирование), так и слова и выражения, описывающие новые понятия (холодная война, проверка бренда на российскость).
Авторы могут употреблять эмоционально окрашенные слова и выражения: пушечное мясо, зажравшиеся чинуши, красно-коричневые, оранжевая чума. Часто, особенно в заголовках, используют фразеологизмы, а также каламбуры, пародирование и языковую игру: текст и с чем его едят, медики бывают разные, с чего начинается «технологический суверенитет».
Публицистический стиль в отличие от более строгих книжных стилей допускает использование разговорной лексики, которая может соседствовать с возвышенной. В ограниченном количестве могут употребляться и жаргонизмы.
На уровне лексики характерно употребление большого количества абстрактных существительных: нация, личность, правосудие, управление, здоровье, наука. Абстрактные существительные могут появляться во множественном числе: риски, подвижки, компромиссы, подходы.
Есть и ряд грамматических особенностей. Единственное число может использоваться вместо множественного: об этом только ленивый не писал, врача нужно ценить и беречь, любой юрист скажет вам. Для привлечения внимания возможно употребление форм повелительного наклонения: судите сами, следите за руками, давайте не забывать.
О грядущих событиях можно сказать в настоящем времени: ожидается небольшой дождь, в Москве открывается выставка. При этом частотны формы прошедшего времени (депутат заявил, эксперт отметил, на место выехала машина МЧС) и страдательные причастия прошедшего времени: зарплаты повышены, меры приняты.
Синтаксис публицистических текстов отличает вынесение главного в начало или в конец предложения, поскольку то, что в середине, запоминается хуже. Как особый прием возможна парцелляция: Он допустил ошибку. Очень серьезную. Возможно, самую страшную в жизни. Часто вводятся риторические вопросы (Зачем, спрашивается, это нужно? Нет, ну вы слышали? И за это — такие деньги?) и обращения, а также восклицательные и побудительные предложения: дорогие радиослушатели, только вдумайтесь, не допустим уничтожения леса.
Жанровое разнообразие
Публицистические тексты подразделяются на несколько групп по тому, где и как они используются. Среди письменных текстов можно выделить, в частности, газетные и журнальные публикации, с одной стороны, и рекламные объявления, плакаты, лозунги — с другой. В устной форме существуют телевизионные и радиопередачи (аналитическая программа, диалог или полилог в прямом эфире, информационное сообщение), ораторские выступления (дебаты, выступления на митингах), коммуникация в реальном времени (конференция, телемост). Реклама также может существовать в аудио- и видеоформатах.
По языковым особенностям и коммуникативным целям можно выделить информационные, художественно-публицистические и аналитические жанры.
Информационным жанрам, таким как статья, репортаж, хроника, интервью, в большей степени свойственна функция сообщения: авторы рассказывают о том, что, где, когда и при каких обстоятельствах произошло. Для новости важна достоверность, краткость и новизна, для репортажа (сообщения с места событий) — оперативность и объективность, для интервью — раскрытие позиции собеседника и получение информации, а для отчета (например, о прошедшей конференции) — детальное изложение событий в хронологическим порядке.
Аналитические жанры, такие как беседа, статья и рецензия, делают акцент на воздействии; они содержат рассуждения, аргументацию, анализ событий наряду с личными выводами и оценками.
Жанр беседы предполагает более активное по сравнению с интервью общение между журналистом и гостем (или гостями), в этом случае ведущий — не просто посредник, а полноценный участник. Рецензия представляет собой критический отзыв на книгу, статью, оценку предмета искусства. В статье автор аргументированно выражает мнение по поводу событий, явлений и процессов. Статья может иметь полемический характер, например: Нужны ли уроки православной культуры в школе?
Художественно-публицистические жанры (очерк, эссе, колонка, фельетон, памфлет) служат для получения яркого и образного представления о событии или явлении. Они находятся на стыке художественного и публицистического стилей.
Очерк предполагает не просто описание проблемы, личности или происшествия, но и использование художественных приемов.
Разновидность очерка — эссе, в котором автор в свободной манере выражает свой личный взгляд и в том числе эмоциональные переживания.
Фельетон — это сатирическая заметка, цель которой — высмеять зло (или то, что таковым представляется); можно вспомнить произведения Салтыкова-Щедрина. Смежный сатирический жанр — памфлет, который нацелен на разоблачение пороков через унижение и осмеяние героя или героев. Можно сказать, что фельетон — это «добрая», а памфлет — «злая» сатира.
Отдельно отметим жанр рекламы. Ее главная цель — быть четкой и запоминающейся, а подбор языковых средств зависит от целевой аудитории и цены товара. Чтобы показать уважение к покупателю, реклама может обращаться к клиенту на «Вы», но бывает и наоборот: фамильярное «ты» стирает границы и создает эффект сближения, а кроме того, потенциальный покупатель воспримет сообщение как адресованное лично ему.
Главное достоинство публицистического стиля — его гибкость и разнообразие, обусловленные широтой сюжетов, которые освещаются в публицистических текстах. Этот стиль интересен тем, что чутко реагирует и на новые технологические возможности цифровой эпохи, и на изменения в обществе.
Литература
- Вещикова И. А. Публицистический стиль в современной языковой ситуации // Русская речь, 2021. № 2. C. 7–19. Есть электронная версия.
- Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М. : Флинта : Наука, 2008.
- Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М. : Педагогика-Пресс, 1994.
- Лазуткина Е. М. Публицистический стиль: новые черты. М. : ООО «Издательство ЭЛПИС», 2008.
- Солганик Г. Я., Клушина Н. И. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, или ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, или СТИЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ // Эффективное речевое общение (базовые компетенции) : словарь-справочник. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. С. 499–501.
Еще на
эту тему
Функциональные стили речи: уместность, возведенная в правило
Выбор стиля речи обусловлен целью и задачами общения
Как работает редактор в медиа? Избегает прилагательных и делает глагол главным
Инна Кравченко объясняет в «Школе редакторского мастерства», чем ей помогает образование театроведа
«Дивный новый мир» российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты
При воссоздании полной картины современной русской речи рекламу игнорировать нельзя