Подсказки для поиска

Младенцы способны обобщать информацию о звуках языка уже в четыре месяца

Наша чувствительность к языкам — удивительная черта, которая позволяет нам быстро овладевать речью.

Считается, что раннее освоение языка состоит из двух этапов. В ходе первого младенцы учатся отличать звуки родительского языка от посторонних звуков, другими словами, развивают чувствительность к звучанию именно того языка, на котором будут говорить. Этот процесс принято называть перцептивной настройкой (от perception — восприятие, схватывание). На втором этапе ребенок соотносит звуки с тем, как они произносятся. У него появляется способность формировать фонологические абстракции, то есть объединять однотипные звуки по определенному признаку (например, по признаку места образования различать губные и нёбные).

Но есть и другая точка зрения: эти процессы идут не последовательно, а параллельно. Во всяком случае, обобщение фонологических характеристик начинается раньше, чем заканчивается выделение звуков своего языка.

Недавняя работа исследовательской группы из Университета Западного Сиднея (Австралия) показала, что у детей уже в возрасте четырех – шести месяцев появляется способность выделять фонологические признаки. При этом перцептивная настройка начинается около шести месяцев и заканчивается около года.

Чтобы продемонстрировать это, авторы работы провели эксперимент с участием 34 детей в возрасте от четырех до шести месяцев. Они создали игру «найди закономерность», используя два выдуманных мини-языка.

В одном языке были слова с губными звуками, такими как [b], [v], [w], а в другом — с переднеязычными звуками, такими как [d], [l], [z]. Каждое псевдослово на этих языках сопровождалось мультяшным изображением: медузу использовали для слов с губными, а краба — для слов с переднеязычными.

В первой части эксперимента дети слушали аудиозапись произнесения слова одновременно с показом соответствующего видео, чтобы у них возникла ассоциация между звуком и картинкой. Хотя дети в этом возрасте не могут сказать, о чем они думают, их мозг формирует ассоциации, которые можно оценить по видимым реакциям.

Исследователи хотели выяснить, могут ли дети соотнести конкретный мини-язык (с его особыми характеристиками) с определенной картинкой.

После того как дети усвоили пары слов и картинок, авторы поменяли правила. Теперь детям показывали видео без звука, на которых человек произносил слова из тех же мини-языков с соответствующей картинкой (или с другой, чтобы проверить реакцию).

Авторы отслеживали, как долго дети смотрели видео, — распространенный метод, чтобы понять, что привлекает внимание. Выяснилось, что дети значительно дольше смотрели видео, на которых мимика говорящего человека, по которой можно судить о типе звуков, соответствовала картинке, которую они до этого выучили как связанную с этим типом звуков. Иначе говоря, они смотрели дольше, если лицо, произносящее губные звуки, сопровождалось медузой (правильная ассоциация), чем если им показывали такое же лицо и краба (неправильная ассоциация). 

Значит, до этого они не просто пассивно слушали — они активно изучали правила образования звуков в мини-языках и связывали эти знания с тем, что видели.

В целом из этого эксперимента следует, что уже в этом возрасте дети способны замечать закономерности в том, как произносятся однотипные звуки. Можно сказать, их мозг уже на раннем этапе закладывает основу для произнесения первых слов.

Авторы предполагают, что их выводы позволят не только лучше понять процессы освоения языка, но и развивать методики помощи детям, у которых обнаруживаются ранние проблемы с речью.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Дети, рожденные в пандемию, медленнее овладевают языком

Это результат ограничений на социальное взаимодействие, считают исследователи

Как взрослые понимают бессвязную речь маленького ребенка? Результаты исследования

Главное — не произнесенные звуки, а учет опыта коммуникации

Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас

Понимая этапы развития речи, родители могут вовремя заметить проблемы и справиться с ними

все публикации

Как склонять по-русски составные топонимы

В зависимости от происхождения и структуры могут склоняться обе части названия, одна из частей или ни одной

Слова-паразиты: откуда они берутся и какую роль выполняют

Они приходят без разрешения и «питаются» смыслом высказывания

«Набросал стишата», или О стратегии авторской скромности

Мое творчество, мои произведения... Ирина Фуфаева объясняет, почему нас смущают эти выражения

Кринж или не кринж? Лингвистический взгляд на чувство неловкости в коммуникации

Валерий Шульгинов пытается понять, какие ситуации мы описываем этим словом и почему

В Ухане или в Ухани? Как выяснить тип склонения иностранного топонима

Первый шаг — определить, насколько это название привычное и есть ли похожие на него русские слова

Как редакционная политика повышает качество текстов

Что в ней должно быть и кто заинтересован в том, чтобы она работала

Слово «пожалуйста» может быть избыточным

Представляем некоторые публикации в третьем номере журнала «Русская речь» за 2025 год

Свое среди чужих: попробуйте отличить исконно русское слово от заимствований

Десять примеров того, что разница между «местными» и «чужаками» со временем перестает быть заметной

Стенография: как поймать слова на лету

От мраморных плит до современных программ

Чем опасны «бесы орфографии»?

Не надо искать в приставке нечистую силу и злой умысел

Язык всегда найдет способ заполнить лакуны

Лингвист Мария Ровинская дала интервью каналу «Мослекторий»

Александр Пушкин, главный инфлюенсер русского языка

Его влияние на то, как мы говорим и пишем, сохраняется спустя двести лет

В среднем человек ругается 250 тысяч раз за жизнь — как к этому относиться?

Константин Деревянко, Ярослав Скворцов и Владимир Легойда обсудили ненормативную лексику

Тест: знаете ли вы значение этих устаревших слов?

Увраж, палаш, ажитация и еще семь слов, которые мы больше не используем

Я вижу, значит, я понимаю: как устроены метафоры восприятия

Лингвист Валерий Шульгинов о мыслях в животе, текучем времени и связи слуха с послушанием

Страсти вокруг нормы

Светлана Друговейко-Должанская о том, почему кодификация языковых явлений не может строиться на личных предпочтениях

Лингвист Алексей Шмелев: «У слова „столько“ есть полная парадигма единственного числа»

«Правмир» поговорил о русском языке и лингвистике с председателем Орфографической комиссии РАН

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!