Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно

Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно
Иллюстрация: Тим Яржомбек

В марте справочная служба ответила на десятки вопросов о запятых, мы их внимательно изучили, но так и не смогли выбрать самый интересный. Зато мы хотим поговорить о том, откуда в сервизе появилась лишняя посуда, почему у однокоренных слов корни бывают разной длины и как наши привычные жесты можно описать с помощью языка.

Состав слова

Вопрос: Помогите понять, почему в словах фортепиано и фортепианный разные корни? Как объяснить четверокласснику, почему о входит в корень, а не в суффикс?

Ответ справочной службы русского языка: В словах фортепиано и фортепианный корень один, но его звуковой и буквенный состав немного различается. В русском языке так бывает. Четвероклассник уже наверняка сталкивался с такими явлениями, как чередование в корнях (например, книга — книжка, любить — люблю), беглость гласной (сон — без сна), появление в конце приставки гласной о (подбежать — подобраться). Заимствованное слово фортепиано заканчивается на о. Эта гласная могла бы стать окончанием, как в русских словах на о, например яблоко, окно. Здесь о — окончание, так как это изменяемая часть, ср.: яблоко — яблока, яблоку, яблоком и т. д. Но заимствованное слово фортепиано не стало склоняться, как и многие другие заимствования на о, например пальто, депо, авокадо, дзюдо.

Раз существительное фортепиано не склоняется — окончания у него нет, конечное о принадлежит корню. При образовании в русском языке с помощью суффикса -н- прилагательного фортепианный гласная о усекается, остается корень фортепиан-. То же происходит и в словах пальтецо, пальтишко, авокадовый

Комментарий Грамоты:  Усечение встречается при словообразовании довольно часто. Например, при образовании существительного гадость от прилагательного гадкий исчезает суффикс -к-, а кенгуренок не использует финальную букву у из своей производящей основы кенгуру (в этом отношении кенгуру похоже на фортепьяно).

При словообразовании и словоизменении с корнями могут происходить и другие удивительные явления. Вероятно, четвероклассник уже слышал про чередование гласных (гореть — гарь) и согласных (растить — ращу). Зато можно поразить его воображение, рассказав о наращениях. Например, слова небо и дочь при словоизменении получают дополнительные элементы -ес (неб-ес-а) и -ер (доч-ер-и). Считать их суффиксами невозможно, поскольку они не имеют никакого самостоятельного значения и не образуют нового слова. А при словообразовании наращения встречаются, к примеру, в словах жилец, кормилец и певец: эти существительные образованы с помощью суффикса -ец- от глаголов жить, кормить и петь, в которых нет ни л, ни в.

Речевые ошибки

Вопрос: Правильно ли говорить «Сервиз посуды»? Как я понимаю: сервиз — полный набор посуды. А «Сервиз посуды» — масло масляное?

Ответ справочной службы русского языка: Вы правы, сочетание сервиз посуды избыточно. 

Комментарий Грамоты: Такие словосочетания, в которых значение одного слова уже «зашито» внутри другого, очень распространены. В отличие от выражения масло масляное, где совпадение корней бросается в глаза, обычно тавтология не так заметна: сервиз посуды, арсенал оружия, прейскурант цен, основной лейтмотив, незаконные бандформирования, наиболее оптимальный. Такая избыточность (плеоназм) считается лексической ошибкой. В то же время она объяснима: говорящий не чувствует, что в слове сервиз уже есть компонент «посуда», а в слове оптимальный — компонент «самый/наиболее»; добавляя избыточный элемент, он хочет убедиться, что его поймут правильно. Часто это желание добавить лишнее слово связано с тем, что точный смысл заимствования непрозрачен для говорящего: так возникает панацея от всех болезней (хотя панацея — это и есть средство от всех болезней) или католический аббат (хотя аббат — это только католический священник и никакой другой).

Жесты

Вопрос: Грамотно ли говорить «кручу головой» для передачи значения «делаю движение головой, означающее отрицательный ответ»? Есть ли в данном контексте разница между «кручу головой», «мотаю головой» и «верчу головой»? Что из этих вариантов лучше всего подходит для описания жеста, означающего отрицательный ответ?

Ответ справочной службы русского языка: Традиционно при описании движений головы в ситуации, когда человек выражает свое несогласие с чем-либо или с кем-либо, используют обороты с глаголом мотать: он отрицательно мотал головой, она опровергающе замотала головой

Комментарий Грамоты: Жесты, в которых задействована голова, отличаются по физическим характеристикам (скорости движения, направлению, повторяющееся движение или нет и т. д.), по смыслу (жест может выражать удивление, согласие, сомнение и др.) и по тому, как эти жесты отражены в языке, какие номинации им соответствуют. Слово голова участвует во множестве номинаций жестов: схватиться за голову, покачать головой, трясти головой, опустить голову. Выражение (по)мотать головой является номинацией закрепленного в русской языковой культуре жеста, эквивалентного слову нет. Иными словами, за жестом, выражающим отрицание, закреплена именно такая номинация. В НКРЯ можно найти множество подобных примеров, вот два из них: 

— Кстати, у тебя нет изюма? — спросил у Мухина слон. — Не-а! — помотал тот головой.

—  Что — бросил? — спрашивала Светка, чья кровать стояла рядом с Ольгиной. Ольга мотала головой: — Нет.

Другая возможность: использовать для обозначения этого жеста выражение покачать головой, но оно требует уточнения: отрицательно покачал головой. Выражения крутить головой, вертеть головой имеют совсем другое значение: с любопытством оглядываться, искать что-то глазами, смотреть по сторонам. 

Лешик летел по вагону и вертел головой по сторонам, всматриваясь в каждый предмет, в лица пассажиров.

Подробнее о жестах и их соотношении с языковыми выражениями можно прочитать в двухтомнике Г. Е. Крейдлина и его соавторов «Язык и семиотика тела» (М. : НЛО, 2020). 

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Кого чаще боятся, мышку или мышки?

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба

Как правильно, с большой или с маленькой?

Если речь не об именах собственных и не о начале предложения, практика часто расходится с теорией

все публикации


Коллекция «ПостНауки»: сколько в мире языков и какие самые сложные

Мнение лингвистов о языковом разнообразии, двух типах исследователей и пользе мертвых языков


Слово года по версии Грамоты. Как мы его выбираем?

От составления длинного списка до экспертного голосования


Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Порталу исполняется 24 года! Отмечаем день рождения вместе с вами


Лингвист Олег Беляев об истории осетинского языка и его особенностях

«Один раз выучил окончание и везде его ставишь — это называется агглютинация»


Тест: в каком предложении нет ни одной ошибки?

Вам предстоит критически оценить сорок предложений из художественной литературы и найти десять безупречных


Категория рода в русской грамматике в сравнении с другими языками

«Лосось», «лебедь», «дитя», «невежда» и другие языковые сущности сложной судьбы


Пол Грэм: «Мир, разделенный на пишущих и не пишущих, опаснее, чем кажется»

Программист и предприниматель Пол Грэм описал будущее, в котором ИИ пишет тексты за человека


Слова-путешественники: каким образом русские слова оказались вдали от России

И насколько эти заимствования были изначально русскими? Разбирается лингвист Мария Елифёрова


Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Без знания лексики и умения извлекать смысл из текста страдают математика и другие школьные предметы


Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Хорошая новость состоит в том, что взрослые продолжают его расширять до 55 лет и даже дольше


Елена Березович: «Диалектологам становится все труднее работать»

Профессор Уральского университета обобщила результаты анкетирования коллег 


Учитель Сергей Волков: «А давайте сказку про репку перескажем гекзаметром!»

Как учить детей русскому языку в эпоху торжества технологий и сглаживания иерархии культур



О чем мы можем узнать из средневековых рукописных текстов

Интервью с медиевистом Олегом Воскобойниковым на канале «Основа»


Как лучше описывать разговорную лексику в словарях

Лингвисты обсуждают проблемы лексикографического представления диалектизмов, регионализмов, феминитивов и «жестовых» слов


Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Главные критерии — понятность, интересность и тематический баланс


Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке

Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной


Что такое старомосковское произношение

Говор стал престижным в тот момент, когда начал устаревать



1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!