Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

В Институте Пушкина завершился IV Костомаровский форум

IV Костомаровский форум привлек значительный интерес общественности. Всего на него, по данным организаторов, зарегистрировались (для личного и дистанционного участия) 6734 представителя из 116 стран мира, сайт форума посетили почти 80 тыс. человек. Программа включала 53 мероприятия, в том числе конференции, панельные дискуссии, круглые столы, мастер-классы, презентации образовательных проектов и научных исследований. 

Представители Грамоты участвовали в качестве спикеров и слушателей в нескольких событиях. 

В день открытия форума состоялась научная конференция «Лингвистические механизмы социального взаимодействия», посвященная проявлению вежливости и невежливости в коммуникации. Ее организаторами и модераторами были Наталья Брагина и Максим Кронгауз. Обсуждались вопросы грамматики, семантики и прагматики вежливости, несовпадение понятий «вежливость» и «этикет», разница в понимании вежливости как лингвистической категории и как восприятия слушающим обращенных высказываний говорящего.

Например, фамильярные и сниженные обращения могут быть восприняты как вежливые в соответствующей ситуации общения, а избыточная, подчеркнутая вежливость иногда оказывается иронией или даже проявлением речевой агрессии. 

Также были представлены доклады, посвященные формулам благодарности, грамматике вежливых и невежливых речевых клише, выражению несогласия в конфликтном диалоге и второй жизни сленговой лексемы чувак.

Центральной темой форума стал современный медиатекст. В частности, Ольга Северская и Арина Жукова посвятили этой теме трехчастную панельную дискуссию  «Языковой вкус эпохи». Обсуждались вопросы соотношения вкусов аудитории и культуры медиа, особенности медиатекстов, уместности заимствованных и нелитературных слов, вопросы использования терминологии, экспрессивных средств, речевая практика разных медиа. В дискуссии участвовали как специалисты по языку медиа, так и журналисты-практики из печатных СМИ, работники радио и информагентств. 

Главный редактор Грамоты Ксения Киселева перечислила возможные источники информации о нормах, которыми могут воспользоваться журналисты: это, в первую очередь, словари, справочники и справочная служба Грамоты, а также Национальный фонд русского языка и ресурс «Академос». В распоряжении пишущего и говорящего по-русски достаточно ресурсов, чтобы узнать ответ на 95% всех возникающих вопросов, считает эксперт.

Возможности нейросетей в том, что касается анализа, обработки и порождения текстов, обсуждались на круглом столе «Ай да AI», который модерировала руководитель образовательного направления Грамоты Мария Лебедева.

Руководитель лаборатории «Машинное обучение и семантический анализ» Института искусственного интеллекта МГУ, доктор физико-математических наук Константин Воронцов рассказал о проекте ИИИ МГУ по созданию обзоров литературы для научных работников. Руководитель образовательной программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук Борис Орехов поделился мнением о том, могут ли генеративные сети претендовать на место полноценных авторов и всегда ли можно отличить созданный ими текст от человеческого творчества. А директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics Василий Черный рассказал о результатах анализа сетевых публикаций по теме нейросетей.

В завершающий день форума прошел круглый стол «Словари и современное общество: наука, культура, просвещение, обучение», который модерировала директор департамента научной деятельности Института Пушкина Елена Юрина. Руководитель проекта создания Национального словарного фонда, главный научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Мария Каленчук рассказала о ходе работы над НСФ. В систему фонда, по ее словам, включены 33 словаря, в том числе современные, исторические и словарь русских народных говоров. Мария Каленчук также подтвердила, что доступ к фонду будет свободным и бесплатным. Заместитель директора Института лингвистических исследований РАН Марина Приёмышева говорила о важности словарного дела. Она напомнила, что важнейшую роль в становлении этой дисциплины сыграл Словарь Академии Российской (первый толковый словарь русского языка; работа над ним заняла одиннадцать лет). Профессор СПбГУ Валерий Мокиенко выделил роль словарного представления фразеологизмов и других образных средств языка в культуре и науке.

Руководитель Грамоты, член Совета при Президенте РФ по русскому языку Константин Деревянко отметил роль словарей в обучении и просвещении. С этой точки зрения важно, чтобы словарная и справочная информация подавалась в понятном и удобном виде, подчеркнул он.

Все это, по мнению эксперта, поможет повысить речевую культуру в стране.

Заведующий кафедрой русского языка и общего языкознания Донецкого государственного педагогического университета Валерий Калинкин говорил об онимографии как об особом разделе лексикографии, посвященном именам собственным. В заключение дискуссии ведущий специалист по лексикографии Института Пушкина Галина Богачева представила вышедший в свет первый том тематического словаря «Природа» издательства «Грамота».

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Исполняющим обязанности ректора ГИРЯ им. А. С. Пушкина назначен Никита Гусев

Прежний ректор Наталья Трухановская ранее была уволена

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни

Русский язык за пределами России: как поддержать тех, кто его любит и хочет знать

К историческим связям необходимо добавить школы, учебники, культурные программы

все публикации

Сколько падежей в русском языке на самом деле

Сторонники идеи «чем больше, тем лучше» ищут и находят скрытые падежи


Как современные технологии помогают оценить сложность текста

Инструменты компьютерной лингвистики лучше всего работают с учебными материалами


В языке все уже изучено или ученым есть чем заняться?

В телепередаче «Наблюдатель» члены Российской академии наук обсуждали самое интересное в науке о языке


Новый толковый словарь — источник точной и интересной информации для школьника

Авторы рассказывают, как устроен словарь и как его можно использовать на уроках и дома


Как разное понимание языковой нормы приводит к коммуникативным неудачам

Выступление научного консультанта Грамоты Владимира Пахомова на конференции «Медиатекст: векторы развития и перспективы изучения» 


Наш человек! Как появились и что значат названия народов — этнонимы

От имен легендарных прародителей до прозвищ, данных соседями


Шепот на ухо и бесконечный пазл: две истории о переводе с турецкого

Тюрколог Аполлинария Аврутина переводила не только Орхана Памука, но и суфийскую поэзию XIII века


Вышел в свет второй выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

В нем анализируют такие языковые единицы, как «босяки», «верги» и «зеленые береты»


Как отличить текст, написанный нейросетью? Ряд критериев предложен на «Хабре»

ИИ не способен к оригинальному мышлению и творческому осмыслению информации


Мягенький заинька у плохонькой березоньки: по каким правилам пишутся уменьшительно-ласкательные суффиксы?

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба



Вышел в подарочном издании «Словарь поэтических иносказаний Пушкина» Валерия Сомова

Автор считал этот словарь кентавром: «По форме — справочник, по сути же — книга для занимательного чтения»


Подкаст «Что это значит?» проясняет смысл необычных современных слов

Даже если вы избегаете новых заимствований, полезно понимать, откуда взялись ретрит, косты и непо-бейбис


Функции и характерные черты публицистического стиля речи

Он предназначен для СМИ, выступлений и публицистической литературы


Обучение и самообучение: как синтетические данные влияют на работу больших языковых моделей

Михаил Копотев о роли сгенерированных нейросетью текстов в развитии моделей и в жизни людей


В Москве прошла первая стратегическая сессия «Информационные технологии и языки народов России»

Мероприятие организовано Домом народов России при поддержке ФАДН России


Русский язык как государственный: что означает этот статус

Когда средство общения становится символом страны и национальным достоянием



Два брата и два алфавита: история изобретения славянской письменности

Кирилл и Мефодий вместе с учениками придумали не только буквы, но и язык