Диминутивы помогают ребенку усваивать язык
Дети очень быстро начинают говорить на родном языке, при этом речь взрослых, обращенная к детям, часто бывает обеднена и упрощена. Исследователи обратили внимание на это противоречие и попробовали его объяснить. О том, что помогает ребенку понять устройство языка, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики ИЛИ РАН Мария Дмитриевна Воейкова рассказала в докладе «Вспомогательные механизмы языка и их роль в усвоении языка ребенком».
Разговаривая с матерью, маленький ребенок получает недостаточно языковой информации, но при этом он умудряется на этом скудном материале в кратчайшие сроки освоить сложную систему языковых закономерностей.
Проблема, которую сформулировал знаменитый лингвист Ноам Хомский, так называемая проблема Платона, состоит в том, что маленький ребенок в кратчайший срок должен овладеть сложной языковой системой, а языковой материал, который он получает «на входе» (инпут), довольно беден. Последователи Хомского, представители генеративного направления в лингвистике, ищут мостики между абстрактной языковой системой в том виде, в каком она представлена в генеративном описании, и возможностями маленького ребенка.
Таким помощником становится вспомогательный механизм, bootstrapping. Этот термин (от англ. bootstrap — ремешок-петля в верхней части ботинка или сапога, облегчающая его надевание) предложил в 1984 году канадский психолингвист Стивен Пинкер.
Понятие вспомогательного механизма предполагает, что в языковой системе, помимо основных маркеров грамматических различий, существуют скрытые вспомогательные маркеры, которые позволяют ребенку опереться на упрощенную систему ориентации в грамматической системе и таким образом приобрести навыки правильного языкового поведения.
Пример действия подобных вспомогательных механизмов — различение глаголов и существительных в английском языке при помощи ударения, которое приводит в своем исследовании Майкл Келли1. Из трех тысяч произвольно взятых двусложных существительных 94% имели хореическую акцентную схему (ударение на первом слоге, a pencil). Из тысячи двусложных глаголов 69% имели ямбическую схему (ударение на втором слоге, to begin). Таким образом, можно с высокой вероятностью отнести незнакомое английское слово к глаголам или существительным только на основании его акцентной структуры.
Подобные вспомогательные механизмы индивидуальны для каждого языка. Среди наиболее вероятных кандидатов на эту роль в русском Мария Воейкова называет диминутивы (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами), которые позволяют избавиться от непродуктивного третьего склонения (мышь — мышка; вермишель — вермишелька), приводя существительные к более простой схеме склонения, а также помогают определить границу слов.
Русские дети усваивают род диминутивов (производных форм) раньше, чем род простых форм, или симплексов. Частотность диминутивов в «языке нянь» сильно различается в разных языках. В русском «языке нянь» количество диминутивов может составлять до 80%.
Еще на
эту тему
Дети, рожденные в пандемию, медленнее овладевают языком
Это результат ограничений на социальное взаимодействие, считают исследователи
Как взрослые понимают бессвязную речь маленького ребенка? Результаты исследования
Главное — не произнесенные звуки, а учет опыта коммуникации
Общее и различное в освоении языка ребенком и взрослым
Ребенок находится в более выигрышном положении, чем иностранец