Как дети учатся читать и что нам говорит об этом наука
О трех важных этапах, которые проходит ребенок, когда он учится читать, рассказывает статья онлайн-журнала «Системный Блокъ».
На первом этапе необходимо научить детей устанавливать соответствия между буквами и звуками. Ребенок должен знать все буквы и иметь хорошие навыки сложной фонематической обработки, чтобы успешно распознать слово в письменном виде. Помочь в этом может системное обучение звуковому методу (phonics). Практика британских школ показывает, что внедрение этого метода в образование помогает научиться читать в том числе незнакомые слова — еще один шаг к свободному чтению.
Второй этап — умение эффективно читать слова. Пока ребенок тратит много усилий на восприятие слов по отдельности, у него не хватает ресурсов для понимания цельного текста. Взрослые и опытные читатели уже могут не декодировать слова (то есть не устанавливать соответствие между буквами и звуками), а использовать прямой доступ к значению слова от его орфографического представления. Чтобы развить этот навык, важно многократное прочтение слов в разных контекстах. Также необходима внутренняя мотивация к чтению путем предоставления ребенку возможности выбора интересующих его книг.
Третий этап — научиться воспринимать текст за пределами понимания отдельных слов. Опытные читатели способны соотносить читаемое с контекстом и со своими знаниями о мире. Они автоматически делают логические выводы и применяют разные стратегии, упрощающие чтение. Таким образом, для развития понимания при чтении особенно важны три компонента:
- знание (орфографической системы, слов, жизненный опыт);
- обработка информации, или использование знаний в процессе чтения;
- общие когнитивные ресурсы, в частности рабочая память.
Каждый следующий шаг основан на предыдущих. Знания о том, как формируется навык чтения, должны быть общедоступны и в идеале применяться в образовании.
Еще на
эту тему
Как измерить сложность и сбалансированность языка в учебниках?
Об этом — статья Антонины Лапошиной и Марии Лебедевой в журнале «Русский язык в школе»
Ненецкий счет, русское яканье и экзотический язык Новой Гвинеи на портале «Элементы»
Решение лингвистических задач позволяет нелингвистам больше узнать об устройстве языка
Как чаще всего возникали неологизмы в коронавирусную эпоху
Словообразование и фразеология в шестом номере журнала «Русская речь» за 2024 год
Смех не без причины: лингвисты изучили языковые особенности «пирожков» и «порошков»
Новая книга Максима Кронгауза и Марии Ковшовой рассказывает об интернет-поэзии
Что говорили на Первом евразийском конгрессе лингвистов о языковой политике, языковых изменениях и функции языка
Обзор четырех событий конгресса, которые могут быть интересны и неспециалистам