Подсказки для поиска

Опубликованы российские результаты оценки функциональной грамотности учащихся по модели PISA

На портале Федерального института оценки качества образования опубликован отчет о результатах общероссийской оценки качества общего образования по модели международных сопоставительных исследований качества образования за 2023 год. Такая оценка проводится в России ежегодно с 2019 года. В этот раз результаты (в общероссийской и региональных выборках) основаны на анкетировании 61,5 тыс. обучающихся, сотен администраций образовательных организаций, а также родителей и педагогов. 73% детей, участвующих в общероссийском исследовании, учатся в 9-м классе, им 15–16 лет. 

«Функциональная грамотность подразумевает способность человека использовать знания и приобретенные навыки для решения повседневных жизненных задач, с которыми сталкивается любой человек как член социума, — говорится в отчете. — Главная специфика диагностики функциональной грамотности состоит в использовании заданий, сформулированных как проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует от участника применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий».

Функциональная грамотность (ФГ) складывается из читательской, математической и естественно-научной. Каждый из видов оценивается по тысячебалльной шкале, на которой выделяется шесть уровней. Высокие уровни — пятый и шестой. Второй уровень — пороговый; это минимально необходимый уровень для полноценного функционирования в обществе.

Доли обучающихся по уровням функциональной грамотности
Доли обучающихся по уровням функциональной грамотности
Источник: Федеральный институт оценки качества образования, 2024

По всем трем составляющим ФГ наблюдается рост средних показателей год к году. В 2023 году в России средний балл по читательской грамотности составил 510 (что соответствует 11-му месту в рейтинге стран по данным исследования PISA-2018), математической — 507 (16-е место), естественно-научной — 488 баллов (29-е место). По сравнению с 2022 годом значительно сократилась доля тех, кто не достиг пороговых уровней функциональной грамотности.

При оценке читательской грамотности выявлена наибольшая доля результатов третьего уровня и выше (65,9%), но высоких результатов очень мало.

Авторы отчета связывают низкую долю результатов пятого и шестого уровня (6,2%) с «отсутствием устоявшихся подходов к формированию читательской грамотности и навыков работы с информацией, представленной в разной форме, в рамках преподавания всех школьных предметов».

В отчете сделан акцент на важности метапредметного подхода к развитию читательской грамотности: «Успех обучающегося в большинстве школьных предметов так или иначе связан с высоко развитыми навыками чтения. На уроках литературы, истории, обществознания крайне редко уделяют отдельное внимание развитию у обучающихся читательских стратегий; едва ли встречаются практики работы с текстами на уроках биологии, физики, информатики, хотя во многом именно недостаточный уровень читательской грамотности не позволяет обучающимся развиваться в этих предметах и в дальнейшем ограничивает возможность рассматривать для себя профессиональный выбор, связанный с этими предметами. Следует активнее внедрять задания, предполагающие работу с текстами разных жанров и форматов, с явно и неявно заданной информацией, активнее распространять в педагогической среде удачные учительские практики, связанные с развитием навыков чтения».

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

На встрече с учителями Владимир Путин подчеркнул важность развития речевой культуры

Президенту будут предложены эффективные меры для повышения культуры речи молодежи, сообщил руководитель Грамоты

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни

Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»

Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли и применять навыки в сложных ситуациях

все публикации

В научном сообществе исследование обсценных слов находится под запретом

Так считают авторы заметок о русском мате Анатолий Баранов и Дмитрий Добровольский

Лучшие программы-корректоры на основе ИИ

Роботы уже могут исправить большинство ошибок, но сами добавляют новые

Горячая десятка заимствований: что тут сложного?

Пользователи Грамоты часто ищут информацию об этих заимствованиях, которые еще не освоились в русском языке

Язык тела: как жесты помогают нам общаться

Они дополняют, уточняют и даже заменяют слова

Елочки или лапки? Как правильно использовать кавычки

Они нужны для оформления прямой речи, цитат, названий, а также слов, использованных иронически

Мария Каленчук: «Да, мы ориентируемся на живую речь!»

В издательстве «Грамота» вышел Большой словарь ударений

Кто эффективнее в изучении языка — человек или нейросеть?

«Язык опирается на врожденную систему знаний», — объясняет лингвист Наталия Слюсарь

Не только люди: с кем еще мы разговариваем по душам?

Лингвист Валерий Шульгинов напоминает, что до появления чат-ботов люди охотно общались со стихиями, куклами и техникой

Нейтральный язык эсперанто: благородная попытка объединить человечество

Был ли шанс у этого проекта, на который доктор Заменгоф потратил многие годы?

Что было написано на яблоке раздора? Тест на знание истории крылатых слов

Часто мы используем устойчивые выражения, точный смысл которых от нас ускользает

Как пишутся сложные топонимы: правила и исключения

Ново-Огарево отличается от Новосибирска, как Соль-Илецк от Сольвычегодска

Попадает в самое сердечко... Почему теперь так говорят?

Лингвист Ирина Фуфаева ищет причины экспансии этого диминутива в современной речи

Лингвист Борис Орехов: «Корпус русской классики дает доступ в языковую лабораторию авторов»

В Национальном корпусе русского языка теперь можно изучать и сравнивать языки писателей XIX века

Всё о чувствах и отношениях: почему язык психологии стал так популярен

Лингвисты, социологи и психологи обсуждают вред и пользу психотерапевтической волны в русском языке

Запретные слова: что думают лингвисты о нецензурной лексике как части русского языка

В издательстве МИФ вышла научно-популярная книга двух докторов филологических наук

«Слова года» полгода спустя: кто продолжает забег

Насколько точным был прошлогодний выбор Грамоты и как чувствуют себя «наши» неологизмы сегодня

Как устроены языковые манипуляции

Эти приемы используют публицисты, политики, телефонные мошенники и даже родственники

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!