Подсказки для поиска

Переключение между языками может способствовать большей собранности у детей

Специалисты в области изучения мозга давно предполагают, что владение двумя и более языками хорошо сказывается на исполнительных функциях (ИФ, англ. executive functions). Это группа процессов, которые регулируют целенаправленное поведение. Благодаря ИФ мы можем переключаться между задачами, тормозить ненужные или неуместные реакции и сосредоточивать внимание на чем-то.

Некоторые исследования выявляют связь между ИФ и владением языками, другие не показывают такой связи. Самые убедительные свидетельства преимущества многоязычия были получены в исследованиях с участием людей, у которых уже есть трудности с ИФ. Особенно часто они встречаются у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Такие дети могут застревать на половине дела, бросать его при малейшем затруднении, забывать вещи и теряться во времени.

Психологи из Университета Майами (США) проверили, насколько сам факт владения разными языками (как правило, теми, на которых говорят родители) коррелирует с лучшим состоянием исполнительных функций. К участию в исследовании привлекли 53 ребенка с диагностированным РАС и 63 нейротипичных ребенка. В каждой из двух групп были дети, владеющие одним и двумя языками (в основном английским и испанским). Степень владения вторым языком оценивалась со слов родителей.

Для оценки исполнительных функций детей использовали специальный опросник — BRIEF-2. С помощью этого инструмента родители могут оценить, насколько хорошо их ребенок справляется с задачами, требующими самоконтроля и концентрации. В частности, он показывает, насколько легко ребенку переключаться между разными видами деятельности, а также сдерживать импульсы и ждать, когда это необходимо. Чем выше баллы — тем больше признаков того, что у ребенка могут быть трудности с ИФ.

Как и ожидалось, у детей с РАС оказались более высокие баллы в опроснике BRIEF-2, чем у детей без диагноза.

Но при этом у билингвальных детей с РАС оказались лучше развиты навыки переключения внимания и самоконтроля, чем у тех, кто говорил только на одном языке.

Владение двумя языками также соответствовало более низким баллам (то есть лучшему состоянию ИФ) у детей без диагноза, однако у них эффект был не так выражен.

По мнению авторов, эти результаты согласуются с теорией совместной активации (joint activation). «Если вам приходится жонглировать двумя языками, вам нужно подавлять один, чтобы использовать другой. Главная мысль [теории] в том, что способность к торможению — или способность удержаться от чего-либо — может быть усилена за счет знания двух языков», — объясняет член исследовательской команды Люсина Уддин.

Стоит учесть, что эти результаты выявляют лишь связь между данными, полученными одномоментно. Авторы не измеряли, меняется ли состояние ИФ у детей по мере освоения ими языков. Они также не проводили никаких дополнительных тестов, чтобы понять, что происходит в мозге у детей, а также не давали им упражнений на переключение между языками.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Билингвальному ребенку нужно создать в школе правильную среду, чтобы двуязычие стало его преимуществом

Об этом Мария Лебедева говорила в ходе дискуссии «Родные языки в современном образовательном пространстве»

Билингвы лучше справляются с отсечением посторонней информации

Еще одно преимущество владения несколькими языками

Билингвы могут иметь преимущества в работе памяти

Это касается задач, связанных с запоминанием увиденных объектов

все публикации

Запретные слова: что думают лингвисты о нецензурной лексике как части русского языка

В издательстве МИФ вышла научно-популярная книга двух докторов филологических наук

«Слова года» полгода спустя: кто продолжает забег

Насколько точным был прошлогодний выбор Грамоты и как чувствуют себя «наши» неологизмы сегодня

Как устроены языковые манипуляции

Эти приемы используют публицисты, политики, телефонные мошенники и даже родственники

Что значит это региональное слово?

Не только «поребрик» и «мультифора» выдают малую родину говорящего

Высок как гора, застенчив как барышня: что фразеология сообщает о культурно-языковой картине мире

Лингвокультуролог Мария Ковшова о разных способах символизации реальности

Таджики, негры и евреи: что исследует лингвистическая конфликтология

Сотрудники НИУ ВШЭ рассказали коллегам об этом научном направлении и о результатах своих экспериментов

Как склонять по-русски составные топонимы

В зависимости от происхождения и структуры могут склоняться обе части названия, одна из частей или ни одной

Слова-паразиты: откуда они берутся и какую роль выполняют

Они приходят без разрешения и «питаются» смыслом высказывания

«Набросал стишата», или О стратегии авторской скромности

Мое творчество, мои произведения... Ирина Фуфаева объясняет, почему нас смущают эти выражения

Кринж или не кринж? Лингвистический взгляд на чувство неловкости в коммуникации

Валерий Шульгинов пытается понять, какие ситуации мы описываем этим словом и почему

В Ухане или в Ухани? Как выяснить тип склонения иностранного топонима

Первый шаг — определить, насколько это название привычное и есть ли похожие на него русские слова

Как редакционная политика повышает качество текстов

Что в ней должно быть и кто заинтересован в том, чтобы она работала

Слово «пожалуйста» может быть избыточным

Представляем некоторые публикации в третьем номере журнала «Русская речь» за 2025 год

Свое среди чужих: попробуйте отличить исконно русское слово от заимствований

Десять примеров того, что разница между «местными» и «чужаками» со временем перестает быть заметной

Стенография: как поймать слова на лету

От мраморных плит до современных программ

Чем опасны «бесы орфографии»?

Не надо искать в приставке нечистую силу и злой умысел

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!