Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Как дети учатся читать и что нам говорит об этом наука

О трех важных этапах, которые проходит ребенок, когда он учится читать, рассказывает статья онлайн-журнала «Системный Блокъ».

На первом этапе необходимо научить детей устанавливать соответствия между буквами и звуками. Ребенок должен знать все буквы и иметь хорошие навыки сложной фонематической обработки, чтобы успешно распознать слово в письменном виде. Помочь в этом может системное обучение звуковому методу (phonics). Практика британских школ показывает, что внедрение этого метода в образование помогает научиться читать в том числе незнакомые слова — еще один шаг к свободному чтению. 

Второй этап — умение эффективно читать слова. Пока ребенок тратит много усилий на восприятие слов по отдельности, у него не хватает ресурсов для понимания цельного текста. Взрослые и опытные читатели уже могут не декодировать слова (то есть не устанавливать соответствие между буквами и звуками), а использовать прямой доступ к значению слова от его орфографического представления. Чтобы развить этот навык, важно многократное прочтение слов в разных контекстах. Также необходима внутренняя мотивация к чтению путем предоставления ребенку возможности выбора интересующих его книг. 

Третий этап — научиться воспринимать текст за пределами понимания отдельных слов. Опытные читатели способны соотносить читаемое с контекстом и со своими знаниями о мире. Они автоматически делают логические выводы и применяют разные стратегии, упрощающие чтение. Таким образом, для развития понимания при чтении особенно важны три компонента: 

  • знание (орфографической системы, слов, жизненный опыт); 
  • обработка информации, или использование знаний в процессе чтения; 
  • общие когнитивные ресурсы, в частности рабочая память.

Каждый следующий шаг основан на предыдущих. Знания о том, как формируется навык чтения, должны быть общедоступны и в идеале применяться в образовании. 

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Сколько падежей в русском языке на самом деле

Сторонники идеи «чем больше, тем лучше» ищут и находят скрытые падежи

В языке все уже изучено или ученым есть чем заняться?

В телепередаче «Наблюдатель» члены Российской академии наук обсуждали самое интересное в науке о языке

Вышел в свет второй выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

В нем анализируют такие языковые единицы, как «босяки», «верги» и «зеленые береты»

Как отличить текст, написанный нейросетью? Ряд критериев предложен на «Хабре»

ИИ не способен к оригинальному мышлению и творческому осмыслению информации

Вышел в подарочном издании «Словарь поэтических иносказаний Пушкина» Валерия Сомова

Автор считал этот словарь кентавром: «По форме — справочник, по сути же — книга для занимательного чтения»

все публикации

Сколько падежей в русском языке на самом деле

Сторонники идеи «чем больше, тем лучше» ищут и находят скрытые падежи


Как современные технологии помогают оценить сложность текста

Инструменты компьютерной лингвистики лучше всего работают с учебными материалами


В языке все уже изучено или ученым есть чем заняться?

В телепередаче «Наблюдатель» члены Российской академии наук обсуждали самое интересное в науке о языке


Новый толковый словарь — источник точной и интересной информации для школьника

Авторы рассказывают, как устроен словарь и как его можно использовать на уроках и дома


Как разное понимание языковой нормы приводит к коммуникативным неудачам

Выступление научного консультанта Грамоты Владимира Пахомова на конференции «Медиатекст: векторы развития и перспективы изучения» 


Наш человек! Как появились и что значат названия народов — этнонимы

От имен легендарных прародителей до прозвищ, данных соседями


Шепот на ухо и бесконечный пазл: две истории о переводе с турецкого

Тюрколог Аполлинария Аврутина переводила не только Орхана Памука, но и суфийскую поэзию XIII века


Вышел в свет второй выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

В нем анализируют такие языковые единицы, как «босяки», «верги» и «зеленые береты»


Как отличить текст, написанный нейросетью? Ряд критериев предложен на «Хабре»

ИИ не способен к оригинальному мышлению и творческому осмыслению информации


Мягенький заинька у плохонькой березоньки: по каким правилам пишутся уменьшительно-ласкательные суффиксы?

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба



Вышел в подарочном издании «Словарь поэтических иносказаний Пушкина» Валерия Сомова

Автор считал этот словарь кентавром: «По форме — справочник, по сути же — книга для занимательного чтения»


Подкаст «Что это значит?» проясняет смысл необычных современных слов

Даже если вы избегаете новых заимствований, полезно понимать, откуда взялись ретрит, косты и непо-бейбис


Функции и характерные черты публицистического стиля речи

Он предназначен для СМИ, выступлений и публицистической литературы


Обучение и самообучение: как синтетические данные влияют на работу больших языковых моделей

Михаил Копотев о роли сгенерированных нейросетью текстов в развитии моделей и в жизни людей


В Москве прошла первая стратегическая сессия «Информационные технологии и языки народов России»

Мероприятие организовано Домом народов России при поддержке ФАДН России


Русский язык как государственный: что означает этот статус

Когда средство общения становится символом страны и национальным достоянием



Два брата и два алфавита: история изобретения славянской письменности

Кирилл и Мефодий вместе с учениками придумали не только буквы, но и язык