Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Диминутивы помогают ребенку усваивать язык

Диминутивы помогают ребенку усваивать язык
В коллаже использованы материалы фотобанка Unsplash

Дети очень быстро начинают говорить на родном языке, при этом речь взрослых, обращенная к детям, часто бывает обеднена и упрощена. Исследователи обратили внимание на это противоречие и попробовали его объяснить. О том, что помогает ребенку понять устройство языка, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики ИЛИ РАН Мария Дмитриевна Воейкова рассказала в докладе «Вспомогательные механизмы языка и их роль в усвоении языка ребенком».

Разговаривая с матерью, маленький ребенок получает недостаточно языковой информации, но при этом он умудряется на этом скудном материале в кратчайшие сроки освоить сложную систему языковых закономерностей.

Проблема, которую сформулировал знаменитый лингвист Ноам Хомский, так называемая проблема Платона, состоит в том, что маленький ребенок в кратчайший срок должен овладеть сложной языковой системой, а языковой материал, который он получает «на входе» (инпут), довольно беден. Последователи Хомского, представители генеративного направления в лингвистике, ищут мостики между абстрактной языковой системой в том виде, в каком она представлена в генеративном описании, и возможностями маленького ребенка.

Таким помощником становится вспомогательный механизм, bootstrapping. Этот термин (от англ. bootstrap — ремешок-петля в верхней части ботинка или сапога, облегчающая его надевание) предложил в 1984 году канадский психолингвист Стивен Пинкер.

Понятие вспомогательного механизма предполагает, что в языковой системе, помимо основных маркеров грамматических различий, существуют скрытые вспомогательные маркеры, которые позволяют ребенку опереться на упрощенную систему ориентации в грамматической системе и таким образом приобрести навыки правильного языкового поведения.

Пример действия подобных вспомогательных механизмов — различение глаголов и существительных в английском языке при помощи ударения, которое приводит в своем исследовании Майкл Келли1. Из трех тысяч произвольно взятых двусложных существительных 94% имели хореическую акцентную схему (ударение на первом слоге, a pencil). Из тысячи двусложных глаголов 69% имели ямбическую схему (ударение на втором слоге, to begin). Таким образом, можно с высокой вероятностью отнести незнакомое английское слово к глаголам или существительным только на основании его акцентной структуры. 

Подобные вспомогательные механизмы индивидуальны для каждого языка. Среди наиболее вероятных кандидатов на эту роль в русском Мария Воейкова называет диминутивы (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами), которые позволяют избавиться от непродуктивного третьего склонения (мышь — мышка; вермишель — вермишелька), приводя существительные к более простой схеме склонения, а также помогают определить границу слов. 

Русские дети усваивают род диминутивов (производных форм) раньше, чем род простых форм, или симплексов. Частотность диминутивов в «языке нянь» сильно различается в разных языках. В русском «языке нянь» количество диминутивов может составлять до 80%.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Дети, рожденные в пандемию, медленнее овладевают языком

Это результат ограничений на социальное взаимодействие, считают исследователи

Как взрослые понимают бессвязную речь маленького ребенка? Результаты исследования

Главное — не произнесенные звуки, а учет опыта коммуникации

Общее и различное в освоении языка ребенком и взрослым

Ребенок находится в более выигрышном положении, чем иностранец

все публикации

Лингвист Борис Иомдин рассказал в подкасте «Покажи язык» про язык как средство разобщения

Коммуникативные неудачи могут возникать из-за различий в возрасте и опыте

Михаил Острогорский требует от технических текстов понятности, однозначности и четкой структуры

Технический писатель — о коммуникативной задаче и языковых особенностях хорошей документации

Лингвист Александр Летучий написал книгу о сложностях русского синтаксиса

Автор показывает на примерах, как синтаксис связан с интонацией и со значением слов

Галифе, макинтош и лошадь Пржевальского: какие бывают эпонимы

Мария Елифёрова рассказывает об именах, которые прошли путь из собственных в нарицательные

Как сохранить нивхский и другие малые языки? Интервью лингвиста Павла Гращенкова

Языки ценны не только как культурное наследие, но и как источник данных для науки

Тест: что значило это слово во времена Екатерины II?

Проверьте, насколько хорошо вы понимаете русский язык XVIII века

Как появилось табу на имена животных, растений, духов и колдунов

Вышло переиздание классического труда этнографа Дмитрия Зеленина

«Ужастно симпотичный»: что такое гиперкоррекция и к каким ошибкам она приводит

За каждой ошибкой от старательности лежит правило, которое применили не к месту

Как учат иноязычных детей в разных странах мира

Каждый ребенок имеет право на образование — даже если он пока не знает языка, на котором говорят в школе

День борьбы с ненормативной лексикой: можно ли обойтись без мата?

Обсценная лексика есть во всех языках, но в русском она сильнее табуирована

Тест: выберите правильный пароним!

Похожие слова часто становятся источником путаницы и ошибок

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!