Переключение между языками может способствовать большей собранности у детей
Специалисты в области изучения мозга давно предполагают, что владение двумя и более языками хорошо сказывается на исполнительных функциях (ИФ, англ. executive functions). Это группа процессов, которые регулируют целенаправленное поведение. Благодаря ИФ мы можем переключаться между задачами, тормозить ненужные или неуместные реакции и сосредоточивать внимание на чем-то.
Некоторые исследования выявляют связь между ИФ и владением языками, другие не показывают такой связи. Самые убедительные свидетельства преимущества многоязычия были получены в исследованиях с участием людей, у которых уже есть трудности с ИФ. Особенно часто они встречаются у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Такие дети могут застревать на половине дела, бросать его при малейшем затруднении, забывать вещи и теряться во времени.
Психологи из Университета Майами (США) проверили, насколько сам факт владения разными языками (как правило, теми, на которых говорят родители) коррелирует с лучшим состоянием исполнительных функций. К участию в исследовании привлекли 53 ребенка с диагностированным РАС и 63 нейротипичных ребенка. В каждой из двух групп были дети, владеющие одним и двумя языками (в основном английским и испанским). Степень владения вторым языком оценивалась со слов родителей.
Для оценки исполнительных функций детей использовали специальный опросник — BRIEF-2. С помощью этого инструмента родители могут оценить, насколько хорошо их ребенок справляется с задачами, требующими самоконтроля и концентрации. В частности, он показывает, насколько легко ребенку переключаться между разными видами деятельности, а также сдерживать импульсы и ждать, когда это необходимо. Чем выше баллы — тем больше признаков того, что у ребенка могут быть трудности с ИФ.
Как и ожидалось, у детей с РАС оказались более высокие баллы в опроснике BRIEF-2, чем у детей без диагноза.
Но при этом у билингвальных детей с РАС оказались лучше развиты навыки переключения внимания и самоконтроля, чем у тех, кто говорил только на одном языке.
Владение двумя языками также соответствовало более низким баллам (то есть лучшему состоянию ИФ) у детей без диагноза, однако у них эффект был не так выражен.
По мнению авторов, эти результаты согласуются с теорией совместной активации (joint activation). «Если вам приходится жонглировать двумя языками, вам нужно подавлять один, чтобы использовать другой. Главная мысль [теории] в том, что способность к торможению — или способность удержаться от чего-либо — может быть усилена за счет знания двух языков», — объясняет член исследовательской команды Люсина Уддин.
Стоит учесть, что эти результаты выявляют лишь связь между данными, полученными одномоментно. Авторы не измеряли, меняется ли состояние ИФ у детей по мере освоения ими языков. Они также не проводили никаких дополнительных тестов, чтобы понять, что происходит в мозге у детей, а также не давали им упражнений на переключение между языками.
Еще на
эту тему
Билингвальному ребенку нужно создать в школе правильную среду, чтобы двуязычие стало его преимуществом
Об этом Мария Лебедева говорила в ходе дискуссии «Родные языки в современном образовательном пространстве»
Билингвы лучше справляются с отсечением посторонней информации
Еще одно преимущество владения несколькими языками
Билингвы могут иметь преимущества в работе памяти
Это касается задач, связанных с запоминанием увиденных объектов