С 13 октября пройдут дистанционные мероприятия по обучению русскому как иностранному за рубежом
С 13 октября по 10 ноября 2022 года более 500 преподавателей русского языка из почти 70 стран мира примут участие в дистанционных методических мероприятиях, которые проведут для них российские коллеги: преподаватели известных вузов и успешных языковых школ, авторы и издатели популярных учебных пособий по русскому языку как иностранному (РКИ), опытные специалисты в сфере дистанционного обучения. Методические мероприятия организованы при поддержке Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничества).
Программа мероприятий разработана учебным центром «Мир русских учебников» при содействии учебно-издательского центра «Златоуст», широко известного специалистам своими учебными пособиями по РКИ. Участники программы — зарубежные преподаватели-практики, работающие в системе дополнительного образования: на курсах Россотрудничества, в языковых школах, кружках и клубах, на краткосрочных курсах русского языка как иностранного при университетах, а также частнопрактикующие учителя. Для многих из них это уникальный шанс дистанционно повысить квалификацию, пообщаться с коллегами из других стран, обсудить актуальные вопросы преподавания РКИ и обменяться опытом. Что немаловажно, участие в программе абсолютно бесплатное.
Программа предполагает проведение мероприятий различного формата. Педагоги прослушают лекции ведущих специалистов сферы РКИ, поработают на вебинарах и мастер-классах, посетят открытые уроки, примут участие в интерактивных дискуссиях. Также они познакомятся с современной учебной и методической литературой по специальности, научатся использовать цифровые образовательные ресурсы и инструменты, обсудят с коллегами актуальные проблемы организации и проведения краткосрочных курсов русского языка как иностранного за рубежом.
Основной акцент содержания программы сделан на особенностях организации и проведения краткосрочных курсов русского языка как иностранного за рубежом. Эта тематика выбрана организаторами не случайно: существуют объективные сложности на пути успешного обучения языку на краткосрочных курсах, с которыми не всегда способен справиться неопытный преподаватель. Занятия идут в нестандартных условиях: в разноуровневых и разновозрастных группах, со взрослыми и подростками, билингвами и монолингвами, индивидуально и в группе. Ученики изучают русский язык с разными целями, которые невозможно реализовать, используя только одну — общую для всех — программу. В таких условиях преподавателю необходимо уметь анализировать потребности целевой аудитории, владеть навыками составления кастомизированных программ, быть в курсе широкого спектра учебных пособий.
Кроме того, многие преподаватели русского языка, работающие на краткосрочных курсах за рубежом, не имеют профильного образования и необходимых организационных навыков для работы в динамично изменяющейся образовательной среде. Нехватка у них доступной информации о современных научно обоснованных методиках и разработанных на их основе обучающих ресурсах разного типа, опора исключительно на собственный опыт и бессистемные сведения (преимущественно из соцсетей) заметно снижают эффективность обучения русскому языку, существенно увеличивают время подготовки преподавателя к урокам и не способствуют поддержанию у учащихся мотивации к обучению. Неизбежным следствием становятся поддержание мифа о невероятной сложности русского языка и отказ учащихся от его изучения.
Содержание методических мероприятий призвано способствовать решению описанных выше проблем, развить у участников программы компетенции, необходимые для осуществления качественной профессиональной деятельности, и тем самым оказать им научно-методическую поддержку, содействовать внедрению передовых практик в изучение и преподавание русского языка за рубежом.
Предлагаемая программа состоит из четырех подпрограмм.
1. «Краткосрочные и интенсивные курсы, их организация и проведение».
2. «Методические основы организации курсового обучения».
3. «Учебная и методическая литература по организации курсового обучения».
4. «Электронные образовательные ресурсы для использования в курсовом обучении».
Рост квалификации преподавателя русского языка, совершенствование его профессионального мастерства способствуют повышению статуса преподавателя, укреплению его социальной позиции. Преподаватель-профессионал, который умеет в короткий срок эффективно решать нестандартные профессиональные задачи, интересен ученикам, олицетворяет для них Россию, помогает создавать и укреплять ее положительный образ. Такой преподаватель способен сформировать и поддержать интерес к изучению русского языка у учеников. Краткосрочные курсы русского языка за рубежом, в том числе курсы при представительствах Россотрудничества, в работе которых участвуют хорошо подготовленные преподаватели, становятся надежным инструментом продвижения русского языка в мире, поддерживают привлекательный имидж российского образования и в конечном итоге содействуют экспорту российского образования.
Контактное лицо: Анастасия Акулич, учебный центр «Мир русских учебников», info@mirRKI.ru
Еще на
эту тему
Исследование: разговор о культурных различиях важен для взаимопонимания в группе
Люди охотнее обсуждают их в неформальной обстановке
17–18 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Герценовские чтения. Иностранные языки»
Подать заявку можно до 5 февраля
«Чушпан» забыт, «краш» стабилен: какие сленговые слова были популярны в соцсетях в 2024 году
Основные выводы совместного исследования LiveDune и СПбГУ
5 февраля Александр Пиперски представит свою версию лингвистических итогов 2024 года
Послушать его лекцию можно онлайн на платформе культурно-просветительского центра «Архэ»
В 2025 году должен быть принят обновленный закон о языках народов России
Он придет на смену старому, принятому еще в 1991 году