Как дети учатся читать и что нам говорит об этом наука
О трех важных этапах, которые проходит ребенок, когда он учится читать, рассказывает статья онлайн-журнала «Системный Блокъ».
На первом этапе необходимо научить детей устанавливать соответствия между буквами и звуками. Ребенок должен знать все буквы и иметь хорошие навыки сложной фонематической обработки, чтобы успешно распознать слово в письменном виде. Помочь в этом может системное обучение звуковому методу (phonics). Практика британских школ показывает, что внедрение этого метода в образование помогает научиться читать в том числе незнакомые слова — еще один шаг к свободному чтению.
Второй этап — умение эффективно читать слова. Пока ребенок тратит много усилий на восприятие слов по отдельности, у него не хватает ресурсов для понимания цельного текста. Взрослые и опытные читатели уже могут не декодировать слова (то есть не устанавливать соответствие между буквами и звуками), а использовать прямой доступ к значению слова от его орфографического представления. Чтобы развить этот навык, важно многократное прочтение слов в разных контекстах. Также необходима внутренняя мотивация к чтению путем предоставления ребенку возможности выбора интересующих его книг.
Третий этап — научиться воспринимать текст за пределами понимания отдельных слов. Опытные читатели способны соотносить читаемое с контекстом и со своими знаниями о мире. Они автоматически делают логические выводы и применяют разные стратегии, упрощающие чтение. Таким образом, для развития понимания при чтении особенно важны три компонента:
- знание (орфографической системы, слов, жизненный опыт);
- обработка информации, или использование знаний в процессе чтения;
- общие когнитивные ресурсы, в частности рабочая память.
Каждый следующий шаг основан на предыдущих. Знания о том, как формируется навык чтения, должны быть общедоступны и в идеале применяться в образовании.
Еще на
эту тему
На телеканале ОТР обсуждали засилье иностранных слов
Если убрать из русского языка все заимствования, то от него ничего не останется?
Как будет выглядеть карта языков России?
Интервью лингвиста Юрия Корякова сайту Русского географического общества
Чем отличаются по смыслу слова «знакомый», «друг» и «товарищ» в языке Пушкина?
Вышел в свет третий номер «Вестника Московского университета» за 2024 год
«Говорим по-русски!»: в правилах русской пунктуации есть пробелы
Лингвист Мария Ровинская о том, почему запятые все-таки нужны
«Русская речь»: правила обособления определительных оборотов
Вышел в свет третий номер журнала за 2024 год