Подсказки для поиска
Назовите ваше слово года!
Кто станет кандидатом

Исследование: билингвы обладают более эффективным мозгом

У билингвов, которые изучили второй язык в раннем детстве, сетевая структура мозга устроена эффективнее. К такому выводу пришли исследователи из Монреальского неврологического института при Университете Макгилла, Оттавского университета (Канада) и Сарагосского университета (Испания).

Чтобы понять суть этого вывода, стоит разобраться в том, что здесь понимается под эффективностью. Если говорить упрощенно, глобальная эффективность сети определяется тем, насколько удобно в ней организован обмен информацией. Например, если в сети (в данном случае — в сети связей между нейронами и целыми участками мозга) есть много ненужных дублирующих путей; если, наоборот, информация передается в основном по перегруженным информацией «магистралям»; если разные части мозга имеют неплохую внутреннюю связность, но плохо взаимодействуют друг с другом — все это говорит о низкой эффективности сети.

Эффективная сетевая структура мозга повышает вероятность того, что человек будет быстро ориентироваться в новых данных, находить общие закономерности и хорошо усваивать информацию.

151 участник эксперимента говорил либо на французском, либо на английском, либо на обоих языках; исследователи зафиксировали возраст, в котором они выучили второй язык. Мозг участников сканировали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) в состоянии покоя, чтобы построить карту связей между всеми отделами мозга.

Сканирование показало, что у двуязычных участников связность между областями мозга была выше, чем у моноязычных, и эта связь была сильнее у тех, кто выучил второй язык в более раннем возрасте.

Особенно выраженной была связь между мозжечком и левой лобной долей коры головного мозга. Левая лобная доля отвечает за функции, связанные с речью, памятью и вниманием. Улучшенная связь с мозжечком может способствовать более эффективной интеграции сенсорной информации и когнитивных процессов. Кроме того, мозжечок участвует в процессах обучения и адаптации, особенно применительно к моторным навыкам. Связь с левой лобной долей может улучшить способность осваивать новые движения и адаптироваться к новым ситуациям.

«Наша работа показывает, что изучение второго языка в детстве помогает создать более эффективную организацию мозга с точки зрения функциональных связей, — прокомментировал результаты Зевс Грасия-Табуэнка, ведущий автор исследования. — Чем раньше был получен опыт изучения второго языка, тем больше областей мозга обладают нейропластичностью. Именно поэтому мы наблюдаем более высокую связь мозжечка с корой головного мозга при более раннем знакомстве со вторым языком».

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Билингвальному ребенку нужно создать в школе правильную среду, чтобы двуязычие стало его преимуществом

Об этом Мария Лебедева говорила в ходе дискуссии «Родные языки в современном образовательном пространстве»

Билингвы лучше справляются с отсечением посторонней информации

Еще одно преимущество владения несколькими языками

Билингвы могут иметь преимущества в работе памяти

Это касается задач, связанных с запоминанием увиденных объектов

все публикации

Как эвфемизмы в рекламе влияют на наше поведение

«Спецпредложение» звучит более заманчиво, чем «скидка»

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Опять запятые! Сложный пунктуационный тест

Десять цитат из русской классики, которые нужно написать без ошибок

Михаил Штудинер не спешит изгонять из языка то, что в нем еще живо

Автор «Словаря трудностей русского языка» — об объективном характере нормы и ее субъективной фиксации

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Новое образование для «нового человека»: как учили грамоте в советской школе сто лет назад

31 августа исполняется сто лет декрету о всеобщем начальном обучении в РСФСР

Язык и пространство: что находится в центре мира?

Реки, горы и стороны света могут быть встроены в языковую систему координат, объясняет Валерий Шульгинов

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

Как философы пытались создать идеальные языки

Продуманные, точные — но абсолютно непригодные для общения

Чем речовка лучше речевки? Три переменчивых неологизма XX века 

Раньше слова «речовка», «плащовка» и «мелочовка» писались по-другому

От пашни до веб-сайта: что верстает верстальщик?

В истории названия распространенной современной профессии разбиралась лингвист Ирина Фуфаева

В издательстве МИФ вышла книга о книгах

Как создавали, распространяли и запрещали книги

Андрей Кибрик о русскоязычных жителях Аляски и особенностях их диалекта

Сохранить аляскинский русский невозможно, но необходимо его документировать

Чем нас привлекает общение с языковыми моделями

Чат-бот может быть удобным собеседником, но для некоторых людей это удобство чревато проблемами

В научном сообществе исследование обсценных слов находится под запретом

Так считают авторы заметок о русском мате Анатолий Баранов и Дмитрий Добровольский

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше