В начале ноября прошла Третья Международная Ташкентская книжная ярмарка
Узбекистан начинает играть все более убедительную роль в регионе, и не только в экономике, но и во внимании к образованию, к воспитанию молодежи и поддержанию традиций, к развитию всесторонних культурных связей. Такой подход отразился и в размахе, с которым была подготовлена и открыта 3-я Международная Ташкентская книжная ярмарка. О своих впечатлениях рассказывает генеральный директор центра «Златоуст» Станислав Голубев.
— При всем том, что она проходила лишь в будние дни, но детей и студентов привозили туда организованно, автобусами. Играли военные оркестры, выступали детские танцевальные коллективы, разумеется, читали стихи, было множество встреч с авторами книг из разных стран мира.
Российскую делегацию возглавил президент Российского книжного союза С. В. Степашин, который выступил на открытии с большой приветственной речью, тепло встреченной международным сообществом. РКС развернул большой российский стенд, но помимо этого на ярмарке было развернуто несколько стендов российских издательств из Москвы, Казани, Якутска, Перми.
Центр «Златоуст» по поручению РКС провел разнообразную программу мероприятий по русскому языку, куда входили не только мероприятия на стенде России, но и несколько проектов и встреч самого разного формата в университетах и школах Ташкента. Еще в канун открытия выставки генеральный директор центра «Златоуст» С. Н. Голубев встретился с проректором по международным делам Ташкентского госуниверситета узбекского языка и литературы Н. З. Нормуродовой, зав. кафедрой иностранных языков Н. Б. Рашидовой и директором Центра русского языка и культуры при университете З. О. Жумановой. Да, разумеется, в университете узбекского языка студенты изучают и русский. И интерес к учебникам «Златоуста», цифровым ресурсам, дистанционным программам и стажировкам в России был большой, но в неменьшей степени ректорат заинтересовали технологии «Златоуста» по продвижению русского языка в мире, поскольку молодой еще ташкентский университет узбекского языка уже активно начал открывать центры узбекского языка и культуры в других странах, в России, конечно, тоже.
В день открытия ярмарки, помимо торжественных официальных мероприятий, была бурная работа на стенде России, который с трудом вмещал всех интересующихся русской книгой, учебными и культурными программами. На стенде России принимали С. В. Степашина, с гордостью представив ему и высоким узбекским чиновникам учебный комплекс русского языка для начальной узбекской школы «Полет». В этот же день началась передача комплектов «Полета» представителям учебных заведений. Департамент внешнеэкономических и международных связей Москвы закупил и доставил в дар Ташкенту 200 комплектов этого учебника и рабочих тетрадей к нему. Неоценимую поддержку в этом оказал президент АСКИ К. В. Чеченев.
Вечером того же дня в Центре русского языка при Узбекском университете мировых языков прошел методический семинар с преподавателями-русистами, завершающий двухнедельные курсы повышения квалификации, которые «Златоуст», совместно с Ташкентским обществом преподавателей русского языка и литературы, начинал предварительно в дистанционном формате. В рамках курса была подробно изложена и методика работы с комплексом «Полет», участникам же проекта были розданы на апробацию комплекты этого пособия.
При единодушной поддержке актива ТОПРЯЛ между «Златоустом» в лице гендиректора С. Н. Голубева и председателем ТОПРЯЛ проф. Н. М. Петрухиной был заключен договор о перспективном сотрудничестве. Важно отметить, что ряд положений договора успешно реализовывался еще до момента его подписания. Но впереди еще много интересных проектов. И мы очень надеемся на дальнейшую поддержку Россотрудничества, фонда «Русский мир», ДВМС Москвы.
На второй день работы ярмарки на стенде России было много мероприятий (викторина, квесты, тестирование), посвященных русскому языку и русской культуре. Победители конкурсов получали маленькие призы. Вечером этого дня делегацию «Златоуста» принимали в ташкентском филиале ВГИК, где прошел круглый стол с руководством, профессорско-преподавательским составом и студентами этого вуза. Во второй части встречи заместитель гендиректора центра «Златоуст» доц. Н. О. Козина провела небольшой мастер-класс по проблематике преподавания языка. Среди ярких имен нынешних преподавателей вуза был с нами в этот вечер и всеми любимый Ромео — Рустам Абдуллаевич Сагдуллаев. Как всегда на Востоке, все закончилось обменом подарками, благодарственными письмами и долгим дружеским чаепитием.
Заключительный день был, как всегда бывает, самым напряженным. На стенде России «Златоуст» вновь проводил большую программу по русскому языку. В этот день студенты Ташкентского университета узбекского языка и литературы решили блеснуть своими компетенциями в знании России, успешно пройдя викторину «Знаешь ли ты Россию?», занимательные квесты на знание языка. Все остались довольны, все заслуженно получили призы.
Вечером же «Златоуст» ожидал большой подарок — посещение школы № 245, похожей на маленький дворец. Здесь мы провели методический семинар со школьными учителями ташкентских школ, встречу с именитыми узбекскими соавторами комплекса «Полет», среди которых проф. Кундуз Сапарова, проф. Маханбет Джусупов, выполнили почетную миссию ДВМС Москвы, передав учителям большие книжные дары, и получили в награду радушный прием детей и взрослых, прекрасные караваи и замечательный концерт самодеятельности.
Все пережитое за эти дни в Ташкенте еще предстоит проанализировать и осмыслить. Несомненно одно: мы — по убеждению многих наших коллег — открыли новую страницу сотрудничества и творческого взаимодействия. Мы ждем узбекских друзей и партнеров у себя в России, мы обязательно вернемся вновь в Узбекистан, в разные его уголки!
Еще на
эту тему
Исследователи обнаружили связь между языковыми способностями и чувством ритма
У музыкальности и владения языком есть много общего на уровне генов
Число репетиторов по арабскому языку в России выросло за 2024 год на 68%
Специалисты объясняют это расширением связей со странами Ближнего Востока
Brain rot — слово 2024 года по версии «Оксфордского словаря»
Термин, отражающий влияние цифровой эпохи на человечество, победил в онлайн-голосовании
Исследование: при слепом тестировании сгенерированные стихи понравились больше «человеческих»
Но участники эксперимента оценивали стихи ниже, если знали, что их написала нейросеть
Завершилась масштабная программа методических мероприятий для преподавателей русского языка за рубежом
816 педагогов из 98 стран успешно прошли обучение