Исследование: субтитры не помогают детям учиться читать
Могут ли субтитры на родном языке помочь детям освоить чтение? В теории это может быть заманчивым: ребенок смотрит любимый мультик и параллельно учится связывать слова в субтитрах с тем, что происходит на экране. В Великобритании несколько лет назад даже устроили общественную кампанию под названием «Включите субтитры» (Turn on the Subtitles). Эту инициативу поддержал тогдашний премьер-министр Борис Джонсон, а также многие звезды — в их числе актеры Стивен Фрай и Джек Блэк.
Гипотезу об эффективности такой практики недавно проверили исследователи Королевского Холлоуэйского университета (Великобритания). Они привлекли к участию в эксперименте 180 школьников с 1 по 6 класс (возраст — от 5 до 11 лет), а также 30 взрослых. Им показывали видеоролики с субтитрами на английском языке и без них, а в процессе просмотра с помощью специальной аппаратуры регистрировали движения глаз, чтобы выяснить, как часто участники смотрят на субтитры. Эти результаты сопоставлялись с оценкой их навыков чтения.
Оказалось, что дети, которые уже умели читать (хотя бы одно слово в секунду), смотрели на субтитры чаще и дольше, чем те, кто читать почти не умел. Чем ниже были оценки читательских навыков, тем выше вероятность, что ребенок вообще проигнорирует субтитры.
Авторы пришли к выводу, что интерес к субтитрам возникает только на том уровне, который соответствует трем-четырем годам обучения чтению.
Анастасия Лопухина, научный сотрудник кафедры психологии университета, которая руководила исследовательской работой, отмечает: «Субтитры показываются слишком быстро, чтобы маленькие дети могли ими воспользоваться. Если они не смотрят на субтитры, трудно понять, как они могут извлечь из них пользу. Наши результаты показывают, что именно умение хорошо читать побуждает детей смотреть на субтитры, а не наоборот».
Ведущий исследователь той же кафедры Кэтлин Рэстл добавила: «Заявления [о пользе субтитров] были привлекательными, поскольку предполагали, что тяжелую работу по обучению чтению можно заменить просмотром телевизора с субтитрами. Однако наши выводы показывают, что субтитры не являются волшебной палочкой для грамотности. Детям необходимо научно обоснованное обучение чтению и несколько лет практики чтения книг, чтобы освоить этот навык».
Еще на
эту тему
В России появился онлайн-проект в поддержку семейного чтения
На сайте «Читающая мама» можно найти подборки книг для детей разного возраста
Пандемия отрицательно повлияла на навыки чтения у школьников
Больше всего пострадали дети с низкими показателями успеваемости
Как дети учатся читать и что нам говорит об этом наука
Научиться читать сложнее, чем говорить