Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно

Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно
Иллюстрация: Тим Яржомбек

В марте справочная служба ответила на десятки вопросов о запятых, мы их внимательно изучили, но так и не смогли выбрать самый интересный. Зато мы хотим поговорить о том, откуда в сервизе появилась лишняя посуда, почему у однокоренных слов корни бывают разной длины и как наши привычные жесты можно описать с помощью языка.

Состав слова

Вопрос: Помогите понять, почему в словах фортепиано и фортепианный разные корни? Как объяснить четверокласснику, почему о входит в корень, а не в суффикс?

Ответ справочной службы русского языка: В словах фортепиано и фортепианный корень один, но его звуковой и буквенный состав немного различается. В русском языке так бывает. Четвероклассник уже наверняка сталкивался с такими явлениями, как чередование в корнях (например, книга — книжка, любить — люблю), беглость гласной (сон — без сна), появление в конце приставки гласной о (подбежать — подобраться). Заимствованное слово фортепиано заканчивается на о. Эта гласная могла бы стать окончанием, как в русских словах на о, например яблоко, окно. Здесь о — окончание, так как это изменяемая часть, ср.: яблоко — яблока, яблоку, яблоком и т. д. Но заимствованное слово фортепиано не стало склоняться, как и многие другие заимствования на о, например пальто, депо, авокадо, дзюдо.

Раз существительное фортепиано не склоняется — окончания у него нет, конечное о принадлежит корню. При образовании в русском языке с помощью суффикса -н- прилагательного фортепианный гласная о усекается, остается корень фортепиан-. То же происходит и в словах пальтецо, пальтишко, авокадовый

Комментарий Грамоты:  Усечение встречается при словообразовании довольно часто. Например, при образовании существительного гадость от прилагательного гадкий исчезает суффикс -к-, а кенгуренок не использует финальную букву у из своей производящей основы кенгуру (в этом отношении кенгуру похоже на фортепьяно).

При словообразовании и словоизменении с корнями могут происходить и другие удивительные явления. Вероятно, четвероклассник уже слышал про чередование гласных (гореть — гарь) и согласных (растить — ращу). Зато можно поразить его воображение, рассказав о наращениях. Например, слова небо и дочь при словоизменении получают дополнительные элементы -ес (неб-ес-а) и -ер (доч-ер-и). Считать их суффиксами невозможно, поскольку они не имеют никакого самостоятельного значения и не образуют нового слова. А при словообразовании наращения встречаются, к примеру, в словах жилец, кормилец и певец: эти существительные образованы с помощью суффикса -ец- от глаголов жить, кормить и петь, в которых нет ни л, ни в.

Речевые ошибки

Вопрос: Правильно ли говорить «Сервиз посуды»? Как я понимаю: сервиз — полный набор посуды. А «Сервиз посуды» — масло масляное?

Ответ справочной службы русского языка: Вы правы, сочетание сервиз посуды избыточно. 

Комментарий Грамоты: Такие словосочетания, в которых значение одного слова уже «зашито» внутри другого, очень распространены. В отличие от выражения масло масляное, где совпадение корней бросается в глаза, обычно тавтология не так заметна: сервиз посуды, арсенал оружия, прейскурант цен, основной лейтмотив, незаконные бандформирования, наиболее оптимальный. Такая избыточность (плеоназм) считается лексической ошибкой. В то же время она объяснима: говорящий не чувствует, что в слове сервиз уже есть компонент «посуда», а в слове оптимальный — компонент «самый/наиболее»; добавляя избыточный элемент, он хочет убедиться, что его поймут правильно. Часто это желание добавить лишнее слово связано с тем, что точный смысл заимствования непрозрачен для говорящего: так возникает панацея от всех болезней (хотя панацея — это и есть средство от всех болезней) или католический аббат (хотя аббат — это только католический священник и никакой другой).

Жесты

Вопрос: Грамотно ли говорить «кручу головой» для передачи значения «делаю движение головой, означающее отрицательный ответ»? Есть ли в данном контексте разница между «кручу головой», «мотаю головой» и «верчу головой»? Что из этих вариантов лучше всего подходит для описания жеста, означающего отрицательный ответ?

Ответ справочной службы русского языка: Традиционно при описании движений головы в ситуации, когда человек выражает свое несогласие с чем-либо или с кем-либо, используют обороты с глаголом мотать: он отрицательно мотал головой, она опровергающе замотала головой

Комментарий Грамоты: Жесты, в которых задействована голова, отличаются по физическим характеристикам (скорости движения, направлению, повторяющееся движение или нет и т. д.), по смыслу (жест может выражать удивление, согласие, сомнение и др.) и по тому, как эти жесты отражены в языке, какие номинации им соответствуют. Слово голова участвует во множестве номинаций жестов: схватиться за голову, покачать головой, трясти головой, опустить голову. Выражение (по)мотать головой является номинацией закрепленного в русской языковой культуре жеста, эквивалентного слову нет. Иными словами, за жестом, выражающим отрицание, закреплена именно такая номинация. В НКРЯ можно найти множество подобных примеров, вот два из них: 

— Кстати, у тебя нет изюма? — спросил у Мухина слон. — Не-а! — помотал тот головой.

—  Что — бросил? — спрашивала Светка, чья кровать стояла рядом с Ольгиной. Ольга мотала головой: — Нет.

Другая возможность: использовать для обозначения этого жеста выражение покачать головой, но оно требует уточнения: отрицательно покачал головой. Выражения крутить головой, вертеть головой имеют совсем другое значение: с любопытством оглядываться, искать что-то глазами, смотреть по сторонам. 

Лешик летел по вагону и вертел головой по сторонам, всматриваясь в каждый предмет, в лица пассажиров.

Подробнее о жестах и их соотношении с языковыми выражениями можно прочитать в двухтомнике Г. Е. Крейдлина и его соавторов «Язык и семиотика тела» (М. : НЛО, 2020). 

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Кого чаще боятся, мышку или мышки?

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба

Как правильно, с большой или с маленькой?

Если речь не об именах собственных и не о начале предложения, практика часто расходится с теорией

все публикации

Как относиться к русскому мату? Мария Ровинская в подкасте «Кот Шредингера»

О табу и правилах безопасности при использовании сильных языковых средств


Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов

Исследователи рекомендуют увеличивать словарный запас детей тремя способами


Чтение: практика, меняющая сознание

Пять книг о том, зачем мы читаем и как получить от этого занятия пользу и удовольствие


Вышел первый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

«Фреш», «бишь» и научная терминология до Ломоносова 


Зоолог Арик Кершенбаум: «Мы все хотим знать, что говорят животные»

Интервью с автором новой книги о коммуникации в дикой природе


Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты