Подсказки для поиска

Опубликованы российские результаты оценки функциональной грамотности учащихся по модели PISA

На портале Федерального института оценки качества образования опубликован отчет о результатах общероссийской оценки качества общего образования по модели международных сопоставительных исследований качества образования за 2023 год. Такая оценка проводится в России ежегодно с 2019 года. В этот раз результаты (в общероссийской и региональных выборках) основаны на анкетировании 61,5 тыс. обучающихся, сотен администраций образовательных организаций, а также родителей и педагогов. 73% детей, участвующих в общероссийском исследовании, учатся в 9-м классе, им 15–16 лет. 

«Функциональная грамотность подразумевает способность человека использовать знания и приобретенные навыки для решения повседневных жизненных задач, с которыми сталкивается любой человек как член социума, — говорится в отчете. — Главная специфика диагностики функциональной грамотности состоит в использовании заданий, сформулированных как проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует от участника применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий».

Функциональная грамотность (ФГ) складывается из читательской, математической и естественно-научной. Каждый из видов оценивается по тысячебалльной шкале, на которой выделяется шесть уровней. Высокие уровни — пятый и шестой. Второй уровень — пороговый; это минимально необходимый уровень для полноценного функционирования в обществе.

Доли обучающихся по уровням функциональной грамотности
Доли обучающихся по уровням функциональной грамотности
Источник: Федеральный институт оценки качества образования, 2024

По всем трем составляющим ФГ наблюдается рост средних показателей год к году. В 2023 году в России средний балл по читательской грамотности составил 510 (что соответствует 11-му месту в рейтинге стран по данным исследования PISA-2018), математической — 507 (16-е место), естественно-научной — 488 баллов (29-е место). По сравнению с 2022 годом значительно сократилась доля тех, кто не достиг пороговых уровней функциональной грамотности.

При оценке читательской грамотности выявлена наибольшая доля результатов третьего уровня и выше (65,9%), но высоких результатов очень мало.

Авторы отчета связывают низкую долю результатов пятого и шестого уровня (6,2%) с «отсутствием устоявшихся подходов к формированию читательской грамотности и навыков работы с информацией, представленной в разной форме, в рамках преподавания всех школьных предметов».

В отчете сделан акцент на важности метапредметного подхода к развитию читательской грамотности: «Успех обучающегося в большинстве школьных предметов так или иначе связан с высоко развитыми навыками чтения. На уроках литературы, истории, обществознания крайне редко уделяют отдельное внимание развитию у обучающихся читательских стратегий; едва ли встречаются практики работы с текстами на уроках биологии, физики, информатики, хотя во многом именно недостаточный уровень читательской грамотности не позволяет обучающимся развиваться в этих предметах и в дальнейшем ограничивает возможность рассматривать для себя профессиональный выбор, связанный с этими предметами. Следует активнее внедрять задания, предполагающие работу с текстами разных жанров и форматов, с явно и неявно заданной информацией, активнее распространять в педагогической среде удачные учительские практики, связанные с развитием навыков чтения».

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

На встрече с учителями Владимир Путин подчеркнул важность развития речевой культуры

Президенту будут предложены эффективные меры для повышения культуры речи молодежи, сообщил руководитель Грамоты

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни

Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»

Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли и применять навыки в сложных ситуациях

все публикации

Почувствуйте себя консультантом справочной службы Грамоты

Мы предлагаем вам ответить на вопросы, которые задавали пользователи в 2025 году

Максим Кронгауз: «Разграничить язык интернета и язык вне интернета стало невозможно»

Как меняется русский язык? Лингвисты по просьбе Грамоты рассказывают о главных трендах

Зачем нам нужен язык на самом деле?

Лингвист Валерий Шульгинов — о коммуникативной и символической функциях языка

Система TALK: как общаться легче и эффективнее

Вышел перевод на русский язык книги Элисон Вуд Брукс «Простой сложный разговор»

Почему князь Святослав пил «синее вино»?

Разгадка этой и других словесных тайн — в новой книге филолога Марии Елифёровой

Оскорбление как искусство, ритуал и путь к просветлению

Рискованные речевые акты могут приносить пользу, если они встроены в традиционную культуру

Нетудашка, сердцежмяк и другие новые слова в книге Бориса Иомдина

Русский язык постоянно пополняется не только заимствованиями 

Как животные обрели свои имена: семь детективных историй о зоонимах

Водяная лошадь из Библии, загадочная страна Лемурия и слон, ставший верблюдом

Думать вредно? Чем наивная дурочка лучше продуманной твари

Лингвист Ирина Левонтина описала новое значение старого прилагательного

Способы выражения вежливости в русском и других языках

«Вежливыми» могут быть местоимения, глаголы и даже приставки и суффиксы

Катавасия, близорукость и блины для медведей: когда слова сбивают нас с толку

Народная этимология предлагает фантастические объяснения вместо научных фактов

В чем вопрос? Юбилейный тест для новичков и ветеранов Грамоты

Мы проанализировали ваши вопросы и запросы, чтобы понять, что вас волнует больше всего

Словарь аббревиатур русского языка как государственного определит нормы для разных типов сокращений

Главные трудности связаны с определением рода, склонением и произношением

Дислексия и дисграфия могут быть связаны не только с речевыми нарушениями, но и с недостатком самоконтроля

Ольга Величенкова о разных ошибках в письме, прогнозировании школьной неуспешности и умении сосредоточиться на главном

Плеоназмы со смыслом, неологизмы для мужчин и всякие штуки: вышел новый номер «Трудов ИРЯ РАН»

Кое-что о современной русской лексике в сборнике статей к 90-летию Леонида Крысина

Владимир Гиляровский, «король репортеров»

К 170-летию со дня рождения писателя и журналиста Музей Москвы показывает документы из найденного недавно архива 

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!