Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Младенцы способны обобщать информацию о звуках языка уже в четыре месяца

Наша чувствительность к языкам — удивительная черта, которая позволяет нам быстро овладевать речью.

Считается, что раннее освоение языка состоит из двух этапов. В ходе первого младенцы учатся отличать звуки родительского языка от посторонних звуков, другими словами, развивают чувствительность к звучанию именно того языка, на котором будут говорить. Этот процесс принято называть перцептивной настройкой (от perception — восприятие, схватывание). На втором этапе ребенок соотносит звуки с тем, как они произносятся. У него появляется способность формировать фонологические абстракции, то есть объединять однотипные звуки по определенному признаку (например, по признаку места образования различать губные и нёбные).

Но есть и другая точка зрения: эти процессы идут не последовательно, а параллельно. Во всяком случае, обобщение фонологических характеристик начинается раньше, чем заканчивается выделение звуков своего языка.

Недавняя работа исследовательской группы из Университета Западного Сиднея (Австралия) показала, что у детей уже в возрасте четырех – шести месяцев появляется способность выделять фонологические признаки. При этом перцептивная настройка начинается около шести месяцев и заканчивается около года.

Чтобы продемонстрировать это, авторы работы провели эксперимент с участием 34 детей в возрасте от четырех до шести месяцев. Они создали игру «найди закономерность», используя два выдуманных мини-языка.

В одном языке были слова с губными звуками, такими как [b], [v], [w], а в другом — с переднеязычными звуками, такими как [d], [l], [z]. Каждое псевдослово на этих языках сопровождалось мультяшным изображением: медузу использовали для слов с губными, а краба — для слов с переднеязычными.

В первой части эксперимента дети слушали аудиозапись произнесения слова одновременно с показом соответствующего видео, чтобы у них возникла ассоциация между звуком и картинкой. Хотя дети в этом возрасте не могут сказать, о чем они думают, их мозг формирует ассоциации, которые можно оценить по видимым реакциям.

Исследователи хотели выяснить, могут ли дети соотнести конкретный мини-язык (с его особыми характеристиками) с определенной картинкой.

После того как дети усвоили пары слов и картинок, авторы поменяли правила. Теперь детям показывали видео без звука, на которых человек произносил слова из тех же мини-языков с соответствующей картинкой (или с другой, чтобы проверить реакцию).

Авторы отслеживали, как долго дети смотрели видео, — распространенный метод, чтобы понять, что привлекает внимание. Выяснилось, что дети значительно дольше смотрели видео, на которых мимика говорящего человека, по которой можно судить о типе звуков, соответствовала картинке, которую они до этого выучили как связанную с этим типом звуков. Иначе говоря, они смотрели дольше, если лицо, произносящее губные звуки, сопровождалось медузой (правильная ассоциация), чем если им показывали такое же лицо и краба (неправильная ассоциация). 

Значит, до этого они не просто пассивно слушали — они активно изучали правила образования звуков в мини-языках и связывали эти знания с тем, что видели.

В целом из этого эксперимента следует, что уже в этом возрасте дети способны замечать закономерности в том, как произносятся однотипные звуки. Можно сказать, их мозг уже на раннем этапе закладывает основу для произнесения первых слов.

Авторы предполагают, что их выводы позволят не только лучше понять процессы освоения языка, но и развивать методики помощи детям, у которых обнаруживаются ранние проблемы с речью.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Дети, рожденные в пандемию, медленнее овладевают языком

Это результат ограничений на социальное взаимодействие, считают исследователи

Как взрослые понимают бессвязную речь маленького ребенка? Результаты исследования

Главное — не произнесенные звуки, а учет опыта коммуникации

Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас

Понимая этапы развития речи, родители могут вовремя заметить проблемы и справиться с ними

все публикации

Вышла книга фонетиста Ольги Антоновой об истории и характерных чертах старомосковского произношения

Некоторые рефлексы старомосковского произношения сохраняются и в современной речи

«Лучшие корректоры — это люди с высоким интеллектом и умеренным самомнением»

Редактор-корректор легендарного еженедельника «Нью-Йоркер» Мэри Норрис, известная как «Королева запятых», — о своей профессии, языке и новых технологиях

«Денег нет, но вы держитесь»: устойчивые обороты со словом «деньги»

Мы прочитали для вас первый номер журнала «Русская речь» за 2025 год

Как это по-русски? Тест на понимание смысла иноязычных идиом

Что имеют в виду французы, называя человека «молочным супом»

«С уважением, редакция Грамоты»: нужна ли здесь запятая?

О знаках препинания в подписи размышляют авторы книги «О том, чего нет и что не так в словарях и грамматиках»

Презентация «Азбукваря» художника Родиона Китаева прошла в ГЭС-2

Там сейчас заканчивается книжная выставка «Не только буквы»

«Плакали наши денежки»: как русский язык решает финансовые вопросы

В русской языковой картине мира деньги могут заводиться, утекать, быть разумными и уподобляться маленьким животным

Русская страсть к составлению словарей: достижения прошлого и цифровое будущее

Лингвист Михаил Копотев рассказывает об основных этапах развития лексикографии в России

«Розенталь хотел, чтобы мы гибко подходили к языку»

Заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ Владимир Славкин — о том, что отличало Дитмара Розенталя как автора, педагога и консультанта

Лингвист Борис Иомдин рассказал в подкасте «Покажи язык» про язык как средство разобщения

Коммуникативные неудачи могут возникать из-за различий в возрасте и опыте

Михаил Острогорский требует от технических текстов понятности, однозначности и четкой структуры

Технический писатель — о коммуникативной задаче и языковых особенностях хорошей документации

Лингвист Александр Летучий написал книгу о сложностях русского синтаксиса

Автор показывает на примерах, как синтаксис связан с интонацией и со значением слов

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!