Исследование: билингвы обладают более эффективным мозгом
У билингвов, которые изучили второй язык в раннем детстве, сетевая структура мозга устроена эффективнее. К такому выводу пришли исследователи из Монреальского неврологического института при Университете Макгилла, Оттавского университета (Канада) и Сарагосского университета (Испания).
Чтобы понять суть этого вывода, стоит разобраться в том, что здесь понимается под эффективностью. Если говорить упрощенно, глобальная эффективность сети определяется тем, насколько удобно в ней организован обмен информацией. Например, если в сети (в данном случае — в сети связей между нейронами и целыми участками мозга) есть много ненужных дублирующих путей; если, наоборот, информация передается в основном по перегруженным информацией «магистралям»; если разные части мозга имеют неплохую внутреннюю связность, но плохо взаимодействуют друг с другом — все это говорит о низкой эффективности сети.
Эффективная сетевая структура мозга повышает вероятность того, что человек будет быстро ориентироваться в новых данных, находить общие закономерности и хорошо усваивать информацию.
151 участник эксперимента говорил либо на французском, либо на английском, либо на обоих языках; исследователи зафиксировали возраст, в котором они выучили второй язык. Мозг участников сканировали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) в состоянии покоя, чтобы построить карту связей между всеми отделами мозга.
Сканирование показало, что у двуязычных участников связность между областями мозга была выше, чем у моноязычных, и эта связь была сильнее у тех, кто выучил второй язык в более раннем возрасте.
Особенно выраженной была связь между мозжечком и левой лобной долей коры головного мозга. Левая лобная доля отвечает за функции, связанные с речью, памятью и вниманием. Улучшенная связь с мозжечком может способствовать более эффективной интеграции сенсорной информации и когнитивных процессов. Кроме того, мозжечок участвует в процессах обучения и адаптации, особенно применительно к моторным навыкам. Связь с левой лобной долей может улучшить способность осваивать новые движения и адаптироваться к новым ситуациям.
«Наша работа показывает, что изучение второго языка в детстве помогает создать более эффективную организацию мозга с точки зрения функциональных связей, — прокомментировал результаты Зевс Грасия-Табуэнка, ведущий автор исследования. — Чем раньше был получен опыт изучения второго языка, тем больше областей мозга обладают нейропластичностью. Именно поэтому мы наблюдаем более высокую связь мозжечка с корой головного мозга при более раннем знакомстве со вторым языком».
Еще на
эту тему
Билингвальному ребенку нужно создать в школе правильную среду, чтобы двуязычие стало его преимуществом
Об этом Мария Лебедева говорила в ходе дискуссии «Родные языки в современном образовательном пространстве»
Билингвы лучше справляются с отсечением посторонней информации
Еще одно преимущество владения несколькими языками
Билингвы могут иметь преимущества в работе памяти
Это касается задач, связанных с запоминанием увиденных объектов