Исследование «Дзена» и Грамоты: специалисты из сфер ИТ и рекламы больше других уверены в своей грамотности
24 сентября в некоторых странах, в том числе и в России, отмечается День пунктуации. Его цель — привлечь внимание пишущих к тому, какую существенную роль знаки препинания играют в письменной речи, какой вклад они вносят в вежливую и эффективную коммуникацию.
К этой дате был приурочен опрос, проведенный контентной платформой «Дзен» совместно с Грамотой. Вопросы, на которые ответили более 1200 человек, касались не только пунктуации, но и самых раздражающих ошибок, оценки собственной грамотности и способов ее поддержания.
Более половины (58%) россиян отметили, что знают правила орфографии и пунктуации, но иногда могут допускать ошибки. 18% респондентов утверждают, что пишут без ошибок. Еще 24% опрошенных рассказали, что плохо знакомы с правилами.
В своей грамотности чаще уверены россияне, которые работают в сфере ИТ, торговле, маркетинге и рекламе. Треть айтишников и 23% рекламщиков рассказали, что отлично знают все правила грамматики и пунктуации. Больше других сомневаются в своих познаниях те, кто занимается производством и продажей товаров повседневного спроса: 75% из них отметили, что плохо знакомы с правилами.
Наиболее распространенный вид ошибок, который замечает за собой треть опрошенных, — использование лишних букв (например, дермантин, учавствовать).
На втором месте –– неправильное согласование прилагательного с существительным (например, новая тюль). Такие ошибки совершают 27% россиян. А вот неправильную постановку ударений признаёт за собой только каждый пятый.
Самой раздражающей ошибкой оказалось использование просторечных форм местоимений (например, ихний вместо их). Ее отметила треть опрошенных. Неправильная постановка ударений раздражает 27% респондентов. Каждого четвертого выводит из себя использование неверных форм глаголов –– например, ложить вместо класть.
Грамотную речь ценит 51% опрошенных, а 30% утверждают, что не обращают внимания на ошибки собеседника.
Остальные затруднились ответить, насколько для них важно применение правил в речи и на письме.
Большинство респондентов считает, что об интеллектуальных способностях нельзя судить только по грамотной речи. Такой ответ выбрали 35% опрошенных. Для трети она служит явным признаком высокого интеллекта. 16% заявили, что знание правил и умение их применять вообще никак не связаны с умственными способностями.
Треть участников отметили, что читают публикации о русском языке, если им попадаются интересные материалы в СМИ или на контентных платформах, а 22% россиян подписаны на тематических авторов.
40% респондентов повышают грамотность текстов с помощью автокорректоров.
16% россиян сохраняют грамотность благодаря чтению художественной или деловой литературы. На уровень грамотности 12% опрошенных сильно влияет рабочая среда. Столько же респондентов отметили влияние общения с грамотными людьми.
Для правильной расстановки знаков препинания 15% опрошенных используют автокорректоры. Больше трети респондентов ответили, что применяют пунктуационные правила русского языка.
12% опрошенных вообще не используют знаки препинания, а 27% руководствуются при их расстановке собственными ощущениями.
Эксперты Грамоты обращают внимание на то, что результаты отражают субъективное мнение опрошенных и не позволяют объективно оценить уровень грамотности населения. Тем не менее очевидно, что пунктуация остается для многих сложной зоной русского правописания: меньшинство знает правила и использует их на практике, а четверть ставит знаки препинания по наитию или не ставит вовсе.
Большинство ошибок в области пунктуации связано с тем, что пишущие не понимают самого главного: знаки препинания, по словам Чехова, — это «ноты письма». Именно с помощью знаков препинания пишущий обозначает интонацию своего высказывания, показывает паузы, выделяет фрагменты структуры предложения и может изменить его смысл. Сравнить хотя бы: поставить статую золотую, пику держащую и поставить статую, золотую пику держащую.
Еще на
эту тему
Мнемонические фразы помогают легче извлекать из памяти правила русского языка
Иван родил девчонку или рубил дрова?
Миф о врожденной грамотности и правда о тех, кто пишет без ошибок
Как развить в себе орфографические суперспособности
Проблема лишних запятых: как соотносятся правила пунктуации и привычки пишущих
Обзор ошибок участников Тотального диктанта