Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Функции и характерные черты публицистического стиля речи

Функции и характерные черты публицистического стиля речи
Иллюстрация: Лиза Кравецкая

Публицистический стиль речи — один из функциональных стилей, который используется в ситуациях, когда нужно не просто донести информацию, но и повлиять на читателя или слушателя, сформировать мнение по поводу общественно важного вопроса. Этот стиль можно встретить не только в СМИ, но и в речах политиков или в книгах.

Место среди других стилей

Образность и выразительность публицистического стиля роднит его с художественным, в нем тоже применяются средства выразительности (метафоры, сравнения и эпитеты), пусть и не столь активно — это позволяет сделать текст более живым и эмоциональным. 

Как и для научного стиля, для публицистического характерна аргументированность: приводятся факты, статистика, мнения экспертов в этой области — все это делает текст убедительным. Если автор научного текста может позволить себе только научное «мы», то в публицистическом тексте вполне допустимо акцентирование собственного «я», не запрещено давать личные оценки явлениям. 

На стыке научного и публицистического стилей находится научно-популярный подстиль — так пишутся тексты о разного рода явлениях с позиции науки, которые предназначены не для специалистов, а для всех интересующихся этой областью (например, тексты на Грамоте о лингвистике).

Если в официально-деловом стиле авторская стилистика невозможна, а в научном ограничена, то в публицистическом стиле она во многих случаях приветствуется.

Задачи и сферы использования

Так как публицистический стиль предназначен прежде всего для СМИ (газет, журналов, телевидения, радио, интернет-порталов и блогов) и направлен на массовую аудиторию, это определяет две его главные функции: информирование и воздействие, причем баланс между ними может быть выстроен по-разному. 

Многие публицистические тексты, прежде всего новости, всего лишь информируют читателя или слушателя о прошедших или предстоящих событиях. Их авторы (иногда это даже не журналисты, а большие языковые модели) стараются быть максимально объективными, хотя на мнение аудитории может косвенно влиять сам подбор фактов. 

В некоторых других жанрах (например, в авторских колонках и публичных выступлениях) публицистический стиль обретает особую эмоциональность, позиция автора открыто и ярко выражена. В качестве примера можно привести колонку журналиста Максима Соколова в журнале «КоммерсантЪ-Власть», опубликованную в 1994 году, и выступление лидера КПРФ Геннадия Зюганова в Государственной думе в 2013 году. 

Новости отбираются по определенным критериям. Они должны быть актуальными и соответствовать запросам аудитории. Информацию важно опубликовать вовремя, иначе новость, говоря журналистским жаргоном, «протухнет».

Язык новостей стремится к простоте и ясности: это позволяет быстро их понимать и способствует их популярности. По содержанию новости могут касаться либо приближающихся значимых событий, либо неожиданных происшествий — и то и другое вызывает интерес общества. 

Неоднократно отмечалось, что плохие новости (о катаклизмах, катастрофах, криминальных происшествиях и войнах) вызывают больше интереса, чем хорошие. 

При этом некоторые новостные каналы сознательно концентрируются на хороших новостях, чтобы читатели могли отдохнуть от негатива. 

Для новости важен не только масштаб события, но и где оно происходит. Даже локальное происшествие в Европе или США сильнее заинтересует аудиторию, чем военный переворот или нехватка питьевой воды в так называемых «странах третьего мира». 

Языковые особенности

Публицистические тексты отличает активность и динамичность, они написаны простым языком, что делает их более легкими для восприятия, чем тексты в научном или официально-деловом стиле. 

В публицистическом стиле широко применяется лексика, которая соответствует тематике текстов, — общественно-политическая, экономическая, общекультурная и научная: предвыборная кампания, Совет Федерации, лидер фракции, бюджет, дефицит, инфляция, конференция, доклад, эпидемия, коронавирус, социальная дистанция

Публицистику отличают как журналистские клише (работники бюджетной сферы, мирное урегулирование), так и слова и выражения, описывающие новые понятия (холодная война, проверка бренда на российскость). 

Авторы могут употреблять эмоционально окрашенные слова и выражения: пушечное мясо, зажравшиеся чинуши, красно-коричневые, оранжевая чума. Часто, особенно в заголовках, используют фразеологизмы, а также каламбуры, пародирование и языковую игру: текст и с чем его едят, медики бывают разные, с чего начинается «технологический суверенитет»

Публицистический стиль в отличие от более строгих книжных стилей допускает использование разговорной лексики, которая может соседствовать с возвышенной. В ограниченном количестве могут употребляться и жаргонизмы. 

На уровне лексики характерно употребление большого количества абстрактных существительных: нация, личность, правосудие, управление, здоровье, наука. Абстрактные существительные могут появляться во множественном числе: риски, подвижки, компромиссы, подходы

Есть и ряд грамматических особенностей. Единственное число может использоваться вместо множественного: об этом только ленивый не писал, врача нужно ценить и беречь, любой юрист скажет вам. Для привлечения внимания возможно употребление форм повелительного наклонения: судите сами, следите за руками, давайте не забывать

О грядущих событиях можно сказать в настоящем времени: ожидается небольшой дождь, в Москве открывается выставка. При этом частотны формы прошедшего времени (депутат заявил, эксперт отметил, на место выехала машина МЧС) и страдательные причастия прошедшего времени: зарплаты повышены, меры приняты

Синтаксис публицистических текстов отличает вынесение главного в начало или в конец предложения, поскольку то, что в середине, запоминается хуже. Как особый прием возможна парцелляция: Он допустил ошибку. Очень серьезную. Возможно, самую страшную в жизни. Часто вводятся риторические вопросы (Зачем, спрашивается, это нужно? Нет, ну вы слышали? И за это — такие деньги?) и обращения, а также восклицательные и побудительные предложения: дорогие радиослушатели, только вдумайтесь, не допустим уничтожения леса.   

Жанровое разнообразие

Публицистические тексты подразделяются на несколько групп по тому, где и как они используются. Среди письменных текстов можно выделить, в частности, газетные и журнальные публикации, с одной стороны, и рекламные объявления, плакаты, лозунги — с другой. В устной форме существуют телевизионные и радиопередачи (аналитическая программа, диалог или полилог в прямом эфире, информационное сообщение), ораторские выступления (дебаты, выступления на митингах), коммуникация в реальном времени (конференция, телемост). Реклама также может существовать в аудио- и видеоформатах. 

По языковым особенностям и коммуникативным целям можно выделить информационные, художественно-публицистические и аналитические жанры.

Информационным жанрам, таким как статья, репортаж, хроника, интервью, в большей степени свойственна функция сообщения: авторы рассказывают о том, что, где, когда и при каких обстоятельствах произошло. Для новости важна достоверность, краткость и новизна, для репортажа (сообщения с места событий) — оперативность и объективность, для интервью — раскрытие позиции собеседника и получение информации, а для отчета (например, о прошедшей конференции) — детальное изложение событий в хронологическим порядке.

Аналитические жанры, такие как беседа, статья и рецензия, делают акцент на воздействии; они содержат рассуждения, аргументацию, анализ событий наряду с личными выводами и оценками. 

Жанр беседы предполагает более активное по сравнению с интервью общение между журналистом и гостем (или гостями), в этом случае ведущий — не просто посредник, а полноценный участник. Рецензия представляет собой критический отзыв на книгу, статью, оценку предмета искусства. В статье автор аргументированно выражает мнение по поводу событий, явлений и процессов. Статья может иметь полемический характер, например: Нужны ли уроки православной культуры в школе? 

Художественно-публицистические жанры (очерк, эссе, колонка, фельетон, памфлет) служат для получения яркого и образного представления о событии или явлении. Они находятся на стыке художественного и публицистического стилей.

Очерк предполагает не просто описание проблемы, личности или происшествия, но и использование художественных приемов. 

Разновидность очерка — эссе, в котором автор в свободной манере выражает свой личный взгляд и в том числе эмоциональные переживания. 

Фельетон — это сатирическая заметка, цель которой — высмеять зло (или то, что таковым представляется); можно вспомнить произведения Салтыкова-Щедрина. Смежный сатирический жанр — памфлет, который нацелен на разоблачение пороков через унижение и осмеяние героя или героев. Можно сказать, что фельетон — это «добрая», а памфлет — «злая» сатира. 

Отдельно отметим жанр рекламы. Ее главная цель — быть четкой и запоминающейся, а подбор языковых средств зависит от целевой аудитории и цены товара. Чтобы показать уважение к покупателю, реклама может обращаться к клиенту на «Вы», но бывает и наоборот: фамильярное «ты» стирает границы и создает эффект сближения, а кроме того, потенциальный покупатель воспримет сообщение как адресованное лично ему.  

Главное достоинство публицистического стиля — его гибкость и разнообразие, обусловленные широтой сюжетов, которые освещаются в публицистических текстах. Этот стиль интересен тем, что чутко реагирует и на новые технологические возможности цифровой эпохи, и на изменения в обществе.

Литература

  1. Вещикова И. А. Публицистический стиль в современной языковой ситуации // Русская речь, 2021. № 2. C. 7–19. Есть электронная версия.
  2. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М. : Флинта : Наука, 2008. 
  3. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М. : Педагогика-Пресс, 1994. 
  4. Лазуткина Е. М. Публицистический стиль: новые черты. М. : ООО «Издательство ЭЛПИС», 2008. 
  5. Солганик Г. Я., Клушина Н. И. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, или ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, или СТИЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ // Эффективное речевое общение (базовые компетенции) : словарь-справочник. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. С. 499–501. 
, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Функциональные стили речи: уместность, возведенная в правило

Выбор стиля речи обусловлен целью и задачами общения

Как работает редактор в медиа? Избегает прилагательных и делает глагол главным

Инна Кравченко объясняет в «Школе редакторского мастерства», чем ей помогает образование театроведа

«Дивный новый мир» российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты

При воссоздании полной картины современной русской речи рекламу игнорировать нельзя

все публикации


Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


Елена Березович: «Диалектологам становится все труднее работать»

Профессор Уральского университета обобщила результаты анкетирования коллег 


Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур



О чем мы можем узнать из средневековых рукописных текстов

Интервью с медиевистом Олегом Воскобойниковым на канале «Основа»


Как лучше описывать разговорную лексику в словарях

Лингвисты обсуждают проблемы лексикографического представления диалектизмов, регионализмов, феминитивов и «жестовых» слов


Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Главные критерии — понятность, интересность и тематический баланс


Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке

Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной


Что такое старомосковское произношение

Говор стал престижным в тот момент, когда начал устаревать



1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!