Подсказки для поиска

Опубликованы российские результаты оценки функциональной грамотности учащихся по модели PISA

На портале Федерального института оценки качества образования опубликован отчет о результатах общероссийской оценки качества общего образования по модели международных сопоставительных исследований качества образования за 2023 год. Такая оценка проводится в России ежегодно с 2019 года. В этот раз результаты (в общероссийской и региональных выборках) основаны на анкетировании 61,5 тыс. обучающихся, сотен администраций образовательных организаций, а также родителей и педагогов. 73% детей, участвующих в общероссийском исследовании, учатся в 9-м классе, им 15–16 лет. 

«Функциональная грамотность подразумевает способность человека использовать знания и приобретенные навыки для решения повседневных жизненных задач, с которыми сталкивается любой человек как член социума, — говорится в отчете. — Главная специфика диагностики функциональной грамотности состоит в использовании заданий, сформулированных как проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует от участника применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий».

Функциональная грамотность (ФГ) складывается из читательской, математической и естественно-научной. Каждый из видов оценивается по тысячебалльной шкале, на которой выделяется шесть уровней. Высокие уровни — пятый и шестой. Второй уровень — пороговый; это минимально необходимый уровень для полноценного функционирования в обществе.

Доли обучающихся по уровням функциональной грамотности
Доли обучающихся по уровням функциональной грамотности
Источник: Федеральный институт оценки качества образования, 2024

По всем трем составляющим ФГ наблюдается рост средних показателей год к году. В 2023 году в России средний балл по читательской грамотности составил 510 (что соответствует 11-му месту в рейтинге стран по данным исследования PISA-2018), математической — 507 (16-е место), естественно-научной — 488 баллов (29-е место). По сравнению с 2022 годом значительно сократилась доля тех, кто не достиг пороговых уровней функциональной грамотности.

При оценке читательской грамотности выявлена наибольшая доля результатов третьего уровня и выше (65,9%), но высоких результатов очень мало.

Авторы отчета связывают низкую долю результатов пятого и шестого уровня (6,2%) с «отсутствием устоявшихся подходов к формированию читательской грамотности и навыков работы с информацией, представленной в разной форме, в рамках преподавания всех школьных предметов».

В отчете сделан акцент на важности метапредметного подхода к развитию читательской грамотности: «Успех обучающегося в большинстве школьных предметов так или иначе связан с высоко развитыми навыками чтения. На уроках литературы, истории, обществознания крайне редко уделяют отдельное внимание развитию у обучающихся читательских стратегий; едва ли встречаются практики работы с текстами на уроках биологии, физики, информатики, хотя во многом именно недостаточный уровень читательской грамотности не позволяет обучающимся развиваться в этих предметах и в дальнейшем ограничивает возможность рассматривать для себя профессиональный выбор, связанный с этими предметами. Следует активнее внедрять задания, предполагающие работу с текстами разных жанров и форматов, с явно и неявно заданной информацией, активнее распространять в педагогической среде удачные учительские практики, связанные с развитием навыков чтения».

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

На встрече с учителями Владимир Путин подчеркнул важность развития речевой культуры

Президенту будут предложены эффективные меры для повышения культуры речи молодежи, сообщил руководитель Грамоты

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни

Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»

Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли и применять навыки в сложных ситуациях

все публикации

Яков Грот, систематизатор русской орфографии

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского письменного языка

Какие фамилии в русском языке не склоняются?

На склонение фамилии влияет не только пол ее носителя

Почему так трудно выбрать номинацию для людей с инвалидностью?

Ни прямота, ни политкорректность сами по себе не решают проблемы

ИИ отбирает у человека языковое пространство?

О некоторых публикациях журнала «Русская речь» за 2025 год

Знакомый почерк: что мы теряем вместе с ручным письмом?

Могут пострадать память, когнитивные способности и эмоциональная связь с прошлым

Экономика языка, или Как одни слова обесценивают другие

Лингвист Валерий Шульгинов объясняет, почему крольчонок стал кроликом и что случилось со словом nice

Как устроено ударение в разных языках

Оно может быть силовым, музыкальным или даже вовсе отсутствовать

«Нелицеприятная оценка»: странные формы и употребления на пути из ошибок в норму

Лингвист Ирина Фуфаева с интересом наблюдает за говорящими, уверенными в своей непогрешимости

Заец, Журавель и Казаченок: как склонять такие фамилии

Можно обратиться к словарю фамилий или прислушаться к мнению носителя

Светлана Гурьянова: «Главное — не запутаться в том, какое правило нужно применить!»

Подробный разговор о сложных заданиях на ЕГЭ, материалах для подготовки и настрое перед экзаменом

Денис Фонвизин: живая речь в комедиях и системность в словаре

Рассказываем о ключевых исторических фигурах, повлиявших на развитие русского языка

Что такое темематический язык и почему он так называется

На портале «Элементы» появились три новые лингвистические задачи

Склонение грузинских фамилий в русском языке

От Берии до Данелии и от Коставы до Окуджавы

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!