Систему образования ждет дефицит преподавателей русского языка
Не только в сельских школах, но и в городах-миллионниках не хватает учителей русского языка и литературы. На региональных филфаках сокращается число бюджетных мест и количество учебных часов на профильные предметы. «Российская газета» обсудила эту проблему с экспертами.
В разговоре участвовали доктора филологических наук Алексей Николаевич Варламов, Людмила Михайловна Кольцова, Радиф Рифкатович Замалетдинов и кандидат филологических наук Людмила Васильевна Дудова. Вот некоторые тезисы, которые были высказаны в ходе дискуссии.
Русский язык и литература — важнейшие предметы, которые нужны не только людям с гуманитарным складом ума. По словам Альберта Эйнштейна, Достоевский повлиял на него больше, чем физик Карл Гаусс. Русский язык — это как витамин, без которого человек будет хилым и ущербным, а главная задача учителя-словесника — привить ученикам любовь к чтению и научить размышлять над прочитанным.
Нехватка кадров в региональных вузах имеет разные причины. Во-первых, есть неравенство в заработной плате между учителями в разных регионах, из-за чего происходит массовый отток словесников в регионы с более высокими выплатами. Как отмечает Людмила Кольцова, на Западе у преподавателей в десять раз меньше нагрузка и в десять раз выше зарплата.
Во-вторых, на региональных филфаках сокращаются часы на профильные предметы, в результате чего выпускникам не хватает знаний, чтобы преподавать русский язык. Нередко в школу приходят учителя, которые читали «Войну и мир» только в кратком пересказе. Более того, учителей средней школы планируют готовить в колледжах, что еще сильнее снизит качество преподавания.
В-третьих, большая проблема школьного образования в России — чрезмерная забюрократизированность. Учителям приходится заполнять огромное количество бумаг, разбираться в многочисленных стандартах.
«С недавних пор зарплата учителя зависит и от количества детей. Поэтому наполняемость классов может доходить до 40 человек вместо 25 по нормам СанПиНа. И это тоже причина ухода из школы», — отмечает Людмила Дудова.
В Минпросвещения России заверяют, что ситуация с учительскими кадрами находится под непрерывным контролем, молодые специалисты привлекаются в отрасль благодаря региональным и федеральным мерам поддержки.
Еще на
эту тему
Римма Раппопорт: «Как найти баланс между доступностью школьной программы и научной картиной мира?»
Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты
70% россиян считают русский язык самым важным школьным предметом
Об этом говорят результаты опроса, проведенного сервисами «Работа.ру» и «Деловая среда»
Герберт Уэллс о преподавании русского языка
Преодолеть первые сложности помогла бы латиница