Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon
Чтобы понять, как люди пользуются языком, лингвисты не только наблюдают. В этой науке тоже есть место эксперименту. О том, какой путь проделала экспериментальная лингвистика и какие есть современные способы организовать и провести эксперимент, рассказывает статья в журнале «Системный Блокъ».
Когда-то лингвисты-теоретики основывали свои суждения в основном на интроспекции. Другими словами, они пытались представить, как сказали бы сами, что привычно и непривычно именно для них. Однако этот способ был ненадежным: эксперименты, проведенные впоследствии, не подтвердили многие тезисы из работ, основанных на интроспекции.
Экспериментальные методы пришли в лингвистику из психологии и социологии. Поначалу они применялись в смежных областях (психолингвистике и социолингвистике), а уже затем распространились на чисто лингвистические области — например, на синтаксис, фонетику, семантику.
С помощью эксперимента можно выяснить, например, насколько естественно звучат предложения, по мнению участников, какие формы они считают приемлемыми, какие конструкции им более понятны. Применительно к лингвистическим экспериментам говорят о двух видах переменных — независимых и зависимых. Независимые переменные — то, чем исследователь может манипулировать (например, тип синтаксической структуры предложения); таких переменных обычно не больше двух. Зависимые переменные — это те данные, которые получены в результате эксперимента: оценки приемлемости, время реакции, результаты выполнения заданий.
Выбор лица: как глагол согласуется с подлежащим типа «ты и я»Форма сказуемого зависит от факторов, которые не всегда учтены в русской грамматикеНапример, исследователи хотят узнать, как носители разных языков воспринимают синтаксическую многозначность. Предложение вида Преступник застрелил служанку актрисы, которая стояла на балконе может быть понято двумя способами: «служанка стояла на балконе» и «актриса стояла на балконе». Первый вариант называется ранним закрытием (придаточное предложение относится к первому существительному), второй — поздним закрытием (придаточное предложение относится ко второму существительному).
На выбор одного из способов могут влиять, в частности, длина придаточного и число имен существительных, поэтому независимыми переменными в эксперименте, нацеленном на исследование синтаксической неоднозначности, будут длина придаточного (короткое vs. длинное) и число первого и второго существительных (единственное vs. множественное). Участникам демонстрируют предложения с разными значениями переменных и каждый раз задают вопрос: «Кто стоял на балконе?»
Во время пандемии распространение получили онлайн-эксперименты. Их преимущества в том, что работа над дизайном эксперимента автоматизирована, в программе уже есть шаблоны и настройки, а участников можно набирать через специальные платформы вроде Amazon Mechanical Turk, Prolific и Sona Systems или «Яндекс.Толока».
Разные программы предлагают исследователю разный набор инструментов, удобных для конкретного экспериментального дизайна. Они предлагают такие опции, как возможность задать перемещение объектов по экрану, отслеживать движения мышки и собирать данные с других устройств (скажем, с айтрекера, который записывает движения глаз испытуемых). Для одних программ требуется хорошее знание языков программирования, у других интерфейс более понятный и нужны лишь базовые навыки.
При этом у онлайн-экспериментов есть свои минусы: вне лаборатории невозможно создать одинаковые условия для всех испытуемых (освещение, тишина, отсутствие отвлекающих факторов).
Еще на
эту тему
Сможет ли искусственный интеллект заменить писателей?
Специальный совместный проект изданий «Системный Блокъ» и «Подтекст»
Могут ли быть в лингвистике открытия?
Анна Поливанова рассказывает о своей семье, детстве и юности, учителях, друзьях и научных взглядах
Лингвистика как наука: границы, история, действующие лица
Представляем книги, написанные специалистами для широкой аудитории