Опубликованы российские результаты оценки функциональной грамотности учащихся по модели PISA
На портале Федерального института оценки качества образования опубликован отчет о результатах общероссийской оценки качества общего образования по модели международных сопоставительных исследований качества образования за 2023 год. Такая оценка проводится в России ежегодно с 2019 года. В этот раз результаты (в общероссийской и региональных выборках) основаны на анкетировании 61,5 тыс. обучающихся, сотен администраций образовательных организаций, а также родителей и педагогов. 73% детей, участвующих в общероссийском исследовании, учатся в 9-м классе, им 15–16 лет.
«Функциональная грамотность подразумевает способность человека использовать знания и приобретенные навыки для решения повседневных жизненных задач, с которыми сталкивается любой человек как член социума, — говорится в отчете. — Главная специфика диагностики функциональной грамотности состоит в использовании заданий, сформулированных как проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует от участника применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий».
Функциональная грамотность (ФГ) складывается из читательской, математической и естественно-научной. Каждый из видов оценивается по тысячебалльной шкале, на которой выделяется шесть уровней. Высокие уровни — пятый и шестой. Второй уровень — пороговый; это минимально необходимый уровень для полноценного функционирования в обществе.
По всем трем составляющим ФГ наблюдается рост средних показателей год к году. В 2023 году в России средний балл по читательской грамотности составил 510 (что соответствует 11-му месту в рейтинге стран по данным исследования PISA-2018), математической — 507 (16-е место), естественно-научной — 488 баллов (29-е место). По сравнению с 2022 годом значительно сократилась доля тех, кто не достиг пороговых уровней функциональной грамотности.
При оценке читательской грамотности выявлена наибольшая доля результатов третьего уровня и выше (65,9%), но высоких результатов очень мало.
Авторы отчета связывают низкую долю результатов пятого и шестого уровня (6,2%) с «отсутствием устоявшихся подходов к формированию читательской грамотности и навыков работы с информацией, представленной в разной форме, в рамках преподавания всех школьных предметов».
В отчете сделан акцент на важности метапредметного подхода к развитию читательской грамотности: «Успех обучающегося в большинстве школьных предметов так или иначе связан с высоко развитыми навыками чтения. На уроках литературы, истории, обществознания крайне редко уделяют отдельное внимание развитию у обучающихся читательских стратегий; едва ли встречаются практики работы с текстами на уроках биологии, физики, информатики, хотя во многом именно недостаточный уровень читательской грамотности не позволяет обучающимся развиваться в этих предметах и в дальнейшем ограничивает возможность рассматривать для себя профессиональный выбор, связанный с этими предметами. Следует активнее внедрять задания, предполагающие работу с текстами разных жанров и форматов, с явно и неявно заданной информацией, активнее распространять в педагогической среде удачные учительские практики, связанные с развитием навыков чтения».
Еще на
эту тему
На встрече с учителями Владимир Путин подчеркнул важность развития речевой культуры
Президенту будут предложены эффективные меры для повышения культуры речи молодежи, сообщил руководитель Грамоты
Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку
Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни
Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»
Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли и применять навыки в сложных ситуациях