Подсказки для поиска

Систему образования ждет дефицит преподавателей русского языка

Систему образования ждет дефицит преподавателей русского языка
В коллаже использованы материалы фотобанка Unsplash

Не только в сельских школах, но и в городах-миллионниках не хватает учителей русского языка и литературы. На региональных филфаках сокращается число бюджетных мест и количество учебных часов на профильные предметы. «Российская газета» обсудила эту проблему с экспертами.

В разговоре участвовали доктора филологических наук Алексей Николаевич Варламов, Людмила Михайловна Кольцова, Радиф Рифкатович Замалетдинов и кандидат филологических наук Людмила Васильевна Дудова. Вот некоторые тезисы, которые были высказаны в ходе дискуссии.

Русский язык и литература — важнейшие предметы, которые нужны не только людям с гуманитарным складом ума. По словам Альберта Эйнштейна, Достоевский повлиял на него больше, чем физик Карл Гаусс. Русский язык — это как витамин, без которого человек будет хилым и ущербным, а главная задача учителя-словесника — привить ученикам любовь к чтению и научить размышлять над прочитанным. 

Нехватка кадров в региональных вузах имеет разные причины. Во-первых, есть неравенство в заработной плате между учителями в разных регионах, из-за чего происходит массовый отток словесников в регионы с более высокими выплатами. Как отмечает Людмила Кольцова, на Западе у преподавателей в десять раз меньше нагрузка и в десять раз выше зарплата. 

Во-вторых, на региональных филфаках сокращаются часы на профильные предметы, в результате чего выпускникам не хватает знаний, чтобы преподавать русский язык. Нередко в школу приходят учителя, которые читали «Войну и мир» только в кратком пересказе. Более того, учителей средней школы планируют готовить в колледжах, что еще сильнее снизит качество преподавания.

В-третьих, большая проблема школьного образования в России — чрезмерная забюрократизированность. Учителям приходится заполнять огромное количество бумаг, разбираться в многочисленных стандартах. 

«С недавних пор зарплата учителя зависит и от количества детей. Поэтому наполняемость классов может доходить до 40 человек вместо 25 по нормам СанПиНа. И это тоже причина ухода из школы», — отмечает Людмила Дудова. 

В Минпросвещения России заверяют, что ситуация с учительскими кадрами находится под непрерывным контролем, молодые специалисты привлекаются в отрасль благодаря региональным и федеральным мерам поддержки. 

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

70% россиян считают русский язык самым важным школьным предметом

Об этом говорят результаты опроса, проведенного сервисами «Работа.ру» и «Деловая среда»

Герберт Уэллс о преподавании русского языка

Преодолеть первые сложности помогла бы латиница

все публикации

«Набросал стишата», или О стратегии авторской скромности

Мое творчество, мои произведения... Ирина Фуфаева объясняет, почему нас смущают эти выражения

Кринж или не кринж? Лингвистический взгляд на чувство неловкости в коммуникации

Валерий Шульгинов пытается понять, какие ситуации мы описываем этим словом и почему

В Ухане или в Ухани? Как выяснить тип склонения иностранного топонима

Первый шаг — определить, насколько это название привычное и есть ли похожие на него русские слова

Как редакционная политика повышает качество текстов

Что в ней должно быть и кто заинтересован в том, чтобы она работала

Слово «пожалуйста» может быть избыточным

Представляем некоторые публикации в третьем номере журнала «Русская речь» за 2025 год

Свое среди чужих: попробуйте отличить исконно русское слово от заимствований

Десять примеров того, что разница между «местными» и «чужаками» со временем перестает быть заметной

Стенография: как поймать слова на лету

От мраморных плит до современных программ

Чем опасны «бесы орфографии»?

Не надо искать в приставке нечистую силу и злой умысел

Язык всегда найдет способ заполнить лакуны

Лингвист Мария Ровинская дала интервью каналу «Мослекторий»

Александр Пушкин, главный инфлюенсер русского языка

Его влияние на то, как мы говорим и пишем, сохраняется спустя двести лет

В среднем человек ругается 250 тысяч раз за жизнь — как к этому относиться?

Константин Деревянко, Ярослав Скворцов и Владимир Легойда обсудили ненормативную лексику

Тест: знаете ли вы значение этих устаревших слов?

Увраж, палаш, ажитация и еще семь слов, которые мы больше не используем

Я вижу, значит, я понимаю: как устроены метафоры восприятия

Лингвист Валерий Шульгинов о мыслях в животе, текучем времени и связи слуха с послушанием

Страсти вокруг нормы

Светлана Друговейко-Должанская о том, почему кодификация языковых явлений не может строиться на личных предпочтениях

Лингвист Алексей Шмелев: «У слова „столько“ есть полная парадигма единственного числа»

«Правмир» поговорил о русском языке и лингвистике с председателем Орфографической комиссии РАН

Практическое руководство по использованию эмодзи: как избежать конфуза

Результаты нашего опроса и маленький словарик в помощь сомневающимся

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!