Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Переключение между языками может способствовать большей собранности у детей

Специалисты в области изучения мозга давно предполагают, что владение двумя и более языками хорошо сказывается на исполнительных функциях (ИФ, англ. executive functions). Это группа процессов, которые регулируют целенаправленное поведение. Благодаря ИФ мы можем переключаться между задачами, тормозить ненужные или неуместные реакции и сосредоточивать внимание на чем-то.

Некоторые исследования выявляют связь между ИФ и владением языками, другие не показывают такой связи. Самые убедительные свидетельства преимущества многоязычия были получены в исследованиях с участием людей, у которых уже есть трудности с ИФ. Особенно часто они встречаются у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Такие дети могут застревать на половине дела, бросать его при малейшем затруднении, забывать вещи и теряться во времени.

Психологи из Университета Майами (США) проверили, насколько сам факт владения разными языками (как правило, теми, на которых говорят родители) коррелирует с лучшим состоянием исполнительных функций. К участию в исследовании привлекли 53 ребенка с диагностированным РАС и 63 нейротипичных ребенка. В каждой из двух групп были дети, владеющие одним и двумя языками (в основном английским и испанским). Степень владения вторым языком оценивалась со слов родителей.

Для оценки исполнительных функций детей использовали специальный опросник — BRIEF-2. С помощью этого инструмента родители могут оценить, насколько хорошо их ребенок справляется с задачами, требующими самоконтроля и концентрации. В частности, он показывает, насколько легко ребенку переключаться между разными видами деятельности, а также сдерживать импульсы и ждать, когда это необходимо. Чем выше баллы — тем больше признаков того, что у ребенка могут быть трудности с ИФ.

Как и ожидалось, у детей с РАС оказались более высокие баллы в опроснике BRIEF-2, чем у детей без диагноза.

Но при этом у билингвальных детей с РАС оказались лучше развиты навыки переключения внимания и самоконтроля, чем у тех, кто говорил только на одном языке.

Владение двумя языками также соответствовало более низким баллам (то есть лучшему состоянию ИФ) у детей без диагноза, однако у них эффект был не так выражен.

По мнению авторов, эти результаты согласуются с теорией совместной активации (joint activation). «Если вам приходится жонглировать двумя языками, вам нужно подавлять один, чтобы использовать другой. Главная мысль [теории] в том, что способность к торможению — или способность удержаться от чего-либо — может быть усилена за счет знания двух языков», — объясняет член исследовательской команды Люсина Уддин.

Стоит учесть, что эти результаты выявляют лишь связь между данными, полученными одномоментно. Авторы не измеряли, меняется ли состояние ИФ у детей по мере освоения ими языков. Они также не проводили никаких дополнительных тестов, чтобы понять, что происходит в мозге у детей, а также не давали им упражнений на переключение между языками.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Билингвальному ребенку нужно создать в школе правильную среду, чтобы двуязычие стало его преимуществом

Об этом Мария Лебедева говорила в ходе дискуссии «Родные языки в современном образовательном пространстве»

Билингвы лучше справляются с отсечением посторонней информации

Еще одно преимущество владения несколькими языками

Билингвы могут иметь преимущества в работе памяти

Это касается задач, связанных с запоминанием увиденных объектов

все публикации

Знакомый почерк: что мы теряем вместе с ручным письмом?

Могут пострадать память, когнитивные способности и эмоциональная связь с прошлым

Экономика языка, или Как одни слова обесценивают другие

Лингвист Валерий Шульгинов объясняет, почему крольчонок стал кроликом и что случилось со словом nice

Как устроено ударение в разных языках

Оно может быть силовым, музыкальным или даже вовсе отсутствовать

«Нелицеприятная оценка»: странные формы и употребления на пути из ошибок в норму

Лингвист Ирина Фуфаева с интересом наблюдает за говорящими, уверенными в своей непогрешимости

Заец, Журавель и Казаченок: как склонять такие фамилии

Можно обратиться к словарю фамилий или прислушаться к мнению носителя

Светлана Гурьянова: «Главное — не запутаться в том, какое правило нужно применить!»

Подробный разговор о сложных заданиях на ЕГЭ, материалах для подготовки и настрое перед экзаменом

Денис Фонвизин: живая речь в комедиях и системность в словаре

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского языка

Что такое темематический язык и почему он так называется

На портале «Элементы» появились три новые лингвистические задачи

Склонение грузинских фамилий в русском языке

От Берии до Данелии и от Коставы до Окуджавы

Неологизмы бросают вызов лексикографам. Как на него ответит Лексикон Грамоты?

Чтобы ответить на запрос пользователей, выбираем слова-кандидаты, анализируем употребления, описываем значения

Мелетий Смотрицкий: архитектор славянской грамматики

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского языка

Мелет или мелит? Не трожь или не трогай? Изучаем глаголы со сложным характером

Ошибки нередко проливают свет на глубинные свойства языковой системы

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!