Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно

Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно
Иллюстрация: Тим Яржомбек

В марте справочная служба ответила на десятки вопросов о запятых, мы их внимательно изучили, но так и не смогли выбрать самый интересный. Зато мы хотим поговорить о том, откуда в сервизе появилась лишняя посуда, почему у однокоренных слов корни бывают разной длины и как наши привычные жесты можно описать с помощью языка.

Состав слова

Вопрос: Помогите понять, почему в словах фортепиано и фортепианный разные корни? Как объяснить четверокласснику, почему о входит в корень, а не в суффикс?

Ответ справочной службы русского языка: В словах фортепиано и фортепианный корень один, но его звуковой и буквенный состав немного различается. В русском языке так бывает. Четвероклассник уже наверняка сталкивался с такими явлениями, как чередование в корнях (например, книга — книжка, любить — люблю), беглость гласной (сон — без сна), появление в конце приставки гласной о (подбежать — подобраться). Заимствованное слово фортепиано заканчивается на о. Эта гласная могла бы стать окончанием, как в русских словах на о, например яблоко, окно. Здесь о — окончание, так как это изменяемая часть, ср.: яблоко — яблока, яблоку, яблоком и т. д. Но заимствованное слово фортепиано не стало склоняться, как и многие другие заимствования на о, например пальто, депо, авокадо, дзюдо.

Раз существительное фортепиано не склоняется — окончания у него нет, конечное о принадлежит корню. При образовании в русском языке с помощью суффикса -н- прилагательного фортепианный гласная о усекается, остается корень фортепиан-. То же происходит и в словах пальтецо, пальтишко, авокадовый

Комментарий Грамоты:  Усечение встречается при словообразовании довольно часто. Например, при образовании существительного гадость от прилагательного гадкий исчезает суффикс -к-, а кенгуренок не использует финальную букву у из своей производящей основы кенгуру (в этом отношении кенгуру похоже на фортепьяно).

При словообразовании и словоизменении с корнями могут происходить и другие удивительные явления. Вероятно, четвероклассник уже слышал про чередование гласных (гореть — гарь) и согласных (растить — ращу). Зато можно поразить его воображение, рассказав о наращениях. Например, слова небо и дочь при словоизменении получают дополнительные элементы -ес (неб-ес-а) и -ер (доч-ер-и). Считать их суффиксами невозможно, поскольку они не имеют никакого самостоятельного значения и не образуют нового слова. А при словообразовании наращения встречаются, к примеру, в словах жилец, кормилец и певец: эти существительные образованы с помощью суффикса -ец- от глаголов жить, кормить и петь, в которых нет ни л, ни в.

Речевые ошибки

Вопрос: Правильно ли говорить «Сервиз посуды»? Как я понимаю: сервиз — полный набор посуды. А «Сервиз посуды» — масло масляное?

Ответ справочной службы русского языка: Вы правы, сочетание сервиз посуды избыточно. 

Комментарий Грамоты: Такие словосочетания, в которых значение одного слова уже «зашито» внутри другого, очень распространены. В отличие от выражения масло масляное, где совпадение корней бросается в глаза, обычно тавтология не так заметна: сервиз посуды, арсенал оружия, прейскурант цен, основной лейтмотив, незаконные бандформирования, наиболее оптимальный. Такая избыточность (плеоназм) считается лексической ошибкой. В то же время она объяснима: говорящий не чувствует, что в слове сервиз уже есть компонент «посуда», а в слове оптимальный — компонент «самый/наиболее»; добавляя избыточный элемент, он хочет убедиться, что его поймут правильно. Часто это желание добавить лишнее слово связано с тем, что точный смысл заимствования непрозрачен для говорящего: так возникает панацея от всех болезней (хотя панацея — это и есть средство от всех болезней) или католический аббат (хотя аббат — это только католический священник и никакой другой).

Жесты

Вопрос: Грамотно ли говорить «кручу головой» для передачи значения «делаю движение головой, означающее отрицательный ответ»? Есть ли в данном контексте разница между «кручу головой», «мотаю головой» и «верчу головой»? Что из этих вариантов лучше всего подходит для описания жеста, означающего отрицательный ответ?

Ответ справочной службы русского языка: Традиционно при описании движений головы в ситуации, когда человек выражает свое несогласие с чем-либо или с кем-либо, используют обороты с глаголом мотать: он отрицательно мотал головой, она опровергающе замотала головой

Комментарий Грамоты: Жесты, в которых задействована голова, отличаются по физическим характеристикам (скорости движения, направлению, повторяющееся движение или нет и т. д.), по смыслу (жест может выражать удивление, согласие, сомнение и др.) и по тому, как эти жесты отражены в языке, какие номинации им соответствуют. Слово голова участвует во множестве номинаций жестов: схватиться за голову, покачать головой, трясти головой, опустить голову. Выражение (по)мотать головой является номинацией закрепленного в русской языковой культуре жеста, эквивалентного слову нет. Иными словами, за жестом, выражающим отрицание, закреплена именно такая номинация. В НКРЯ можно найти множество подобных примеров, вот два из них: 

— Кстати, у тебя нет изюма? — спросил у Мухина слон. — Не-а! — помотал тот головой.

—  Что — бросил? — спрашивала Светка, чья кровать стояла рядом с Ольгиной. Ольга мотала головой: — Нет.

Другая возможность: использовать для обозначения этого жеста выражение покачать головой, но оно требует уточнения: отрицательно покачал головой. Выражения крутить головой, вертеть головой имеют совсем другое значение: с любопытством оглядываться, искать что-то глазами, смотреть по сторонам. 

Лешик летел по вагону и вертел головой по сторонам, всматриваясь в каждый предмет, в лица пассажиров.

Подробнее о жестах и их соотношении с языковыми выражениями можно прочитать в двухтомнике Г. Е. Крейдлина и его соавторов «Язык и семиотика тела» (М. : НЛО, 2020). 

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Кого чаще боятся, мышку или мышки?

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба

Как правильно, с большой или с маленькой?

Если речь не об именах собственных и не о начале предложения, практика часто расходится с теорией

все публикации

Как победить на олимпиаде по лингвистике

Тренеры российской команды — о том, куда податься школьнику, которому интересно думать о языке


На телеканале ОТР обсуждали засилье иностранных слов

Если убрать из русского языка все заимствования, то от него ничего не останется?


Как вычисление скрытого субъекта помогает понять смысл предложения

Иногда без синтаксического разбора не поймешь, кто на ком стоял


Словесные игры расширяют лексический запас и тренируют навыки коммуникации

А еще они приносят много удовольствия от игрового взаимодействия и помогают лучше узнать друг друга


Как будет выглядеть карта языков России?

Интервью лингвиста Юрия Корякова сайту Русского географического общества


Контактные языки: что бывает, когда соседи не понимают друг друга

Настойчивое желание общаться приводит к появлению конструкций «Моя твоя не понимай»


Чем отличаются по смыслу слова «знакомый», «друг» и «товарищ» в языке Пушкина?

Вышел в свет третий номер «Вестника Московского университета» за 2024 год


Скороговорки: полезное развлечение для детей и взрослых

Как Саша с сушкой и Клара с кларнетом помогают избавиться от каши во рту


Рэп-фристайл: импровизация по-русски в ритме бита

Интервью с руководителем «Фристайл-мастерской» Львом Киселевым


«Говорим по-русски!»: в правилах русской пунктуации есть пробелы

Лингвист Мария Ровинская о том, почему запятые все-таки нужны


«Муж объелся груш» и другие речевые формулы для ответа в рифму

Каждый месяц мы выбираем самые интересные вопросы пользователей и самые полезные ответы нашей справочной службы



Влияние государственных решений на судьбу родных языков

Эксперты обсуждают принятую Концепцию языковой политики и ждут результатов ее реализации




Ошибочные употребления предлогов могут стать частью нормы

Предлоги-захватчики приобретают новые значения, вытесняют другие способы выражения синтаксических связей и вообще много себе позволяют


Вышло новое издание научно-популярной книги Стивена Пинкера «Язык как инстинкт»

Ее можно использовать как пособие по курсу «Введение в языкознание»



Константин Деревянко: «Необходима национальная стратегия развития речевой культуры»

Руководитель Грамоты о том, как владение языком влияет на учебу, карьеру и состояние общества


Откуда берутся и какую функцию выполняют бранные слова

Ругательства — нормальная часть языка, хотя не все они относятся к литературной норме


Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!