Подсказки для поиска

Исследование: субтитры не помогают детям учиться читать

Могут ли субтитры на родном языке помочь детям освоить чтение? В теории это может быть заманчивым: ребенок смотрит любимый мультик и параллельно учится связывать слова в субтитрах с тем, что происходит на экране. В Великобритании несколько лет назад даже устроили общественную кампанию под названием «Включите субтитры» (Turn on the Subtitles). Эту инициативу поддержал тогдашний премьер-министр Борис Джонсон, а также многие звезды — в их числе актеры Стивен Фрай и Джек Блэк.

Гипотезу об эффективности такой практики недавно проверили исследователи Королевского Холлоуэйского университета (Великобритания). Они привлекли к участию в эксперименте 180 школьников с 1 по 6 класс (возраст — от 5 до 11 лет), а также 30 взрослых. Им показывали видеоролики с субтитрами на английском языке и без них, а в процессе просмотра с помощью специальной аппаратуры регистрировали движения глаз, чтобы выяснить, как часто участники смотрят на субтитры. Эти результаты сопоставлялись с оценкой их навыков чтения.

Оказалось, что дети, которые уже умели читать (хотя бы одно слово в секунду), смотрели на субтитры чаще и дольше, чем те, кто читать почти не умел. Чем ниже были оценки читательских навыков, тем выше вероятность, что ребенок вообще проигнорирует субтитры.

Авторы пришли к выводу, что интерес к субтитрам возникает только на том уровне, который соответствует трем-четырем годам обучения чтению.

Анастасия Лопухина, научный сотрудник кафедры психологии университета, которая руководила исследовательской работой, отмечает: «Субтитры показываются слишком быстро, чтобы маленькие дети могли ими воспользоваться. Если они не смотрят на субтитры, трудно понять, как они могут извлечь из них пользу. Наши результаты показывают, что именно умение хорошо читать побуждает детей смотреть на субтитры, а не наоборот».

Ведущий исследователь той же кафедры Кэтлин Рэстл добавила: «Заявления [о пользе субтитров] были привлекательными, поскольку предполагали, что тяжелую работу по обучению чтению можно заменить просмотром телевизора с субтитрами. Однако наши выводы показывают, что субтитры не являются волшебной палочкой для грамотности. Детям необходимо научно обоснованное обучение чтению и несколько лет практики чтения книг, чтобы освоить этот навык».

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

В России появился онлайн-проект в поддержку семейного чтения

На сайте «Читающая мама» можно найти подборки книг для детей разного возраста

Пандемия отрицательно повлияла на навыки чтения у школьников

Больше всего пострадали дети с низкими показателями успеваемости

Как дети учатся читать и что нам говорит об этом наука

Научиться читать сложнее, чем говорить

все публикации

Владимир Гиляровский, «король репортеров»

К 170-летию со дня рождения писателя и журналиста Музей Москвы показывает документы из найденного недавно архива 

Он или она? Как языки обходятся без указания на пол

Есть разные способы избежать уточнения или, наоборот, внести ясность

Могут ли нейросети написать «Войну и мир» и куда они заведут человечество

На форуме «Территория будущего. Москва 2030» рассказали о возможностях ИИ

Слова на карте: как лексика объединяет и разделяет страны

Лингвистические карты показывают родство языков и языковые контакты

Сергей Ожегов, борец за самобытность родного языка

К 125-летию со дня рождения лексикографа рассказываем о десяти фактах его биографии

Калеб Эверетт написал книгу о языковом многообразии

Научный редактор книги Валерий Шульгинов представляет ее читателям Грамоты

Как эвфемизмы в рекламе влияют на наше поведение

«Спецпредложение» звучит более заманчиво, чем «скидка»

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Опять запятые! Сложный пунктуационный тест

Десять цитат из русской классики, которые нужно написать без ошибок

Михаил Штудинер не спешит изгонять из языка то, что в нем еще живо

Автор «Словаря трудностей русского языка» — об объективном характере нормы и ее субъективной фиксации

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Новое образование для «нового человека»: как учили грамоте в советской школе сто лет назад

31 августа исполняется сто лет декрету о всеобщем начальном обучении в РСФСР

Язык и пространство: что находится в центре мира?

Реки, горы и стороны света могут быть встроены в языковую систему координат, объясняет Валерий Шульгинов

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

Как философы пытались создать идеальные языки

Продуманные, точные — но абсолютно непригодные для общения

Чем речовка лучше речевки? Три переменчивых неологизма XX века 

Раньше слова «речовка», «плащовка» и «мелочовка» писались по-другому

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!