Как дети учатся читать и что нам говорит об этом наука
О трех важных этапах, которые проходит ребенок, когда он учится читать, рассказывает статья онлайн-журнала «Системный Блокъ».
На первом этапе необходимо научить детей устанавливать соответствия между буквами и звуками. Ребенок должен знать все буквы и иметь хорошие навыки сложной фонематической обработки, чтобы успешно распознать слово в письменном виде. Помочь в этом может системное обучение звуковому методу (phonics). Практика британских школ показывает, что внедрение этого метода в образование помогает научиться читать в том числе незнакомые слова — еще один шаг к свободному чтению.
Второй этап — умение эффективно читать слова. Пока ребенок тратит много усилий на восприятие слов по отдельности, у него не хватает ресурсов для понимания цельного текста. Взрослые и опытные читатели уже могут не декодировать слова (то есть не устанавливать соответствие между буквами и звуками), а использовать прямой доступ к значению слова от его орфографического представления. Чтобы развить этот навык, важно многократное прочтение слов в разных контекстах. Также необходима внутренняя мотивация к чтению путем предоставления ребенку возможности выбора интересующих его книг.
Третий этап — научиться воспринимать текст за пределами понимания отдельных слов. Опытные читатели способны соотносить читаемое с контекстом и со своими знаниями о мире. Они автоматически делают логические выводы и применяют разные стратегии, упрощающие чтение. Таким образом, для развития понимания при чтении особенно важны три компонента:
- знание (орфографической системы, слов, жизненный опыт);
- обработка информации, или использование знаний в процессе чтения;
- общие когнитивные ресурсы, в частности рабочая память.
Каждый следующий шаг основан на предыдущих. Знания о том, как формируется навык чтения, должны быть общедоступны и в идеале применяться в образовании.
Еще на
эту тему
О чем мы можем узнать из средневековых рукописных текстов
Интервью с медиевистом Олегом Воскобойниковым на канале «Основа»
Как лучше описывать разговорную лексику в словарях
Лингвисты обсуждают проблемы лексикографического представления диалектизмов, регионализмов, феминитивов и «жестовых» слов
Общение в интернете происходит на особом устно-письменном языке
Его отличия от разговорного языка и от обычного письменного анализируются в статье Натальи Клушиной
До последней запятой… и точка! Что нам говорят о знаках препинания устойчивые разговорные выражения?
Вышел пятый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год
«Не лучше ли было хоть немного прояснить фразу?» Переиздана книга Норы Галь
«Слово живое и мертвое» об искусстве перевода и редакторском мастерстве не теряет актуальности