Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon
В коллаже использованы материалы фотобанка Pexels

Чтобы понять, как люди пользуются языком, лингвисты не только наблюдают. В этой науке тоже есть место эксперименту. О том, какой путь проделала экспериментальная лингвистика и какие есть современные способы организовать и провести эксперимент, рассказывает статья в журнале «Системный Блокъ».

Когда-то лингвисты-теоретики основывали свои суждения в основном на интроспекции. Другими словами, они пытались представить, как сказали бы сами, что привычно и непривычно именно для них. Однако этот способ был ненадежным: эксперименты, проведенные впоследствии, не подтвердили многие тезисы из работ, основанных на интроспекции.

Экспериментальные методы пришли в лингвистику из психологии и социологии. Поначалу они применялись в смежных областях (психолингвистике и социолингвистике), а уже затем распространились на чисто лингвистические области — например, на синтаксис, фонетику, семантику.

С помощью эксперимента можно выяснить, например, насколько естественно звучат предложения, по мнению участников, какие формы они считают приемлемыми, какие конструкции им более понятны. Применительно к лингвистическим экспериментам говорят о двух видах переменных — независимых и зависимых. Независимые переменные — то, чем исследователь может манипулировать (например, тип синтаксической структуры предложения); таких переменных обычно не больше двух. Зависимые переменные — это те данные, которые получены в результате эксперимента: оценки приемлемости, время реакции, результаты выполнения заданий.

Выбор лица: как глагол согласуется с подлежащим типа «ты и я»Форма сказуемого зависит от факторов, которые не всегда учтены в русской грамматикеНапример, исследователи хотят узнать, как носители разных языков воспринимают синтаксическую многозначность. Предложение вида Преступник застрелил служанку актрисы, которая стояла на балконе может быть понято двумя способами: «служанка стояла на балконе» и «актриса стояла на балконе». Первый вариант называется ранним закрытием (придаточное предложение относится к первому существительному), второй — поздним закрытием (придаточное предложение относится ко второму существительному).

На выбор одного из способов могут влиять, в частности, длина придаточного и число имен существительных, поэтому независимыми переменными в эксперименте, нацеленном на исследование синтаксической неоднозначности, будут длина придаточного (короткое vs. длинное) и число первого и второго существительных (единственное vs. множественное). Участникам демонстрируют предложения с разными значениями переменных и каждый раз задают вопрос: «Кто стоял на балконе?»

Во время пандемии распространение получили онлайн-эксперименты. Их преимущества в том, что работа над дизайном эксперимента автоматизирована, в программе уже есть шаблоны и настройки, а участников можно набирать через специальные платформы вроде Amazon Mechanical Turk, Prolific и Sona Systems или «Яндекс.Толока».

Разные программы предлагают исследователю разный набор инструментов, удобных для конкретного экспериментального дизайна. Они предлагают такие опции, как возможность задать перемещение объектов по экрану, отслеживать движения мышки и собирать данные с других устройств (скажем, с айтрекера, который записывает движения глаз испытуемых). Для одних программ требуется хорошее знание языков программирования, у других интерфейс более понятный и нужны лишь базовые навыки.

При этом у онлайн-экспериментов есть свои минусы: вне лаборатории невозможно создать одинаковые условия для всех испытуемых (освещение, тишина, отсутствие отвлекающих факторов).

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Сможет ли искусственный интеллект заменить писателей?

Специальный совместный проект изданий «Системный Блокъ» и «Подтекст»

Могут ли быть в лингвистике открытия?

Анна Поливанова рассказывает о своей семье, детстве и юности, учителях, друзьях и научных взглядах

Лингвистика как наука: границы, история, действующие лица

Представляем книги, написанные специалистами для широкой аудитории

все публикации

Как относиться к русскому мату? Мария Ровинская в подкасте «Кот Шредингера»

О табу и правилах безопасности при использовании сильных языковых средств


Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов

Исследователи рекомендуют увеличивать словарный запас детей тремя способами


Чтение: практика, меняющая сознание

Пять книг о том, зачем мы читаем и как получить от этого занятия пользу и удовольствие


Вышел первый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

«Фреш», «бишь» и научная терминология до Ломоносова 


Зоолог Арик Кершенбаум: «Мы все хотим знать, что говорят животные»

Интервью с автором новой книги о коммуникации в дикой природе


Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни