У детей-билингвов уже в четыре месяца мозг работает иначе, чем у одноязычных
В течение первого года жизни нейропластичность максимальна: в это время формируется больше всего новых нейронов и связей между ними. Исследователи давно предполагали, что с самого раннего возраста мозг младенцев, родившихся в монолингвальных и билингвальных семьях, работает по-разному в том, что касается обработки речи. Однако ограничения в технологиях не позволяли понять, что происходит непосредственно в мозге, когда ребенок слышит речь.
Группа исследователей из Испании и Канады провела опыт с участием четырехмесячных детей из испанских и смешанных испано-баскских семей. Детям читали отрывки из «Маленького принца» на их родных языках, а также проигрывали записи чтения наоборот, чтобы оценить их реакции на знакомые и незнакомые речевые стимулы. Авторы использовали метод функциональной ближней инфракрасной спектроскопии, который позволяет регистрировать активацию отдельных зон мозга в реальном времени.
Выяснилось, что реакция мозга младенцев-билингвов на речевые стимулы имела уникальные характеристики. У билингвальных детей наблюдалась более обширная в сравнении с испаноязычными активация мозговых зон, в частности правой височной области. Кроме того, у монолингвов разница в реакциях на обычную и проигранную в обратном порядке речь была более выраженной.
О чем это говорит? По мнению исследователей, из-за повышенной вариативности двуязычной среды и меньшего воздействия одного из языков (который мозг не распознаёт как доминирующий) у билингвальных младенцев более растянут период функциональной специализации мозга в отношении речи. Другими словами, их мозг позже «определяется с выбором», и эта особенность может повлиять на дальнейшую работу мозга (так как в этом возрасте мозг особенно пластичен, а любые влияния среды хорошо закрепляются).
В частности, как предполагают авторы работы, адаптация к разнообразной языковой среде может помочь детям сохранить чувствительность к определенным языковым контрастам (особенно если языки сильно различаются между собой).
Еще на
эту тему
Билингвы лучше справляются с отсечением посторонней информации
Еще одно преимущество владения несколькими языками
Изучение второго языка повлияло на то, как билингвы используют родной язык
Представители амазонского племени цимане под влиянием испанского стали иначе обозначать цвета
Билингвы могут иметь преимущества в работе памяти
Это касается задач, связанных с запоминанием увиденных объектов