С 13 октября пройдут дистанционные мероприятия по обучению русскому как иностранному за рубежом
С 13 октября по 10 ноября 2022 года более 500 преподавателей русского языка из почти 70 стран мира примут участие в дистанционных методических мероприятиях, которые проведут для них российские коллеги: преподаватели известных вузов и успешных языковых школ, авторы и издатели популярных учебных пособий по русскому языку как иностранному (РКИ), опытные специалисты в сфере дистанционного обучения. Методические мероприятия организованы при поддержке Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничества).
Программа мероприятий разработана учебным центром «Мир русских учебников» при содействии учебно-издательского центра «Златоуст», широко известного специалистам своими учебными пособиями по РКИ. Участники программы — зарубежные преподаватели-практики, работающие в системе дополнительного образования: на курсах Россотрудничества, в языковых школах, кружках и клубах, на краткосрочных курсах русского языка как иностранного при университетах, а также частнопрактикующие учителя. Для многих из них это уникальный шанс дистанционно повысить квалификацию, пообщаться с коллегами из других стран, обсудить актуальные вопросы преподавания РКИ и обменяться опытом. Что немаловажно, участие в программе абсолютно бесплатное.
Программа предполагает проведение мероприятий различного формата. Педагоги прослушают лекции ведущих специалистов сферы РКИ, поработают на вебинарах и мастер-классах, посетят открытые уроки, примут участие в интерактивных дискуссиях. Также они познакомятся с современной учебной и методической литературой по специальности, научатся использовать цифровые образовательные ресурсы и инструменты, обсудят с коллегами актуальные проблемы организации и проведения краткосрочных курсов русского языка как иностранного за рубежом.
Основной акцент содержания программы сделан на особенностях организации и проведения краткосрочных курсов русского языка как иностранного за рубежом. Эта тематика выбрана организаторами не случайно: существуют объективные сложности на пути успешного обучения языку на краткосрочных курсах, с которыми не всегда способен справиться неопытный преподаватель. Занятия идут в нестандартных условиях: в разноуровневых и разновозрастных группах, со взрослыми и подростками, билингвами и монолингвами, индивидуально и в группе. Ученики изучают русский язык с разными целями, которые невозможно реализовать, используя только одну — общую для всех — программу. В таких условиях преподавателю необходимо уметь анализировать потребности целевой аудитории, владеть навыками составления кастомизированных программ, быть в курсе широкого спектра учебных пособий.
Кроме того, многие преподаватели русского языка, работающие на краткосрочных курсах за рубежом, не имеют профильного образования и необходимых организационных навыков для работы в динамично изменяющейся образовательной среде. Нехватка у них доступной информации о современных научно обоснованных методиках и разработанных на их основе обучающих ресурсах разного типа, опора исключительно на собственный опыт и бессистемные сведения (преимущественно из соцсетей) заметно снижают эффективность обучения русскому языку, существенно увеличивают время подготовки преподавателя к урокам и не способствуют поддержанию у учащихся мотивации к обучению. Неизбежным следствием становятся поддержание мифа о невероятной сложности русского языка и отказ учащихся от его изучения.
Содержание методических мероприятий призвано способствовать решению описанных выше проблем, развить у участников программы компетенции, необходимые для осуществления качественной профессиональной деятельности, и тем самым оказать им научно-методическую поддержку, содействовать внедрению передовых практик в изучение и преподавание русского языка за рубежом.
Предлагаемая программа состоит из четырех подпрограмм.
1. «Краткосрочные и интенсивные курсы, их организация и проведение».
2. «Методические основы организации курсового обучения».
3. «Учебная и методическая литература по организации курсового обучения».
4. «Электронные образовательные ресурсы для использования в курсовом обучении».
Рост квалификации преподавателя русского языка, совершенствование его профессионального мастерства способствуют повышению статуса преподавателя, укреплению его социальной позиции. Преподаватель-профессионал, который умеет в короткий срок эффективно решать нестандартные профессиональные задачи, интересен ученикам, олицетворяет для них Россию, помогает создавать и укреплять ее положительный образ. Такой преподаватель способен сформировать и поддержать интерес к изучению русского языка у учеников. Краткосрочные курсы русского языка за рубежом, в том числе курсы при представительствах Россотрудничества, в работе которых участвуют хорошо подготовленные преподаватели, становятся надежным инструментом продвижения русского языка в мире, поддерживают привлекательный имидж российского образования и в конечном итоге содействуют экспорту российского образования.
Контактное лицо: Анастасия Акулич, учебный центр «Мир русских учебников», info@mirRKI.ru
Еще на
эту тему
Исследователи обнаружили связь между языковыми способностями и чувством ритма
У музыкальности и владения языком есть много общего на уровне генов
Число репетиторов по арабскому языку в России выросло за 2024 год на 68%
Специалисты объясняют это расширением связей со странами Ближнего Востока
Brain rot — слово 2024 года по версии «Оксфордского словаря»
Термин, отражающий влияние цифровой эпохи на человечество, победил в онлайн-голосовании
Исследование: при слепом тестировании сгенерированные стихи понравились больше «человеческих»
Но участники эксперимента оценивали стихи ниже, если знали, что их написала нейросеть
Завершилась масштабная программа методических мероприятий для преподавателей русского языка за рубежом
816 педагогов из 98 стран успешно прошли обучение